Да будет свет! И деньги за него

Как мы уже сообщали, в нашем городе в соответствии с требованиями
законодательства по реформированию электроэнергетики произошло выделение
из компании ЗАО "Королёвская электросеть", которая теперь будет
заниматься только эксплуатацией электросетей, другой компании - ЗАО
"Королёвская электросеть СК", которая специализируется на договорах
купли-продажи поставляемой электрической энергии.

ЗАО "Королёвская электросеть" осталось на прежнем месте (улица
Гагарина, 4а), а ЗАО "Королёвская электросеть СК" переехало на улицу
Грабина, 18.

Но, как это обычно бывает при всевозможных слияниях-разделениях, рядовым
гражданам не всегда удаётся осмыслить эти новшества, понять, для чего
они нужны. Да и в самих реформированных организациях, попавших в новые
условия, должной чёткости в работе добиться сразу нелегко.

В подтверждение этого приведу выдержки из двух писем, пришедших к нам в
редакцию.

Житель улицы Сакко и Ванцетти Д. Травин:

"Уважаемая редакция, помогите разобраться с оплатой за электроэнергию!
Ранее был такой порядок: в офисе электроэнергетиков на улице Гагарина
операторы выдавали книжки-квитанции, которые заполняли сами жители и по
показаниям своих электросчётчиков проводили оплату в Сбербанке. Всё было
точно, просто и своевременно. Теперь контора, расположенная в доме 18 на
улице Грабина, высылает пользователям электроэнергии новые квитанции с
указанием расхода энергии и суммы оплаты. Всё бы хорошо, но данные
расхода электроэнергии берутся не со счётчиков, а с "потолка", то есть
по собственному усмотрению. Кроме того, приходится ждать, пока эта
артель соблаговолит прислать нам свой документ. А присылают во второй
половине месяца, и приходится вторично отстаивать большую очередь в
Сбербанке или других местах, где можно оплатить. Раньше я все квитанции,
кроме телефона, оплачивал в начале месяца без очередей.

У них это всё называется "аналитический расчёт потребления
электроэнергии". И что же теперь получается? По этому расчёту мне в
декабре написали 230 кВт-ч, а по счётчику было 200 кВт-ч. То есть
переплата в 30 кВт-ч. В январе опять взяли 230 кВт-ч, фактически же
нагорело 186 кВт-ч. Переплата за 44 кВт-ч. Этот порядок меня совершенно
не устраивает! Я звонил по указанным в квитанции двум телефонам:
расчётчикам и контролёрам. Звонил более полутора часов. На обеих линиях
или занято, или трубку не берут, или связь вообще отключается. В общем,
умеют не слушать возмущённых абонентов и не отвечать им, а ведь мы их
кормим, и зарплата у них наверняка хорошая.

Пошёл в расчётный отдел, что на улице Грабина. В четырёх-пяти окнах
стояли очереди, двигались они очень медленно. Через час дождался своей
очереди и попросил выдать мне расчётную книжку. Получил отказ.
Начальница расчётного отдела выдать тоже отказалась. А другой начальник
говорит: "Пишите Путину". В конторе электросети на улице Гагарина,
которую я тоже посетил, говорят, что эти вопросы не сюда - "обращайтесь
в расчётный отдел на улицу Грабина".

Почему всем нам навязывают эту дурацкую систему? Почему я не могу сам
снимать показания счётчика и оплачивать в удобное мне время? Для чего
это вообще внедряется? Для борьбы с неплательщиками? Но они всё равно
платить не будут. В общем, очередной дурдом. Жду его продолжения, а
Путину не поленюсь - напишу".

Другое письмо на эту тему пришло от ветерана труда Александра Сафонова:

"Настало 1 марта, должна была подойти, как обычно, сотрудница
электросети и снять показания электросчётчиков по нашему дому за
февраль. Но она не появилась. Я дозвонился до электросети, у меня
спрашивают: какие показания на счётчике? Я ответил и спрашиваю: почему
не было вашей сотрудницы? Отвечают: она будет приходить один раз в три
месяца - вас много, а она одна. Снова спрашиваю: будут ли нам выдаваться
новые книжки об оплате электроэнергии? Ответили: откуда вы это взяли?"

