Участники нашего высшего форума VII - ой городской Ассамблеи, постоянные
члены и гости!
Прежде всего, хотел бы выразить признательность всем, кто собрался в
этом зале и всем тем, кого здесь нет, но кто в декабре прошлого 2007
года - при организации и проведении выборов Депутатов Государственной
Думы РФ и в более далёкой ретроспективе - в течение последних ряда лет
самоотверженно и напряжённо работал на общую цель - обеспечение
достойной жизни наших горожан, создание условий для развития
предпринимательства, содействие подъёму городского
научно-производственного комплекса, развитие городского гражданского
сообщества и местного самоуправления, - в конце концов, всего того, что
способствовало росту качества жизни наших горожан.
Стабильность последних лет послужила,- верю, что и дальше будет
служить, фундаментом для поступательного движения вперёд как в
предыдущие годы, так и на ближайшую перспективу. Это, может быть самое
ценное условие, из того, что мы имеем,- стабильность и ежегодная
преемственность планов, программ, замыслов позволили нам достичь
многого.
Последние годы были настолько насыщены событиями в стране в целом, что
они, безусловно, нашли отражение на срезе нашего наукограда, так что
прошу набраться терпения, доклад будет дольше обычного.
Сделано очень много, о чём свидетельствуют интегральные показатели,
которые являются критериями для сравнения социально-экономического
развития муниципальных образований в Московской области.
Вот только несколько основных из них: по оценке Губернатора Московской
области Б.В.Громова город Королёв уверенно занимает третье место среди
городских округов и все последние годы традиционно по интегральным
показателям находится в "большой семёрке" - наиболее динамично
развивающихся муниципальных образований (городов и районов в целом).
В 2007 году отгружено товаров собственного производства, выполнено
работ, услуг по всем видам экономической деятельности уже на 42,2 млрд.
руб., что почти на 21% выше уровня 2006 г. и на 76,4% уровня 2004 года.
Вдумайтесь, только за последние четыре года, когда страна только начала
подниматься, в посланиях Президента последних двух лет формулировались в
числе национальных приоритетов борьба с бедностью, только осознавалось
понимание необходимости поворота в сторону национальной инновационной
экономики, мы почти удвоили, можно так назвать, свой городской ВВП.
И правильно будет сегодня ещё раз отметить лидеров этого роста, - они
остались неизменными все эти годы, - крупнейшие налогоплательщики и
работодатели - наша гордость ОАО РКК "Энергия"-Президент корпорации
Лопота Виталий Александрович, ЗАО ЗЭМ РКК "Энергия"-генеральный директор
Стрекалов Александр Федорович, ОАО Корпорация "Тактическое ракетное
вооружение" - генеральный директор Обносов Борис Викторович, ЗАО
"Метатр"- генеральный директор Минаков Валерий Александрович, ЗАО КШФ
"Передовая текстильщица"- генеральный директор (?) Брусков Дмитрий
Леонидович, наши научные лидеры ФГУП ЦНИИМАШ и ЦУП - генеральный
директор Анфимов Николай Апполонович, ФГУП НПО ИТ-генеральный директор
Райкунов Геннадий Геннадиевич, ФГУП КБ Химмаш-генеральный директор
Петрик Владимир Андреевич, ОАО"Композит"-генеральный директор Береснев
Александр Германович ,ОАО "Калининградхлеб" - генеральный управляющий
Нарциссова Татьяна Владимировна, наш строительный комплекс и
представители потребительского рынка, торговли, услуг.
Особенно впечатляет, что в период очень слабой государственной поддержки
науки и наукоёмкой промышленности, в условиях отсутствия до недавних пор
государственной научно-технической, и в том числе инновационной
политики, - объём работ в научном секторе экономики города за период с
2004 - 2007 гг. увеличился на 66,5 % и составил в 2007 году более 11
млрд.рублей.
Косвенным показателем благополучия служит рост привлечения инвестиций в
основной капитал предприятиями в 2007 году и рост сальдированного
финансового результата, это всё свидетельствует о том, что идут процессы
активного развития: - реконструкция и строительство зданий и сооружений,
вложения полученной прибыли в новые разработки и технологии.
Объём финансирования работ капитального строительства с учётом объектов
промышленного комплекса увеличился с 2004 г. более чем вдвое - в 2,3
раза! и составил в 2007 году 4,9 млрд. руб.
Ежегодный ввод более чем 100 тыс. м2 жилья дал за последние годы
результат ввода в эксплуатацию 451 тыс. м2 жилого фонда.
Следует отметить также привлекательность городских производств и для
иностранных инвесторов, - 39,8 млн. долларов США иностранных инвестиций
привлечено в экономику города в 2007 году, что на 55,3 % выше уровня
даже 2006 года!
Бурными темпами росли последние годы (2005-2007гг.) потребительский
рынок и сфера оказания услуг населению, о чём свидетельствуют
интегральные оценки:
- оборот розничной торговли вырос в 2007 году на 37,6 % к уровню 2006 г.
и составил более 11 млрд. руб.,
- объём платных услуг бурно рос в 2005,2006 и 2007 гг., соответственно
на 26,2 %, 70,5 %, 20,5 % к уровню предыдущего года и составил в 2007
году 3,65 млрд.рублей.
Дала результаты принятая Советом Депутатов в 2005-2006 гг. целевая
Программа поддержки и развития малого предпринимательства. Количество
малых предприятий в городе увеличилось по сравнению с 2004 годом на 400
и составляет 2271. Кроме того, в городе действуют 3778 индивидуальных
предпринимателей, на сегодняшний день уже более 20 тыс. человек занято в
различных сферах малого бизнеса, что составляет около 30 % всего
занятого населения!
Сегодня малый бизнес из традиционных сфер торговли и услуг, пошёл в
управление жилищным фондом, и мы будем стимулировать эти процессы, если
жители будут довольны частными управляющими.
Одним из ярких итогов такого динамичного экономического развития стал
рост среднемесячной заработной платы - только к уровню 2006 года
среднемесячная заработная плата выросла на 33,6 % и составила по итогам
года 16820 руб., а достигнутая к декабрю 2007 года превысила рубеж,
обозначенный Губернатором Московской области Б.В.Громовым в 21 тыс.
рублей, составив во предварительным данным статистики по кругу крупных и
средних предприятий 22700! рублей.
