О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г (СЗ РФ, 1994, No 35, ст 3648)

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации
организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного,
водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его
части, объектов производственного и социального назначения, а также
окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и
направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение
размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а
также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных для них опасных факторов

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются предупреждение
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение размеров ущерба
и потерь от чрезвычайных ситуации, ликвидация чрезвычайных ситуаций

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями
отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате
чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в
полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости
функционирования организаций, а также объектов социального назначения в
чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций,

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций,

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций,

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций,

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего
от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций,

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации,

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций определяются законодательством Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по
согласованию с исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, на территориях которых сложились
чрезвычайные ситуации.

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на
соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций в этой области является
гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и
администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать
население через средства массовой информации и по иным каналам о
состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения
от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными
лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а
также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и
средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

ГЛАВА П. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент Российской Федерации:

а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской
Федерации и федеральными законами основные направления государственной
политики и принимает иные решения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и
принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их
последствий;

в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88
Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение;

г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральное Собрание Российской Федерации:

а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и
мероприятий в указанной области;

в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Российской Федерации:

а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации
постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

б) организует проведение научных исследований в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных
федеральных программ в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;

г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет
порядок использования указанных резервов;

е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения,
условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо
опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия
исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

з) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией
чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской
Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной
информацией между исполнительными органами государственной власти, а
также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;

при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству
Российской Федерации за оказанием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях;

и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;

при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие
органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

Для осуществления государственного управления и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган
создает подведомственные ему территориальные органы.

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере
деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с
настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические
мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в
чрезвычайных ситуациях;

?

ьцьпкьцьцьцьцьцьцьцьцькьпкгкьцьцьцьцьцьцьпкьцьцьпкгкьцьцьцьцьцьпкгкгкьць
цьцьцьцьцьцьцьцьць

Tеских процессов, продукции, а также правила защиты работников
организаций от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной,
экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного
и социального назначения;

финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в
чрезвычайных ситуациях;

организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам
безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты
работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости
и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования,
нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность
за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач
и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об
образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности
подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально
подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства
для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в
рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.

Статья 14, Обязанности организаций в области защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников
организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-

22

туаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы
оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ на подведомственных объектах производственного и
социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии
с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и
подведомственных объектов производственного и социального назначения от
чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать
работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций.

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных
ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. На органы управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается
ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно,
организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их
деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений
должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном
порядке.

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально
подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения
определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при
ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних
дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы
внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЯЗДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТБ1 НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНБ1ХСИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации
имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать
средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в
определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы
местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по
вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу
в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение
компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с
увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке,
установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие
трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или
умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия государственного социального страхования. виды и
размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской
Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.

Статья19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности,
не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины,
требований экологической безопасности, которые могут привести к
возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты,
постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной
области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуации;

при необходимости оказывать содействие в проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ГЛАВА V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется
в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по
месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуации осуществляется в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных
учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою
деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

ГЛАВА VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций

Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления,
специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов.

Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти,
соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства
Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения
необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей
статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих
резервов определяются законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.

ГЛАВА VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и
решений по объектам производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или
могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и
выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и
правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов
и решений по объектам производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или
могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и
независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных
организаций в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с
задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуации, в целях проверки полноты выполнения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности
должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению
чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению
здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и
граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации -
административную и гражданско правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.

ГЛАВА VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, то применяются правила международных договоров Российской
Федерации.

ГЛАВА IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом

Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные
правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного
самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом
в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном
порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации
в соответствие с настоящим Федеральным законом.