Участники "круглого стола", обсудив вопросы совершенствования
законодательства по вопросам статуса и развития наукоградов России,
механизмах повышения их эффективности, особенностях организации местного
самоуправления в наукоградах, отмечают следующее.
В последние годы активизировалась деятельность федеральных органов
власти в сфере инновационного развития страны.
По инициативе и при прямой поддержке Президента России Д.А. Медведева
запущен Проект "Сколково" с соответствующим законодательным обеспечением
создания и развития иннограда Сколково и его взаимодействием с
инновационно активными субъектами, в том числе наукоградами и особыми
экономическими зонами технико-внедренческого типа.
Взят курс на модернизацию российской экономики и ее инновационное
развитие. Проведен ряд заседаний Комиссии при Президенте Российской
Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России,
десятки мероприятий на федеральном уровне по вопросам инновационного
развития и активизции всех субъектов инновационного развития и их
комплексного взаимодействия.
В развитие Стратегии социально-экономического развития России до 2020
года Министерством экономического развития Российской Федерации
разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020".
Все это требует учета в новом законодательстве о развитии и повышении
эффективности использования научно-технического, инновационного и
социального потенциала наукоградов как значимых ресурсов формирования
эффективной Национальной инновационной системы, основной задачей которой
является существенное повышение конкурентоспособности экономики и на
этой основе повышение жизненного уровня населения страны.
Для решения этой задачи научно-инновационный и социальный потенциал
наукоградов как целостных и эффективных территорий инноваций сегодня
используется совершенно недостаточно.
На сегодняшний день он может реализовываться в следующих основных
направлениях:
создание благоприятных условий для функционирования, развития и
воспроизводства потенциала градообразующих организаций;
превращение наукоградов в национальные или региональные инновационные
центры, обеспечивающие трансфер отечественных и (или) зарубежных
технологий на предприятиях страны и региона;
поиск, инициирование, форматирование и участие в реализации значимых для
экономики "прорывных" проектов;
формирование вокруг крупных научных и инженерных центров среды
инновационных предприятий малого и среднего бизнеса;
формирование (развитие) ядра инновационных территориальных кластеров.
Эффективное развитие и использование научно-технического, инновационного
и социального потенциала наукоградов требует системного
совершенствования правовой базы развития наукоградов как целостных и
эффективных инновационных территорий и важнейших элементов национальной
инновационной системы страны.
При этом эффективность реализации потенциала наукоградов может
повышаться, если внимание властей на местном уровне сосредоточивается на
следующих первоочередных задачах:
- достижение согласия между руководством градообразующих организаций,
местных властей и активной части населения о стратегии, механизмах и
путях развития;
- создание инновационной инфраструктуры (инкубатор, центр трансфера
технологий, центр коллективного пользования дорогостоящим оборудованием
и т.п.);
- решение инфраструктурных проблем муниципального образования;
- развитие высокопроизводительных каналов передачи данных, обеспечение
доступа к высокопроизводительным вычислительным системам;
- принятие и реализация программ поддержки малого и среднего
инновационного предпринимательства;
- создание и развитие местной системы образования, подготовки и
переподготовки кадров на базе образовательных учреждений (организаций) и
градообразующих исследовательских центров с акцентом на подготовку
магистров и аспирантов;
- разработка и реализация программ привлечения и закрепления
специалистов, включая решение жилищных вопросов;
- решение вопросов о создании ясного и несложного механизма
предоставления неиспользуемого федерального имущества и земельных
участков для целей развития;
- поиск и налаживание стратегического партнерства с крупными
корпорациями;
- интеграция в европейские (мировые) научно-технологические сети.
Вместе с тем, для повышения эффективности инновационного развития
необходимо также решение ряда вопросов в общесистемных интересах,
имеющих значение для большинства наукоградов. Их решение может быть
реализовано на федеральном уровне "в центре" (например, базируясь на
Сколково) или нескольких "центрах".
Это, в первую очередь, следующие вопросы:
- организация по результатам форсайта совместно с крупными
исследовательскими и инженерными центрами разработок и исследований для
продвижения перспективных проектов;
- поддержка крупных инновационных проектов;
- организация и координация выполнения крупных проектов;
- системная работа по привлечению инвестиций для реализации
инновационных проектов;
- подготовка проектных команд для реализации инновационных проектов на
местах;
- организация исследований высокотехнологичных рынков в России и
зарубежных странах, консультирование заинтересованных компаний по этим
вопросам;
- организация торгово-выставочного центра высокотехнологичных проектов и
продукции;
- организация торгового дома, продвижение отечественной инновационной
продукции на отечественные и зарубежные рынки;
- обеспечение государственной поддержки внешнеторговой деятельности.