Темпы же роста доходов населения даже опережали темпы роста средней
заработной платы и это обеспечивалось целым комплексом мер, проводимых
коллегиально администрацией города, менеджментом и профсоюзами
предприятий, в общем, консолидацией усилий работодателей, власти,
профсоюзов, даже контрольных и фискальных органов.
НПК (не читать, для отбивки)
Традиционно основой экономического благополучия города, основой
сохранения его как наукограда и по структуре производства, и по
менталитету, и по традициям является наш научный градообразующий
комплекс. Я уже перечислял лидеров, личная благодарность директорскому
корпусу, высшему руководству предприятий, профсоюзным лидерам. Сегодня
более 25 тысяч человек трудятся на городских крупнейших предприятиях, из
них около 14 тыс. человек - жители города, предприятия обеспечивают
рабочими местами около 20 % трудоспособного населения города!
Вызывают восхищение и уважение итоги деятельности трудовых коллективов
крупнейших предприятий, реализовывавших в том числе последние годы
Федеральную космическую программу, объёмы которой год от года растут!,
производивших наукоёмкую экспортную продукцию и товары народного
потребления. Основными работами, известными всей стране, которыми
сегодня гордится город и Московская область, и Россия, стали:
- участие в разработке системы ГЛОНАСС и её внедрении в народное, в т.ч.
городское хозяйство;
- поддержание и надёжная эксплуатацию МКС в условиях временного
свертывания программы "Спейс-Шаттл";
- работы по программе "Морской старт";
-создание спутников связи серии "Ямал";
-разработка КА дистанционного зондирования Земли нового поколения и
многое-многое другое.
Мы уже подводили эти итоги, говорили об этом в 2007 году, который был
годом 100-летия со дня рождения великого человека, учёного,
конструктора, чьё имя носит наш город - Сергея Павловича Королёва, а так
же годом 50-летия запуска первого искусственного спутника Земли.
Я думаю, наш скромный, но впечатляющий монумент, поставленный в 2007
году на городские средства, украсил город и увековечил эти даты, а день
его открытия стал настоящим праздником чествования ветеранов
космонавтики - создателей и основоположников нашего города.
Основные экономические показатели наших крупнейших предприятий приведены
у Вас в материалах Ассамблеи.
Я не буду их все комментировать, скажу лишь, что заслуга менеджмента,
Совета Директоров предприятий очевидна: стартуя в двухтысячные годы, что
называется с "низкого старта" (зарплаты были ниже, чем в бюджетной
сфере, задержки с оплатой госзаказов и т.д.) сегодня практически все
предприятия набрали очень высокие темпы и уже на первый план встаёт
вопрос не что делать, а какими силами это делать?! Мы понимали этот
вопрос сохранения кадрового потенциала и подготовки новых кадров и
ранее, озабочены вместе с вами этой проблемой и сейчас. Мы сделали, что
могли на данном этапе - создали КИУЭС, в котором уже сегодня учится
более 3-х тысяч студентов, по окончании института молодые специалисты, в
основном, остаются работать на городских предприятиях. Понимая
необходимость сохранения системы профтехобразования, колледжей, начали
создавать на базе КИУЭС научно-образовательный комплекс высоких
технологий, в рамках программы наукограда учебный центр инновационных
технологий, в полном объеме через программу наукограда и через
приоритетный национальный проект "Образование" оснастили школы самым
современным компьютерным, мультимедийным оборудованием, современными
средствами обучения - физическими и химическими кабинетами и
лабораториями, подключили всех к Internet и Intranet, по прежнему
сотрудничаем с ЗЭМ РКК "Энергия" в части проведения уроков труда на базе
их цеха. Мы продолжаем строительство дома для молодых учёных и
специалистов - всего 65 квартир площадью 3861,24 м2 по адресу: Болшево,
Колхозная площадь, дом 3.,помогаем возродить филиал МГТУ им.Н.Э.Баумана
на землях рядом с ИПК "Машприбор".
Однако, следует признать, что как раз в период 2003-2007годов радикально
поменялось всё федеральное законодательство - новые Жилищный,
Градостроительный, Земельный кодексы, и главное, новый закон No131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", вступивший в силу, в основном, с 01.01.2006 г., внесли
коррективы и в наши планы, так как перераспределили и уменьшили права и
полномочия местного самоуправления.
Мы вместе с другими наукоградами области обращались в Московскую
областную Думу с законодательной инициативой о принятии Федерального
закона "Об особенностях осуществления местного самоуправления в
наукоградах России" или хотя бы аналогичного закона Московской области,
тем более, что в самом же федеральном законе No131-ФЗ записано, что
"особенности осуществления местного самоуправления в городах, имеющих
статус наукограда РФ, регулируются отдельным Федеральным законом". Это
же было записано и в резолюции прошлогодней Ассамблеи, однако пока ни на
региональном, ни на федеральном уровне, инициатива наукоградов не
поддержана.
Я думаю, вместе с нашим городским научно-производственным комплексом,
это будет одной из совместных главных задач на ближайшие годы - добиться
отдельного федерального закона, позволяющего наукоградам финансировать
из бюджетов наукоградов подготовку кадров для науки, финансировать
инновационные проекты, создавать за счёт бюджета венчурные фонды именно
в наукоградах, концентрирующих в себе массу нереализованных
инновационных идей, технологий, проектов.
Надеюсь, что разработанные и направленные нами совместно с Федеральным
Космическим Агенством, Советом Директоров комплексные предложения в ВПК
при Правительстве РФ, Минпромэнерго РФ, Миноборонауки РФ будут
способствовать сохранению и развитию кадрового потенциала для
научно-промышленного комплекса.
Одним из способов решения кадровой проблемы, и улучшения жилищных
условий сотрудников предприятий города, безусловно, является
строительство жилья силами предприятий.
Однако, надо признать, что наши предприятия утратили, за исключением РКК
"Энергия", способность строительства жилья своими силами. Не получило
развития и наше предложение о создании городской Ассоциации предприятий
по строительству жилья для собственных кадров. Эти негативные для города
процессы обусловлены варварской коммерциализацией строительства, которая
работает не на нужды предприятий и населения, а лишь в целях получения
максимальной прибыли. И тем не менее, нам удалось за эти годы
предоставить социальное жилье по всем видам проектов в
количестве________квартир (метров?), в том числе 573 квартиры по
льготным проектам администрации города.
