УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации города Королёва Московской области
от_____________2012 г. ?______





Долгосрочная целевая программа города Королёва Московской области
<<Профилактика безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних в городе Королёве Московской области на 2012-2015 годы>>


1. Паспорт Программы

Наименование разделов
Краткое содержание
Наименование Программы
Долгосрочная целевая программа города Королёва Московской области <<Профилактика безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних в городе Королёве Московской области>> на 2012-2015 годы>> (далее Программа)
Основание для разработки Программы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации,
- Федеральные законы <<Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации>>, <<Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних>>;
- Законы Московской области <<О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области>>; <<О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области>>, <<О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области>>;
- Устав города Королёва Московской области;
- постановления Администрации города Королёва Московской области от 05.11.2009 ? 18 <<Об утверждении Порядка принятия решений о разработке целевых программ муниципального образования <<Город Королёв Московской области>>, их формирования и реализации>>, от 19.04.2012 ? 676 <<О разработке долгосрочной целевой программы города Королёва Московской области <<Профилактика безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних в городе Королёве Московской области на 2012-2015 годы>>,
Муниципальный заказчик Программы
Администрация города Королёва Московской области
Разработчик Программы
Администрация города Королёва Московской области
Цели Программы
1) Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- направление социальных, правовых, педагогических и иных мер на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
2) Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних:
- направление комплекса согласованных действий, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными объединениями, организациями и гражданами на защиту несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости, выявление и устранение причин, способствующих потреблению алкоголесодержащих веществ несовершеннолетними, и пропаганду здорового образа жизни.
3) Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних:
- направление совокупности мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании.
Задачи программы
Для достижения целей настоящей Программы необходимо решение следующих задач:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
5) информирование несовершеннолетних, родителей (законных представителей), иных граждан и организаций о недопустимости потребления алкоголесодержащих веществ несовершеннолетними;
6) ограничение проведения мероприятий, содействующих потреблению алкоголесодержащих веществ;
7) оказание несовершеннолетним консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
8) выявление несовершеннолетних, употребляющих алкоголесодержащие вещества, и несовершеннолетних, имеющих алкогольную зависимость;
9) создание системы комплексной профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области;
10) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
11) развитие и укрепление взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании;
12) создание системы выявления на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, больных наркоманией и токсикоманией;
13) совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;
14) проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также незаконному культивированию наркосодержащих растений.
Сроки реализации Программы
2012-2015 гг.
Исполнители Программы
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области, Городской комитет образования Администрации города Королёва Московской области, Комитет по здравоохранению Администрации города Королёва Московской области, Отдел по делам молодежи, семьи и детства Администрации города Королёва Московской области, Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России <<Королевское>> (далее МУ МВД России <<Королевское>>), Королёвское Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (далее Королёвское Управление социальной защиты населения), Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Королёвский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних <<Забота>>, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования учебно-методический образовательный центр <<Центр психолого-педагогической поддержки и реабилитации>>, Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Королёв, Государственное казённое учреждение Московской области Королёвский центр занятости населения, средства массовой информации.
Объемы и источники финансирования Программы
Для реализации Программных мероприятий финансирования не требуется

Планируемые качественные и количественные показатели эффективности реализации Программы


Реализация данной Программы позволит:
- повысить уровень эффективности системы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные организации;
- снизить рост количества правонарушений на 12%, совершаемых несовершеннолетними, снизить количество преступлений на 25%, в то числе связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- создать систему мониторинга правонарушений несовершеннолетних, а также распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;
- позволит совершенствовать систему, направленную на профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- усилить контроль за миграцией семей, имеющих несовершеннолетних детей и не надлежаще исполняющих родительские обязанности по содержанию, воспитанию их обучению;
- повысить качественный уровень проведения комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений несовершеннолетних;
- позволит проводить профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетних, не имеющих опыта употребления алкоголесодержащих и наркотических веществ, а также несовершеннолетних, у которых не возникла физическая и психическая зависимость от употребления наркотиков, алкоголесодержащих веществ.