Эти письма мы попросили прокомментировать генерального директора ЗАО
"Королёвская электросеть СК" Наталью КОЗЛОВУ. Вот что она сообщила:

- Переход на выставление счетов-извещений за поставленную электрическую
энергию гражданам-потребителям производится в Королёве с 2006 года
согласно требованию налогового законодательства (п. 1 статьи 39, п. 3
статьи 271 Налогового кодекса РФ), которое обязывает ежемесячно
определять объём отпущенной абонентам электроэнергии и, исходя из данных
потребления электрической энергии (независимо от фактического
поступления от абонентов денежных средств), начислять и уплачивать
установленные налоги со своего дохода. Таким образом, переход на данную
систему оплаты не связан с реорганизацией ЗАО "Королёвская электросеть",
а определён требованиями законодательства.

Поскольку нормами жилищного законодательства, в частности статьёй 155
Жилищного кодекса РФ, пунктом 73 "Правил функционирования розничных
рынков электрической энергии", утверждённых постановлением Правительства
РФ No530 от 31 августа 2006 года, расчётный период за потреблённую
электрическую энергию определён в один календарный месяц, в платёжных
документах энергоснабжающей организации период платежа указывается с
первого по последнее число каждого расчётного месяца.

Снятие показаний с приборов учёта граждан-потребителей осуществляется
силами всего лишь восьми контролёров сетевой организации - ЗАО
"Королёвская электросеть", которые обслуживают более 94 000 абонентов. В
связи с этим ежемесячно и единовременно снять показания у всех абонентов
в каждый последний день расчётного месяца не представляется возможным.
Маршруты обхода контролёров ЗАО "Королёв-ская электросеть" составлены с
учётом снятия контрольных показаний не реже одного раза в 3 - 4 месяца.
Чтобы списывать показания приборов учёта ежемесячно, необходимо
увеличить число контролёров, обслуживающих население. Но это повлечёт за
собой увеличение расходов сетевой организации и, как следствие,
повышение тарифа на электроэнергию.

N

P

N

$При отсутствии на конец расчётного месяца точных данных о показаниях
приборов учёта ЗАО "Королёвская электросеть СК" вынуждено выставлять
гражданам-потребителям счета согласно аналитическим расчётам, которые
делаются на основе данных о среднесуточном потреблении электроэнергии
предыдущего месяца, определённых с использованием компьютерной
программы.

Получив очередное "точное" показание установленного прибора учёта,
полученное при обходе контролёров, ЗАО "Королёвская электросеть СК"
уточняет объём потребления электроэнергии абонентом за период между
"точными" показаниями прибора учёта и корректирует счёт.

Для того чтобы счета на оплату электроэнергии выставлялись исключительно
на основе "точных" показаний электросчётчика, необходимо сообщать данные
о списанных показаниях в сетевую организацию по телефону 516-99-71,
указанному в счёте-извещении. В настоящее время по этому номеру
установлен автоответчик, планируется также организация многоканальной
связи, что позволит абонентам уточнять показания своего прибора учёта на
конец месяца без существенных затрат времени и сил.

    Все денежные средства, поступившие от граждан-потребителей,
зачисляются на соответствующий лицевой счёт и учитываются при
выставлении скорректированного на основе "точных" показаний прибора
учёта данных.

Абонентам, имеющим льготы по оплате электрической энергии, следует иметь
в виду, что данные выставленного абоненту счёта-квитанции передаются в
органы социальной защиты населения до 8 числа текущего месяца для
начисления компенсации в порядке монетизации льгот, независимо от
поступления платежа от этого абонента. А данные по потреблению
абонентов, которые рассчитываются по расчётным книжкам, передаются в
органы социальной защиты населения в следующем месяце исходя из
поступивших на лицевой счёт абонента денежных средств.

Наталья Козлова привела и памятку, предназначенную для абонентов,
которым выписываются счета за потреблённую электрическую энергию. В
памятке говорится:

"Уважаемый абонент!

ЗАО "Королёвская электросеть СК" по требованию действующего налогового
законодательства осуществляет переход на расчёты с абонентами за
электрическую энергию по выставленным счетам.