Учитывая, что с этого года законом введено положение, при котором
земельные участки для строительства жилья выделяются исключительно через
механизм открытых аукционов, мы стоим перед необходимостью осознания и
внедрения новой идеологии взаимодействия с предприятиями и населением по
этому вопросу.
Строительство жилья в городе, достигшем демографической емкости, должно
вестись только исходя из социальных интересов, закрепления кадров,
обновления ветхого жилого фонда. Это требование следует глубоко
осознать, и на основе общих интересов разработать четкую программу
"Доступное жилье в городе Королеве". Программа должна быть не
бюрократической затеей, а, собственно, комплексом договоров между
субъектами строительства, где четко прописаны цели, формы работы,
источники финансирования. Это и будет конкретной реализацией идеи
социального партнерства, Администрация города к этому готова.
И вообще, что город - это единый живой организм, где люди, в том числе
сотрудники градообразующих предприятий работают, учатся, лечатся,
пользуются социально-культурной и инженерной инфраструктурой, поэтому
убеждён, что и дальше поступательное, сбалансированное развитие города
возможно только с учётом интересов всех членов городского сообщества, и
администрация и впредь будет регулировать эти вопросы. Жизнь в городе
не будет "броуновским движением", но мы должны на каждом направлении
взаимодействия работать только программно-целевыми методами, только так
возможно сегодня руководство 170-тысячным живым организмом, и причем,
по всем направлениям - градостроительному, развитию потребительского
рынка и торговли, жилищно-коммунальному, финансово-бюджетному, развитию
образования, здравоохранения и т.д. Такие программы либо приняты Советом
Депутатов, либо находятся на юридической экспертизе.
Мы знаем, что и как делать и сумеем эти программы реализовать, если мы
все это мы будем делать сообща.
(Наукоград- не читать, для отбивки)
На прошлой Ассамблее мы подвели итоги реализации первой программы
развития г. Королёва как наукограда РФ на 2002-2006 годы, утвержденной
Указом Президента РФ от 16.09.2002 No 987. Я уже отмечал, что со времени
начала реализации Программы, которая задумывалась в большей степени как
импульс инновационному развитию экономики наукограда, произошли
изменения в законодательстве о местном самоуправлении и теперь с
01.01.2006 г. мы можем расходовать те относительно небольшие (около 15 %
от всего городского бюджета) средства только на инженерную, социальную,
инновационную инфраструктуру в строгом соответствии с предметами ведения
городского округа.
Тем не менее, реализация первой 5- летней Программы наукограда, в 2007
году подтвердила высокую эффективность и уникальные возможности данной
организационно-финансовой формы государственной поддержки,
обеспечивающей опережающие темпы инновационного развития городов с
высокой концентрацией научно-технического потенциала.
Всего из всех источников на выполнение мероприятий программы за
2002-2006 г. было привлечено 1510,38 млн.руб. - у вас в материалах
приведены таблицы и диаграммы, как распределялись эти средства. В рамках
докладоа невозмржно перечесть все проекты и мероприятия,
финансировавшиеся за счет дополнительных средств наукограда,- все это
подробно изложено в материалах Ассамблеи.
Сформированы базовые элементы инфраструктуры инновационной деятельности
(Фонд и Центр развития наукограда, инновационно - внедренческий центр,
Презентационный центр, завершаются работы по созданию Городского
информационного центра).
Что это даст всем нам, жителям? Создание качественной инновационной
инфраструктуры для нас - наукограда, есть необходимое условие перевода
экономики на инновационный путь, а это, как известно, первейшая задача
ухода от сырьевых экономик, обозначенная Президентом Российской
Федерации В.В.Путиным для всей российской экономики. Где, как не в
наукоградах, может отрабатываться модель национальной инновационной
системы!
Продолжение и развитие работ в данных направлениях позволит в пятилетний
период завершить формирование на базе г. Королёва одного из пяти узлов
развития инновационной экономики (ракетно-космической отрасли) в
северном секторе Московской области, предусмотренное среднесрочной
программой социально-экономического развития Московской области до 2010
года.
Много можно говорить о реализации этих дополнительных ресурсов за
2002-2006 г.г. и уже в 2007 г. несколько слов только о социальных
направлениях, ЖКХ, информатике:
- 6-ть многоквартирных домов и детский корпус ЦГБ облицованы и утеплены
с помощью вентилируемой системы "Мармарок";
- установлены домовые системы учета энергоносителей, установка модульной
котельной в "Доме ветеранов" и реконструкция первой очереди Котельной,
полученной от "Альфа-Лаваль", реконструирован ЦТП-21;
- с привлечением наукоградных средств завершено строительство новой
станции "Скорой медицинской помощи";
- созданы "Королевский исторический музей" и кинозал на 300 мест,
киноконцертный зал нового поколения в ДиКЦ "Костино";
- завершаются работы по комплексному ремонту и самому современному
оснащению бассейна "Вымпел";
- только в медицинские учреждения города поставлено 159 единиц мед.
оборудования на 53,2 млн. рублей;
- создана единая городская система "Intranet" и объединенная городская
база данных, системы видеонаблюдения и т.д.
На развитие и поддержку материально-технической базы спортсооружений по
программе Наукограда было направлено 17 674,3 тыс. рублей, на учреждения
культуры 75 055,5 тыс. рублей, на образовательные учреждения (без КИУЭС)
- 28 078,1 тыс. рублей, это только на укрепление материально-технической
базы по программе развития города, как наукограда.
Самый большой объем финансирования пришелся на ЖКХ - 687 658,2 тыс.
рублей за 2002-2006 гг.
В 2007 г. все средства выделяемые из областного бюджета, в сумме 106
млн. рублей, были направлены на строительство двух детских садов:одного
на пр. Космонавтов емкостью 125 мест и одного в мкр. Первомайский на
250 мест, строительство и финансирование завершится в 2008 году.
Реализация первой программы 2002-2006 гг., утвержденной Указом
Президента РФ завершена. Теперь наша задача доработать комплексную
"Программу социально-экономического развития г. Королёва как наукограда
РФ на период 2007-2011г.г.", - она и призвана стать основной для
дальнейшего финансирования города за счет межбюджетных трансфертов.
