"Трудиться и зарабатывать мы умеем...", газета "Калининградская правда"
No145 (17421 ) от 20 декабря 2008 года.

26 декабря нашему городу, который является центром ракетно-космической
отрасли, исполняется 70 лет. Встреча с Главой города Александром
Морозенко началась с традиционного для таких случаев вопроса.

- Александр Фёдорович, в  год юбилея принято подводить итоги. Какой для
вас главный итог в истории и одновременно в развитии города?

- Думаю, что не ошибусь, если скажу, главный итог - сохранение статуса
крупнейшего центра ракетно-космического комплекса, несмотря на сложности
и трудности  90-х годов прошлого века. Сохранили предприятия,
технологии,  сохранили саму возможность смотреть в будущее и работать на
самом высоком уровне. В этих вопросах город оказал большую поддержку
предприятиям в рамках законодательства и наших возможностей. Мы всегда
искали пути поддержки наших предприятий и, прежде всего,
градообразующих. Мы с гордостью вспоминаем те времена, когда удалось
помочь РПК "Энергия" с финансированием различных программ. Мы решающим
образом вмешались в судьбу института измерительной техники (НПО "ИТ"),
помогали укреплению директорского корпуса.

Хотя надо признать, что мы пытаемся решать сегодняшние задачи методами
прошлых лет. В СССР государство создало просто выдающиеся условия для
развития нашего города. Сюда были привлечены специалисты высокой
зарплатой, которая в разы отличалась от средней зарплаты по стране.
Жильё можно было получить  в течение 3-5 лет. У нас было московское
снабжение. Это не ностальгия по прошлому, а констатация факта. Время это
ушло. Нужны новые подходы. Старым остался только тезис, который озвучил
Ленин -  не беритесь решать новые вопросы на основе старых подходов.
Труд и только труд - производительный и целесообразный  - сможет решить
наши проблемы. Подготовка кадров, в том числе и рабочих, должна быть не
просто обучением, а интегрированием в систему производства.  Рабочий в
замасленной спецовке должен уйти в прошлое.

-  Раз мы в разговоре коснулись космической отрасли, то уместен вопрос.
Можно ли сегодня говорить о возрождении этой отрасли?

- Может быть, я скажу не в резонанс. Для чего нам нужен сегодня космос?
Для идеологических побед? Нет. Сегодня и в космосе рынок.  Бразилия,
Индия, Китай занимают свои ниши на космическом рынке. Нам нужно изменить
свое мировоззрение. В СССР, когда вопрос касался обороноспособности,
страна отдавала все. На космос работали тысячи предприятий. Наша
отрасль, как и другие из оборонного комплекса, оказалась переразмерена.
Сегодня нужен новый подход. Более прагматичный, направленный на
конкретный результат. Надо быстрее учиться. Пестовать таланты,
помешанные на космической технике. Есть здесь положительная тенденция. 
На предприятия приходит много молодых и талантливых специалистов,
которые и будут формировать этот новый подход. В связи с этим уместно
вспомнить Сергея Павловича Королёва. В чем заключалась его гениальность?
Он создал такую транспортную систему, которая будет эффективна во все
времена. Логическим продолжением его идей стало создание транспортной
системы "Энергия-Буран", которая является пределом современных
технологий и человеческих возможностей.  

- Александр Федорович, давайте от космической темы снова вернемся к
городу. Вы - человек, живущий всю жизнь в Королёве. На ваших глазах он
менялся. Какие наиболее существенные изменения претерпел город?

-  Конечно, главные изменения за последние сорок лет - это массовое
жилищное строительство. Не жителю города трудно оценить масштабы
строительство. В короткие сроки возводились большие микрорайоны. Это
проспекты Королёва и Космонавтов, освоение Болшево. Первый
молодежно-жилищный комплекс (МЖК)  в СССР был построен у нас. Сегодня мы
планируем строительство нового жилья в районе Первомайки. Есть у нас
такой район, состоящий из старых домов. Хочу подчеркнуть, что город
строился при полном сносе ветхого жилья с созданием всей инфраструктуры,
в том числе и транспортной. Например, на самом высоком уровне сделана в
городе болшевская эстакада. Принимали участие в строительстве эстакады
на Ярославском шоссе, что позволило в какой-то мере решить автомобильные
проблемы. Я уверен, что город и дальше будет развиваться. Мы делаем все,
что сохранить свой статус центра ракетно-космической отрасли,
своеобразной столицы космоса. Мы готовы к тому, чтобы выполнять функции
такой столицы.

