ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК 

ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  

Т.В. Потапова

Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова

Президиум Центрального совета Всероссийского общества охраны природы

О.В. Морозова

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

В.А. Волков 

Администрация г. Королев Московской области

Введение.

 "Повестка дня на XXI век", принятая в 1992 г. на Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро, предлагает правительствам и местным властям
научно-обоснованные рекомендации по предотвращению ухудшения состояния
воздуха, воды и почвы, по сохранению лесов и разнообразия форм жизни. В
ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления,
здравоохранения и образования, проблемы городов и сельских районов.
Отводится своя роль каждому: правительствам, деловым людям, ученым,
коренным народам, женщинам, молодежи и детям. "Повестка дня на XXI век"
возлагает основную ответственность за принятие необходимых мер на
правительства, но указывает, что они должны тесно сотрудничать с
международными организациями, деловыми кругами, региональными,
провинциальными и местными властями, а также с общественными
организациями. Только партнерство в широких масштабах может  принести
всем нам более безопасное и обеспеченное будущее.

     	Что же такое партнерство в широких масштабах для современного
российского ДОУ? И каким образом может оно принести более безопасное и
обеспеченное будущее если не всем нам, то хотя бы малышам? 

Детских садов в России около 50 000 и посещает их более половины наших
малышей. Каждый детский сад - это автономная территория размером редко
более 1 га: 50 000 га - это три тысячных доли процента территории
страны. На этих 0,003% территории России необходимо обеспечить: 

экологическую безопасность, 

здоровую среду для роста и развития, 

необходимые условия для формирования основ экологической культуры. 

Каждое из этих трех условий по отдельности выполнить в наши дни не
просто, а уж усилиями одних только сотрудников детского сада совершенно
невозможно. Что делать?

В 1992-99 г.г. на средства из госбюджета, а также ряда внебюджетных
источников ученые и педагоги Москвы и Пущино (Научный центр
биологических исследований РАН) провели анализ условий реализации
сегодня в России основных целей и задач "Повестки дня на XXI век"  на
уровне ДОУ и разработали концепцию "Детский сад - эталон экологической
культуры". Концепция рассматривает ДОУ с его территорией, помещениями,
всеми его обитателями и потоками ресурсов как структуру, которая
призвана стать платформой для объединения на местах усилий администрации
и общественных организаций по осуществлению конкретных мер и акций,
смысл и содержание которых будут доноситься до местных жителей и
способствовать повышению их (жителей) экологической культуры. 

В течение последних 10 лет Центральный совет Всероссийского общества
охраны природы (ЦС ВООП) помогает российским ДОУ осваивать "Повестку дня
на 21 век" и Концепцию  "Детский сад - эталон экологической культуры".
Ежегодно проводятся смотры-конкурсы, участие в которых охватило уже
почти 20000 ДОУ. Десятки ДОУ из разных регионов России получили дипломы
и призы, а призеры 2000 года даже денежные премии (по 5 тысяч рублей) от
Фонда памяти В.Чивилихина. Раз в 2 года проводятся Российские
конференции "Проблемы и перспективы экологического воспитания в детском
саду и начальной школе" и публикуются сборники материалов этих
конференций.

Обобщая опыт 10 лет работы, мы можем сказать, что сегодня в России ДОУ
играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,
психического и духовного развития малышей, являясь одновременно на
местах просветительскими центрами для родителей. При этом коллективы
многих ДОУ творчески решают задачу подготовки малышей к жизни в мире
экологических проблем, а специалисты природоохранных органов, ученые,
школьники, общественность помогают ДОУ становиться  на местах эталонами
экологической культуры, воплощая на деле прогрессивные
научно-методические рекомендации по достижению равновесия между
стремлениями людей удовлетворять свои потребности и способностью
природных систем поддерживать жизнь.