У нас серьезные планы - мы должны пройти в наступившем году процедуру
согласования и утверждения в Правительстве Московской области "Областной
целевой программы научно-технического и инновационного развития
Московской области на 2008 - 2012 годы", которая уже с уровня субъекта
РФ позволит финансировать инновационные проекты через механизм передачи
государственных полномочий от субъекта Московской области - городу
Королеву.
Финансы (не читать,отбивка)
Состояние финансовой сферы города подтверждает положительную динамику
роста социально-экономического развития города.
Доходы городского бюджета в 2007 г. составили 2 453 586,1 тыс. рублей
или 101,3 % к плану, утвержденному Решением Совета Депутатов от
20.12.2006 г. No 127/18 "Об утверждении бюджета г. Королёва Московской
области на 2007 год". По сравнению с предыдущим годом объём доходов
увеличился почти на 18 % или на 378 915,6 тыс. рублей.
Бюджет города исполнялся в последние 2 года в условиях дальнейшего
разграничения предметов ведения местного самоуправления и органов
госвласти субъекта и России, соответственно менялись передаваемые на
территории госполномочия России и субъекта, а с ними и объемы
передаваемых межбюджетных трансфертов.
Более 42 % доходов составила финансовая помощь от бюджетов вышестоящих
уровней, которая поступила в объёме 1 040 072,2 тыс. рублей. Это на
126 962,1 тыс. рублей больше, чем за 2006 год.
Всего в 2007 году в бюджеты разных уровней бюджетной системы с
территории г. Королёва перечислено 10 341,8 млн. руб.- наши
налогоплательщики продолжают "выравнивать" уровни бюджетной
обеспеченности других муниципальных образований.
Исполнение городского бюджета по расходам за 2007 год с учетом средств
финансовой помощи из областного и федерального бюджетов составило 2 685
942,8 тыс. рублей, что составляет 102% от расходов, предусмотренных
Решением Совета депутатов от 20.12.2006г. No 127/18 "Об утверждении
бюджета г. Королева Московской области на 2007год".
Более подробно о структуре расходов городского бюджета скажут, наверное,
выступающие, - достаточно сказать, что за период 2001-2007 г.г. бюджет
города по расходам вырос в 4,26 раза и вплотную приблизился к
3-х-миллиардной отметке!!!
Хотел бы отметить, что бюджетный процесс - это не только сбор доходов и
финансирование расходов, но и огромная работа по разработке
нормативно-правовой базы по местным налогам, льготам по ним, которые
принимает городской Совет депутатов. Должен сказать, что по итогам
2006-2007г.г наши решения о ставках и льготах по земельному налогу,
особенно в части именно защиты интересов физических лиц - постоянных
жителей города Королёва, - самые "щедрые" в Московской области. И
правильно понимает свою задачу Совет депутатов, - защитить коренного
жителя бывших поселков, не давать его согнать с земли непомерным
налоговым бременем.
К нам часто обращаются владельцы земель дач - не жители города, в
основном, москвичи, мы бы рады распространить на них эту льготу, если бы
из бюджета г. Москвы нам компенсировали выпадающие доходы, - хотя бы на
вывоз мусора с дачных территорий.
Задачи мы ставим себе ещё более масштабные, бюджет 2008 года по доходам
и расходам впервые перевалит 3-х миллиардную отметку и это более чем в 5
раз больше уровня 2001 года.
План напряженный, но нисколько не сомневаюсь, что он будет реализован,
так как администрацией города и её финансовым комплексом сформулированы
основные направления бюджетной и налоговой политики, реализация которых
позволит достичь обеспеченности доходами, на 1 жителя 18 тыс. рублей в
год!
Национальные проекты (не читать,отбивка)
Одним из новых направлений финансирования стали в 2006-2007г.г.
приоритетные национальные проекты "Образование" и "Здоровье".
Приоритетные национальные проекты без всякого преувеличения стали
важным явлением в жизни Российской Федерации, успешно реализовывались
они и на территории города.
В ходе "правительственного часа в Государственной Думе на публичном
обсуждении расходов на национальные проекты в предстоящем трехлетнем
бюджете (2007-2009) первый заместитель председателя Правительства РФ и
кандидат в Президенты России Д.А. Медведев сказал: "Масштаб и
многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама
их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных
государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и
будут отражаться на социально-экономической, психологической,
общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны".
Эти слова в полной мере подтверждаются на примере нашего города.
Импульс, данный приоритетными проектами, привлек в здравоохранение,
образование дополнительные финансовые ресурсы для их развития за счет
городского бюджета, наукоградских субсидий, средств инвесторов.
Городское образование всегда, еще до объявления на национальном уровне,
было нашим королёвским приоритетным направлением.
От всей души хочу поблагодарить 3685 работников городского образования
за их каждодневную многотрудную подвижническую деятельность по
образованию и воспитанию наших детей. В ваших руках - будущее Королёва и
в этом году Вы обязательно расскажете детям о 70 - летней истории
родного Королёва.
расходы здравоохранения на 1 жителя города увеличились в 2 раза по
сравнению с 2004 годом, зарплата работников здравоохранения в среднем в
2,2 раза. В целом же исполнение Программы государственных гарантий в
2007 году по сравнению с 2004 годом выросло на 56,5 % и составило 673,3
млн. рублей, а в 2008 году планируется еще рост на 39,8 % к 2007 году, в
том числе рост расходов здравоохранения на 1 жителя на 39,6 %.
Расходы на капитальный ремонт объектов городского здравоохранения за
2004 - 2007 г.г. составили 107 657 тыс. рублей, и в 2008 году (бюджет
уже принят) только по программе наукограда на капремонт и приобретение в
лечебные учреждения будет направлено более 85 млн. рублей, на
медицинское оборудование с 5,0 млн. рублей в 2004 г. до 30,2 млн. в 2007
г.
Мы уделяем должное внимание обеспечению безопасности пребывания в
лечебных учреждениях - 50,5 млн. рублей за 2004 - 2007 г.г. направлено
на их антитеррористическую и противопожарную защищенность.
r
?
?
В
ж
и
к
и
hЕ
h?
????????? ? ????????? ? ???????????и мы и дальше будем настаивать на
системном и комплексном, межведомственном подходе к здоровьесбережению
горожан. Базой послужит принятая нами совместно с Советом Депутатов
"Комплексная программа развития здравоохранения до 2010 года."