2. Характеристика проблемы в рассматриваемой сфере и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы

Основой для разработки Программы являются анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно опасных деяний, употребление спиртных напитков, токсических, психотропных и наркотических веществ, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, склонных к совершению антиобщественных действий.
В городе Королёве Московской области создана и работает система профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Данную работу координирует Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Королёва Московской области.
На территории города в течение 2009-2011 г.г. действовала городская целевая программа <<Защита прав и законных интересов несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Королёве Московской области на 2009-2011 годы>>, утверждённая решением Советом депутатов Города Королёва Московской области от 17.06.09 ? 435/68 г.
В ходе реализации данной Программы выполнены мероприятия, направленные на комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современном обществе. Созданы условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Создана система социальных правовых, психолого-педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на территории города Королёва Московской области.
Своевременное выявление детей и семей <<группы риска>> позволяет всем субъектам профилактики на ранней стадии организовать с ними межведомственную социально-реабилитационную и психолого-педагогическую работу.
Отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области, сопровождающем деятельность комиссии, проводятся персонифицированные сверки данных о несовершеннолетних:
- между следствием и комиссией - о несовершеннолетних, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений;
- между филиалом по городу Королёву ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области (далее УИИ) и комиссиями - о несовершеннолетних, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- между подразделением внутренних дел межмуниципального управления Министерства внутренних дел России <<Королевское>> (далее ПДН МУ МВД России <<Королевское>>) и комиссией - о несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, освобожденных от уголовной ответственности или отбытия наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшихся из учреждений уголовно-исправительной системы и специальных учреждений закрытого типа, амнистированных (помилованных).
Однако, ситуация на территории города Королёва продолжает оставаться сложной. На основании статистических данных МУ МВД России <<Королевское>> подростковая преступность за последние 5 лет выглядит следующим образом:
год
Количество преступлений
Количество участников преступлений
2007
121
67
2008
67
57
2009
46
49
2010
62
73
2011
36
46
Из приведенных данных следует, что за последние три года несовершеннолетними в среднем совершено 48 преступлений, структура подростковой преступности кардинально не изменилась.
По- прежнему наиболее распространенными являются преступления против собственности и составляют 78% от общего числа. С положительной стороны можно отметить, что преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотиков в 2011 году несовершеннолетними совершено не было.
За 2011 год на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Королёва (далее - Комиссия по делам несовершеннолетних) рассмотрено 597 административных дел, из них 218 дел в отношении несовершеннолетних за совершение различных правонарушений и 379 материалов - в отношении родителей, которые ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности. В 2010 году на заседаниях Комиссии было рассмотрено 560 административных дел, из них 262 - в отношении несовершеннолетних, 298 - в отношении родителей.
Статистические данные за последние 5 лет по административным правонарушениям среди несовершеннолетних выглядят следующим образом:
год
Количество совершенных правонарушений
2007
145
2008
196
2009
258
2010
262
2011
193
В целях предупреждения правонарушений со стороны обучающейся категории несовершеннолетних, повышения эффективности совместной работы образовательных учреждений и МУ МВД России <<Королевское>> в учебных учреждениях города работает 7 школьных инспекторов, за которыми закреплено 14 учебных заведений, из них Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Королёвский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <<Забота>> (далее КСРЦ <<Забота>>), коррекционная школа и 3 учебных заведения среднего звена Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище ? 72 (далее ГОУ НПО ПУ), ГОУ НПО ПУ ? 89, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей ? 26 (далее ГОУ НПО ПЛ). Школьные инспектора строят свою работу согласно разработанному совместному плану, принимают участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, проводят разъяснительные работы на родительских собраниях.
Из общего числа состоящих на учёте в 2011 году несовершеннолетних 255 школьников (2010 г. - 242), 130 учащихся ПУ и других учебных заведений (2010 год -130).
На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2011 году состояло 449 подростков (в 2010 г. - 414); в настоящее время на межведомственном профилактическом учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Королёва состоит 200 неблагополучных семей, в 2010 году состояло 189 семей.
Неблагополучие в семьях является одной из основных причин безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Увеличивается: рост неполных семей; семей с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей; педагогическая несостоятельность родителей; низкий образовательный уровень; отсутствие должного контроля со стороны родителей за поведением своих детей. Немаловажными акцентами являются такие факторы, как злоупотребление родителями спиртными напитками, аморальное поведение, нежелание работать, что отрицательно отражается на воспитании подростков.
С каждым годом растет количество семей, прибывающих из других регионов РФ и стран ближнего зарубежья, где родители заняты работой, а дети предоставлены улице, бесконтрольны, в семьях отсутствует роль родителей в воспитательном процессе.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия мер по противодействию потреблению пагубных веществ и асоциальному поведению.
Эффективной формой работы с детьми и семьями группы риска является комплексный подход к решению данной проблемы путем взаимодействия всех учреждений системы профилактики, обращая особое внимание на реабилитацию и восстановление биологической семьи, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, создание межведомственного банка данных на обозначенные проблемы и просветительная работа среди родителей несовершеннолетних.
Всё это обуславливает необходимость разработки в городе Программы, реализация которой позволит объединить усилия исполнителей Программы в осуществлении прав и законных интересов несовершеннолетних, в организации мероприятий по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия. Сложившаяся ситуация в городе требует также эффективного решения задач профилактики наркомании и токсикомании программными методами в рамках реализации настоящей Программы.



