Газета "Калининградская правда" No94 

суббота, 20 августа 2005 года

Что волнует жителей Королёва 

и как на это реагирует власть 

    Cоциологические опросы, или, как модно их называть, мониторинги,
проводятся во всём мире. С помощью соцопросов можно определить причины
"народного недовольства" и роста пессимизма в обществе (если таковые
имеются). Сегодня редкая новость обходится без комментариев социологов.
Крупные институты проводят мониторинг общественного мнения в масштабах
всей страны или региона. Отдельно взятый город (например, г. Королёв)
редко попадает в поле их зрения, но это не значит, что в нашем городе не
интересуются мнением жителей. С 1996 года городской отдел
социологических исследований регулярно проводит опросы горожан. Главная
цель таких исследований  -  изучение всевозможных аспектов городской
жизни, то есть отношение жителей к чему-либо или кому-либо. Например,
как оценивают жители работу служб ЖКХ, как относятся к проводимым в
стране реформам и какой общественный резонанс имеют эти реформы в нашем
городе. 

 





    Результаты социологических опросов королёвцев за последние полгода
позволили сформировать точный перечень проблем, требующих срочного
решения. Это плохие дороги, дороговизна жизни, рост цен на услуги ЖКХ,
большое количество машин во дворах, молодежная занятость, проблемы
здравоохранения, обеспечение льготными лекарствами и так далее. Понятно,
что многие из них по существующему законодательству не могут быть решены
на местном уровне, они требуют изменения государственной политики, но
кое-что можно изменить и в рамках закона о местном самоуправлении. О
том, что может сделать и делает городская администрация для решения этих
проблем, мы попросили рассказать Главу города Александра МОРОЗЕНКО. 

 



     -  Александр Фёдорович, по данным соцопросов, среди прочих
наболевших проблем королёвцы отмечают плохое качество дорог и тротуаров,
особенно в нецентральных районах города. 

     -  Начиная с 2003 года наши расходы на содержание и капитальный
ремонт дорог ежегодно увеличиваются. Сегодня они составляют порядка 50
млн рублей в год. Это при условии, что в бюджете заложено только 7 млн
рублей. Остальные средства поступают в виде инвестиций и по
Наукоградской Программе. Мы гордимся тем, что нам удалось начать
реализацию мощного проекта по реконструкции транспортной системы города.
15 марта прошлого года были начаты работы на Болшевском путепроводе.
Сегодня его строительство подходит к концу. Участие города в этом
проекте составило 170 млн рублей. Это колоссальная цифра, и в истории
города она не имеет аналогов. Очень большие инвестиционные средства были
направлены на это строительство. И конечно, в этой связи мы оголили ряд
других направлений. Тем не менее за последние два года было
отремонтировано более тридцати дорог. Причем не ямочным образом, а
капитально, с заменой бордюрного камня, с устройством заездных карманов.
Поэтому было бы несправедливо считать, что в этом направлении городские
власти ничего не делают. Конечно, по сравнению с тем, что хотелось бы
видеть, этого явно недостаточно. 

 





    С 2003 года мы начали реконструировать наши дворы. За два года
отремонтировано 18 дворов, стоимость каждого от 1,5 до 3 млн рублей. Это
тоже немалые деньги. И люди, чьи дворы отремонтированы, это видят.
Конечно, везде и всё сразу сделать невозможно. К тому же есть ещё одна
особенность. Финансирование выделяется в конце года. Процесс
согласования, проведения конкурсов, оформления торгов на подрядные
работы, выделения федеральных средств настолько сложен, что эта система
позволяет получить деньги только в конце лета или в начале осени. Так, в
2003 году почти до начала зимы велись работы по ремонту дорог. К
большому сожалению, эта тенденция сохраняется. Тем не менее и в этом
году будет сделано многое. Планируется ремонтировать дороги в
Завокзальном районе, на территории, прилегающей к ул. Дзержинского, а
также в микрорайонах Болшево, Первомайский, Текстильщик. В настоящее
время идёт капитальный ремонт ул. Исаева. Впервые принципиальным образом
перестраивается дорога, не латается, как это было раньше, а вкладываются
большие средства, с тем чтобы к ремонту этой дороги уже не возвращаться.
Завершена проектно-сметная документация по реконструкции ул.
Коммунальной. В 2006 году это будет четырёхполосная магистраль от ул.
Калининградской до Болшевского путепровода. Выделены также средства на
реконструкцию ул. Пионерской. 