Тип начислений в выписываемом счёте "по показаниям" означает, что
показания приборов учёта списаны контролёром сетевой организации ЗАО
"Королёвская электросеть" или переданы абонентом по телефону 516-99-71.
Например, за январь 2010 года выписано по показаниям - таблица No1.





Тип начислений "аналитический" производится исходя из фактических данных
о среднесуточном потреблении предыдущего периода, умноженном на
количество дней текущего месяца. Среднесуточный расход определяется как
результат деления разницы между фактически снятыми показаниями счётчика
на количество дней месяца. Например, среднесуточный расход января равен
10 кВт-ч (310 кВт-ч делится на 31 день - получается 10 кВт-ч). Расход в
феврале 2010 года определяется умножением 10 кВт-ч на 28 дней февраля,
получим 280 кВт-ч. Счёт за февраль 2010 года этому же абоненту будет
выписан по аналитике так - таблица No2.





В марте 2010 года при условии, что снято "точное" показание счетчика -
18 000 кВт-ч и произведена оплата квитанций за январь на сумму 666 руб.
50 коп. и за февраль на сумму 602 руб. 00 коп. (итог оплаты за данный
период равен 666,50 руб.+602,00 руб.=1268,50 руб.) - счёт абоненту будет
выглядеть так - таблица No3.







     Предыдущий долг - 666 руб. 50 коп. (на 01.02.10). Оплачено - 1268
руб. 50 коп. (с.01.02.10 по 31.03.10). Итого к оплате - 881 руб. 50 коп.
Таким образом, за март 2010 года абонент должен оплатить сумму 881 руб.
50 коп. с учётом оплат за январь и февраль 2010 года.

Проведём проверку:

Если данный абонент оплатил за потреблённую электроэнергию за февраль
сумму 602,00 руб. (оплатил показание счетчика 17 590 кВт-ч, полученное
аналитически), то за март (показание 18 000 кВт-ч) его расход составит
410 кВт-ч (18 000-17 590=410).

Тогда сумма начисления только за март данному абоненту будет равна
881,50 руб., то есть 410 кВт-ч умножим на тариф 2 руб. 15 коп. - получим
сумму 881,50 руб. Таким образом, перерасчёт аналитических начислений за
электроэнергию происходит за период между списанными "точными"
показаниями счётчика и оформляется как счёт-извещение "по показаниям",
являясь в свою очередь актом сверки взаиморасчётов за указанный период,
в котором учитываются все произведённые за данный период платежи.
Контролёр ЗАО "Королёвская электросеть" списывает показания счётчика
один раз в 3 - 4 месяца с 20 числа по последнее число текущего месяца.
Дата списания показания считается последним днём для расчётного периода
(месяц).

Для ежемесячного выставления счёта "по показаниям" вам необходимо
передавать показания по телефону 516-99-71 в период с 20 числа по
последнее число текущего месяца.

По вопросам о выставленных счетах и оплате обращайтесь в ЗАО
"Королёвская электросеть СК" по адресу ул. Грабина, д.18, телефон
516-55-01".

Надеемся, что после этих разъяснений нашим читателям - абонентам ЗАО
"Королёвская электросеть СК" будет легче ориентироваться при оплате
электроэнергии.

