Вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство о наукоградах
Российской Федерации в последние годы стал актуальным по ряду причин,
вызванных, в первую очередь, проблемами наукоградов Российской Федерации
(далее - наукограды).
Министерство образования и науки Российской Федерации как федеральный
орган исполнительной власти, курирующий наукограды, разработало проект
федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в части повышения эффективности деятельности
наукоградов" (далее - законопроект).
Московская область в лице Министерства промышленности и науки Московской
области и 9 наукоградов, расположенных на территории Московской облаети
приняла активное участие в разработке законопроекта.
Позиции Минобрнауки России и Московской области различались по некоторым
вопросам, особенно по таким, как критерии присвоения статуса наукограда,
государственная поддержка, сохранение статуса наукограда.
В процессе совместной работы удалось добиться компромиссных решений и
подготовить текст законопроекта.
Положительным является то, что законопроект предусматривает:
- создание дополнительных возможностей по поддержке научной и
инновационной деятельности органам местного самоуправления;
- нахождение в муниципальной собственности наукоградов имущества,
необходимого для решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного
значения:
- внесение изменений в Жилищный кодекс в целях закрепления возможности
предоставления жилья для молодых учёных и специалистов.
Однако, по нашему мнению, вызывают опасения следующие положения текста
законопроекта:
1. Жесткие критерии присвоения статуса наукограда.
Увеличилось количество критериев, они рассматриваются в совокупности
("и" без "или"). При какой-либо реорганизации научно-производственного
комплекса наукограда, муниципальное образование может не
соответствовать, критерию, что послужит основанием для лишения статуса.
Фактически может сложиться такая ситуация, что останутся только те
наукограды, в которых расположена "чистая наука" - научные центры РАН,
ОИЯИ.
Необходимо отметить, что для населения существующих наукоградов этот
статус имеет еще и политический смысл, влияющий на стабильное развитие
города.
2. Осуществление государственной поддержки на конкурсной основе.
Непонятен механизм подведения конкурсов. Законопроект предполагает
прекращение финансирования развития и поддержки социальной и инженерной
инфраструктуры в существующих наукоградах, что может вызвать
определённые трудности в завершении начатых мероприятий.
?
v
x
силу законопроекта необходимо подтверждение в течение трёх лет статуса
наукограда всеми муниципальными образованиями, которым этот статус был
присвоен ранее.
Есть опасения, что принятие законопроекта может вызвать ситуацию
"неустойчивого равновесия", когда малейшие изменения в составе научно -
производственных комплексов наукоградов или критериальной оценке их
состояния может привести к несоответствию муниципального статусу
наукограда к его лишению.
Правительством Российской Федераций на совещании в Томске 14 марта 2011
года была дана характеристика наукоградов как территорий с комфортными
условиями проживания, насыщенной культурной жизнью, возможностью
образования, сочетанием науки и высокотехнологичного производства.
Отмечено, что поддержка наукоградов незначительная и её нужно увеличить,
ужесточив критерии к отнесению к наукоградам (Э.С. Набиуллина).
Сегодня наукограды представляют собой готовые во всех отношениях
"площадки" для инновационного развития страны и решения задач
государственного уровня. Их необходимо эффективно использовать.
В связи с изложенным предлагается следующее.
Основным направлением в развитии наукоградов считать инновационное
развитие.
Целесообразно, на наш взгляд, разработать федеральную программу развития
существующих 13 наукоградов, с учётом особенностей научно -
производственного комплекса каждого из них, с соответствующим
финансированием. При этом денежные средства в первую очередь направлять
не на строительство новых объектов, а на эффективное использование
имеющихся.
Государственную поддержку существующих наукоградов значительно увеличить
(с 600 млн. рублей до 5-6 млрд. рублей.) и осуществлять по двум
направлениям:
финансирование социальной и инженерной инфраструктуры наукоградов за
счёт федеральных меж бюджетных трансфертов осуществлять по прежней схеме
(40 - 50% всех выделяемых средств);
на конкурсной основе осуществлять финансирование представленных
наукоградами проектов, способствующих развитию научно-производственного
комплекса, созданию и (или) развитию инновационной инфраструктуры, а
также организаций и объектов инфраструктуры (50-60% всех выделяемых
средств) с разработкой "прозрачного" механизма проведения конкурсов.
4. Законопроект в большей степени должен касаться тех муниципальных
образований, которые претендуют на присвоение статуса наукограда.