3. Сведения о муниципальном заказчике Программы, разработчиках и исполнителях Программы

Муниципальным заказчиком является Администрация города Королёва Московской области.
Разработчиком Программы является Администрация города Королёва Московской области.
Исполнителями Программы являются:
1. Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области.
2. Городской комитет образования Администрации города Королёва Московской области.
3. Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Королёва Московской области.
4. Королёвское Управление социальной защиты населения.
6. Отдел по делам молодежи, семьи и детства управления по делам молодежи, семьи, детства и социальных отношений Администрации города Королёва Московской области.
7. Комитет по здравоохранению Администрации города Королёва Московской области.
8. Государственное учреждение здравоохранения Московской области <<Королёвский наркологический диспансер>> (далее ГУЗ МО <<Королёвский наркологический диспансер).
9. МУ МВД России <<Королевское>>.
10. Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Королёвский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних <<Забота>>.
11. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования учебно-методический образовательный центр <<Центр психолого-педагогической поддержки и реабилитации>>.
12. Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Королёв.
13. Государственное казённое учреждение Московской области Королёвский центр занятости населения, средства массовой информации.

4. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:
1) Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно направление социальных, правовых, педагогических и иных мер на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
2) Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних, а именно направление комплекса согласованных действий, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными объединениями, организациями и гражданами на защиту несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости, выявление и устранение причин, способствующих потреблению алкоголесодержащих веществ несовершеннолетними, и пропаганду здорового образа жизни.
3) Профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, а именно направление совокупности мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании.
Для достижения вышеуказанных целей настоящей Программы необходимо решение следующих задач:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
5) информирование несовершеннолетних, родителей (законных представителей), иных граждан и организаций о недопустимости потребления алкоголесодержащих веществ несовершеннолетними;
6) ограничение проведения мероприятий, содействующих потреблению алкоголесодержащих веществ;
7)оказание несовершеннолетним консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
8) выявление несовершеннолетних, употребляющих алкоголесодержащие вещества, и несовершеннолетних, имеющих алкогольную зависимость;
9) создание системы комплексной профилактики наркомании и токсикомании на территории Московской области;
10) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
11) развитие и укрепление взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам организации профилактики наркомании и токсикомании;
12) создание системы выявления на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, больных наркоманией и токсикоманией;
13) совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией и токсикоманией;
14) проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также незаконному культивированию наркосодержащих растений.

5. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы

Оценка Программы проводится по количественным и качественным показателям эффективности реализации Программы, выраженных через систему показателей, соответствующих целям и задачам Программы, указанные по форме согласно Приложению ? 2 к настоящей Программе.

6. Методика расчета значений показателей эффективности
реализации Программы

Для расчета значений показателей эффективности реализуемой программы применяются следующие формулы:
при расчете уменьшения количества несовершеннолетних всех категорий, состоящих на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Королёва; а также уменьшения количества несовершеннолетних, совершающих преступления; несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, уменьшения количества несовершеннолетних, употребляющих алкогольную продукцию:
W = R1/Rx100%, где
W - достигаемый числовой показатель (%);
R - базовый показатель на начало работы программы;
R1 - планируемый числовой показатель при завершении действия программы

7. Сведения о ресурсном обеспечении Программы

Для реализации Программных мероприятий финансирования не требуется.

8. Порядок взаимодействия исполнителей Программы,
ответственных за выполнение мероприятий Программы и
муниципального заказчика Программы

Муниципальный заказчик Программы организует текущее управление реализацией Программы и взаимодействие с исполнителями Программы, ответственными за выполнение мероприятий Программы, в том числе:
- обеспечивает формирование и представление необходимой документации для осуществления финансирования за счет средств местного бюджета;
- организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на ее реализацию;
- проводит ежеквартально рабочие совещания по решению задач текущего выполнения мероприятий.
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области, ответственный за выполнение мероприятий Программы:
-формирует бюджетную заявку и обоснование на включение мероприятий Программы в бюджет города Королёва на соответствующий финансовый год и направляет их муниципальному заказчику Программы;
-определяет исполнителей мероприятий Программы в соответствии с законодательством;
- участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием программы;
- обеспечивает контроль за выполнением в указанный срок исполнителями мероприятий Программы;
- готовит и представляет муниципальному заказчику Программы отчеты о реализации мероприятий Программы.

9. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы по разделам и объемы финансирования по годам представлен в Приложении ? 1 к настоящей Программе.

10. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе
реализации мероприятий Программы исполнителями
мероприятий муниципальному заказчику Программы

Ответственность за реализацию Программы и обеспечение достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации программных мероприятий несет заказчик Программы - Администрация города Королёва Московской области.
Ответственные исполнители, принимающие участие в ходе реализации Программы, ежеквартально к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области отчет, содержащий следующие сведения:
- перечень выполненных мероприятий настоящей Программы, с указанием объемов и источников финансирования;
- анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий программы.
С целью оперативного контроля за реализацией Программы ответственный исполнитель за выполнение мероприятий Программы (отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Королёва Московской области - далее исполнитель Программы) ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в отдел анализа, прогнозирования и планирования управления экономики Администрации города Королёва Московской области оперативный отчет, который содержит в себе:
- перечень выполненных программных мероприятий с указанием объемов и источников финансирования;
- анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий.
Оперативный отчет о реализации мероприятий Программы представляется по форме, установленной Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования <<Город Королёв Московской области>>, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации города Королёва Московской области от 05.11.2009 ? 18.
Исполнитель Программы ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит годовой отчет о реализации долгосрочной целевой программы и представляет его на согласование в отдел анализа, прогнозирования и планирования управления экономики Администрации города Королёва и финансово-казначейское управление Администрации города Королёва Московской области.
После окончания срока реализации Программы исполнитель представляет в Администрацию города Королёва Московской области на утверждение не позднее 15 мая года, следующего за последним годом реализации долгосрочной целевой программы, согласованный с отделом анализа, прогнозирования и планирования управления экономики Администрации города Королёва и финансово-казначейским управлением Администрации города Королёва Московской области итоговый отчет о ее реализации.
Годовой и итоговый отчеты о реализации Программы представляются по форме, установленной Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования <<Город Королёв Московской области>>, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации города Королёва Московской области от 05.11.2009 ? 18.

________________________