Опыт внедрения ЦС ВООП передовых научных рекомендаций в деятельность
своих базовых ДОУ позволяет считать, что именно детские сады здесь и
сейчас могут (и должны!) стать образцами, на примере которых каждый
здравомыслящий россиянин познакомится с замечательными принципами
устойчивого развития и методами их осуществления. 

	Роль ДОУ, задачи и возможные пути их решения для обеспечения
устойчивого развития мы попытались сформулировать в настоящей концепции
в той же последовательности и структуре, в которой изложены задачи в
"Повестке дня на XXI век", принятой в 1992 г. на Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро.

Раздел 1. Социальные и экономические аспекты.

Межведомственное сотрудничество.

 В реализации концепции "Детский сад - эталон экологической культуры"
деловыми партнерами ДОУ могут (и должны!) стать разные ведомства и
структуры: органы экологического контроля, санитарного надзора,
озеленения, УВД, комитеты по делам молодежи, образования и спорта,
советы ветеранов, общества охраны природы и т.д.  Самое сложное -
согласовать реальные шаги, которые смогут и захотят предпринять разные
партнеры, с насущными задачами ДОУ. Преодолеть эти трудности поможет
своевременное обеспечение всех заинтересованных групп и лиц информацией
в доступной форме о том, как разнообразные природные, экономические,
социальные и другие факторы в комплексе определяют экологическую
культуру ДОУ. 

Также понадобятся определенные организационные усилия по разработке и
реализации на разных уровнях целевых комплексных межведомственных
программ устойчивого развития ДОУ с привлечением предпринимателей,
общественных организаций, ученых и молодежи.

Борьба с бедностью.

    	Подавляющее большинство граждан России живет за чертой бедности, а
это означает - недостаточное питание и медицинское обслуживание,
недостаточно квалифицированный уход за детьми, образование и воспитание.
Для многих семей услуги ДОУ - действенный способ компенсации
деструктивного влияния этих факторов на развитие малышей. Необходимо
ставить перед всеми деловыми партнерами ДОУ важнейшую задачу - искать
источники финансовой помощи для обеспечения всем комплексом услуг ДОУ
бедных и нуждающихся.

Защита и улучшение здоровья людей.

	Сегодня перед жителями России стоят очень серьезные проблемы в области
здравоохранения. ДОУ могут внести существенный вклад в решение
общенациональных задач по улучшению здоровья населения. Для этого
местным законодательным и исполнительным властям потребуется реализовать
следующие меры:

Разработать и утвердить специальные программы по определению
экологических факторов, угрожающих здоровью, и уменьшению
соответствующих рисков. 

Принять меры по обучению населения способам устранения экологических
факторов, наносящих ущерб здоровью.

Обеспечить для ДОУ возможности использовать существующие меры по борьбе
с загрязнением воздуха в помещении (люстры Чижевского и т.п.) и способы
безопасного удаления отходов.

Пропагандировать среди местного населения опыт широко используемых в
практике  ДОУ традиционных методов закаливания детей и укрепления их
иммунитета.

Рассмотреть возможности организации летних загородных баз для городских
малышей, например, на базе сельских ДОУ.

Принятие решений, касающихся устойчивого развития ДОУ.

Опыт 10 лет работы ЦС ВООП показывает, что большинство лиц, принимающих
решения по вопросам ДОУ, а также сами родители не представляют в
комплексе роли экономических, социальных и экологических факторов для
функционирования ДОУ. В идеале власти разного уровня должны разработать
свои стратегии устойчивого развития ДОУ, предусмотрев, как привлечение
дополнительных ресурсных вложений от самых разнообразных ведомств, так и
эффективное использование ресурсов. 

Общество должно предоставить финансовую помощь ДОУ, в особенности, в
регионах с устойчивым дефицитом бюджета и в зонах экологической
опасности. Рыночные факторы, такие как налоги и штрафы за коммунальные
платежи и другие штрафные санкции, должны применяться в отношении ДОУ с
особой осторожностью. Цены на товары и услуги, потребляемые ДОУ, должны
быть максимально щадящими. Необходимо предоставлять консультативную и
техническую помощь ДОУ, которые по тем или иным причинам оказались за
чертой бедности. 