К сожалению "культура" и "физическая культура и спорт" не стали пока ещё
приоритетными национальными проектами, однако нами все эти годы
направлялись значительные усилия на организацию досуга жителей, пожилых
и молодых, совершенствование условий для дальнейшего развития в городе
массовой физической культуры и спорта. За 4 года комитетом по культуре
проведено 146 общегородских праздников, только в 2007 году ярчайшими
событиями были празднование 100-летия со дня рождения С.П.Королёва и
открытие монумента в день 50-летия запуска первого искусственного
спутника Земли. В год 70-летия образования города Королёва -
Калининграда мы наметили серьёзные планы по сопровождению этой даты
культурными мероприятиями, и нашли поддержку у городского Совета
Депутатов.
Мы поддерживаем сеть имеющихся спортивных объектов, построили спортивные
площадки и зону отдыха в мкр.Текстильщик, все эти годы исключительно на
дополнительные собственные доходы городского бюджета поддерживаем и
развиваем клубы по хоккею на траве и хоккею с мячом, создали клуб
спортсменов-инвалидов, только за 2007 год комитетом по спорту проведено
110 спортивных и спортивно-массовых мероприятий по 20-ти! видам спорта!
1 мастер спорта международного класса, 33 мастера спорта, 60 кандидатов
в мастера спорта подготовлено тренерами-преподавателями города за
2004-2007 годы. Численность регулярно занимающихся физкультурой и
спортом жителей составляет 30860 человек или 17% от численности
населения города. И в этой связи мы и дальше продолжим укреплять
материально-техническую базу спортсооружений - к лету 2008 года будет
построен гимнастический зал рядом с 4-х зальным корпусом, проектируется
спортивный комплекс на базе детского стадиона в Завокзальном районе, и,
наконец, получил положительное заключение в Главгосэкспертизе проект
реконструкции нашего "Вымпела", - дело только за федеральными и
региональными властями, чтобы он был на 2008 год включен в федеральную
адресную и областную адресную инвестиционные программы, думаю, мы вправе
рассчитывать и на Депутатов Государственной Думы РФ от "Единой России"
из списка Московской области и будем в очередной раз просить о поддержке
этого проекта Губернатора Московской области Б.В. Громова.
У города со 170 -титысячным населением будет свой Дворец спорта, - не
включат в ФАИП, а это мы поймем уже до мая, у нас есть уже частные
инвестиционные предложения по разработке этой территории со
строительством Дворца спорта.
В рамках доклада нет, конечно, никакой возможности более подробно
осветить деятельность многомиллионной армии работников бюджетной сферы,
но в нашем 3-м месте по социально-экономическому развитию большая
заслуга именно социального развития, а не только экономического.
Я уже говорил о занятости и средней заработной плате, - о тех мерах,
которые мы совместно с Вами предпринимали, это и есть первая мера
социальной защиты - занятость для трудоспособной части населения.
Но мы все эти годы помнили и о наших людях, нуждающихся в дополнительных
мерах социальной защиты, подробнее об этом, наверное скажут в
выступлении, только несколько цифр: вдумайтесь - в базе данных
Королевского управления Министерства соцзащиты Московской области 52731
жителей города разных льготных категорий! Только за 2005-2007г.г. на
социальную политику через Королёвское управление соцзащиты было
израсходовано 810,2 млн. рублей из бюджета Московской области, 182
млн.руб. из федерального бюджета, даже городом реализуется адресная
программа дополнительных мер социальной защиты отдельных категорий
жителей города.
В 2008 году, объявленным Президентом России В.В.Путиным Годом Семьи,
отрадно отметить, что 18 млн. руб.- в 2007 г. выплачено 3438 семьям, в
виде ежемесячных пособий на ребенка, и 496 семей обратились за выплатами
по случаю рождения второго, третьего и последующих детей. Мы должны
сделать всё: жилье, места в детских садах, возможность взять семье
ипотечный кредит, чтоб в год семьи, семей пришедших за 2-м и более
ребенком стало больше! Королёв должен быть славен не только своими
традициями уметь хорошо работать, в области ракет быть впереди планеты
всей, но и умением передать наши славные традиции молодым, чтоб было
кому передать, чтоб эти дети здесь родились, росли, воспитывались
патриотами города с раннего детства!
28% жителей города - пенсионеры - это 47794 чел по данным Королёвского
управления ПФ РФ.
За период с 2004 по 2007 г. средний размер пенсии увеличился на 2020,47
рублей, более чем в 2 раза и будет расти, в 2008 году - предусмотрено
три раза повышать пенсии. Однако мы должны признать это очень и очень не
много, мало, но к сожалению, сегодня кто бы ни обещал популистски прийти
и поднять пенсии в городе, это чистое заблуждение, так как это
исключительная компетенция даже не областной, а федеральной власти -
Пенсионный Фонд России структура Федеральная. Не устану повторять, что
постоянное повышение зарплат и пенсий, причем с темпами, опережающими
темпы инфляции, было и остается одним из наших приоритетов на ближайшие
годы. Это созвучно и с задачами, озвученными Президентом РФ
В.В.Путиным на итоговом заседании Государственного Совета 20.12.2007г. и
Губернатором Московской области Б.В. Громовым, но делать, как сказал
В.В.Путин будем "по уму", "по взрослому", не разгоняя инфляцию.
В области связи, транспорта, градостроительства, землепользования и
жилищно-коммунального хозяйства сделано очень многое.
Сегодня наши жители получают достоверную оперативную информацию о жизни
в городе через одну из самых крупных муниципальных сетей кабельного
телевидения в Московской области с охватом более 59 тысяч квартир и
возможностью качественного приёма 38 спутниковых и эфирных ТВ-каналов.
МУП "Каскад" и в 2007 году подключило к городской кабельной сети дома на
ул.Урицкого, Фрунзе, Макаренко, Ленина. Да и реорганизация самой
телерадиокомпании пошла на пользу, - мы имеем современное, качественное,
оперативное и объективное освещение жизни города, деятельности органов
местного самоуправления и главное, оперативный отклик граждан на
какие-то ситуации, обратную связь через этот канал, это очень важно и
нам, и жителям.
560 телефонов поставлено по программе установки телефонов льготным
категориям граждан за последние годы, по муниципальным сетям установлено
5252 телефона жителям, не имеющим льгот.
Хочется поблагодарить директора МУП "Каскад" И.А.Цветкова, совмещающего
ещё и трудовую деятельность с руководством городским Советом Депутатов
на общественных началах.