Валерий Соколов


2010
2011
2012
2013

1
2
3
4
5
6
7
1
Объем потребления электрической энергии (далее - ЭЭ) на территории муниципального образования
Тыс. кВтч
597,26
589,64
598,00
430,07
2
Объем потребления тепловой энергии (далее - ТЭ) на территории муниципального образования
Тыс. Гкал
1 323,6
1 278,5
1 228,6
774,6
3
Объем потребления воды на территории муниципального образования
Тыс. куб. м
26 288,4
25 276,4
24 070,4
17 509,8
4
Объем потребления ЭЭ, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета
Тыс. кВтч
594,27
587,28
595,61
428,35
5
Объем потребления ТЭ, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета
Тыс. Гкал
299,7
315,1
280,9
227,5
6
Объем потребления воды, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета
Тыс. куб. м
16 687,4
16 421,4
16 166,5
12 971,5
7
Средневзвешенный тариф на ЭЭ по муниципальному образованию
(Тариф указан с НДС (для населения)
Руб./ кВтч
3,07
3,38
3,48
3,72
8
Средневзвешенный тариф на ТЭ по муниципальному образованию
(Тариф указан с НДС)
Руб./ Гкал
1 193,81
1 363,49
1 430,83
1 569,56
9
Средневзвешенный тариф на воду по муниципальному образованию
(Тариф указан с НДС (для населения)
Руб./ куб. м
12,70
14,16
14,53
15,37
10
Средневзвешенный тариф на природный газ по муниципальному образованию
(Тариф указан с НДС (для населения)
Руб./ тыс. куб. м
3 225
3 300
3 548
3 985
11
Общий объем финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Тыс. руб.
1 290,0
30 190,0
31 060,0
51 760,0
12
Расход ТЭ муниципальными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
Гкал
46 825,60
45 022,43
41 929,60
25 569,06
13
Расход ТЭ муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов
Гкал
25 024,69
23 922,12
19 378,39
11 230,56
14
Расход воды на снабжение муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
Куб. м
443 783,00
388 903,80
355 246,82
264 719,00
15
Расход воды на снабжение муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием расчетных способов
Куб. м
54 350,00
47 446,90
43 169,90
32 656,61
16
Расход ЭЭ на обеспечение муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
кВтч
10 088 004
10 009 886
8 912 011
7 392 310
17
Расход ЭЭ на обеспечение муниципальных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов
кВтч
6 991
12 378
11 968
0
18
Объем природного газа, потребляемого (используемого) муниципальными учреждениями
Тыс. куб. м
11,99
10,91
6,44
5,75
19
Количество муниципальных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование
Ед.
0
1
8
15
20
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в жилых домах на территории муниципального образования
Гкал
568
547
520
320
21
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования
Гкал
1 092 900
1 081 501
1 001 400
622 800
22
Объем ТЭ, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета
Гкал
158 890
170 000
180 003
154 700
23
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории муниципального образования
Тыс. куб. м
463,8
440,9
428,6
305,5
24
Объем воды, потребляемой (используемой) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории муниципального образования, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета
Тыс. куб. м
74,8
75,1
94,7
55,3
25
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования
Тыс. куб. м
19 726,2
19 031,2
17 889,7
12 638,9
26
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования, расчеты за которую осуществляются с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета
Тыс. куб. м
11 827,9
11 453,0
9 529,7
7 766,7
27
Объем воды, потребляемой (используемой) в многоквартирных домах на территории муниципального образования, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета
Тыс. куб. м
300,7
478,8
896,7
655,5
28
Число жилых домов на территории муниципального образования
Ед.
4 580
4 647
4 731
4 730
29
Площадь жилых домов на территории муниципального образования, где расчеты за ТЭ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета)
Кв. м
661 327,50
720 091,60
1 185 960,90
1 622 471,10
30
Площадь жилых домов на территории муниципального образования, где расчеты за воду осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета)
Кв. м
756 650,40
787 825,80
1 449 115,50
1 672 408,10
31
Площадь жилых домов на территории муниципального образования, где расчеты за ЭЭ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета)
Кв. м
0
0
557 076,60
587 862,60
32
Площадь жилых домов на территории муниципального образования, где расчеты за ЭЭ осуществляют с применением расчетных способов (кроме нормативов потребления)
Кв. м
96
101
106
110
33
Площадь жилых домов на территории муниципального образования, где расчеты за природный газ осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета)
Кв. м
0
0
5 780,95
5 780,95
34
Удельный расход топлива на выработку ТЭ
Т.у.т./ Гкал
166,1
165,6
165,9
165,7
35
Объем потерь ЭЭ при ее передаче по распределительным сетям
кВтч
80,30
74,23
72,54
34,50
36
Объем потерь ТЭ при ее передаче
Гкал
144 926
143 692
148 823
101 544
37
Объем потерь воды при ее передаче
Тыс. куб. м
3 977,5
2 897,1
2 462,2
2 543,8
38
Объем ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды
кВтч
1 427 680
1 296 089
1 222 247
805 495

Как видно из таблицы, в муниципальном образовании имеет место устойчивая тенденция роста тарифов на энергетические ресурсы.
Так, в 2012 году по отношению к 2010 году:
- тариф на электроэнергию вырос на 13,3%;
- тариф на тепловую энергию вырос на 19,8%;
- тариф на воду вырос на 14,4%;
- тариф на природный газ вырос на 10%.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Рост цен на энергоресурсы делает задачу энергосбережения экономически целесообразной.

