УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Администрации

города Королёва Московской области
от 10.09.2013 No 426-РА





Методические рекомендации

по разработке муниципальных программ

города Королёва Московской области

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по разработке муниципальных
программ города Королёва Московской области (далее - Методические
рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком принятия решений о
разработке муниципальных программ города Королёва Московской области, их
формировании, реализации и оценки эффективности, утвержденным
постановлением Администрации города Королёва Московской области от
03.09.2013 No 1690 (далее - Порядок).

1.2. Методические рекомендации устанавливают требования к организации
процесса разработки муниципальных программ города Королёва Московской
области (далее - муниципальные программы), обеспечивают системность и
соответствие разработанных проектов муниципальных программ требованиям
нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и
Администрации города Королёва.

1.3.Методические рекомендации предназначены для отраслевых
(функциональных) органов Администрации города, муниципальных учреждений
и иных организаций, привлекаемых для разработки, экспертизы и реализации
муниципальных программ (подпрограмм).

1.4.Разработка муниципальных программ осуществляется исходя

из принципов:

учета приоритетов и целей социально-экономического развития города;

максимального охвата расходов городского бюджета в рамках муниципальных
программ;

установления для муниципальных программ измеримых результатов

их реализации (конечных и непосредственных результатов);

определения координатора, ответственного за реализацию муниципальной
программы, из числа первого заместителя, заместителей руководителя
Администрации города Королёва Московской области;

наличия у участников реализации муниципальной программы
полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной
программы;

проведения регулярной оценки результативности и эффективности
реализации муниципальных программ.

1.5. Мероприятия долгосрочных целевых программ города Королёва
Московской области, реализацию которых планируется осуществлять в 2014 и
последующих годах, подлежат включению в соответствующую муниципальную
программу.

1.6. В муниципальную программу включаются все мероприятия, которые
планируется осуществлять за счет средств городского бюджета.

1.7. Цели, задачи и сроки реализации муниципальной программы
указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих
Методических рекомендаций и должны соответствовать описанию их в
текстовой части муниципальной программы.

1.8. Расходы на обеспечение деятельности отраслевых (функциональных)
органов Администрации города рекомендуется формировать в рамках
отдельных подпрограмм муниципальных программ.

1.9. В случае использования специальной терминологии для целей
муниципальной программы муниципальный заказчик муниципальной программы
предусматривает в ней определение основных понятий и терминов.

2. Порядок взаимодействия муниципального заказчика муниципальной
программы с муниципальными заказчиками подпрограмм

2.1. Ответственным за разработку и реализацию муниципальной программы в
целом является муниципальной заказчик муниципальной программы.

2.2. Ответственным за разработку и реализацию подпрограммы муниципальной
программы является муниципальный заказчик подпрограммы.

2.3. Муниципальный заказчик подпрограммы разрабатывает подпрограмму и
представляет муниципальному заказчику муниципальной программы:

1) паспорт подпрограммы;

2) краткое описание подпрограммы;

3) планируемые результаты реализации подпрограммы с указанием
количественных и (или) качественных целевых показателей, характеризующих
достижение целей и задач, включая оценку влияния изменения объема
финансирования на изменение значений целевых показателей;

4) перечень мероприятий подпрограммы;

5) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации
подпрограммы;

6) методику расчета значений показателей эффективности реализации
подпрограммы;

2.4. Информация по подпунктам 1 и 2 пункта 2.3 настоящих Методических
рекомендаций включается в текстовую часть муниципальной программы.

2.5. Информация по подпункту 4 пункта 2.3 настоящих Методических
рекомендаций включается в муниципальную программу в качестве отдельного
приложения к подпрограмме.

2.6. Информация по подпунктам 3, 5 и 6 пункта 2.3 настоящих Методических
рекомендаций обобщается муниципальным заказчиком муниципальной программы
с учетом соответствующей информации по всем подпрограммам.

Информация по подпунктам 3 и 5 пункта 2.3 настоящих Методических
рекомендаций включается в муниципальную программу по форме согласно
приложениям No 3 и No 4 к Порядку.