Буквально два слова об обеспечении жителей транспортными услугами. За 4
года в транспортной инфраструктуре города произошли радикальные
изменения - полностью обновлён подвижной состав на автобусы современных
модификаций нашими основными перевозчиками Королёвским филиалом ГУП
"Мострансавто" и ООО "Автотревел".
А дорожная инфраструктура! Болшевская эстакада связала город воедино,
самая современная транспортная развязка на въезде в город будет
достроена в 2008 году, наиболее опасные перекрёстки обустраиваются
светофорами и таймерами, - только в 2007 г. установили на средства
городского бюджета светофор в мкр.Текстильщик.
Новые современные автопавильоны, надземные и подземные пешеходные
переходы облегчили получение транспортных услуг.
За период с2004 по 2007 год был выполнен капитальный ремонт практически
всех основных магистралей города и в 2008 году мы предусмотрели
достаточно средств в бюджете города и через ГУМО "Мосавтодор", чтобы
завершить эти работы. Очень многое изменилось к лучшему за эти годы в
транспортном и дорожном хозяйстве. Планы ещё громаднее, - завершение
строительства развязки на Ярославском шоссе, строительство надземных
пешеходных переходов на станциях Подлипки и Болшево и главное, решить
задачу разгрузки основных транспортных артерий за счёт реконструкции и
расширения улиц, в т.ч. Коммунальной, Пионерской, Станционной,
Московской. Я обращаюсь к моему заместителю, курирующему вопросы
транспорта, - мы должны наконец победить проблему с цивилизованными
местами отстоя транспорта в конце пр-та Космонавтов на Силикатной улице
и площади у станции Подлипки в Завокзальной части. Призываю и самих
пользователей транспортной инфраструктуры,- ООО "Автотревел" и ГУП
"Мострансавто" принять в этом самое заинтересованное участие.
Деятельность всех социальных, промышленных отраслей так или иначе была
невозможна без постоянного участия нашего градостроительного комплекса и
служб землепользования, - это проектирование, строительство и ремонт
социально-значимых объектов, дорог, развязок, жилья. Не буду загружать
Вас цифрами, - основные: за 2004-2007 годы объём капвложений в городе
вырос с2,1 до 4,9 млрд.руб. в год и всего за 4 года составил 13,2
млрд.руб. (с учётом объектов НПК города!). Это серьёзные инвестиции в
будущее! Только жилья нашим строительным комплексом введено за 2004-2007
гг. 446,6 тыс.м2 , обеспеченность жильём на 1 жителя превышает в
Королёве среднюю величину по Московской области и возросла с 20,3 м2 до
22,4 м2 на 1 жителя.
Не устану повторять, задача комплексная, - сделать это жильё доступным
для приобретения в первую очередь нашими жителями, мы ждём и от
финансового сообщества предложений по дешёвым ипотечным схемам и другим
финансовым инструментам. Кажется, достигнутая к декабрю 2007 г. средняя
зарплата в городе 21 тыс. руб. уже позволит людям участвовать в
ипотечных схемах, но безусловно, слишком высока сегодня процентная
ставка по ипотечным кредитам, обращаюсь к банковскому сообществу, -
решайте вопрос об удешевлении кредитов на приобретение жилья людям.
Реконструкция детских садов NoNo 34, 35, завершение строительства здания
для размещения ГИБДД города, завершение строительства двух детских садов
на 125 и 250 мест на пр-те Космонавтов и в мкр.Первомайский, закладка
еще одного сада в районе школы No20, реконструкция сада при гимназии
No19, спортивный комплекс в мкр.Текстильщик, монумент первого
искусственного спутника Земли на пр-те Космонавтов, реконструкция 4-х
канализационных дюкеров через р.Клязьма, начало реконструкции
ул.Коммунальной, к маю 2008 года открытие памятника Генеральному
директору ФГУП ЦНИИМАШ Ю.А.Мазжорину, строительство многофункционального
делового центра между ДК Калинина и Детской школой искусств, включение в
Федеральную адресную программу строительства спортивного комплекса
"Вымпел", гимнастического зала на Вымпеле, капитальный и текущий ремонт
социально-культурных учреждений образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры (только за 2007 год освоено 64,6 млн.руб. на
ремонт), - вот те первостепенные дела строительного комплекса в 2007
году и на 2008 год.
Отдельной темой поставлена задача расселения жителей из ветхого и
аварийного жилого фонда, в т.ч. путём строительства новых муниципальных
жилых домов по ул.Орджоникидзе и Гагарина, путём комплексной застройки
12 и 17 кварталов - 7 тыс.м2 ветхого и аварийного жилья должно быть
снесено, а люди расселены.
У нас есть для решения этих задач и человеческие и технические и будут
финансовые ресурсы, мы для этих целей входим в 2008 году с заявкой в
объёме 500 млн.руб. именно на расселение жителей г.Королёва из
аварийного и ветхого жилья во вновь созданный в 2007 году Федеральный
"Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства". Наш
город соответствует всем критериям, чтобы войти в эту программу.
Все строительные работы не могут начаться без должного оформления земли,
- земельные отношения, тем более в условиях острого дефицита свободных
земель, - сегодня краеугольный камень нашей инвестиционной политики и
вообще развития города. Сегодня это направление возглавил деятельный
грамотный заместитель И.А.Тюляков, и он имеет поручение в ближайшие дни
завершить формулирование предложений по землепользованию, в первую
очередь, нашим крупнейшим градообразующим предприятиям. Мы в 2008 году
окончательно согласуем Генплан развития города с Генеральным планом
Московской области, завершим территориальное планирование, продолжим
совершенствование правил землепользования и застройки.
Не могу не повторить, что землепользование, - это улица с 2х-сторонним
движением, как город сегодня ищет возможности и способы предоставления
земель под застройку, интересующую предприятия, так и предприятия должны
помочь нам в наших планах, когда речь идет об использовании федеральных
земель, например для строительства Музея Российской космонавтики,
расширение ул. Пионерской, комплексный подход к строительству - создания
всей необходимой инженерной и социальной инфраструктуры.