    Мы сделали хороший задел на будущее. В 2005 году более 12 млн рублей
направлены на строительство тротуаров в плиточном исполнении. Будут
завершены работы на ул. Циолковского, планируется замостить плиткой
проспект Королёва. Если учесть, что в этом году уже 12 тысяч квадратных
метров уложены на Мемориале Славы, то масштабы подобных работ просто
беспрецедентны. Планируются работы по благоустройству территорий
одноэтажной застройки  -  улицы Пограничников, Нахимова, Школьная,
Гражданская и другие. Всего около десяти улиц будут приведены в порядок
в самое ближайшее время. 

    Вопрос, который на сегодня пока не решён,  -  это вопрос качества.
Дело в том, что очень много желающих поучаствовать в ремонте дорог. От
небольших фирм до крупных организаций. Задача администрации выбрать
подрядчика, который сможет не только выполнить работу, но и в дальнейшем
обслуживать эти улицы. 

     

 



     -  Кому сегодня принадлежат дороги в городе? 

     -  Часть дорог находится на балансе "Мосавтодора", то есть
областных структур. Мы вынуждены приспосабливаться к особенностям
действующего законодательства. Когда у местных властей не было средств
на содержание дорог, а их и сегодня нет в достаточном количестве, мы
приняли решение передать часть дорог в собственность Московской области.
В области в то время действовал "Дорожный фонд". В результате были
отремонтированы улицы Пионерская, Калининградская, Горького, часть
проспектов Космонавтов, Королёва, улиц Циолковского, Ленина. Сегодня
законодательство изменилось. "Дорожный фонд" теперь принадлежит
федеральным структурам. Администрация прилагает все усилия, чтобы
задействовать федеральный уровень. На сегодня уже есть некоторые
договорённости, позволяющие быть уверенными в том, что порядка 60-70 млн
рублей федеральные структуры выделят нам для капитального ремонта дорог,
в том числе и для расширения Болшевского шоссе. 

    Сегодня мы живём в таком нестабильном времени, когда
законодательство меняется не потому, что этого требует здравый смысл, а
в угоду тем или иным начальникам, депутатам. Мы понимаем, что происходит
лоббирование с целью получить с этого доход. В этих условиях мы
стараемся принимать адекватные меры. 

 





     -  Как решается проблема парковки автомобилей во дворах? Часто
машины ставят на газонах, детских площадках. Жители жалуются, что
сигнализация не даёт спать по ночам. Остаётся актуальной проблема
"ракушек", от которых, по мнению многих горожан, необходимо избавляться.


