ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ИНСПЕКТОРОВ

ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

3.1. Государственные    инспекторы   по охране    природы Министерства
охраны   окружающей   среды   и   природных ресурсов Российской
Федерации   и   его территориальных    органов    при осуществлении
государственного экологического контроля в пределах своей компетенции
имеют право:

а) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений)
предприятия, учреждения, организации и другие объекты независимо от форм
собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке -
воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов
внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых
административных территориальных образований, получать для ознакомления
документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для
осуществления государственного экологического контроля;

б) проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную среду и других вредных
воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и
потребления, нормативов качества окружающей природной среды и
экологических ограничений на природопользование;

в) осуществлять государственный контроль за использованием и охраной
земель в соответствии Положением о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от  23 декабря 1993г. N 1362, и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами,
проверять транспортные средства и в случае нарушения  экологических
требований  запрещать  их эксплуатацию, а также просматривать российские
и иностранные суда,  другие плавучие средства, искусственные острова,
установки и сооружения и при выявлении экологических правонарушений
требовать их устранения и  приникать  меры по решению вопросов о
компенсации вреда,  причиненного окружающей природной среде;

д) проверять выполнение государственных  и других  программ, планов и
мероприятий по охране окружающей природной среды;

е) заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и
учреждений  по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения
программ,  планов  и  мероприятий  по  охране  окружающей природной
среды;             

ж) запрашивать и в соответствии с Законом РСФСР  "Об  охране окружающей 
природной  среды (статья 7) бесплатно получать от министерств, 
ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию  по  вопросам
состояниям охраны окружающей природной среды, необходимую  для 
осуществления  государственного   экологического контроля;

з) проверять соблюдение экологических требований при размещении,
проектировании,  строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и
других объектов и сооружений;

и) привлекать в установленной порядке соответствующих специалистов к
проведению проверок;

к) вносить  предложения о проведении государственной экологической
экспертизы и  проверять выполнение ее заключений;

л) проверять соблюдение экологических условий,  установленных в
лицензиях на комплексное природопользование и лицензиях на пользование
отдельными видами природных ресурсов, аннулировать в установленном
порядке или давать предписания  об аннулировании указанных лицензий,
выданных с нарушением  экологических  требований,  а также при
невыполнении природопользователями установленных в лицензиях
экологических условий;

м) запрещать ввоз на территорию Российской Федерации,  а также транзит
(дальнейшую транспортировку) экологически опасных  грузов (изделий),
отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических
норм и правил;

н) проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного
экологического контроля,

V

X

n

p

ь

ю

>ого контроля, предупреждать их о привлечении к ответственности в случае
невыполнения указанных требований,            

п) давать обязательные, для исполнения предписания юридическим и
физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении
необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной
среды,

р) выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или
приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении
ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых
выполнено с нарушением экологических требований и заключений
государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или
приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой
с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей
природной среде; направлять в органы исполнительной влагой субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о
прекращении этой деятельности,

с) рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об
административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов,

т) направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц,
виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной
ответственности,

у) определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного
окружающей природной среде в результате экологических правонарушений и
на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и
гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в
суд или арбитражный суд о его возмещении согласно статьям 70 (пункт 2) и
87 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды";

ф) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для
исполнения предписания о прекращении финансирования строительства и
эксплуатации объектной и осуществления другой  хозяйственной
деятельности,  ведущихся  с  нарушением экологических требований иди без
положительного заключения государственной  экологической экспертизы (в
соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды";

х) обращаться  в органы внутренних дел за оказанием помощи по
предотвращению или пресечению действий правонарушителей,  препятствующих
законному выполнению функций по осуществлению государственного
экологического контроля,' на основании Закона Российской Федерации "О
милиции" (статья 10);

ц) осуществлять контроль за соблюдением природоохранительного
законодательства и правовых актов органов исполнительной власти по
вопросам охраны окружающей природной среды в районах чрезвычайных
экологических ситуаций;

ч) пользоваться иными правами,  предоставленными  действующим
законодательством и правовыми нормативными актами.

3.2.Объем прав государственных инспекторов по охране природы, указанных
в пункте 3.1 настоящих Правил, определяется их должностными инструкциями
в пределах их компетенции.

3.3. Решения  государственных  инспекторов  по охране природы могут быть
обжалованы  вышестоящему по подчиненности государственному инспектору по
охране природы, в суд или арбитражный суд.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ 

ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Государственные инспекторы по охране природы в соответствии с  
законодательством  Российской  Федерации несут ответственность за:

а) соблюдение  требований  законодательства при   исполнении служебных
обязанностей,

б) соблюдение установленного порядка осуществления государственного
экологического контроля,

в) надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

г) своевременное принятие надлежащих мер к юридическим и физическим
лицам, виновным в экологических  правонарушениях;

д) объективность и достоверность материалов проводимых проверок.

 PAGE   

 PAGE   2