1.2. Основные проблемы в сфере энергосбережения
и повышения энергетической эффективности

Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время являются:
- отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами. Причиной возникновения данной проблемы является недостаточная оснащенность приборами учета, как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
- низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы. Причиной возникновения данной проблемы являются высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;
- низкая доля энергоэффективности общественного транспорта, уличного освещения. Причиной возникновения данной проблемы являются преобладание транспорта, работающего на бензине, физическое и моральное старение осветительного оборудования, значительно опережающее темпы его реконструкции;
- недостаточная и не всегда качественная профессиональная подготовка специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие системы подготовки таких специалистов в государственных (муниципальных) учреждениях, на предприятиях;
- отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению.
Для решения проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Решение проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:
- затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
- требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
- требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
В соответствии с действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализация муниципальной программы должна предполагать активное участие частного капитала в финансировании проектов, направленных на снижение энергопотребления. От успешности решения этой задачи напрямую зависят будущие результаты муниципальной программы.
Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные договоры (контракты) - новый тип гражданско-правовых договоров, введенный 261-ФЗ.
Энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт) на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор (контракт) предполагает выполнение специализированной ЭСКО полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий. Договор (контракт) обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого происходят выплаты.
Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению (где бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий/учреждений, как непрофильная и второстепенная задача с использованием собственных/бюджетных средств предприятий/учреждений и несением рисков по реализации проектов) подход на основе энергосервисных договоров (контрактов) позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.
Комплекс мероприятий включает в себя инвестиционный энергоаудит, предусматривающий определение базовых линий энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов, финансирование, не требующее собственных средств/бюджетных средств предприятий/учреждений, и, наконец, реализация мероприятий силами энергосервисной компании.
Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.
Использование энергосервисных договоров (контрактов) в ЖКХ имеет важное социальное значение - обеспечение энергоэффективности в жилищном секторе может принести ощутимый социальный эффект за счет сокращения расходов семей на коммунальные услуги. Управляющие компании, товарищества собственников жилья (ТСЖ) сами смогут выбрать подходящую схему и обсудить все детали договора (контракта), получив максимальную выгоду.
Интерес должны проявить и бюджетные учреждения, которые, в дополнение к требованиям 261-ФЗ по снижению потребления энергоресурсов на 15%, поощряются возможностью распоряжаться бюджетными средствами, сэкономленными сверх установленного снижения. Сэкономленные средства остаются как в распоряжении учреждения, так и в распоряжении муниципального образования.

1.3. Инерционный прогноз развития сферы
энергосбережения и повышения энергетической эффективности

На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерционного прогноза развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Развитие сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по инерционному сценарию указывает на риск, что не будут достигнуты целевые значения показателей и решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности прогнозируются следующие значения целевых показателей:
* доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергетических ресурсов на территории города Королёва Московской области:
- электрической энергии - 99,5% к 2015 году;
- тепловой энергии - 70% к 2020 году;
- воды - 70% к 2020 году;
* снижение удельных расходов используемых энергоресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий менее чем 15 % к 2020 году;
* доля потерь энергетических ресурсов при их передаче в общем объеме переданных энергетических ресурсов более 10% к 2020 году.

2. Прогноз развития сферы
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
с учетом реализации муниципальной программы, возможные
варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при выборе вариантов решения проблем

2.1. Прогноз развития сферы
энергосбережения и повышения энергетической
эффективности с учетом реализации муниципальной программы,
возможные варианты решения проблем

