Доклад
Руководителя Администрации
города Королёва Московской области
об осуществлении муниципального контроля
в соответствующих сферах деятельности
и об эффективности такого контроля
на территории города Королёва Московской области
в 2013 году

Настоящий доклад подготовлен во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.04.2010 ? 215 <<Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)>>, в целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 ? 131-ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, Федерального закона от 26.12.2008 ? 294-ФЗ <<О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля>>.
Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере муниципального контроля
Осуществление муниципального контроля за благоустройством города Королёва Московской области проводится в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003г. ? 131-ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>, законом Московской области от 29.11.2005г. ? 249/2005-ОЗ <<Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области>>, в рамках осуществления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. ? 131-ФЗ <<Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации>>.
Административный регламент по исполнению муниципальной функции <<Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля на территории города Королёва Московской области>> разработан во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 ? 294-ФЗ <<О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля>>, с учётом положений Типового административного регламента по исполнению муниципальной функции <<проведение проверок при осуществлении муниципального контроля>>, разработанного Главным управлением региональной безопасности Московской области, и утверждён постановлением Администрации города Королёва Московской области от 16.08.2012 ? 1443.
Муниципальный контроль в сфере благоустройства регулируется следующими муниципальными правовыми актами:
* Уставом города Королёва Московской области;
* решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 24.10.2012 ?47/212 <<Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области>>;
* постановлением Администрации города Королёва Московской области от 17.08.2012 г. ? 1468 <<О создании Межведомственной комиссии по контролю за чистотой и порядком на территории города Королёва Московской области>>;
* постановлением Администрации города Королёва Московской области от 04.02.2013 г. ?99 <<О внесении изменений в постановление Администрации города Королёва Московской области ? 1468 от 17.08.2012г. <<О создании Межведомственной комиссии по контролю за чистотой и порядком на территории города Королёва Московской области>>.
В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные муниципальные правовые акты были опубликованы и размещены в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации города в разделе <<Муниципальный контроль>> по адресу: http://www.korolev.ru/authority/mu-control/.
Раздел 2. Организация муниципального контроля
Муниципальный контроль осуществляется Администрацией города Королёва Московской области с возложением обязанностей по его осуществлению на структурное подразделение - отдел муниципального контроля Администрации города (далее - отдел, отдел муниципального контроля), созданный Решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 21.12.2011 ? 34/141 <<О внесении изменений в структуру Администрации города Королёва Московской области, утверждённую решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 19.10.2011 ? 30/119 <<Об утверждении структуры Администрации города Королёва Московской области>>.
В целях выполнения требований Закона Московской области от 29.11.2005 ? 249/2005-ОЗ <<Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области>> и организации работ по выявлению и своевременному устранению фактов нарушения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области создана Межведомственная комиссия по контролю за чистотой и порядком на территории города Королёва Московской области (далее - Межведомственная комиссия). Положение о её работе определяет порядок осуществления на территории города муниципального контроля в сфере благоустройства. В целях совершенствования работы Межведомственной комиссии постановлением Администрации города Королёва Московской области от 04.02.2013г. ?99 были внесены изменения в состав Межведомственной комиссии и Положение о её работе.
В составе Межведомственной комиссии работают сотрудники Администрации города, представители Государственного административно-технического надзора Московской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, МУ МВД России <<Королевское>> и иных предприятий, отвечающих за благоустройство, соблюдение чистоты и порядка на территории города. Межведомственная комиссия работает в тесном взаимодействии с гражданами.
Задачей Межведомственной комиссии является выявление фактов нарушения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области и пресечение действий (бездействия) физических и юридических лиц по нарушению чистоты и порядка на территории города, более чёткой координации деятельности контролирующих органов разных уровней, повышения эффективности контрольных мероприятий. Действующая нормативная база позволяет организовать и проводить соответствующую работу непосредственно на городской территории.