     -  То, что мы с вами сегодня переживаем, было заложено десятилетия
назад. Город формировался и строился по существующим в то время
нормативам, которые утверждались государством. Согласно СНИПам
советского времени, дороги и дворы были спроектированы в расчёте 60
легковых автомобилей на 1000 городских жителей; выход на скромный по
нынешним меркам уровень 180 автомобилей на 1000 жителей планировался на
отдалённую перспективу ("после построения коммунизма"). Дворовые проезды
в застройке 1970  -  1980 годов не рассчитаны на движение двух встречных
автомобилей, а тем более на парковку. Здесь нет ошибки проектировщиков;
советские архитекторы считали, что при наличии 60 автомобилей на 1000
жителей такая встреча маловероятна. Автомобиль могли себе позволить
только очень состоятельные люди. Это была дорогая вещь, его нельзя было
бросить во дворе под окном. Автомобилю полагался гараж. В то время никто
не предполагал, что у нас автомобилей будет более 60 тысяч. Поэтому
город, спроектированный для небогатых людей, сегодня оказался мал для
того количества автомобилей, которые имеют наши жители. Можно, конечно,
порадоваться, что растёт благосостояние горожан, но в то же время все мы
хотим жить просторно. К большому сожалению, это не получается. Чтобы
принципиально изменить облик городских микрорайонов, требуются очень
большие капиталовложения. Сегодня мы уже начали реконструкцию территорий
за счёт сноса ветхого жилья. При строительстве новых объектов начинают
действовать новые нормативы. Уже сегодня строятся подземные паркинги под
домами, под детскими площадками. Мы серьёзно начинаем думать о
реконструкции пятиэтажек. Нужны годы, чтобы решить этот вопрос с
технической точки зрения. Но начало уже положено. Объявленная война
"ракушкам" заставляет строить новые парковки и паркинги современного
типа. На это требуются немалые средства (гараж в многоэтажном паркинге
стоит от 7 до 12 тысяч долларов). Да, это дорого, но сегодняшнее
законодательство других вариантов не предусматривает. К тому же надо
помнить, что это определённое капиталовложение. Человек становится
собственником. Это его собственность, нажитое богатство. Не тот сарай,
который стоит где-то приткнувшись и не может быть узаконен, а вполне
реальный капитал, который можно продать, подарить, оставить в
наследство. Думаю, что правовая сторона этого вопроса поможет изменить
существующее положение дел.

    -  Александр Фёдорович, сегодня всё больше дворов превращаются в
бесплатные автостоянки, которые создают множество проблем. Если легковой
автомобиль хоть как-то может подъехать к подъезду, то более крупным
машинам путь практически закрыт. Порой к дому не могут протиснуться ни
"скорая помощь", ни пожарные; зимой трудно убирать снег. Может, стоит
нашим правоохранительным органам, пока положение дел ещё кардинальным
образом не изменилось, ввести штрафные санкции за парковку во дворах, на
газонах, детских площадках, за работающую сигнализацию? 

     -  Правила дорожного движения запрещают стоянку в жилых зонах
только тяжёлым грузовикам, а владельцы легковушек имеют право
парковаться там. И правом этим пользуются. Соответствующие органы
штрафуют автовладельцев за парковку на газонах, детских площадках. Но
одни штрафы проблему не решат. И к каждой машине милиционера не
приставишь. Должна быть система взаимодействия жителей с сотрудниками
ГИБДД. Нужна ещё и культура самих автовладельцев, понимающих, что нельзя
ремонтировать или мыть автомобиль под окнами соседа, парковаться на
детской площадке или газоне. Городская администрация ищет пути для
решения этой проблемы. Сегодня, когда люди объединяются и говорят, что
хотят построить паркинг, мы предлагаем им варианты землеотвода. Более
того, решая проблему самозахвата земли и самовольной постройки гаражей
на Самаровке, мы готовы предложить владельцам помощь в строительстве
капитальных гаражей. Порядок должен быть наведён, и мы не имеем права
мириться с тем, что за счёт удобства одних жителей страдают другие.
Положение в городе с парковками улучшается не так быстро, как хотелось
бы, но точно не ухудшается. Сегодня появляются новые паркинги, ведётся
строительство гаражного комплекса "Сплат" по ул. Сакко и Ванцетти,
которым могут пользоваться жители проспекта Королёва; в районе Самаровки
строятся два мощных гаражных кооператива  -  "Космодром" и
"Самаровский". Ведётся работа над тем, чтобы правильно оформить лесные
земли, находящиеся на территории города, чтобы на городских окраинах
можно было тоже построить такие кооперативы. 

    

 



     -  Многие недовольны ситуацией в жилищно-коммунальном хозяйстве  - 
растёт квартплата, а жильё и коммуникации ветшают, стареют. Много
возмущений вызывает работа жэков, низкий уровень обслуживания,
отсутствие уборщиц и дворников. 

?го жилья. Эта социальная функция очень важна не только для Королёва, но
и для любого города. Однако возможности местного самоуправления в
вопросах ЖКХ законодательным образом серьёзно урезаются. С этим надо
бороться. Новый Совет депутатов, который скоро будет избран, одним из
первых вопросов должен будет рассмотреть правила содержания жилого
фонда. Нужна реструктуризация системы управления и взаимоотношений
организаций, применение новых форм сотрудничества, снижающих затраты,
привлечение к управлению жителей. 