2.7. Полномочия координатора и муниципального заказчика муниципальной
программы устанавливаются Порядком.

2.8. После формирования проекта муниципальной программы муниципальный
заказчик направляет ее для согласования координатору.

2.9. Согласованный координатором проект муниципальной программы
направляется на согласование в заинтересованные отраслевые
(функциональные) органы Администрации города Московской области.

2.10. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Московской
области согласовывают проект муниципальной программы в сроки,
установленные в соответствии с Порядком.

2.11.Согласованный отраслевыми (функциональными) органами Администрации
города проект муниципальной программы направляется на согласование в
Управление экономики и финансово-казначейское управление (далее - ФКУ)
на бумажных носителях и в электронном виде с сопроводительным листом.

Сопроводительный лист к проекту муниципальной программы должен содержать
следующую информацию:

наименование муниципальной программы;

наименование муниципального заказчика;

год составления проекта муниципальной программы;

должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес электронной
почты непосредственного исполнителя;

информация о согласовании проекта муниципальной программы с
координатором.

2.12. Управление экономики и ФКУ рассматривают проект муниципальной
программы и подготавливают заключение по результатам рассмотрения в
сроки, установленные Порядком.

2.13. Раздел муниципальной программы "Порядок взаимодействия
ответственного за выполнение мероприятия подпрограммы с муниципальным
заказчиком программы (подпрограммы)" содержит описание механизма данного
взаимодействия, а также распределение полномочий и ответственности между
муниципальным заказчиком муниципальной программы, муниципальным
заказчиком подпрограммы и исполнителями мероприятий.

В данном разделе указывается порядок координации деятельности
муниципальным заказчиком муниципальной программы, муниципальных
заказчиков подпрограмм и исполнителей, например, через ежеквартальные
или ежегодные совещания, а также статус решений этих совещаний.

3. Требования к заполнению текстовой части

муниципальной программы

3.1. В рамках общей характеристики текущего состояния и прогноза
развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается
проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая
выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации
муниципальной программы, а также анализ социальных,
финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной
программы.

3.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной
программы должна содержать основные показатели уровня развития
соответствующей сферы социально-экономического развития города.

3.3. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического
развития должен определять тенденции ее развития и планируемые
результаты реализации муниципальной программы и подпрограмм с указанием
количественных и (или) качественных целевых показателей.

3.4. Краткое описание подпрограмм должно отражать описание проблемы, на
решение которой направлена реализация подпрограммы, описание ее целей и
задач, а также ее влияние и вклад в достижение цели муниципальной
программы.

4. Требования к формулированию целей и задач

муниципальной программы и подпрограмм

4.1. Цель муниципальной программы должна соответствовать приоритетам
государственной политики в сфере реализации муниципальной программы и
отражать конечные результаты реализации муниципальной программы. Для
одной муниципальной программы рекомендуется формулировать одну цель.

4.2. Формулировке цели предшествует анализ текущего состояния
соответствующей сферы социально-экономического развития и определение
проблемы, которую предполагается решить в результате реализации
муниципальной программы и ее количественных характеристик.

Цель должна обладать следующими свойствами:

специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации
муниципальной программы);

конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки,
допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

измеримость (достижение цели можно проверить);

достижимость (цель должна быть достижима за период реализации
муниципальной программы);

релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным
результатам реализации муниципальной программы).

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать
указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются
следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств

и методов ее достижения.

Цели и задачи формулируются, в том числе, в соответствии с требованиями
Указов Президента Российской Федерации, направленных на
совершенствование государственной политики в сферах реализации
муниципальной программ.

4.3. Задача программы определяет конечный результат реализации
совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных
функций, в рамках достижения цели реализации муниципальной программы.

Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны

для достижения соответствующей цели.

Задачи представляют собой направления и способы деятельности,
обеспечивающие достижение поставленной цели за период реализации
муниципальной программы.

Формулировки задач должны вытекать из проблем, препятствующих достижению
цели, выявленных на этапе анализа.

