Газета "Калининградская правда" No106 (17975) от 22 сентября 2012 г.

Проект Генплана

Подождём до октября...

На днях состоялось заседание городской комиссии по организации и
проведению публичных слушаний по проекту Генерального плана г. Королёва.
Ранее, наблюдая за ходом большинства из прошедших слушаний,
корреспонденты нашей газеты старались наиболее полно передавать мнения
жителей, принимавших в них участие. И вот теперь мы имеем возможность
осветить точку зрения тех, на ком лежит обязанность путём голосования
решить судьбу предложенных изменений. Напомним, что комиссия
сформирована из состава депутатского корпуса и Администрации города. Её
цель сегодня - обобщить все обращения граждан и дать рекомендации
руководителю Администрации об утверждении либо отклонении дополненного и
исправленного проекта.

В этот раз на рассмотрение комиссии были вынесены те вопросы, которые в
процессе публичных слушаний вызвали наибольший резонанс. Горожане
заявляли об этом в разных формах: писали письма в Администрацию города,
приходили туда лично, выступали с трибуны публичных слушаний, передавали
непосредственно во время их проведения записки со своими пожеланиями.
Все обращения были подсчитаны и систематизированы. И эти данные таковы:
всего в комиссию поступило 615 обращений (в общей сложности 10 655
подписей); из них через приёмную граждан и общий отдел Администрации -
396 (9865 подписей); во время проведения самих публичных слушаний -
219 обращений (790 подписей).

Кстати, хотелось бы обратить внимание читателей вот на что: общее число
людей, которые в той или иной форме довели до сведения комиссии своё
мнение по обсуждаемому вопросу, составляет всего несколько процентов
жителей Королёва. Большая часть горожан по поводу Генплана вообще никак
не высказалась. И с учётом этого факта ещё неизвестно, насколько
адекватно отражают общие интересы королёвцев те поправки, с которыми
выступали инициативные группы. А потому быстрые и лёгкие решения "с
размаха" здесь исключаются. Ведь, по сути дела, чиновникам приходится
вмешиваться в систему увязанных между собой градостроительных
предложений, которая была разработана как вполне реальный выход из круга
очевидных проблем в сфере развития нашей весьма специфической и
территориально ограниченной городской среды. И разработана не другими
чиновниками, не Администрацией, депутатами или бизнесменами, а
специалистами своего дела - проектной организацией, назначенной в
результате официального аукциона. Возможно, не так уж умелы оказались на
поверку эти проектировщики, как мы ожидали. Однако даже после первых
неудачных попыток провести свой проект через публичные слушания они и не
подумали добровольно отказаться от взятых на себя обязательств.
Отстранить их от этой работы, расторгнуть давно уже заключённый контракт
можно было только путём судебных разбирательств - наверняка непростых
и небыстрых.

Следовало ли всё же пойти на этот шаг? Руководитель Администрации Елена
Логвиненко считает, что в то время, когда нынешняя городская власть
вплотную подошла к проблеме "пробуксовки" проекта Генплана (то есть
практически весной нынешнего года), говорить об этом было уже поздно.
Стояла задача по-любому принять Генплан до 1 января 2013 года, то есть
до того момента, когда без данного документа, согласно действующему
законодательству, в городе нельзя будет построить или реконструировать
вообще ни один объект. И в Администрации рассудили так: Генплан - это
документ стратегического планирования, который лишь открывает путь к тем
или иным возможностям развития, но не декларирует их обязательность. Так
было и с прошлым Генеральным планом: далеко не всё, что в нём заявлено,
в итоге воплотилось в реальности (например, дорога вдоль Лосиного
Острова - на старом Генплане она тоже намечена). Окончательное слово в
каждом конкретном случае застройки или прокладки новых дорог всё равно
останется за гражданами, которые получат возможность высказаться на
публичных слушаниях по обсуждению предложений того или иного проекта
планировки.

т для внесения дальнейших корректировок по ходу согласительных
процедур. Генплан нам нужен. Я считаю, что те, кто требует его
отклонить, - это враги города и его жителей, потому что они не хотят
вообще ничего менять, не хотят в лучшую сторону изменить транспортную
составляющую, дать возможность улучшать условия жителей ветхих и
аварийных домов. Ведь если Генпланом не будут предусмотрены зоны для
коммерческой застройки с учётом необходимости расселения, то эти люди
никогда не получат новые квартиры.