В беседе вы не раз произносили "статус города".  Но ваш город имеет еще
и официальный статус - наукоград.  Что значит этот статус для Королёва?

n

p

 

hж

hk

 hж

hж

p

ощь оказал губернатор Борис Всеволодович Громов. В результате было
реализовано несколько интересных проектов. Мы профинансировали очень
перспективный проект по водородной энергетике. Завершена реализация
проекта по созданию производства по изготовлению тонких многослойных
пленок. Что называется "с нуля" создан завод, не имеющий аналогов в
России. Изготовлена и введена в эксплуатацию уникальная установка для
производства углерод-углеродных и углепластиковых композиционных
материалов, применяемых в авиа- и ракетостроении, нефтехимическом
машиностроении. 

Три года назад в силу различных причин  правительством принято решение
направлять наукоградские деньги исключительно на городскую
инфраструкутуру.  Сотни миллионов мы направляем теперь на содержание и
ремонт жилого фонда, строительство дошкольных учреждений.

- Получается, что деньги направлялись  в жилищно-коммунальную сферу,
которая сегодня стоит на пороге кардинальных преобразований. Какие шаги
предпринимаются в городе по реформированию ЖКХ?

- У нас нет каких-то путей реформирования. Все  определено законом. Для
повышения  эффективности этой отрасли необходимо менять
имущественно-правовую форму с учетом существующих реалий. В этой связи
мы занимаемся акционированием наших муниципальных предприятий с тем,
чтобы создать благоприятный климат для инвестиций в коммунальную сферу.
Конечная задача наших преобразований - повысить качество обслуживания
при снижении издержек. Конечно, в этом процессе много проблем и
вопросов.  Например, регулирование тарифов государством правильно, но
противоречит логики экономики, бизнеса. Но самая большая беда в
коммунальном хозяйстве это кадры. Еще нужно учитывать в работе и тот
аспект, что жители сегодня не готовы к принятию на себя ответственности
за коммунальное хозяйство, как требует того законодательство.  При этом
надо понимать, что универсального рецепта реформирования ЖКХ не будет. У
всех муниципалитетов есть свои проблемы и особенности. На тех
территориях, где можно увеличить долю инвестиционного жилья  вопросы
коммунальной сферы решаются проще. У нас такой возможности нет.  Мы
имеем большое количество жилья, которое при всех недостатках, обладает
одним достоинством - сделано добротно. Но не отвечает никаким
требованиям по теплосбережению. Чтобы их утеплить, надо найти деньги. 
Совместно с немецкими фирмами мы провели эксперимент - санация жилого
фонда  - капитальный ремонт, утепление. И таким образом высвободить
определенное количество энергоносителей, которые шли на отопление. По
нашим расчетам в 5-6 раз снизится потребление газа. Другими словами,
предлагается заработать на снижении издержек,  если к энергосбережению
подходить не формально. Но даже эта понятная задача  не может найти у
нас решения. 

- Александр Федорович, еще одна злободневная и острая проблема
вступление на территории Московской области в полном объеме 131-го
закона о местном самоуправлении. Насколько город готов жить по этому
закону?

-  Реализация закона в полном объеме нас особо не коснется. Королёв -
городской округ.  Это больше относится к муниципальным районам, в
которых вводится двухуровневое управление. Вот, где  могут быть
проблемы.

Тем не менее, надо понимать, что для любого действия  должна быть
экономическая и социальная необходимость. Этот закон хорош для богатой
страны, где большая часть бюджета формируется  на основе муниципальных
доходов.  У нас же, сколько  денег дали, настолько и будет
самоуправление. Наш город - донор. Мы на себя расходуем  меньше, чем
отдаем на другие уровни бюджета. Начиная с 1996 года, доля расходов на
город из общего количества налогов снижается.  Было 60%, сейчас в районе
25. Мне могут возразить, что с нас сняли часть финансовых забот.
Например, образование. И все же в любом случае должен быть определенный
баланс.

Большая проблема 131-го закона, как ни странно в том, что муниципалитеты
не являются решающим фактором  в местном самоуправлении. Вот пример,
совсем недавнего времени. Течет крыша. На ремонт такую сумму жители не
могут собрать. К кому идут они со своими проблемами? В муниципалитет. А
у нас нет законного права помочь. Расходы по нормативу, которые не
учитываются в доходах.  В муниципальной собственности только 20% жилья,
получается, что и ремонт крыши должен делать на 20%. Когда не было этого
закона, исходя из необходимости, я принимал решение об оказании помощи в
чрезвычайных ситуациях. Жизнь нельзя втиснуть в арифметику.  Потом закон
уравнял и муниципалитет-донор и депрессивный муниципалитет. Мы решаем
задачи государственной важности, а к нам точно такое же отношение как к
любой территории. Позитив закона в том, жить  стали честнее. Расходуем
столько, сколько зарабатываем. Поэтому в будущее города смотрю с
оптимизмом - трудиться и зарабатывать мы умеем.

Беседовал Георгий ЯНС