Правильное определение и построение цели, задач и мероприятий
предполагает наличие "разветвления" на каждом из уровней, то есть цель
подразумевает решение нескольких задач, задача предполагает
осуществление нескольких мероприятий.

4.4. Требования к формулированию целей и задач подпрограмм аналогичны
требованиям, предъявляемым к формулированию цели и задач муниципальной
программы.

5. Требования к показателям муниципальной

программы (подпрограммы)

5.1. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать
следующим требованиям:

адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать
прогресс в достижении цели или решении задачи);

точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному
представлению о результатах реализации муниципальной программы
(подпрограммы);

достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен
допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе
независимого мониторинга и оценки муниципальной программы
(подпрограммы);

сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя

из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения

их сопоставимости за отдельные периоды;

экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально
возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной
степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать

со строго определенной периодичностью (для использования в целях
мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в
год).

5.2. Показатели муниципальной программы (подпрограммы) должны
характеризовать достижение цели муниципальной программы, обеспечивать
возможность проверки и подтверждения достижения и решения целей и задач.

Следует привести обоснование состава и значений показателей
(индикаторов), включая оценку влияния изменения объема финансирования
на изменение значений целевых показателей (по форме согласно приложению
No 6 к Порядку).

Данная информация необходима для последующего рассмотрения и
корректировки показателей и объемов финансирования в ходе утверждения
городского бюджета.

При этом для подпрограмм, направленных на обеспечение деятельности
отраслевых (функциональных) органов Администрации города Королёва
Московской области, органов местного самоуправления, указанное
приложение не заполняется.

5.3. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам
количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным
методикам.

Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная,
месячная) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало
отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).

-



H

z

|

~

-



H

~

И

??????.?~

?

?

Ж

И

?

.реквизиты нормативного правового акта, которым утверждены формы
отчетности, используемые при формировании статистического показателя.

Алгоритм формирования показателя представляет собой методику
количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые
пояснения к ней.

Пояснения к показателю должны отражать его наименование, единицу
измерения, рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений
показателя.

Значение базового показателя рекомендуется определять, в том числе на
основе общепринятых статистических показателей (численность населения и
др.) по отчетному финансовому году.

При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации
муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику
планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации
муниципальной программы.

Такая характеристика должна включать обоснование:

изменения состояния сферы реализации муниципальной программы,

а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы
(положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации муниципальной программы.

5.4. При подготовке муниципальной программы необходимо учитывать
показатели, предусмотренные в соответствии с требованиями HYPERLINK
consultantplus://offline/ref=2A3BFA7CA548E41078377E39437951554CB921A4EA8
DBBD2B981F243DAvBo5G Указ ов Президента Российской Федерации:

от 07.05.2012 No 596 "О долгосрочной государственной
экономической политике";

от 07.05.2012 No 597 "О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики";

от 07.05.2012 No 598 "О совершенствовании государственной HYPERLINK
consultantplus://offline/ref=D6DB182FDB7DA98C23EA4990D7AAFEA731CAFAFAC32
B41AAC57A2DA67D69DD3311A75B26FEDF04F1SBUFK политики в сфере
здравоохранения";

от 07.05.2012 No 599 "О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки";

от 07.05.2012 No 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской
Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества
жилищно-коммунальных услуг";

от 07.05.2012 No 601 "Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления";

от 07.05.2012 No 606 "О мерах по реализации демографической политики
Российской Федерации";

от 01.06.2012 No 761 "О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы";

от 28.04.2008 No 607 (ред. 14.10.2012 г.) "Об оценке эффективности
деятельности органов местного самоуправления городских округов и
муниципальных районов";

от 28.12.2012 No 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной
политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей".

5.5. В случае оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг
юридическим и (или) физическим лицам в рамках муниципальной программы в
нее включается прогноз сводных показателей муниципальных заданий по
годам реализации муниципальной программы по форме, согласно приложению
No 3 к Порядку формирования и финансового обеспечения выполнения
муниципального задания муниципальными учреждениями города Королёва
Московской области, утвержденному постановлением Администрации города
Королёва Московской области от 30.12.2010 No 70.