Раздел 2. Сохранение и рациональное использование ресурсов.

Воздух.

	Наша атмосфера и, в особенности воздушная среда городов, все больше
испытывает воздействие разнообразных загрязняющих веществ, иногда очень
опасных для здоровья людей. Нужно добиваться, чтобы правительства и
местные власти:

Включили территории ДОУ в системы непрерывного экологического
мониторинга состояния воздушной среды и системы раннего оповещения и
реагирования на загрязнение воздушной среды ДОУ в результате
промышленных аварий, стихийных бедствий или уничтожения природных
ресурсов.

Просвещали население, как наиболее эффективно реагировать на те или иные
виды загрязнения воздуха.

Планировали строительство и эксплуатацию промышленных объектов и сети
дорог таким образом, чтобы  снизить вредное воздействие на ДОУ. 

Способствовали рациональному использованию зеленых насаждений в
поселениях для улучшения воздушной среды ДОУ.

Рациональное использование земельных ресурсов.

	Рост потребностей человечества в земельных и природных ресурсах ведет к
конкуренции и конфликтам. К сожалению, эта тенденция в полной мере
прослеживается в отношении земельных ресурсов ДОУ, в особенности, в
больших городах.

	Необходимо добиваться, чтобы правительства и местные власти, рассмотрев
все экологические, социальные, демографические и  экономические факторы,
выработали законы и нормативы, административные предписания и
экономические стимулы, побуждающие к рациональному использованию
земельных ресурсов ДОУ. Следует:

Позаботиться о чистоте и плодородии почвы на территориях ДОУ, с тем
чтобы часть этой территории можно было использовать под сад и огород с
уверенностью  в экологической чистоте и безопасности выращиваемых
продуктов.

На загрязненных территориях позаботиться о своевременной и эффективной
рекультивации почв ДОУ, как в возделываемой части, так и на прогулочных
площадках.

Использовать такие средства, как экологическое планирование ландшафта с
эколого-образовательными и просветительскими целями.

Поощрять активное участие в принятии решений тех местных групп, интересы
которых так или иначе затрагивают мероприятия по изменению характера
использования земельных ресурсов ДОУ (пенсионеров, молодежи, владельцев
собак и т.д.).

Добиться включения территорий ДОУ в ведение законов разного уровня "Об
особо охраняемых природных территориях".

Озеленение.

Руководители и деловые партнеры ДОУ должны организовать вместе с
правительствами и местными властями обсуждение современных технологий
использования зеленых насаждений для оздоровления городской среды,
эффективной организации эколого-воспитательной работы с детьми  и
просветительской работы с семьями с широким кругом партнеров: частным
сектором, учеными, изобретателями, группами местных жителей, коренным
населением и общественностью,- в целях разработки долгосрочной политики
по сохранению зеленых насаждений каждого ДОУ.

Необходимы целевые программы охраны зеленых насаждений ДОУ, включая:

Увеличение посадок новых деревьев и кустарников.

Подбор пород и видов, максимально способствующих снижению антропогенной
нагрузки на территорию ДОУ.

Защиту зеленых насаждений ДОУ от вредителей, своевременную подрезку и
уход.

Охрану зеленых насаждений ДОУ от проявлений вандализма.

 Использование экологически правильных и более эффективных подходов к
планированию посадок.

Снижение ущерба, причиняемого зеленым насаждениям ДОУ, путем содействия
рациональному управлению территориями, прилегающими к ДОУ.

Зеленые насаждения на территориях ДОУ необходимо также сохранять ввиду
их социальной и духовной ценности.

Устойчивое развитие сельских ДОУ.

	Одна из наиболее важных задач, которые каждодневно решает каждое ДОУ, -
как обеспечить своим воспитанникам полноценное питание. В сельских
районах, производящих продовольствие, можно было бы стимулировать людей
к вложению средств в работу по производству экологически чистых
продуктов питания для ДОУ путем предоставления им прав на владение
землей и обеспечение их ресурсами, финансами и гарантиями реализации их
продукции в интересах ДОУ по справедливым ценам. Конечно, это задача для
властных структур.