Концентрация ресурсов преимущественно на территориях инноваций -
наукоградах необходима для эффективного национального инновационного
развития.
В первую очередь здесь необходимы ресурсы:
- для развития инновационной инфраструктуры,
- на локализацию проектов в рамках соответствующих кластеров и
технологических платформ,
- для развития социальной инфраструктуры,
- по использованию находящихся в федеральной собственности земельных
участков, зданий и сооружений для реализации инновационных проектов.
Кроме того, должны быть установлены такие особенности местного
самоуправления в наукоградах (законодательное установление особенностей
местного самоуправления наукоградов предусмотрено Федеральным законом
No131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"), которые позволяли бы более эффективно
использовать возможности местных властей во взаимодействии с
градообразующими предприятиями и организациями, местным
научно-техническим и предпринимательским сообществом для инновационного
развития.
Необходимо также наделение органов местного самоуправления наукоградов
отдельными государственными полномочиями в реализации научно-технической
и инновационной политики.
Выявление, отбор наукоградов для присвоения статуса наукограда
Российской Федерации и определение форм и размеров государственного
стимулирования и поддержки их инновационного развития должны вестись не
только, и даже не столько, на основе формальных, в том числе
статистических, критериев, но, прежде всего, на основе качественных
экспертных оценок. В составе экспертов обязательно должны быть
представители успешно развивающихся наукоградов.
Расширение объема поддержки инновационного развития наукоградов, в том
числе поддержки развития инновационной, социальной и инженерной
инфраструктуры наукоградов, должно быть увязано не только с наличием в
конкретном муниципалитете градообразующего научно-производственного
комплекса, направления деятельности которого соответствуют
государственным приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники в Российской Федерации, но и степенью активности региональных и
муниципальных властей в формировании региональной инновационной системы,
уровнем коммерциализации разработок, динамикой развития инновационного
бизнеса и т.д.
Осуществление государственной поддержки наукоградов Российской Федерации
из средств федерального бюджета целесообразно осуществлять по трем
направлениям:
финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной,
инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов в соответствии с
комплексными программами социально-экономического развития наукоградов,
утвержденными в установленном порядке на федеральном уровне (как
отдельных программ, подпрограмм в рамках межотраслевых программ или
ФЦП);
финансирование программ и проектов инновационного развития и организации
производства наукоемкой продукции - на конкурсной основе;
финансирование в рамках специальной межотраслевой программы мероприятий
по созданию федеральной сети инновационной инфраструктуры, общей для
всех территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала,
включая центры коллективного пользования.
Исходя из изложенного, с учетом результатов состоявшегося обсуждения,
участники "круглого стола" считают важнейшими задачами совершенствования
законодательства по вопросам развития наукоградов России:
&
(
@
??q?@
B
v
?
?
ц
?
I
I
I
I
I
?????|
????
??
???????????Системное совершенствование правовой базы развития
наукоградов как целостных и эффективных инновационных территорий и
важнейших элементов национальной инновационной системы страны;
Восстановление программно-целевого метода при оказании государственной
поддержки развития наукоградов Российской Федерации с использованием
механизма трехсторонних соглашений между Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
и органами местного самоуправления наукоградов Российской Федерации;
Установление особенностей местного самоуправления наукоградов как
территорий инновационного развития, в том числе расширение прав органов
местного самоуправления наукоградов в решении вопросов инновационного
развития, не отнесённых к вопросам местного значения городских округов,
и наделение органов местного самоуправления наукоградов отдельными
государственными полномочиями в реализации научно-технической и
инновационной политики;
Участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации:
Законодательно установить особенности осуществления местного
самоуправления в наукоградах как территориях инновационного развития
(что требуется в соответствии со статьей 81 Федерального закона No131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"), предусмотрев в том числе расширение прав органов местного
самоуправления наукоградов в решении вопросов инновационного развития,
не отнесённых к вопросам местного значения городских округов, и
наделение органов местного самоуправления наукоградов отдельными
государственными полномочиями в реализации научно-технической и
инновационной политики.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации:
При принятии федерального бюджета на 2012 год предусмотреть объем
межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной
и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации в сумме
3 000 млн. рублей.
3. Правительству Российской Федерации:
1. При обновлении правовой базы наукоградов Российской Федерации
предусмотреть системное совершенствование законодательства о наукоградах
как целостных и эффективных инновационных территориях и важнейших
элементах национальной инновационной системы страны.
2. Восстановить программно-целевой принцип развития наукоградов
Российской Федерации и их государственной поддержки с использованием
механизма трехсторонних соглашений между Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
и органами местного самоуправления наукоградов Российской Федерации.
3. При разработке законодательного обеспечения развития наукоградов, в
том числе нормативных актов, принимаемых во исполнение федеральных
законов, привлекать в качестве экспертов представителей наукоградов
Российской Федерации и Союза развития наукоградов России.