6. Требования к Перечню мероприятий

муниципальной программы

6.1. Информация об основных мероприятиях подпрограмм муниципальной
программы отражается по форме согласно приложению 5 к Порядку.

6.2. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность
контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять
систему контроля и отчетности.

Перечень мероприятий должен обладать свойством, в соответствии с которым
при исключении из перечня одного мероприятия решение задачи
представляется невозможным.

При этом перечень мероприятий должен отражать наиболее экономичный
способ решения задачи.

Наименования мероприятий формулируются как дробные действия
определенного содержания и масштаба.

6.3. Наименование мероприятия должно позволять:

оценить потенциальное воздействие осуществления мероприятия на решение
задачи;

составить представление об объеме расходов, необходимом для
осуществления мероприятия.

6.4. Формулировку мероприятия должны отличать конкретность и
количественные характеристики.

В случае если указание в наименовании мероприятия всех параметров,
которые позволяют оценить его стоимость, ведет к чрезмерному удлинению и
усложнению наименования мероприятия, то часть параметров целесообразно
отразить в поясняющих материалах, содержащих обоснование расходов на
осуществление программных материалов.

6.5. При формировании перечня мероприятий подпрограммы муниципальной
программы указывается также перечень стандартных процедур,
обеспечивающих выполнение мероприятия с указанием предельных сроков их
исполнения (проведение процедур размещения муниципального заказа). При
этом предельный срок исполнения данных процедур указывается с точностью
до месяца.

6.6. Планируемый объем финансовых средств на реализацию муниципальной
программы включает в себя бюджетные ассигнования на реализацию
подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, из
федерального бюджета, бюджета Московской области, городского бюджета и
внебюджетные источники.

Планируемый объем финансовых средств указывается в целых числах в
тысячах рублей.

Планируемый объем финансовых средств на реализацию муниципальной
программы указывается по муниципальной программе в целом, по каждой
подпрограмме муниципальной программы по годам реализации и мероприятиям
муниципальной программы.

Для мероприятий долгосрочных целевых программ города, включенных в
муниципальную программу в соответствии с пунктом 1.5 настоящих
Методических рекомендаций, рекомендуется дополнительно указывать объем
финансовых средств за предшествующий финансовый год реализации
мероприятия (в рамках долгосрочной целевой программы города) для
обеспечения сопоставимости и анализа расходов.

6.7. Каждое мероприятие муниципальной программы, финансируемое за счет
бюджетных средств, необходимо формировать с учетом возможности его
соотнесения с конкретным кодом бюджетной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации.

В случае невозможности детализации соответствующего мероприятия в
Перечне мероприятий муниципальной программы, необходимо в текстовой
части муниципальной программы отразить механизмы реализации данного
мероприятия, в том числе детализировав по бюджетным ассигнованиям.

7. Требования к обоснованию объема финансовых ресурсов,

необходимых для реализации мероприятий

муниципальной программы (подпрограммы)

7.1. Информация об обосновании объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы)
представляется по годам реализации муниципальной программы по форме
согласно приложению No 4 к Порядку.

7.2. Планируемые объемы финансовых ресурсов на реализацию
муниципальной программы указываются в текущих ценах соответствующего
финансового года, в течение которых планируется реализовать
муниципальной программу.

Объемы расходов на осуществление мероприятий, обеспечиваемых за счет
средств бюджета города Королёва Московской области, определяются исходя
из расчетов, обоснований и иных данных, представляемых субъектами
бюджетного планирования в соответствии с Порядком составления проекта
бюджета города Королёва Московской области на очередной финансовый год
(очередной финансовый год и плановый период), а также Порядком
планирования бюджетных ассигнований бюджета города Королёва Московской
области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый
период),утвержденными Администрацией города Королёва Московской области.


Соответствующие материалы представляются в ФКУ одновременно с проектом
муниципальной программы в сроки, установленные Порядком.