Раздел 3. Финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля
В штат отдела муниципального контроля входят 4 единицы:
- начальник отдела;
- 2 главных эксперта;
- эксперт.
В 2013 году укомплектованность отдела составила 75%. Вакантная должность - эксперт.
Все сотрудники имеют высшее образование. В 2013 году мероприятий по повышению квалификации сотрудников отдела не проводилось.
К проведению контрольных мероприятий эксперты и экспертные организации не привлекались.
Дополнительное финансовое обеспечение в отчётный период производилось на обеспечение выездных заседаний Межведомственной комиссии соответствующим транспортным средством для работы непосредственно на территории города.

Раздел 4. Проведение муниципального контроля
Отдел муниципального контроля осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства по двум направлениям:
* плановый контроль в рамках работы Межведомственной комиссии;
* текущий оперативный контроль, осуществляемый непосредственно сотрудниками отдела.
В истекшем 2013 году было проведено 25 выездных заседаний Межведомственной комиссии в ходе которых было рассмотрено 328 объектов.
Тематика вопросов выездных заседаний представлена в Таблице 1.

Таблица 1
Тематическая статистика объектов
Межведомственной комиссии по контролю
за чистотой и порядком на территории г. Королёва
Московской области за 2013г.

Общее количество объектов по 25 комиссиям - 328 (100%)

Тематика
Количество объектов

Процентное выражение
Содержание прилегающих территорий к объектам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
116
35%
Содержание городской территории
43
13%
Содержание прилегающих территорий к объектам коммунальной инфраструктуры города
29
9%
Прочие вопросы
25
9%
Содержание школьных территорий
23
7%
Правомерность размещения нестационарных объектов
21
6%
Содержание дорог и внутриквартальных проездов
19
5%
Содержание прилегающих территорий к многоквартирным домам
16
5%
Содержание контейнерных площадок
15
4%
Содержание прилегающих территорий к социальным объектам (д/с, поликлиники)
10
3%
Правомерность размещения лотерейных терминалов
5
2%
Содержание детских, спортивных и игровых площадок
3
1%
Содержание прилегающих территорий к частным домовладениям
3
1%


С целью оперативного реагирования на жалобы и обращения граждан проводятся текущие контрольные объезды непосредственно сотрудниками отдела, как по обращениям граждан, так и по поручениям руководителей.
Раздел 5. Действия органа муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 ? 59-ФЗ <<О порядке рассмотрения обращений граждан>> в 2013 году отделом рассмотрено 52 письменных обращений граждан. Все ответы были даны без нарушения сроков.
Для повышения оперативности в отделе муниципального контроля организован приём жалоб граждан по телефону (ведётся журнал учёта телефонных обращений), а также посредством электронной почты.
В 2013 году в отдел непосредственно от граждан поступило 69 обращений, из них: телефонные обращения - 38, на электронную почту отдела муниципального контроля - 31. Было проведено 140 объездов городской территории по различным вопросам. Выявленные недостатки фиксируются с помощью фотоаппарата. Информация и фотоматериалы по выявленным недостаткам оперативно по электронной почте направлялись руководителям городских предприятий, ответственным за конкретные объекты и выполнялся контроль за устранением выявленных недостатков.
Для уточнения данных о принадлежности объектов недвижимости и земельных участков было направлено 30 запросов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Так как в рамках действующего законодательства отдел муниципального контроля не обладает полномочиями составлять протоколы об административных нарушениях, возбуждать дела об административных нарушениях, налагать штрафные санкции, материалы по выявленным нарушениям (в том числе фотоматериалы) направлялись в соответствующие органы государственного контроля (надзора), а также иные органы государственной власти для рассмотрения и принятия мер в соответствии с их компетенцией.
За 2013 год, отдел муниципального контроля взаимодействовал по 182 объектам с Административно-техническим надзором Московской области (Территориальный отдел ? 38 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области - далее ТО-38 ГАТН МО). Сотрудниками отдела составлены и направлены в ТО-38 ГАТН МО 72 акта внештатных инспекторов административно-технического надзора по обследованию детских игровых площадок на предмет исправности игрового оборудования и текущего состояния.
Остальные объекты относились к сфере контроля за соблюдением Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области. За 2013 год в ТО-38 ГАТН МО было направлено 110 обращений (Таблица 2).

