Уважаемые участники городской Ассамблеи, дорогие гости и
жители наукограда Королёва!

Сегодня мы приступаем к работе 13-ой, ставшей уже традиционной городской Ассамблеи, на которой подведём итоги прошедшего года и определимся с планами на предстоящий. Прошедший год был отмечен рядом выдающихся событий и процессов, значимость которых определила содержание, характер и, не побоюсь сказать, размах нашей работы.
В 2013-ом году мы отмечали исторический 75-летний юбилей Калининграда- Королёва, а вместе с ним юбилейные даты ряда ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, определивших статус нашего города как наукограда.
Чествуя эту юбилейную дату, мы вспоминаем, что гениальность академика Сергея Павловича Королёва состояла не только в уникальных инженерно-технологических решениях. К началу 60-х годов, когда уже успешно работали предприятия космической отрасли, учёный пришёл к выводу, что её дальнейшее развитие может быть обеспечено именно созданием нормальных социально-бытовых условий для работников. Очевидно, что и сегодня новый технологический прорыв (а одна из главных проблем отрасли - закрепление кадров, привлечение молодых специалистов) должен базироваться на ускоренном развитии социальной инфраструктуры. Эта позиция определила тесное взаимодействие городских властей и руководителей предприятий по широкому социальному строительству.
В 2013 году в Подмосковье происходили бурные процессы в общественно-политической жизни, связанные с выборами нового главы региона. Программа победившего на выборах Губернатора Андрея Юрьевича Воробьёва <<Наше Подмосковье. Приоритеты развития>> стала и для нас ориентиром в работе по качественному улучшению жизни населения.
Под этим прицелом мы верстали наши планы год назад. И я могу с уверенностью сказать, что юбилейный год по ряду важнейших параметров стал для нас прорывным.
В первую очередь мы взялись за одну из сложнейших проблем, характерных для всего Подмосковья - нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Сегодня мы можем отчитаться перед горожанами о семи новых муниципальных детских садах и 3-х новых негосударственных детсадах, построенных при поддержке города. Таких темпов город не знал всё последнее десятилетие.
Переломным благодаря усилиям городских служб стал 2013 год в решении другой застарелой проблемы - обманутых дольщиков. В решении этого вопроса мы в лидерах Подмосковья. Впервые за многие годы в Королёве были вручены ключи от квартир работникам социальной сферы. Причём во всех случаях пришлось разгребать проблемы и долгострои, заложенные ещё в начале-середине прошлого десятилетия.
Наконец произошли заметные качественные сдвиги в сфере благоустройства. В юбилейный год королёвцы получили 39 обновлённых дворовых территорий. Появились новые зоны отдыха: сквер Марины Цветаевой, Сиреневый сквер, детские игровые площадки в сквере Покорителей космоса и парке у ДиКЦ <<Костино>>. Площадь ЦДК им. М.И. Калинина минувшим летом украсил новый фонтан.
Наверное, с не меньшим нетерпением королёвцы ждут позитивных перемен и в других сферах, прежде всего в здравоохранении. Проблем здесь накопилось немало. Но нам и здесь есть чем отчитаться. В 2013 году были отремонтированы неврологическое отделение городской больницы ?2, в ЦГБ ? 1 - травматологическое отделение, отделение родильного дома, стационар, инфекционное и хирургическое отделения для детей. Для новорождённых открыто отделение реанимации и интенсивной терапии.
Опираясь на программу Губернатора Московской области <<Наше Подмосковье. Приоритеты развития>>, мы получили поддержку, в том числе и финансовую, со стороны областной власти, что сделало возможным реализацию многих планов, сдачу ряда важных социальных объектов.
Результативной работе Администрации в решающей степени способствовало тесное и конструктивное взаимодействие ветвей власти. В нашем городе это стало уже доброй традицией. Городской Совет депутатов как коллективный орган прямого представительства интересов жителей работал в 2013 году чётко и профессионально. Было проведено 24 заседания, на которых рассмотрено 87 вопросов, принято 85 решений нормативно-правового и организационного характера, что позволило бесперебойно работать всем службам городской Администрации.
Принятие Советом проработанных нормативных актов и взвешенных решений обеспечивалось компетентной работой десяти постоянно действующих депутатских комиссий, которые провели в общей сложности 52 заседания. Примером такой кропотливой и профессиональной работы могу назвать своевременное принятие бюджета города на 2014 год, а также согласование основных параметров бюджетных показателей текущего года. Так, в 2013 году изменения и дополнения в бюджет города вносились 9 раз.
Считаю, что нормотворческая деятельность Совета депутатов в 2013 году успешно решила задачу обеспечения устойчивое развитие города.
В своём докладе руководитель Администрации города подробно остановится на достигнутых результатах, акцентирует внимание на проблемах. Но сегодня я, констатируя немалое количество таких проблем и признавая справедливость критики в наш адрес, могу с уверенностью сказать, что город развивается и выходит по ряду основополагающих показателей на передовые позиции в нашем регионе. Так, в отчёте авторитетного исследовательского центра <<Эс Джи Эм>>, который составил рейтинг устойчивого развития городов России, город Королёв вошёл в пятёрку городов Подмосковья (наряду с Красногорском, Мытищами, Балашихой и Подольском), которые возглавляют рейтинг 170 городов с населением более 100 тысяч человек.