Объемы расходов на осуществление мероприятий, финансирование
(софинансирование) которых, не предусматривается за счет средств бюджета
города Королёва Московской области, определяются одним из следующих
способов:

прямой (сметный) - путем калькуляции затрат;

нормативный - на основе норм и нормативов, утвержденных в
соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации,
Московской области и города Королёва Московской области;

плановый - в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Московской области или города Королёва Московской области
договорами, соглашениями, определяющими расходные обязательства
Московской области.

методом индексации - путем индексации текущего (отчетного) финансового
года на уровень инфляции или иной коэффициент, устанавливаемый
действующим законодательством;

аналоговый - в качестве затрат принимаются расходы на аналогичные
мероприятия в других муниципальных программах;

экспертный - величина расходов определяется экспертными методами.

Выбор способа расчета определяется исходя из имеющейся информации,
позволяющей произвести расчет.

7.3. Планируемый объем финансовых средств на осуществление программных
мероприятий за счет средств бюджета города Королёва Московской области
должен формироваться в рамках, доведенных до главных распорядителей
средств бюджета города Королёва Московской области, проектировок
предельных объемов средств бюджета города Королёва Московской области.

7.4. В соответствии с требованиями Порядка в данном разделе должны быть
приведены сведения об объеме возникающих эксплуатационных расходов в
связи с реализацией мероприятий муниципальной программы, в разбивке по
соответствующим расходным обязательствам (плановый объем текущих
расходов будущих периодов).

Расчет объема планируемых к возникновению эксплуатационных расходов
осуществляется одним из следующих способов:

1) корректировка на индексы роста цен расходов на аналогичные
программные мероприятия;

2) расчет расходов по отдельным товарам, работам, услугам, приобретение
которых станет необходимым в связи с осуществлением мероприятия;

3) нормативный счет путем определения объема эксплуатационных расходов
как части от стоимости осуществления мероприятия, приобретения
оборудования или иной расчетной базы;

4) корректировка сложившегося объема эксплуатационных расходов в
отношении аналогичных объектов эксплуатации на индексы цен и количество
объектов эксплуатации.

8. Требования к составу, формам и срокам представления

отчетности о реализации мероприятий муниципальной программы
(подпрограммы)

8.1. Муниципальные заказчики подпрограмм формируют отчет о реализации
подпрограммы, в том числе с учетом информации полученной от
ответственных за выполнение мероприятий, и представляют его
муниципальному заказчику муниципальной программы.

8.2. Муниципальный заказчик муниципальной программы с учетом информации,
полученной от муниципальных заказчиков подпрограмм (ответственных за
выполнение мероприятий), формирует Сводный отчет о реализации
муниципальной программы и представляет в Управление экономики по форме
(на бумажном и электронном носителях (в формате Еxcel) и в сроки,
установленные в соответствии с Порядком.

8.3. Отчет имеет следующую структуру:

1) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые
за отчетный год:

основные результаты, достигнутые в отчетном году (с указанием
количественных и качественных показателей);

характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение
целей муниципальной программы;

сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной
программы, подпрограмм муниципальной программы;

запланированные, но не достигнутые результаты с указанием
нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;

анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

2) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета города
Королёва Московской области и иных средств на реализацию мероприятий
муниципальной программы:

запланированные объемы финансовых средств на текущий год;

фактические расходы на дату представления отчета;

предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований с
обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность
реализации муниципальной программы;

3) информация об изменениях, внесенных муниципальным заказчиком
муниципальной программы (подпрограммы) в муниципальную программу
(подпрограмму) (перечень изменений, внесенных муниципальным заказчиком
муниципальной программы (подпрограммы) в муниципальную программу
(подпрограмму), их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных
правовых актов);

4) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.

8.4. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной
программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние
на основные параметры муниципальной программы, в отчет включаются
предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их
обоснование.

8.5. Сопроводительный лист к отчету должен содержать следующую
информацию:

наименование муниципальной программы;

наименование муниципального заказчика муниципальной программы;

отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);

дата составления отчета;

должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес
непосредственного исполнителя.

Сопроводительный лист подписывается муниципальным заказчиком
муниципальной программы.

________

PAGE 11

PAGE 11


adm679pa pril679pa adm639pa