Задачи у земельно-инвестиционного комплекса на 2998-2011 годы нам
понятны и мы знаем способы их решения, первоочередные это:
- формирование земельных участков, для проведения аукционов по продаже
прав аренды земли;
- реализация ранее заключенных инвестиционных контрактов;
- создание муниципального земельного контроля;
- разработка программ строительства современных гаражно-парковочных
объектов и т.д.
Вообще, мы обязаны перейти на новое качество архитектурно-планировочных
решений и привести архитектурный облик города в одном стиле, - устарелых
ларьков и палаток, ветхих остановок и построек быть не должно!
Жилищно-коммунальное хозяйство (не читать, отбивка)
Пожалуй, главный итог функционирования нашего МУНИЦИПАЛЬНОГО
жилишно-коммунального комплекса города в последние годы , - это его
устойчивая надежная, практически безаварийная работа. Жители города
получили качественную услугу по отоплению, водоснабжению, водоотведению,
воспринимая, что это так и жолжно быть. И это правильно. Но в условиях
системного кризиса в ЖКХ страны, многолетних недоремонтов сетей, как
внешних, так и внутренних, это было бы невозможно без упорной работы в
первую очередь наших муниципальных предприятий "Теплосеть", "Водоканал",
крупнейших управляющих жилищным фондом МУП "Жилкомплекс", МУП
"Жилсервис". Несколько тяжелее дело обстоит с мусором, но это в основном
за счет частного и дачного секторов города - ежегодно сотни тысяч
кубометров несанкционированного мусора и КГМ, вывозимого оттуда, конечно
сбивали иногда ритмичность вывоза мусора МУП "Автобытдор" из других
микрорайонов города.
Мы победим и это. Мы сотрудничали весь прошлый год с головной
организацией в этом деле - Академией им. Панфилова, и решение найдено, -
от дооснащения МУП "Автобытдор" современной мусоровывозящей техникой,
небольшого на 0,4 куб.м. увеличения норм накопления ТБО (они не
пересматривались несколько лет, а потреблять мы стали больше), до
переговоров с близлежащими полигонами об утилизации мусора. Сегодня,
увы, это системные проблемы всего Московского региона.
И, тем не менее, изменения в благоустройстве города, в его облике
налицо, - это было отмечено и на проводившемся в городе в июле 2006 года
семинаре - совещании по вопросам благоустройства Губернатором Московской
области Б.В. Громовым. Как и в снабжении жителей коммунальными
ресурсами, этот прорыв стал возможен только благодаря совместным усилиям
наших предприятий, которые по-прежнему силами ведомственных котельных
отапливают и снабжают горячей водой районы города, совместным усилием с
предпринимателями, прежде всего в сфере торговли и услуг, внесшим свой
вклад в благоустройство города от ст. Болшево до пр-та Королёва и ул.
Циолковского, спасибо всем.
Мы перешли теперь на размещение муниципального заказа, на
благоустройство, озеленение, текущее содержание и капитальный ремонт
дорог и тротуаров путем проведения открытого конкурса, думаем это
правильный путь для повышения конкуренции, а значит и качества работ,
экономии средств бюджета.
Мы, к радости ветеранов и всех жителей, реконструировали наш Мемориал к
60-летию Победы и торжественно открыли стеллу "Звезда Героев", где
золотыми буквами выбиты фамилии 32-х Героев Советского Союза и наших
кавалеров ордена Славы.
Только на реконструкцию внутридворовых территорий за период 2004-2007
годов было направлено 82,3 млн. руб., в т.ч. в 2007 году - 32,8 млн.
руб.
Всего за 2004-2007 годов на комплексное содержание (без капитального
ремонта) территорий (дороги, благоустройство, уличное освещение, и т.д.)
было направлено только из городского бюджета 450 млн. руб.
Что мне кажется, очень важным отметить, это то обстоятельство, что в
прошедшие годы наши люди имели не просто гарантированную коммунальную
услугу, но и доступную по цене, а тем, кому это было дорого,
предоставлялись все необходимые меры социальной поддержки в виде
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, льгот многодетным семьям
в виде освобождения на 70% от оплаты за коммунальные услуги, льгот в
виде 50% освобождения остальным льготным категориям, только в 2007 году
субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлены 12,9 тыс.
жителей города, в т.ч. 9,3 тыс. пенсионеров на общую сумму 85,6 млн.
рублей!
Притом, что наш город Королёв входил все эти годы в первую десятку
муниципальных образований по уровню средней заработной платы в
Московской области, по стоимости жилищно-коммунальных услуг не
поднимался выше 40 места, в 2007году - 45 место! И это не популизм
местных властей, сегодня все тарифы, кроме платы за содержание и ремонт
жилья, регулируют областные и федеральные органы, это баланс интересов
жителя-потребителя и поставщика коммунальных ресурсов, наш многолетний
приоритет на социальную приемлемость тарифов на услуги ЖКХ для жителей.
Как результат, сегодня стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг для
жителей г. Королёва существенно ниже, чем в других муниципальных
образованиях, подчеркиваю, с аналогичной инфраструктурой (мы не будем
сравнивать с сельскими районами ).
И с 1 января 2008 года рост стоимости услуг ЖКХ не превысил для жителей
г.Королёва в среднем 13,5%, при том что для наших предприятий,
покупающих у монополистов газ, электроэнергию и т.д. оптовые цены на газ
выросли с 01.01.08г. на 25%, тарифы на электроэнергию на 9-15%, на
услуги Щёлковских очистных сооружений на 15,9%, на транспортировку и
очистку стоков на 12-15,1% на покупную неочищенную воду у Мосводоканала
на 14,4%, на утилизацию ТБО более 12%.
В этих условиях, когда тарифы учитывают только минимальные экономически
обоснованные затраты предприятий жилищно-коммунального комплекса, когда
плановая рентабельность услуг ЖКХ с 12% 2004г. упала до 3-7% по
отдельным видам услуг, администрация обязана особенно пристальное
внимание уделить эффективному управлению городским ЖКХ, нашими
ресурсоснабжающими МУПами, чтоб объединившись, что называется "не
пропасть поодиночке". И первым этапом в деле повышения качества
управления с целью привлечения инвестиций в реконструкцию ЖКХ из других
источников, станет создание управляющей компании ресурсоснабжающими
МУПами.
Мы сейчас в ближайшее время обязаны её создать. Это полностью совпадает
с предложенными вариантами управления коммунальным комплексом министром
экономики В.Б. Крымовым и министром ЖКХ В.Н. Бешкаревым и одобренными
Губернатором Московской области Б.В. Громовым в декабре 2007 года.