Однако, сегодня мы присутствуем не на торжественном собрании, а на рабочем заседании. Для успешного продвижения вперёд мы должны объективно и самокритично высветить наши проблемы, узкие места. Понять, где трудности носят объективный характер, а где имеют место наши собственные просчёты и недоработки. Много критики прозвучало на Градостроительном совете, который проводил в нашем городе губернатор области. И для нас не должно быть оправданием, что значительная часть озвученных там проблем характерна и для других муниципальных образований Подмосковья. Свои проблемы мы должны решать сами.
Под этим углом зрения я рекомендую администрации города самое пристальное внимание обратить на бюджетный процесс как основу развития всего городского хозяйства. Бюджет вовремя свёрстан и принят. Бюджет очень напряжённый. Нам удалось найти баланс между сохранением приоритетности его социальной ориентации и максимальным урезанием расходов. Озабоченность же вызывает то, что запущенный прежним руководством Администрации маховик внешних заимствований с трудом поддаётся контролю и сдерживанию.
Считаю, что следует пересмотреть многие подходы к формированию бюджета. Оптимизировать бюджет надо не столько путём сокращения расходов (хотя и это необходимо в разумных пределах), сколько путём повышения эффективности их использования. Но главное - путём поиска дополнительных финансовых поступлений в городскую казну. Необходим постоянный мониторинг доходной части бюджета, в том числе оценка эффективности работы муниципальных предприятий и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, уровня собираемости налогов в городе.
Администрация города должна исключить возможность <<проедания>> бюджета, в том числе заимствованных средств. Для этого необходим максимально полный переход к программно-целевым методам управления. В бюджете города на 2014 год предусмотрено финансирование девяти муниципальных программ в таких ключевых сферах как здравоохранение, образование, социальная поддержка населения и ряд других. Однако, в целом город ещё не перешел на программный бюджет. Несмотря на имеющиеся сложности на такой метод управления в перспективе следует переходить и в сфере ЖКХ.
Главной задачей на сегодняшний день считаю наше участие в Целевых программах, в которых предусмотрено дополнительное финансирование из федерального и областного бюджетов. Здесь могу отметить качественный сдвиг в работе нынешнего руководства городской Администрации по сравнению с предшествующим периодом. Сегодня город заявлен практически во всех программах. Начатую работу надо доводить до конца, что сможет обеспечить выполнение наших планов по всем направлениям.
Безусловной задачей этого года считаю принятие нового Генерального плана города Королёва. Он необходим нам для формирования комплексной картины развития города. В этом вопросе имеется полное понимание и в Администрации города, и в Совете депутатов. Ими совместно в самое ближайшее время будут определены финансовые ресурсы для этой работы. Напомню, что принятие генеральных планов в течение этого года всеми муниципальными образованиями является жёстким требованием губернатора Московской области, поскольку без таковых, начиная с 2015 года, станет невозможным никакое строительство. Особо отмечу большое общественно-политическое значение этого документа. Жители должны быть не просто в курсе планов городского руководства, но через институты общественных слушаний, заседаний и экспертных оценок Общественной палаты непосредственно влиять на процессы развития города.
Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьёв ставит в наступившем году перед регионом и каждым муниципальным образованием амбициозные задачи, направленные на повышение уровня и качества жизни жителей Подмосковья. В своём послании к жителям области <<Наше Подмосковье. Идеология лидерства>> он сформулировал следующие приоритеты в политике региона:
> Социально-экономический рост;
> Подмосковье - регион комфортной жизни;
> Умная социальная политика;
> Взаимодействие власти и общества.

Мы обязаны сверить наши собственные планы с этими программными установками. Докладываю участникам Ассамблеи, что эта работа уже началась, предметно, по каждому направлению, с постановкой конкретных задач каждому подразделению Администрации. Считаю, что эти приоритеты соответствуют нашим планам по развитию города, придают им бОльшую обоснованность и целеустремлённость.
Как вам известно, в Московской области стартует административная реформа. Объединение городов Королёв и Юбилейный определено в качестве пилотного проекта. Наша позиция такова: этот шаг давно назрел. Реформа поможет оптимизировать управляемость всего региона, а в новом объединённом муниципалитете мы сможем комплексно и более эффективно решать многие проблемы городского хозяйства, в том числе градостроительные. Обращаю особое внимание на ответственность местных органов власти за то, чтобы объединение не внесло дополнительных трудностей в повседневную жизнь горожан. Все наши действия должны быть точно просчитаны, и лишь после этого реализованы.
В этом вопросе рассчитываю на поддержку общественности города, прежде всего Общественной палаты. Этот орган всегда принципиально и квалифицированно поднимал самые актуальные вопросы жизнедеятельности нашего наукограда. Уверен, что он не потеряет темпа и качества своей работы в ходе его предстоящего переформатирования, но напротив обогатится новыми идеями и энергетикой.
Желаю участникам Ассамблеи конструктивной работы, достижения практических результатов на благо развития нашего города и повышение благосостояния его жителей.