Концепция решения проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на программно-целевом методе и состоит в реализации муниципальной программы города Королёва Московской области на 2014-2020 годы <<Энергосбережение и повышение энергетической эффективности>>, которая на начало 2014 года включает в себя четыре подпрограммы.
В 2014 году основные усилия будет сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры эффективного управления энергосбережением в масштабах города, созданием рыночных механизмов перераспределения присоединенных мощностей и потребляемых нагрузок, координацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, организацией механизма контроля выполнения мероприятий муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит системно решать накопившиеся проблемы и достичь следующих результатов:
- экономии всех видов энергоресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
- развитие рынка энергосервисных услуг;
- вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры города за счет активизации пропаганды и формирования реального механизма стимулирования энергосбережения.
Программный сценарий развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности отличается от инерционного сценария устойчивостью решений, принятых на период до 2020 года.
При программно-целевом сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Королёве Московской области будут получены следующие значения целевых показателей:
* доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергетических ресурсов на территории города Королёва Московской области:
- электрической энергии - 100% к 2015 году;
- тепловой энергии - 80% к 2020 году;
- воды - 80% к 2020 году;
* снижение удельных расходов используемых энергоресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий не менее чем на 15% к 2020 году;
* доля потерь энергетических ресурсов при их передаче в общем объеме переданных энергетических ресурсов не более 10% к 2020 году.

2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих
при выборе вариантов решения проблем

Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности к 2020 году по двум сценариям - инерционному и программно-целевому - является основанием для выбора в качестве основного сценария для решения задач на перспективу до 2020 года программно-целевого сценария.
Решение задач в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Королёва Московской области позволит достичь планируемые целевые значения показателей за счет комплексного подхода в их решении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходимых мероприятий по заданным параметрам целей и задач подпрограммы.
Вместе с тем использование программно-целевого сценария не гарантирует отсутствие определенных рисков в ходе реализации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы:
- недостижение целевых значений показателей результативности муниципальной программы к 2020 году;
- невыполнение мероприятий в установленные сроки по причине несогласованности действий муниципальных заказчиков подпрограммы и исполнителей мероприятий подпрограммы;
- снижение объемов финансирования мероприятий муниципальной программы вследствие изменения прогнозируемых объемов доходов городского бюджета или неполное предоставление средств из запланированных источников;
- неэффективное и/или неполное использование возможностей, внедряемых в рамках муниципальной программы, технологий и ресурсов;
- технические и технологические риски;
- методологические риски, связанные с отсутствием методических рекомендаций по применению нормативных правовых актов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения программных задач.
В целях обеспечения управления рисками муниципальный заказчик муниципальной программы организует мониторинг реализации мероприятий муниципальной программы и на основе его результатов вносит необходимые предложения координатору муниципальной программы для принятия соответствующих решений, в том числе по корректировке параметров муниципальной программы.
Минимизация риска несогласованности действий участников муниципальной программы осуществляется в рамках оперативного взаимодействия муниципального заказчика муниципальной программы, координатора муниципальной программы и муниципальных заказчиков подпрограмм.
Минимизация рисков недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников осуществляется путем ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета города, учтенных при формировании финансовых параметров муниципальной программы, анализа и оценки результатов реализации мероприятий муниципальной программы в ходе ее исполнения. На минимизацию наступления финансового риска направлены также меры в составе подпрограмм, определяющие изменение значений целевых показателей в зависимости от реализации отдельных мероприятий при снижении/увеличении объемов финансирования в пределах 5% относительно общего объема запланированных в соответствующей подпрограмме финансовых средств на ее реализацию.

3. Перечень и краткое описание подпрограмм
муниципальной программы

Достижение целевых значений показателей в рамках программно-целевого сценария осуществляется посредством реализации четырех подпрограмм.

3.1. Перечень подпрограмм муниципальной программы

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (Подпрограмма 1).
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы и организациях с участием муниципального образования (Подпрограмма 2).
Модернизация городского уличного освещения на базе энергосервисного контракта (Подпрограмма 3).
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленном секторе (Подпрограмма 4).
3.2. Краткое описание подпрограмм муниципальной программы

Подпрограмма 1 направлена на комплексное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и обеспечение надежности работы системы коммунального хозяйства за счет установки приборов учета потребления энергетических ресурсов (индивидуальных и общедомовых), замены лифтов и реализации энергосберегающих мероприятий.
Подпрограмма 2 направлена на обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации учреждениями бюджетной сферы и организациями с участием муниципального образования энергосберегающих мероприятий.
Подпрограмма 3 направлена на обеспечение надежности работы системы уличного освещения путем заключения энергосервисного контракта.
Подпрограмма 4 направлена на снижение промышленными предприятиями, расположенными на территории муниципального образования, удельных расходов потребления энергетических ресурсов и воды и сокращению их потерь путем реализации энергосберегающих мероприятий.