	Специальное производство продуктов питания для сельских ДОУ в
сотрудничестве с учеными, владеющими информацией о методах и приемах
экологически грамотного ведения хозяйства, позволило бы создать
локальные зоны экологически чистого ведения сельскохого хозяйства на
местах - эталоны экологической культуры для местного населения.
Большинство городских ДОУ России лишены в настоящее время загородных баз
отдыха и территории сельских ДОУ можно было бы задействовать как летние
базы отдыха для городских детских садов и родителей с детьми, а также
для организации летних дошкольно-школьных экологических площадок.
Проведение таких мероприятий будет способствовать
информационно-культурному обмену между городскими и сельскими ДОУ, а
также привлечет дополнительные финансовые ресурсы для сельских ДОУ.

Сохранение биологического разнообразия.

	Биологически ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильем,
лекарствами и духовной пищей. Эти ресурсы содержатся в природных
экосистемах лесов, саванн, пастбищ и охотничьих угодий, пустынь, тундры,
рек, озер и морей. Они также находятся в помещениях и на территориях
ДОУ. 

	Совместными усилиями правительств и местных властей в сотрудничестве с
учеными, общественными организациями, студентами и школьниками
необходимо:

Проводить оценку состояния биологического разнообразия на территориях и
в помещениях ДОУ.

Поощрять такие традиционные формы растениеводства на территориях и в
помещениях ДОУ, которые используют, сохраняют и преумножают 
биологическое разнообразие. 

Охранять и по возможности создавать на территориях ДОУ участки природных
экосистем (роща, пруд, луг).

Создавать в помещениях ДОУ зимние сады и теплицы для проведения с детьми
занятий по исследованию и демонстрации роли биологического разнообразия.

Охрана и рациональное использование ресурсов  пресной воды и энергии.

	Во многих регионах, особенно, в больших городах, наблюдается общая
нехватка воды и энергии, загрязнение источников пресной воды из-за
отсутствия у населения необходимых знаний и соответствующих культурных
навыков водопользования.

	Деловые партнеры могли бы реализовать на уровне ДОУ следующие шаги:

С привлечением квалифицированных специалистов организовать изучение
вопросов качества и количества используемой воды и энергии, а также
наметить перспективы оптимизации использования этих ресурсов.

Принять природоохранные меры, направленные на сведение к минимуму и
предотвращение загрязнения вод.

Внедрить действенные современные технологии в области санитарии и
удаления отходов.

Организовать использование альтернативных источников пресной воды
(опреснение морской воды, сбор дождевой, повторное использование сточных
вод и рециркуляцию воды). Подобные проекты должны предусматривать
низкозатратные технологии и широкую пропаганду последних среди местного
населения.

При планировании и разработке любых проектов на уровне ДОУ признавать
полную стоимость эксплуатации водных и энергетических ресурсов,
предусматривая при этом учет и  контроль за их использованием.

Правительства и местные власти, которые сумеют привлечь хорошо
подготовленных специалистов для оценки и развития вопросов
ресурсосбережения в ДОУ, создадут прекрасные демонстрационные модели для
обучения местного населения передовым технологиям оценки качества, учета
и управления ресурсами на рациональной основе.

Удаление твердых отходов и сточных вод.

	Быстрое увеличение объемов бытовых отходов и сточных вод в городах
создает угрозу окружающей среде и здоровью человека. Каждое ДОУ должно
стать для местного населения демонстрационной просветительской моделью
экологически грамотного удаления твердых отходов и сточных вод.

??&?

????????????использование отходов, образующихся в результате
производственно-хозяйственной деятельности ДОУ, их дифференцированный
сбор, создание при ДОУ небольших установок для рециркуляции отходов,
производства компоста, орошения с использованием очищенных сточных вод и
рекуперации энергии из отходов. 