     -  В последнее время словосочетание "реформирование ЖКХ" вызывает у
населения определенный страх, так как ассоциируется с повышением
квартплаты... 

     -  Рост квартплаты обусловлен ростом цен на энергоносители.
Возрастают тарифы на электроэнергию, газ. Поэтому дорожают реальные
затраты ЖКХ, особенно подорожало отопление, подача воды. Да и от
инфляции никуда не деться: дороже становятся трубы, запчасти, хлор...
Ежемесячно этот рост не заметен, но через полгода, тем более год,
себестоимость той или иной услуги заметно возрастает. Это от нас не
зависит, это задача государственная. Но пока что-то не видно принимаемых
мер со стороны государства по ограничению роста цен на энергоносители. 

    Со своей стороны, мы предпринимаем шаги к решению проблем ЖКХ в
нашем городе. Достигнута договорённость на уровне Губернатора
Подмосковья и Правительства России о том, чтобы Королёв был включён в
пилотный проект по санации жилья. Это должно привести к резкому
уменьшению потребления энергоносителей и на этой основе  -  к уменьшению
квартплаты. Разрабатываются новые законодательные акты, которые
позволили бы всем нам вести сбалансированную экономику. Я думаю, что в
этом вопросе не будет безысходной ситуации. Мы сумеем привести наше
жилищно-коммунальное хозяйство в должное состояние. Примером тому может
послужить стабильное развитие городской теплосети, электросети, газового
хозяйства. 

     

 



     -  Очень беспокоит горожан отсутствие организованного досуга для
подростков и молодёжи. Конечно, сегодня в городе работает целая сеть
школ дополнительного образования. Только за последние три года были
открыты два больших детских центра  -  на ул. Исаева и в районе
проспекта Королёва. Но жители сетуют, что за занятия в кружках и секциях
нужно платить деньги. 

     -  Социализм остался в прошлом, а менталитет советского человека у
многих сохранился. Да, теперь за всё нужно платить деньги. За
дополнительное образование, тем более художественное, тоже надо платить.
Кстати, и при социализме музыкальное образование было платное. А то
говорят: "Ой, у нас такие плохие дети, потому что нет школ". Да всё есть
 -  и школы, и кружки. Я, может быть, выскажу крамольную мысль, но
"плохие дети" бывают в тех семьях, где родители не очень хорошие.
Справедливости ради надо сказать, что раньше общеобразовательные школы
более активно занимались воспитанием. Для этого существовали пионерская
и комсомольская организации. Сегодня их нет. Родители должны сами
заниматься воспитанием своих детей, находить им занятия. В городе есть
возможность заниматься и спортом и художественно-прикладной
деятельностью, есть литературные клубы, художественные мастерские,
спортивные секции, есть станция юных техников. Да, многие из них
действительно платные, но часть затрат компенсирует город. Если нужно
развивать сеть клубов  -  мы готовы оказывать содействие. Например,
когда в администрацию обратились мамы с просьбой организовать школу для
больных детей, был создан Центр "Ступени" в Валентиновке. 

     -  С чем связано появившееся "изобилие" игровых автоматов
(практически в каждом магазине), игорных заведений на улицах города?
Жители возмущены таковым положением дел, они опасаются за молодёжь,
которая в большей степени, чем взрослые люди, подвержена игромании. 

     -  И мы возмущены таким положением дел. Сегодня это одна из самых
опасных тенденций современной жизни. Я процитирую Маркса, который
сказал, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист,
если норма прибыли составляет более 300 процентов. Сегодня очень выгодно
иметь эти автоматы. 

     

   -  Выгодно для кого? 