4. Цели и задачи Программы

Целью муниципальной программы является энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования, создание условий для перевода экономики муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации мероприятий муниципальной программы необходимо решить следующие задачи:
1. Создание механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Реализация комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, учреждениях бюджетной сферы и организациях с участием муниципального образования, в сфере уличного освещения и в промышленном секторе.
Решение задач муниципальной программы обеспечивается путем:
- формирования целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности экономики города Королёва Московской области, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Королёва Московской области, а также хозяйствующих субъектов и населения;
- принятия необходимых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений 261-ФЗ, а также устанавливающих и пересматривающих обязательные требования в части:
- энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств передачи энергии, зданий, строений и сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд,
- учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов,
- проведения энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов,
- принятия положений, вводящих в действие механизмы стимулирования потребителей к эффективному использованию энергетических ресурсов;
- формирования системы мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех секторах экономики города Королёва Московской области;
- формирования системы информационной и образовательной поддержки деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- реализации энергосберегающих мероприятий, направленных не энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- создания необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;
- создания стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в городе Королёва Московской области;
- расширения практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте зданий.
В подпрограммах муниципальной программы мероприятия сбалансированы по задачам, объемам финансовых средств, необходимых для решения задач, по годам реализации подпрограмм и источникам финансирования.

5. Планируемые результаты реализации
муниципальной программы

Основные планируемые результаты (показатели эффективности) реализации муниципальной программы и их динамики по годам реализации муниципальной программы приведены в Приложении ? 1 к муниципальной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в Приложении ? 2 к муниципальной программе.

6. Финансирование муниципальной программы

Финансирование реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств городского бюджета, бюджета Московской области, федерального бюджета и внебюджетных средств.
Обоснование и распределение объемов финансовых средств на реализацию подпрограмм по годам и источникам финансирования представлено в Приложении ? 3 к муниципальной программе.
Предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджета Московской области бюджету города Королёва в рамках муниципальной программы предусмотрено на приобретение и установку приборов учёта энергетических ресурсов для малоимущих граждан, имеющих место жительства в городе Королёве Московской области, проживающих в муниципальном жилищном фонде.
Порядок и условия предоставления субсидий определены в подпрограмме <<Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве>> (Подпрограмма 1).
Финансирование мероприятий муниципальной программы за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетное финансирование используется в качестве катализатора для привлечения внебюджетных средств на среднесрочной и долгосрочной основе в порядке софинансирования энергосберегающих проектов и мероприятий.
Бюджетным организациям предоставляется безусловное право в установленном законом порядке распоряжаться средствами, сэкономленными в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда и на оплату обязательств по заключенным энергосервисным договорам (контрактам).
Бюджетными источниками финансирования программных мероприятий являются:
- средства бюджета муниципального образования;
- целевые средства, выделяемые из бюджета Московской области;
- целевые средств, выделяемые из федерального бюджета.
Внебюджетными источниками финансирования программных мероприятий являются:
- собственные средства участников муниципальной программы;
- собственные средства исполнителей инвестиционных проектов;
- собственные средства исполнителей энергосервисных договоров (контрактов) и привлеченные ими кредиты.
Объем финансирования мероприятий муниципальной программы корректируется ежегодно после заключения соглашений на реализацию мероприятий программы с исполнителями инвестиционных проектов, энергосервисных договоров (контрактов), а также утверждения бюджета города Королёва Московской области на очередной финансовый год и на плановый период.