Управляющая коммунальная компания, не внося изменений в отношения
собственности, то есть без процедур приватизации и акционирования, за
счет эффективного менеджмента будет обязана обеспечить надежное
бесперебойное функционирование всего коммунального комплекса и
привлечение инвестиций через инвестиционные надбавки к тарифам и от
частных инвесторов.
2-м этапом станет в более отдаленной перспективе после проведения всего
комплекса мероприятий по подготовке реализация одобренной Советом
депутатов города концепции акционирования предприятий ЖКХ.
Кроме того, реформы есть необходимое условие получения финансовой помощи
из фонда содействия реформированию ЖКХ, привлечения частных инвестиций,
так необходимых в эту сферу в условиях сдерживания тарифов на услуги и
при этом необходимости обеспечения бесперебойного, качественного
функционирования коммунального комплекса.
Два слова сегодня об управлении многоквартирными домами, - в 776 домах
из 882, где проведены собрания собственников, жители избрали в качестве
управляющих компаний не частные, а проверенные наши МУП "Жилкомплекс" и
МУП "Жилсервис". Это говорит, в первую очередь о том, что при всех
справедливых нареканиях жителей, особенно в части содержания придомовых
территорий, подъездов, - всё-таки доверие к нашим МУПам, а значит,
доверие к власти, у народа немалое и мы обязаны его оправдать, это
доверие, тем более и техническая база, и кадры у вас лучше, надо только
с них больше спрашивать. И администрация впредь жёстко будет
контролировать состояние условий проживания горожан. Сегодня содержание
и ремонт домов, - это очень неплохой бизнес, и это место для спекуляций,
популизма. И часто недобросовестные частные конкуренты выигрывают на
этих, казалось бы, мелочах, убирают, то, что видно, - двор, подъезд, но
не вкладываются ни в общедомовые сети, ни в лифты, кровли, фасады.
Надо неустанно объяснять людям, что такие временщики "похозяйствуют" лет
5, пока дом новый, а потом люди окажутся с ухоженным двором, но без
воды, тепла и с дырявыми сетями, стоящими лифтами. Ну, надо же это
объяснять людям!! Думаю, назрела необходимость разработать какую-то
систему аккредитации частных управляющих компаний на рынке содержания
жилья, чтобы оградить жителей от возможности стать "обманутым
плательщиком за услуги ЖКХ".
Мы обязаны предвидеть и предупредить эти возможные издержки реализации
нового жилищного законодательства, тем более, что такой печальный опыт
уже есть в других субъектах федерации.
Я хочу со всей ответственностью заявить, что сегодня немало оппонентов,
скажем мягко, недобросовестных, которые со страниц своих проплаченных
изданий откровенно лгут нашим жителям, присваивая всё самое лучшее,
сделанное администрацией и городским Советом Депутатов, своим заслугам и
записывая себе в актив.
Ещё раз повторяю, - это известный приём несостоятельных,
недобросовестных, незрелых людей и политиков - зарабатывать авторитет на
чужих достижениях. "Мы добились, мы заставили, мы и дальше заставим,
только дайте власть, .." - эти дешёвые популистские лозунги , рассчитаны
на тех, кто не знает, как, что, чьими усилиями делается всё в городе. И
сегодня наша задача заявить людям ещё раз, всё лучшее, чего мы
добились,- достигнуто совместными многотрудными каждодневными усилиями
и Администрации, и Городского Совета, и ветеранских и общественных
организаций, и безусловно, бизнес-сообществом, нашими предприятиями, и
многочисленной армией врачей, учителей, работников социальной,
культурной, физкультурной сферы, работников ЖКХ и людей в погонах -
всеми теми, кто каждый день на протяжении многих лет обеспечивает
процветание родного Королёва и один из самых высоких в Подмосковье
уровень и качество жизни.
Администрация знает -что и как делать. За последние годы особенно
сформировалась сплочённая команда из исполнительной, представительной
властей, эффективно работает Общественный Совет, возобновил свою работу
Совет Директоров крупнейших предприятий, мы находимся в постоянном
контакте со всеми общественными и бизнес-структурами.
У нас намечены и приняты Программа комплексного социально-экономического
развития города Королёва как наукограда на период до 2011 года, у нас
есть обновлённый Генеральный план развития города, который сейчас
согласуется Генпланом развития Московской области!
Администрацией приняты все необходимые отраслевые комплексные программы
развития - здравоохранения, образования, культуры, спорта.
Администрация знает, как поэтапно реформировать наш жилищно-коммунальный
комплекс, сохранив одновременно и объём и качество услуг ЖКХ и найдя
инвестиции на его серьёзную модернизацию.
Город войдет в 2008 году в программу получения средств из созданного в
2007 году Фонда содействия реформированию ЖКХ как на капитальный ремонт
жилья, так и на переселение людей из аварийного и ветхого жилья.
Все вместе,мы достроим детские сады и дорожные развязки, построим-таки
великолепный спорткомплекс, администрация знает как, какими силами,
только бы не мешали.
И главный наш аргумент, мы всё это делали и будем делать для всех
жителей города, а не для каких-то узкоклановых интересов.
Власть без ответственности не бывает, мы отвечаем полной мерой перед
жителями каждый день своими делами, да и за координацию работы всех
федеральных и областных структур на территории. У нас есть стабильность,
- та, которая пришла в Россию, та, которая подтверждена безусловным
выбором россиян на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2007
года, мы обязаны сохранить это согласие в городском сообществе (в
широком смысле слова), для того чтобы реализовать все намеченные нами
достаточно грандиозные планы для жителей города.
Как сказал на итоговом заседании Госсовета 20.12.2007г. наш Президент
В.В. Путин "Ответственность не то, что делалось несколько (а я бы сказал
десяток) лет назад, когда мы всё обещали, действовали в условиях
несбалансированного бюджета и целые отрасли экономики загонялись в тупик
(как было у нас с наукой, промышленностью, ЖКХ)... Ответственность перед
гражданами означает честный диалог с обществом, который мы ведем
каждодневно, в том числе и сегодня. Честный диалог с жителями, честный
профессиональный подход к решению экономических и социальных задач, вот
сегодня с чем мы идем к жителям, вот в чем видим залог процветания
родного Королёва в год его 70-летия!