     -  Выгодно для непорядочных предпринимателей и для непорядочных
политиков. В 2002 году на одном из заседаний Госссовета было принято
решение развивать физическую культуру и спорт. Под эту идею в ведение
Госкомспорта передали функцию лицензирования игорного бизнеса. Менее чем
за два года "спортивной деятельности" по торговле лицензиями Россия
превратилась в страну игровых автоматов. Если так будет продолжаться,
игромания приобретёт масштабы эпидемии. И до тех пор, пока не будут
приняты соответствующие меры на уровне правительства, местные власти не
смогут серьёзно повлиять на сложившуюся ситуацию. Приведу пример. Мы
снесли один клуб "Вулкан", причём на законных основаниях, в районе
Болшевского путепровода, так мне лично грозили всякими карами
собственники этого клуба. Мы поступили по закону, но, оказывается, даже
по закону не так просто убрать подобное заведение. 

     -  На последнем городском Совете депутаты приняли решение увеличить
арендную плату для игрового бизнеса. 

     -  Повышение арендной платы вряд ли серьёзно повлияет на ситуацию.
Скорее всего, увеличится стоимость игры. Я думаю, что если наши жители в
этом вопросе объединятся, то мы готовы возглавить борьбу с этим
явлением. 

     -  Но ведь жители обвиняют как раз муниципалитет. Они считают, что
это происходит при попустительстве или с подачи администрации. Более
того, некоторые считают, что чиновники администрации заинтересованы в
развитии игорного бизнеса. 

     -  Я готов заявить, что мы не только не заинтересованы в этих
клубах, скорее, наоборот, мы заинтересованы, чтобы их не было.
Администрация не имеет ничего с этих налогов, кроме арендной платы. Вся
прибыль идёт в карман предпринимателям. На сегодня нет эффективных
методов борьбы с этим злом, и в первую очередь потому, что мы не
являемся законодателями. 

         -  Очень многих не удовлетворяет уровень медицинского
обслуживания: дороговизна лекарств, трудности у пенсионеров с получением
бесплатных лекарств, отсутствие узких специалистов в поликлиниках,
особенно в микрорайонах Текстильщик и Первомайский. 

     -  Мало кого устраивает уровень обслуживания в наших поликлиниках и
больницах: длинные очереди, невнимательность персонала, запись к
узкопрофильным специалистам чуть ли не за месяц, а порой и отсутствие
этих самых специалистов  -  всё это не добавляет популярности нашей
медицине. Никогда никакой муниципалитет не сможет исправить то, что
заложено государством. Сегодня уничтожается бесплатное образование,
здравоохранение, даже льготы для пенсионеров и ветеранов пересмотрены.
Что можно этому противопоставить? Новый закон о местном самоуправлении
запрещает муниципалитету заниматься вопросами здравоохранения,  - 
только оказанием первичной медицинской помощи. Можно сколько угодно
ругать наших врачей, которых и так не хватает. И не будет хватать.
Потому что зарплата у молодого специалиста всего 1600 рублей в месяц.
Что можно в этой ситуации сделать? Единственное, что может
муниципалитет, это постараться задержать кадры. 

     -  Каким образом? 

     -  Если нет возможности поднять зарплату, можно заинтересовать
перспективой предоставления жилплощади. В городе уже ведутся
подготовительные работы по строительству дома для медицинских
работников. 

     -  Отмечая интенсивное строительство жилья в городе, респонденты
возмущены фактом продажи его иногородним. 

     -  Не может быть так, что если социальные завоевания общества в
сфере образования и здравоохранения уничтожаются, то в сфере жилищной
политики они будут процветать. С жильём происходит следующее: те, кто
имеет деньги, имеют возможность покупать жильё. Не хочу сказать, что это
справедливо. Наоборот, это совершенно неправильно. Сегодня продолжается
расслоение общества на богатых и бедных. Богатые становятся ещё богаче,
бедные  -  беднее. Одна из главных задач муниципалитета  -  сохранить в
городе то, что было наработано предыдущими поколениями. Мы не хотим
приватизировать больницы, школы, предприятия коммунального хозяйства,
потому что за этим последует безудержный рост цен. С жильём этот процесс
уже произошёл. 

     

 



     -  В городе много ветхого жилья, но переселение горожан в новые
дома очень незначительное. 