	Разработка и реализация таких программ для ДОУ будет способствовать
просвещению населения на местах. Одновременно необходимы инструкции и
финансовые стимулы, поощряющие промышленные предприятия к изменению
конструкций их изделий для ДОУ так, чтобы это способствовало сокращению
отходов. Например, расширять при изготовлении предметов для ДОУ
использование биоразлагаемых материалов и материалов, пригодных для
безопасного повторного использования.

Повышение безопасности использования токсичных  химических веществ.

	Некоторые из крупных промышленных районов настолько загрязнены
химическими веществами, что это наносит ущерб здоровью. В результате
торговли ряд загрязненных токсичными химическими веществами продуктов и
предметов, использование которых запрещено в одной стране, отправляются
в другие страны, где потребители мало осведомлены об их опасности. Кроме
того, химические вещества используются в каждом ДОУ для бытовых целей.

	Руководителям ДОУ необходимо с помощью своих деловых партнеров
приобретать специальные знания и опыт по оценке опасностей, связанных с
использованием химических веществ, продуктов и предметов, и делиться ими
друг с другом, а также требовать от правительства и местных властей
информации об опасностях, связанных с химическими веществами, доступной
пониманию специалистов ДОУ, членов семей, дошкольников.

Радиационная безопасность.

	Учитывая особую опасность для развития малышей воздействия
радиоактивного облучения, важно обеспечить сведение к минимуму
потенциальной возможности такого рода опасности в местах, приближенных к
атомным электростанциям и другим производствам, связанным с
переработкой, транспортировкой и ликвидацией радиоактивных материалов.
Меры по соблюдению радиационной безопасности  малышей необходимо иметь в
виду при проведении медицинских обследований. 

	Следует требовать от правительств и местных властей, чтобы они в
сотрудничестве с научными кругами и широкой общественностью: 

Оказывали содействие мерам, направленным на минимизацию радиационного
воздействия на территории и помещения ДОУ от потенциальных источников.

Оказывали содействие деятельности по непрерывному и систематическому
радиационному мониторингу ДОУ в местах потенциальной опасности.

Предоставляли организациям и группам, осуществляющим программы ядерной
безопасности для ДОУ, необходимую информацию, финансовую поддержку и
помощь в подготовке кадров.

Раздел 3. Усиление роли основных групп населения.

Роль женщин в обеспечении устойчивого развития ДОУ.

Женщины обладают большими знаниями и опытом в деле рационального
использования и охраны природных ресурсов, вторичного использования
материалов, здорового образа жизни, духовного и нравственного
совершенствования.  Персонал ДОУ - это в основном женщины. Даже в
системе управления ДОУ достаточно много женщин.	 

Следует повсеместно увеличить долю женщин-руководителей, плановиков,
ученых, технических советников, менеджеров и консультантов в тех
властных структурах, от которых зависит планирование и реализация
программ устойчивого развития ДОУ как природно-хозяйственных комплексов,
выполняющих оздоровительные, рекреационные и просветительские функции.

В работе с семьями руководству ДОУ следует стремиться к тому, чтобы
вырабатывать у женщин навыки и мотивации  к сокращению и ликвидации тех
видов потребления, которые несовместимы с экологической культурой. 

Роль детей и молодежи в обеспечении устойчивого развития ДОУ.

Замечательными деловыми партнерами в деле повышения экологической
культуры ДОУ могут стать студенты и школьников. Участие в такой работе
позволит молодежи получить ценный опыт личного участия в решении проблем
окружающей среды. 

Специально подготовленные школьники могут проводить систематический
мониторинг экологического состояния территорий ДОУ с помощью
биологических видов-индикаторов. Студенты могут в рамках курсовых и
дипломных работ исследовать экологическую ситуацию, а также
экономические, социальные, материально-технические, финансовые и другие
проблем  в конкретных ДОУ, организовать обмен информацией и опытом, в
том числе, с использованием сети Интернет. 

Учитывая то, что малыши с огромным энтузиазмом перенимают образцы
поведения старших братьев и сестер, необходимо всячески привлекать
молодежь к активной исследовательской, просветительской, кружковой
работе с дошкольниками.

Укрепление роли коренного населения.

	Многие поколения коренного населения сформировали целостное, основанное
на обычаях и традициях, представление о земле, природных ресурсах и
окружающей среде. Для решения проблем, связанных с устойчивым развитием
ДОУ в местах проживания коренного населения, очень важно учитывать
национальные традиции, правила и процедуры использования ресурсов и
принятые способы достижения соглашений.  

Сотрудничество с общественными организациями.

Общественные организации  в России, как и в других странах мира, могут
сыграть важную роль, помогая деловым партнерам ДОУ достичь согласия по
поводу реальных шагов. Для этого им понадобится своевременный доступ к
информации, а также поощрение со стороны правительств и местных  властей
совместной деятельности общественных организаций и коллективов ДОУ.
Именно таким путем успешно повышается на местах экологическая культура
базовых ДОУ ЦС ВООП. Очень важно, чтобы все органы законодательной и
исполнительной власти, используя опыт и знания общественности, более
активно и действенно оказывали им свою финансовую и административную
поддержку с целью усиления их роли как партнеров.

Местные власти.

	Конкретные варианты программ устойчивого развития ДОУ на местах должны
быть разработаны именно местными властями.

Местные должностные лица должны проконсультироваться с учеными и
руководителями ДОУ с целью сбора информации и достижения общего согласия
по поводу стратегии устойчивого развития местных ДОУ. Такое согласие
поможет им внести изменения в местные программы, политику, правила и
законы для того, чтобы достичь целей устойчивого развития. Процесс
консультаций углубит понимание общественностью вопросов устойчивого
развития.

	Необходимо шире использовать возможность объединения местных усилий на
международном уровне с тем, чтобы граждане разных стран могли
обмениваться информацией, идеями и опытом, приобретенными на местном
уровне. Организационную и информационную поддержку на международном
уровне местным властям могут оказать такие организации, как Центр ООН по
населенным пунктам (Хабитат), Программа развития ООН, Программа ООН по
окружающей среде, Международный союз местных органов управления,
Всемирная ассоциация столичных городов, Встреча крупных городов мира и
Всемирная ассоциация породненных городов. А также, Тасис, Иклеа и др. 

Деловые и промышленные круги.

	Некоторые просвещенные руководители добровольно принимают меры с тем,
чтобы их деятельность оказывала минимальное воздействие на здоровье
человека и на окружающую среду, в том числе при производстве товаров и
услуг для ДОУ. Более широкое информирование представителей деловых и
промышленных кругов о конкретных проблемах экологической безопасности и
эколого-сообразного развития ДОУ помогло бы им:

Разрабатывать такую политику, осуществление которой приведет к
уменьшению вредного воздействия их деятельности и продукции на
экологическую ситуацию в ДОУ.

Обеспечить, чтобы управление выпуском продукции для ДОУ и
производственными процессами, оказывающими воздействие на экологическую
ситуацию в ДОУ, осуществлялось с полной ответственностью и соблюдением
этических принципов, касающихся охраны здоровья, безопасности и защиты
окружающей среды.

Учреждать национальные, региональные и местные советы по устойчивому
развитию ДОУ с привлечением местных предпринимателей и ремесленников.

Расширять исследования и разработки в области экологически безопасных
технологий и систем контроля за окружающей средой.

Научные и технические круги. 

Ученые и технические специалисты несут особую ответственность за
исследования биосферы и помощь в ее защите. Представители этой группы,
которая включает инженеров, архитекторов, промышленных дизайнеров,
планировщиков городов и представителей других профессий, могли бы
разработать кодекс действий и руководящие принципы для согласования
потребностей человека и интересов защиты окружающей среды  на уровне ДОУ
как целостной природно - хозяйственной структуры, обеспечивающей
оздоровительную, рекреационную, образовательную и просветительскую
функции, с учетом всех потоков ресурсов и энергии. Затем можно было бы
создать компьютерную имитационную деловую игру для обучения всех
категорий участников. 

Для того чтобы быть эффективными и заслуживающими доверия, выводы и
результаты, полученные с помощью таких моделей, должны быть признаны
местной общественностью. А для этого необходим полный и открытый обмен
информацией среди ученых и руководителей, причем, на языке, понятном для
всех категорий участников. (Другие действия см. далее).

Раздел 4. Средства к осуществлению.

Финансирование.

	Основные условия для обеспечения устойчивого развития - экономический
рост,  социальное развитие и искоренение нищеты. В ДОУ в первую очередь
не должно быть нищеты. Популярный советский лозунг "Лучшее - детям!"
должен, наконец, стать явью, несмотря на все перипетии перестройки и
перехода к рыночной экономике. Цена бездействия перевесит, вероятно,
финансовые затраты на реализацию программ "Повестки дня на 21 век" для
детских садов России. 

	Основные финансирующие организации должны будут проявить достаточную
честность, чтобы помочь ДОУ найти дополнительные средства, необходимые
для реализации проектов "Повестки дня на 21 век". 

	От общества в целом потребуется оказать помощь ДОУ в регионах
экологических бедствий и устойчивого дефицита местных бюджетов с тем,
чтобы ДОУ в этих регионах смогли найти средства для инвестирования
устойчивого развития. Подобную деятельность правительства и местные
власти могли бы поощрять путем проведения национальной, региональной и
местной политики, содействующей инвестированию и созданию совместных
предприятий, а также обеспечению финансирования за счет общественных
взносов. 

Наука в целях устойчивого развития ДОУ.

Страна нуждается в долгосрочных научных оценках истощения природных
ресурсов, использования энергии, влияния разнообразных факторов на
состояние здоровья и демографические тенденции. Кроме того, существует
потребность в постоянной публичной проверке способности глобальных и
региональных систем жизнеобеспечения удовлетворять потребности человека
и окружающей его природы. 50000 ДОУ по всей стране можно использовать
как тестовые площадки для такого непрерывного фонового мониторинга.
Ученым необходимо разработать для ДОУ научно-обоснованные: 

Показатели качества жизни, охватывающие здоровье малышей, образование,
социальное обеспечение и др. 

Методы оценки экологической чистоты новых технологий, внедряемых в ДОУ.

Всем деловым партнерам ДОУ необходимо:

Использовать научно-достоверную информацию о связях между состоянием
окружающей среды и здоровьем человека при разработке и реализации
программ для ДОУ.

Проводить научные исследования с целью определения национальных и
региональных направлений устойчивого развития ДОУ. 

В регионах с недостатком квалифицированных ученых обеспечить возможность
их привлечения к решению проблем ДОУ.

Просвещение, подготовка кадров и информирование населения.

	Многие люди на разных ступенях социальной иерархии в современной России
не понимают тесной связи между деятельностью человека и окружающей
средой, поскольку они не располагают точной и достоверной информацией, а
также не имеют навыков долгосрочного прогнозирования на основе
научно-достоверной информации. 

Просвещение на примере ДОУ - эталона экологической культуры поможет
людям в усвоении таких представлений, а также экологических и этических
норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни,
которые требуются для обеспечения устойчивого развития общества, а
главное - для полноценного физического, психического и нравственного
развития ребенка.

Организационные меры, связанные с устойчивым развитием ДОУ. 

Разработка стратегий устойчивого развития ДОУ и, в особенности,
выполнение рекомендаций по устойчивому развитию, потребуют перестройки и
более активных мер в экономических, социальных и смежных областях
деятельности ДОУ. 	

Действенной организационной мерой может стать создание при
правительствах разного уровня и местных администрациях межведомственных
комиссий по разработке и реализации комплексных целевых программ
"Детский сад - эталон экологической культуры" для конкретных ДОУ.
Постоянное и эффективное участие общественности, ученых и частного
сектора в работе таких комиссий - необходимое условие для осуществления
"Повестки дня на 21 век" для ДОУ.

Федеральное законодательство.

	Существующее российское законодательство, в область ведения которого
попадают проблемы устойчивого развития ДОУ, включает Федеральные законы:
"О санитарно-гигиеническом благополучии населения." "Об охране
окружающей среды." "Об образовании." "Об основных гарантиях прав
ребенка." "Об особо охраняемых природных территориях." "О безопасности."
"Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации."
"Об общественных организациях." "Об информации." И др.

Для более эффективного использования этой законодательной базы в
интересах повышения экологической культуры ДОУ необходимо:

Подготовить на федеральном уровне соглашения между соответствующими
ведомствами по поводу эффективных общенациональных норм для охраны
окружающей среды в интересах ДОУ.

Разработать меры для избежания или разрешения межведомственных споров в
области устойчивого развития ДОУ. Эти меры могут варьировать от
предварительного уведомления и переговоров по вопросам, способным
привести в разногласиям, до процедуры использования Верховного Суда.

Важно, чтобы все регионы приняли участие в разработке межведомственных
договоров по повышению экологической культуры ДОУ. Ряду регионов
придется оказать существенную поддержку в приобретении знаний и опыта в
области законодательства по вопросам устойчивого развития, а также в
предоставлении справочной информации и научно-технического опыта,
необходимого для участия конкретных ДОУ в правовых документах.

Информация для принятия решений.

Как показал 10-летний опыт работы ЦС ВООП, систематическая
информационная поддержка позволяет ДОУ во всех регионах России, включая
отдаленные от научных и культурных центрова сельские местности,  успешно
двигаться по пути повышения своей экологической культуры. В ряде мест
существующая информация не используется достаточно эффективно из-за
отсутствия надлежащих технологий и подготовленных специалистов,
недостаточной осведомленности о ее наличии и значении, а также в силу
необходимости решать другие, более насущные задачи. 

	Информация об устойчивом развитии ДОУ должна поступать к людям, которым
она нужна, когда она им нужна, и в форме, которая им понятна. Очень
важно, чтобы население на местах и руководители ДОУ имели ту информацию
и навыки, которые необходимы им для обеспечения устойчивости окружающей
ДОУ среды и ресурсов, и в форме, понятной для всех.

Полезно было бы создание целевого тематического сервера и обеспечение
каждого ДОУ возможностью работы с сетью Интернет. 

	

Заключение.

При подготовке этой работы мы старались по возможности сохранить
структуру и логику представления материала исходной "Повестка дня на XXI
век", используя популярное изложение этого документа, подготовленное на
русском языке в 1993 г. Центром "За наше общее будущее". Авторы будут
признательны читателям за все замечания и соображения по поводу развития
представлений о повышении экологической культуры ДОУ в интересах всей
страны, а также по организации конкретных мер в этом направлении.

Контактная информация.

Потапова Татьяна Васильевна - д.б.н., в.н.с. НИИ физ.-хим. биологии им.
А.Н. Белозерского МГУ им. М.В. Ломоносова, член президиума ЦС ВООП.
Тел.: (095)9395506, факс: (095)9393181, эл.почта:   HYPERLINK
mailto:POTAPOVA@GENEBEE.MSU.SU  POTAPOVA@GENEBEE.MSU.SU .

Морозова Ольга Вадимовна - ведущий спец. Управления экологической
безопасности Министерства природных ресурсов РФ. Тел./факс:
(095)1255251.

Волков Владимир Алексеевич - к.геогр.н., зав. Отделом экологии и
устойчивого развития города в администрации г. Королев Московской
области. Тел/факс: (095)513-80-74, 

эл.почта: admkrl@podlipki.ru

 PAGE   1 

 PAGE   1