Таблица 2

Вид обращения

Количество

Натуральное число
Процентное выражение
Акты внештатных инспекторов
58
52,7%
Поручения Межведомственной комиссии
39
35,5%
Письма руководителю Территориального отдела
13
11,8%
Всего
110
100%













Из направленных в ТО-38 ГАТН МО 110 (100%) документов, обратная связь получена по 60 (54,5%), из них:
* акты внештатных инспекторов - 29 (26,3%);
* поручения Межведомственной комиссии - 22 (20%);
* письма руководителю Территориального отдела - 9 (8,2%).
Информация отсутствует по 50 документам (45,5%).
Из направленных в ТО-38 ГАТН МО 110 (100%) документов, меры приняты по 45 обращениям (40,9 %). Принятые меры выражены в виде:
* предписаний ТО-38 ГАТН МО - 35 (31,8%);
* административных штрафов - 6 (5,5%);
* материалов, направленных в УВД - 2 (1,8%);
* разъяснительных бесед с нарушителями - 2 (1,8%);
* направленных запросов для уточнения - 1 (0,9%);
* предоставление информации по запросам председателя Межведомственной комиссии - 1 (0,9%).
Отсутствует информация по 65 документам (59,1%).
Штрафы, накладываемые сотрудниками ТО-38 ГАТН МО, зачисляются в бюджет Московской области, за исключением восьми статей, денежные средства по которым перечисляются в бюджет муниципального образования. В 2013 году в бюджет города поступило около 75 тысяч рублей штрафов по линии ГАТН МО.
В 2013 году в рамках установленной компетенции Отдел муниципального контроля взаимодействовал с Межрайонной инспекцией ФНС России ?2 по Московской области (далее - МИ ФНС ? 2 МО) по 4 объектам по следующей тематике:
* незаконно установленный нестационарный торговый объект - 1;
* правомерность размещения и работы лотерейных автоматов в торговых объектах - 3.
По 3 объектам (лотерейные автоматы) МИ ФНС ?2 МО проведены выездные проверки. По итогам осмотра (обследования) в 2 случаях материалы направлены по месту постановки юридического лица на налоговый учёт и в МУ МВД России <<Королёвское>> для проверки законности осуществления деятельности по проведению (распространению) лотереи.
В 2013 году в рамках установленной компетенции отдел муниципального контроля взаимодействовал с Управлением Роспотребнадзора по Московской области по 3 объектам.
За прошедший 2013 год, отдел муниципального контроля взаимодействовал с МУ МВД России <<Королевское>> (далее - УВД <<Королёвское>>) по 11 объектам, из них:
- направлены письма в УВД <<Королёвское>> по 6 объектам;
- даны поручения в ходе работы Межведомственной комиссии по контролю за чистотой и порядком на территории города по 5 объектам.
По тематике обращения распределены следующим образом:
* нарушение правил парковки автотранспортного средства - 2;
* торговым киоском осуществляется деятельность, не смотря на истекший срок договора аренды - 2;
* проверку законности установки игрового оборудования - 2;
* несанкционированная торговля - 1;
* нарушение правил благоустройства. Установить контроль за территорией и найти виновное лицо - 1;
* торговля алкогольной продукции вне установленного законодательством времени - 1;
* проверка законного осуществления предпринимательской деятельности по ремонту автомобилей - 1;
* жалоба жителя на большое количество собак на огороженной территории - 1.
По видам воздействия, принятые меры распределились следующим образом:
* применены меры административного воздействия - 4;
* проведена беседа с предупреждением об административной ответственности - 2;
* работа продолжается по 3 объектам;
* по 1 обращению нарушений сотрудниками УВД не обнаружено;
* по 1 обращению изъяты лотерейные терминалы для проведения экспертизы.

В целях предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия за соблюдением Правил благоустройства, в 2013 году Администрацией города были изданы отдельной брошюрой Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Королёва Московской области.



