"Наша цель - благополучие людей", газета "Калининградская правда", No136 (17412 ) от 29 ноября 2008 года. Октябрьское решение городского Совета депутатов об акционировании ряда предприятий жилищно-коммунального комплекса Королёва подвело черту под первым этапом реформирования отрасли. В связи с принятием этого решения хочу поделиться на страницах газеты своими наблюдениями и размышлениями по этой острой, актуальной и очень неоднозначной проблеме. Для меня, как Главы города, есть границы решения этого вопроса, которые определены соответствующими законами по реформирование жилищно-коммунального хозяйства. При этом я хорошо понимаю, что законодательство в этом вопросе далеко от совершенства. В сфере ЖКХ можно проследить сплетение самых разных интересов. Государство хочет снять с себя эту проблему и отдать управление отраслью напрямую населению, объясняя это необходимостью уйти от всесилия чиновников. По большому счёту, это красивая фраза, за которой скрывается нехватка у государства средств на содержание огромного коммунального комплекса. Но при этом оно чрезмерно заорганизовало работу ЖКХ. В буквальном смысле трата даже одного рубля требует общего собрания жителей. Контроль доведён до абсурда. Какую уйму работников надо иметь, чтобы досконально исполнять законодательство по этому вопросу. Люди, потребители, естественно, хотят меньше платить и при этом получать качественные услуги. Надо заметить, что жители не спешат включиться в управление. Можно управлять квартирой, даже домом, конечно, при условии, что имеются деньги. В своей жизни я прошёл все формы коммунального общежития - от казармы до отдельной квартиры. Сейчас у меня собственный дом. И я сталкиваюсь с теми же проблемами, что и в городе, только совсем в других масштабах - содержание дома, ремонт инженерных систем... Всё требует денег. Чем лучше мы хотим жить, тем это дороже стоит. Мы хотим получить качество обслуживания, как "у них", которое или видели воочию или по телевизору, но платить при этом меньше. Так не бывает. Сегодняшняя цена жилищно-коммунальных услуг не выдумки "толстосумов" или желание кого-то на ком-то нажиться. Поэтому одной из важнейших задач является интеграция в этой сфере всех заинтересованных сторон. Для муниципалитета приоритетными являются интересы жителей. Наша задача - найти оптимальное соотношение затрат на коммунальные услуги и их качества. Необходимо понимать, что мы пришли из бедного времени. Основное бремя забот о гражданах брало на себя государство. В частности, тогда действительно доступным было жильё. Но при этом сегодня надо признать, что оно, по сути, непригодно для нормального проживания. Известно, что Москва (и ближнее Подмосковье) одна из самых холодных столиц мира. А в подавляющем большинстве наших домов тепловое ограждение составляет 200 мм бетона. Это крайне мало. Согласно нашим исследованиям, которые подтверждают немецкие специалисты, мы тратим на отопление в 10 раз больше, чем могли бы тратить, если бы провели санацию жилья. Фактически мы обогреваем атмосферу, так как 90% домов непригодны для нормального обогрева. А реальность такова, что ежегодно на 20% дорожают энергоносители. Ещё надо разрешить одно противоречие, заключающееся в следующем. Дома, которые были построены по принципам коммунального сожительства, сегодня разделены по принципам частной собственности, что порождает множество юридических коллизий и проблем. смогут простоять ещё десятилетия. Износятся все инженерные системы, а дома будут стоять. Вопрос только в том, кто сегодня заинтересован вкладывать деньги в реконструкцию домов? Пока этот вопрос не имеет решения. Государство, понимая эти сложности, в меру своих возможностей идёт нам навстречу. Акционирование предприятий жилищно-коммунального комплекса позволит нам получить на ремонт жилого фонда порядка 120 млн рублей государственных денег, а реально требуются миллиарды. И тем не менее первый шаг в реформировании ЖКХ сделан. Депутаты сказали "да", и у нас появилось право вплотную заняться решением проблем в жилищно-коммунальной сфере. Прежде всего, будем находить общий язык между предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Конечным потребителем коммунальных услуг является житель, интересы которого представляет та или иная управляющая компания. По своей природе она настроена на получение прибыли. К сожалению, есть случаи, когда эта прибыль получается не совсем корректными способами. Например, жители полностью проплатили за коммунальные услуги управляющей компании, а та, прикрываясь интересами потребителей, не полностью перечисляет деньги за тепло, воду. Будем корректировать эти моменты и последовательно заниматься реструктуризацией управляющих компаний. 100% акций у муниципалитета создают правовую основу для привлечения инвесторов. Безусловно, часть акций будет продана, а вырученные деньги пойдут на модернизацию ЖКХ. Вопрос только в том, кому и в каком количестве продавать акции. Есть один отрицательный момент, который сильно затрудняет привлечение инвестора, - это тарифная политика, которая формируется на федеральном уровне. Имеется и ряд других проблем. Поэтому пока больше вопросов, чем ответов. Хочу подчеркнуть, что в процессе реформирования жилищно-коммунального комплекса положение жителей никоим образом не ухудшится. Вся система государственных гарантий при оплате коммунальных услуг сохранится. Я, как Глава города, хорошо понимаю, что большинство наших жителей не готовы к тому, чтобы содержать дом за свой счёт, как требует того законодательство. Понимая это, уже второй год мы используем наукоградские деньги в жилищно-коммунальной сфере. В 2007 году было израсходовано около 100 млн рублей на подготовку жилого фонда к зиме. В этом году на 30 млн рублей приобретаем современную технику для вывоза мусора. По идее, техника должна быть закуплена на доходы организации, которая получает деньги с населения. Но если бы мы не помогли, то были бы повышены тарифы на вывоз мусора. Этого допустить нельзя, потому что муниципалитет позиционирует себя как помощник жителей города. При обсуждении вопроса об акционировании было очень много различных спекуляций. Некоторые "деятели" просто пытались заработать политические дивиденды. Люди, которые живут в совершенно других лучших условиях, чем большинство наших жителей, пытаются объявить себя защитниками народа. Их призывы - сплошная демагогия, которой часть людей верит. Популизм, в основе которого лежит безответственность в поступках и делах, это простейший способ завоевать голоса избирателей. Я считаю, что необходимо не делать пустопорожние заявления, а разъяснять истинную суть вопроса и привлекать к процессу реформирования ЖКХ жителей нашего города. Для этого можно и нужно использовать не только возможности законодательства, но и сделать реальным участие людей в общественном контроле за деятельностью администрации в этом вопросе. У нас есть действенные механизмы и готовые общественные структуры для осуществления такого контроля - Совет ветеранов, Общественный совет. Я не могу обещать, что проблемы ЖКХ будут решены в одночасье, словно по мановению волшебной палочки. Я могу только твёрдо заверить жителей нашего города, что вся деятельность городской администрации подчинена одной цели - благополучию людей.