Более подробно о характере принятых изменений рассказывает начальник
Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Надежда
Вержанская:

- Во-первых, мы рассматривали обращения, которые касались транспортной
схемы города. Проектные решения в этой области по большей части не нашли
поддержки жителей. И комиссия практически со всеми протестными
предложениями горожан согласилась. То есть мы исключаем из проекта
Генерального плана строительство дороги вдоль Акуловского водоканала.
Много протестов это предложение вызвало ещё во время первых публичных
слушаний. Затем во время доработки проекта проектировщики всё равно
предложили проложить эту дорогу, немного урезав её и пустив по ней
только общественный транспорт, пожарные автомобили и машины "скорой
помощи". Однако и это предложение не нашло понимания у жителей города,
которые боятся лишиться прогулочной зоны и считают, что это существенно
ухудшит экологическую обстановку.

Также исключена из проекта Генплана дорога вдоль улицы Сакко и Ванцетти.
Она не будет ни проездной, ни сквозной. По сути, проектировщики хотели
сделать из неё дублёра проспекта Королёва, а сейчас решением комиссии
это исключено из проекта.

Помимо этого, исключена дорога по Фрунзенскому тупику, Вокзальному
проезду и дальше на Ярославское шоссе и дорога по улицам Грабина,
Садовой, ранее задуманная как дублёр Болшевского шоссе.

Много подписей было собрано против многоэтажной жилой застройки в
микрорайоне Первомайском в районе улиц Комсомольской, Заводской,
Железнодорожной аллеи. Там предполагалась комплексная застройка с
расселением жителей нескольких муниципальных домов. Против этого
возражали жители частного сектора, и комиссия приняла решение исключить
частный сектор из зоны многоэтажной застройки, оставить там малоэтажную,
а тот район, где располагаются муниципальные жилые дома, требующие
расселения, мы делаем зоной среднеэтажной застройки, располагая здесь в
том числе и детский сад.

Ещё в Первомайском исключили переезд в районе платформы "Фабрика 1 Мая"
- как на том настаивали жители. Также они указывали на необходимость
построить там детский сад, но он и так был заложен в Генплане.

Что касается Валентиновского и Бурковского полей, в проекте они
обозначались зоной застройки от одного до 12 этажей, при этом
Администрация города была настроена видеть там только малоэтажную
застройку, хотя собственник этих полей настаивал на строительстве
многоэтажек. Жители проявили большую обеспокоенность, и мы приняли
решение обозначить эту зону жёлтым цветом. То есть застройка разрешается
до трёх этажей, за исключением одного уже имеющегося 12-этажного дома.

Хотела бы остановиться на судьбе 45-го квартала. От жителей поступали
предложения сделать лес в этом квартале особо охраняемой природной
территорией. С этим комиссия не согласилась и приняла решение в данной
части проект Генерального плана оставить без изменений. Там
предполагается парк для отдыха и прогулок - с дорожками, освещением,
скамейками, но без вырубки деревьев и строительства каких-либо домов и
объектов торговли.

В целом могу сказать, что из общей массы поступивших обращений мы учли
процентов 80, внеся соответствующие изменения в проект Генплана.

Как можно заметить, многие из утверждённых изменений касаются развития
городских дорог. Главный архитектор города Виктор Ли ответил на вопрос о
том, каковы в этих условиях перспективы решения транспортных проблем в
Королёве:

- Основная проблема у нас - это транзит и загрузка центральных улиц
и дорог. Мы предлагаем от улиц Пионерской и Калининградской сделать
связь с южной частью города, что поможет разгрузить центральные улицы.
Она будет осуществляться от улицы Калининградской вдоль железной дороги
в сторону улицы Силикатной и Мичуринского микрорайона. То есть мы
предполагаем, что южная часть города будет обслуживаться с этой дороги.
Она не обводная, но как бы прообраз такой дороги, которую мы
предполагали бы в конечном счёте провести по границе с Лосиным Островом.

Возвращаясь к работе комиссии по организации и проведению публичных
слушаний, можно добавить, что на этой неделе она рассмотрела лишь самые
резонансные замечания жителей. Так же тщательно ей предстоит разобраться
с каждым до последнего из поступивших обращений. Поэтому её работа
продолжается, итоги можно будет подвести в начале октября, когда проект
Генплана со всеми внесёнными изменениями разместят на официальном сайте
городской Администрации и опубликуют (как минимум, текстовую часть) на
страницах нашей газеты. Что ж, ждать осталось недолго...

Нина ИВАНОВА