Брошюры были бесплатно предоставлены в организации и на предприятия города, в том числе, на предприятия торговли.
С целью информирования жителей города о проведении муниципального контроля и его результатах в 2013 году было отснято 2 сюжета по городскому телевидению <<Королёв-ТВ>>, выпущено в эфир 1 интервью на <<Королёвском радио>>, подготовлена одна публикация в газете <<Калининградская правда>> и одна публикация в газете <<Неделя в Подлипках>>.
При выполнении муниципальной функции выявлена общая тенденция:
на сегодняшний день, наиболее действенной мерой пресечения нарушений обязательных требований является наложение штрафных санкций.

Раздел 6. Анализ и оценка эффективности муниципального контроля
Наибольшая часть недостатков, выявленных в ходе работы Межведомственной комиссии, была устранена в контрольные сроки, часть заявлений не подтвердилась, по остальным работа продолжается (Таблица 3).
Таблица 3
Качественная статистика объектов
Межведомственной комиссии по контролю
за чистотой и порядком на территории г. Королёва
Московской области за 2013г.

Общее количество объектов по 25 комиссиям - 328 (100%)

Качественная
характеристика

Количество
объектов
Процентное выражение
Выполнено
291
89%
Не подтверждено
30
9%
Не выполнено
4
1,1%
В работе
3
0,9%

Жалоб на действия (бездействие) сотрудников отдела муниципального контроля не поступало.
В целом, эффективность функции муниципального контроля оценивается удовлетворительно.
К проблемным вопросам можно отнести отсутствие полномочий по наложению штрафных санкций и невозможность зачисления штрафов в городской бюджет, что существенно снижает эффективность контрольных мероприятий.
Раздел 7. Выводы и предложения
по результатам муниципального контроля
Муниципальный контроль находится под постоянным контролем руководителя Администрации города А.А. Канаева.
Повышению качества работы, эффективности осуществления муниципального контроля, расширению сфер его деятельности будет способствовать передача органам местного самоуправления части федеральных и региональных контрольных полномочий, непосредственно затрагивающих интересы муниципальных образований. Предлагаю следующее.
1. Передать органам местного самоуправления контроль за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний, составления протоколов и контроль за приёмом на работу в пределах установленной квоты категорий граждан, определённых Законом Московской области от 25.04.2008 ?53/2008-ОЗ <<О квотировании рабочих мест>>.
2. Передать функцию Министерства потребительского рынка и услуг Московской области по лицензионному контролю за розничной продажей алкогольной продукции органам местного самоуправления.
3. Расширить перечень составов административных правонарушений, денежные взыскания (штрафы) по которым подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований в сфере благоустройства, определённых Законом Московской области ? 161/2004-ОЗ и Законом Московской области ? 249/2005-ОЗ, и закрепить их нормативно-правовым актом на уровне Московской области.
4. Разработать и принять на уровне Московской области закон об осуществлении земельного контроля для приведения к единым стандартам муниципальных правовых актов в этой сфере.
5. Организовать и провести на уровне Московской области серию практических семинаров по осуществлению муниципального контроля для обмена опытом и получения методической помощи.
Это позволит органам местного самоуправления более эффективно на местах реализовывать полномочия по решению вопросов местного значения.
Основными задачами по осуществлению муниципального контроля в 2014 году считать:
- актуализацию и усовершенствование нормативно-правовой базы муниципального образования в связи с проведением административной реформы (объединением городских округов Королёв и Юбилейный) в части осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;
- более широкое освещение в средствах массовой информации <<Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города>>, для профилактики нарушений обязательных требований в сфере благоустройства;
- регулярное освещение в средствах массовой информации актуальных вопросов по проведению муниципального контроля и его результатов;
- более тесное взаимодействие с органами государственного контроля (надзора), прокуратурой, правоохранительными органами, общественными организациями в части получения информации;
- своевременное, внимательное и качественное рассмотрение всех поступающих обращений.

Руководитель Администрации
города Королёва
Московской области А.А. Канаев