4. Федеральным органам исполнительной власти:
Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерств
экономического развития Российской Федерации, Министерству регионального
развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской
Федерации:
Предусмотреть в законодательстве модернизацию принципов и механизмов
государственной поддержки наукоградов предполагающую осуществление
поддержки наукоградов Российской Федерации из средств федерального
бюджета по трем направлениям:
финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной,
инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов - в соответствии с
комплексными программами социально-экономического развития наукоградов,
утвержденными в установленном порядке на федеральном уровне (как
отдельных программ, подпрограмм в рамках межотраслевых программ или
ФЦП);
финансирование программ и проектов инновационного развития и организации
производства наукоемкой продукции - на конкурсной основе;
финансирование мероприятий по созданию федеральной сети инновационной
инфраструктуры, общей для всех территорий с высокой концентрацией
научно-технического потенциала, включая центры коллективного пользования
- в рамках специальной межотраслевой программы.
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству образования и
науки Российской Федерации:
Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2012 год объем
межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной
и инновационной инфратруктуры наукоградов Российской Федерации в сумме
3 000 млн. рублей.
Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству
регионального развития Российской Федерации
Проработать механизмы использования средств институтов развития -
Внешэкономбанка, Инвестиционного фонда Российской Федерации,
создаваемого Фонда экономического стимулирования регионов для поддержки
развития инфраструктуры и крупных инновационных проектов в наукоградах
Российской Федерации.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
1. Переработать проект федерального закона "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты в части повышения эффективности
деятельности наукоградов" с целью его приведения в соответствие с
современной инновационной политикой Российской Федерации, предусмотрев в
нем:
- подход к наукоградам, как целостным и эффективным инновационным
территориям и важнейшим элементам национальной инновационной системы
страны;
- программно-целевой принцип развития наукоградов Российской Федерации и
их государственной поддержки с использованием механизма трехсторонних
соглашений между Правительством Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного
самоуправления наукоградов Российской Федерации.
- конкретные замечания и предложения участников обсуждения на "круглом
столе" по тексту проект закона (прилагаются).
2. Создать межведомственную рабочую группу с представителями
Минэкономразвития, Минрегиона, Минфина, профильных Комитетов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, муниципальных
образований - наукоградов Российской Федерации, Союза развития
наукоградов России для разработки проекта федерального закона (проектов
федеральных законов) о статусе наукоградов Российской Федерации как
составной части Национальной инновационной системы России и об
особенностях местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации.
Министерству экономического развития Российской Федерации:
1. При доработке проекта "Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года" предусмотреть внесение следующих
положений по вопросам развития наукоградов:
Присвоение статуса наукограда РФ будет увязано не только с наличием в
конкретном муниципалитете градообразующего научно-производственного
комплекса, осуществляющего научную, научно-техническую, инновационную
деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров
в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития
науки, технологий и техники в Российской Федерации, но и со степенью
активности региональных и муниципальных властей в формировании
региональной инновационной системы, с уровнем коммерциализации
разработок, с динамикой развития инновационного бизнеса и т.д. При этом
будет расширен объем поддержки развития инновационной, социальной и
инженерной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.
Будут использованы возможности территорий инноваций (наукоградов,
технико-внедренческих особых экономических зон) в качестве базовых
территорий развития технологических платформ по соответствующим
направлениям техники и технологий.
Будет осуществляться развитие системного взаимодействия инновационного
центра "Сколково":
с научно-производственными комплексами наукоградов Российской Федерации
в развитии научно-технической и инновационной деятельности по основным
направлениям технологических платформ;
с региональными инновационными центрами, технико-внедренческими особыми
экономическими зонами и наукоградами как базовыми территориями
формирования инновационных кластеров и интеграция их в глобальные сети
инновационного и научно-технического сотрудничества.
2. В разделе "Финансовое обеспечение" в таблице "Отдельные статьи
бюджетных расходов, необходимые для реализации Стратегии" (строка
"Финансирование наукоградов") - предусмотреть увеличение объема
финансирования наукоградов (до 3 млрд. рублей в 2012 году и до 9 млрд.
рублей в 2020 году).
3. Рассмотреть возможность создания Особых экономических зон
технико-внедренческого типа в наукоградах Российской Федерации и на
территории Академгородков, в том числе на базе неиспользуемого
(недоиспользуемого) имущественного комплекса государственных учреждений
и организаций.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
Органам государственной власти субъектов РФ на территории которых
размещаются наукограды Российской Федерации активизировать работу по
обеспечению правового регулирования статуса наукограда Российской
Федерации, как это предусмотрено статьей 2 Федерального закона "О
статусе наукограда Российской Федерации";