7. Порядок взаимодействия ответственных
за выполнение мероприятий подпрограмм с муниципальным
заказчиком муниципальной программы

Отдел по вопросам науки и промышленности, являющийся муниципальным заказчиком муниципальной программы, организует управление реализацией муниципальной программы и осуществляет взаимодействие с муниципальными заказчиками подпрограмм в составе муниципальной программы, а также с ответственными за выполнение мероприятий подпрограмм, обеспечивая:
планирование реализации муниципальной программы в рамках поставленных задач и целевых ориентиров муниципальной программы на соответствующий финансовый год;
формирование прогноза объемов средств, необходимых на реализацию мероприятий муниципальной программы;
мониторинг целевых значений показателей муниципальной программы и показателей мероприятий муниципальной программы;
осуществление анализа и оценки, фактически достигаемых значений показателей муниципальной программы в ходе ее реализации и по итогам отчетного периода;
осуществление ежегодной оценки результативности и эффективности мероприятий муниципальной программы и подпрограммы в ее составе, формируя аналитические справки и итоговые доклады о ходе реализации муниципальной программы в соответствии с Порядком;
контроль реализации мероприятий муниципальной программы в ходе ее реализации и подпрограммы в ее составе;
внесение в установленном Порядке предложений о корректировке параметров муниципальной программы;
информационное сопровождение реализации муниципальной программы.
Получателями средств городского бюджета являются исполнители мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм в составе муниципальной программы, которые обеспечивают их целевое использование.
Исполнители мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм готовят и представляют соответственно муниципальному заказчику муниципальной программы и муниципальным заказчикам подпрограмм отчеты о ходе реализации мероприятий и о результатах реализованных мероприятий.

8. Состав, форма и сроки представления отчетности
о ходе реализации мероприятий муниципальной программы

С целью контроля реализации муниципальной программы муниципальный заказчик муниципальной программы предоставляет:
1) В Управление экономики Администрации города оперативные и итоговые отчеты о реализации подпрограмм и мероприятий по формам, определенным порядком:
- оперативный отчет ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ежегодный отчет - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;
- итоговый отчет - до 1 июня года, следующего за последним отчетным годом реализации подпрограмм.
Отчёты формируются по форме в соответствии с Порядком.
2) В Министерство энергетики Российской Федерации для включения в ГИС <<Энергоэффективность>> и Региональную информационную систему Московской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- ежемесячный отчет - до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
- ежеквартальный отчет - до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ежегодный отчет - до 15 января года, следующего за отчетным годом;
Отчёты формируются по форме в соответствии с Правилами.

_________


Приложение ? 1
к муниципальной программе города Королёва
Московской области на 2014-2020 годы
<<Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности>>


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
реализации муниципальной программы города Королёва Московской области
на 2014-2020 годы <<Энергосбережение и повышение энергетической эффективности >>

? п/п
Задачи, направленные на достижение цели
Планируемый объем финансирования на решение данной задачи (тыс. руб.)
Количественные и/или качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач
Единица измерения
Базовое значение показателя (на начало реализации подпрограммы) 2013 год
Планируемое значение показателя
по годам реализации


Бюджет города Королёва Московской области
Другие
источники



2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1. Подпрограмма <<Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве>>
1.
Задача 1
Повышение энергоэффективности в жилищном фонде
100 819,2
314 551,5
1. Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования[*]
%
99,5
99,7
100
100
100
100
100
100




2. Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования[*]
%
32
39
46
52
59
66
73
80




3. Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории муниципального образования[*]
%
67
69
71
73
75
77
79
80




4. Уровень оснащенности общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды на территории города Королёва Московской области
%
62,5
72,5
77,5
82,5
87,5
92,5
95,0
100




5. Уровень оснащенности индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды на территории города Королёва Московской области
%
62,5
62,5
77,5
82,5
87,5
92,5
95,0
100




6. Количество замененных лифтов (по годам)
Ед.
560
16
16
16
16
16
16
16




7. Удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв.м общей площади)[*]
Гкал/кв.м в год
0,2523
0,2500
0,2000
0,2000
0,1800
0,1800
0,1600
0,1600




8. Удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя)[*]
Куб.м/чел. в год
70,4
69,3
67,7
66,0
64,5
63,0
62,0
58,0




9. Удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя)[*]
Куб.м/чел. в год
35,16
33,6
31,9
30,4
26,4
24,2
23,4
22,4
2.
Задача 2
Повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры
-
203 000,0
10. Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии на котельных[*]
К тут/
Гкал
165,9
165,8