     -  Администрация ищет возможности для строительства нового жилья,
чтобы переселить туда людей из ветхого фонда. В этом вопросе нам
помогает государство. Начато строительство дома на проезде Макаренко, в
который переселятся жители посёлка Мостелефонстрой (ул. Декабристов и
проезд Макаренко). Подписаны практически все документы по реконструкции
12 и 17 кварталов (ул. Пионерская), жители которых тоже будут переселены
из ветхого фонда в новостройки. Это произойдёт и с улицами Советской,
Тарасовской. То же самое планируется на ул. Мичурина. 

     -  Многие восхищаются благоустройством центральной части города, но
при этом просят обратить внимание на окраины города. 

     -  Совершенно справедливо. Могу сообщить, что есть планы,
реализация которых начнётся в 2005 году. Почти 50% от запланированных
объёмов благоустройства будет приходиться не на центральные районы
города. В первую очередь, на территории наших бывших посёлков. В самое
ближайшее время начнётся реконструкция микрорайонов Болшево и
Первомайский. Город будет развиваться за счёт своих северных территорий,
с применением новейших технологий градостроительной науки и архитектуры.


     -  Пенсионеры жалуются, что на пенсию трудно прожить, просят
сделать городскую доплату. 

     -  В 2003 году, когда я избирался на пост Главы города, в моей
предвыборной программе было запланировано создание городского
пенсионного фонда, который позволял бы аккумулировать средства. За счёт
части отчисляемых в пенсионный фонд средств можно было бы строить жильё
для молодых, а получаемую прибыль использовать в интересах пенсионеров.
К большому сожалению, сегодня нам запрещено этим заниматься.
Муниципалитет отстранён от решения вопросов, связанных с социальной
защитой. По моему мнению, это категорически неправильно. И поэтому мы
просим законодателей дать нам право заниматься этой работой. Я надеюсь,
что если это произойдёт, то наши пенсионеры обязательно почувствуют
внимание городской власти, которую они избирают. Только при участии
городской власти в городе были созданы хоспис, центр для реабилитации
престарелых, был сохранён оздоровительный центр "Родник", где отдыхают
наши дети и старики. 

     

    -  Четвёртого сентября у нас в городе пройдут выборы в городской
Совет депутатов. Жители к предстоящим выборам относятся неоднозначно,
многие не хотят идти на выборы; ругают депутатов и власть в целом; с
горечью замечают, что участие в выборах ничего не изменит. 

     -  Действительно, нас часто разочаровывают, обманывают, нашим
мнением и интересами торгуют... Но нужно осознать, что человечество не
выработало другого инструмента участия в государственных делах, как
только через выборные органы. Мне, как руководителю, часто приходится
слышать пожелания и критику в адрес властей. Сегодня, помимо умения
критиковать, надо учиться принимать решения и нести за них
ответственность. Нам дана возможность сделать свой выбор. И я считаю,
что мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы почувствовать
себя участниками процесса, а не сторонними наблюдателями, чтобы в
будущем иметь моральное право критиковать власть и предъявлять ей
претензии. Мы должны дать полномочия тем людям, которые достойны их
выполнять. Работать на общественном поприще  -  это очень ответственная
и мужественная работа. Конечно, у многих кандидатов желание быть
избранными преобладает над ответственностью перед избирателями. Они с
лёгкостью обещают всё что угодно: от космических кораблей до бесплатных
счётчиков на тепло и воду. 

    Сегодня от гражданской позиции каждого жителя зависит будущее
Королёва на ближайшие четыре года. Если мы хотим благополучия,
процветания и стабильности для нашего города, то мы должны прийти 4
сентября на избирательные участки и отдать свой голос тем, кому верим.
Главное  -  не ошибиться в выборе. Я глубоко убеждён, что наша страна,
наш народ, его интеллект, способность трудиться и преодолевать трудности
в конечном итоге обязательно победят. Я верю, что идущее нам на смену
поколение будет грамотным и умным и сумеет защитить национальные
интересы России, которые совершенно неотъемлемы от интересов любой
деревни, любого города. Только надо понимать и отличать, кто эти
интересы отстаивает, а кто ими торгует. Поэтому я желаю всем избирателям
правильного выбора и уверенности в завтрашнем дне. 

Материал подготовила Инна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ.