Приложение ? 1
к постановлению Администрации
городского округа Королёв
Московской области
от___________?______________
ПАСПОРТ
муниципальной программы городского округа Королёв Московской области на 2014-2018 годы
<<Культура города Королёва>>
Наименование муниципальной программы
Муниципальная программа городского округа Королёв Московской области на 2014-2018 годы <<Культура города Королёва>>
Цель муниципальной программы
Повышение качества жизни населения города Королёва Московской области путем развития услуг в сфере культуры и туризма
Задачи муниципальной
программы
1. Повышение качества услуг в сфере культуры и туризма в городе Королёве Московской области.
2. Сохранение, использование, популяризация культурно-исторического наследия города Королёва Московской области.
3. Поддержка и развитие творческой деятельности на территории города Королёва Московской области.
4. Развитие культурного пространства города Королёва Московской области и сохранение традиций отечественной культуры.
5. Модернизация инфраструктуры сферы культуры города Королёва Московской области.
6. Поддержка кадрового потенциала сферы культуры.
7. Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Королёве Московской области.
Координатор муниципальной программы
Заместитель руководителя Администрации городского округа Королёв Московской области В.В. Королева
Муниципальный заказчик муниципальной программы
Комитет по культуре Администрации городского округа Королёв Московской области
Сроки реализации муниципальной программы
2014-2018 годы
Перечень подпрограмм
1. <<Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа Королёв Московской области>>
2. <<Организация досуга, предоставление услуг в сфере культуры и доступа к музейным фондам>>
3.<<Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере культуры>>
4. <<Развитие парковых территорий, парков культуры и отдыха>>
5. <<Развитие туризма>>
6. <<Обеспечивающая подпрограмма>>
Источники финансирования муниципальной программы,
в том числе по годам:
Расходы (тыс. рублей)
Всего
2014 год
2015 год*
2016 год*
2017 год *
2018 год *
Средства бюджета города Королёва
Московской области
2 183 742,3
30 954,0
266 411,6
300 520,9
335 330,1
1 250 525,7
Внебюджетные средства
5 179,4
1 120,0
459,4
1 080,0
1 260,0
1 260,0
Итого
2 188 921,7
32 074,0
266 871,0
301 600,9
336 590,1
1 251 785,7
Планируемые результаты реализации муниципальной программы
1. Повышение качества услуг в сфере культуры и туризма в городе Королёве Московской области.
2. Сохранение, использование, популяризация культурно-исторического наследия города Королёва Московской области.
3. Поддержка и развитие творческой деятельности на территории города Королёва Московской области.
4. Развитие культурного пространства города Королёва Московской области и сохранение традиций отечественной культуры.
5. Модернизация инфраструктуры сферы культуры города Королёва Московской области.
6. Поддержка кадрового потенциала сферы культуры.
7. Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Королёве Московской области.
*Объем финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году
1. Общая характеристика сферы культуры
города Королёва Московской области, основные проблемы,
инерционный прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика сферы культуры
1. Город Королёв Московской области принадлежит к числу городов, богатых объектами культурного наследия.
На сегодняшний день на территории города Королёва Московской области расположен 51 объект культурного наследия, поставленный на государственную охрану, в том числе:
- федерального значения (памятники истории и культуры) - 2;
- регионального значения (памятники истории и культуры) - 23;
- выявленные объекты (памятники истории и архитектуры) - 8;
- выявленные объекты (памятники археологии) - 18.
К объектам культурного наследия, находящимся в пользовании учреждений культуры, относятся: Усадьба Крафта А.Н. <<Костино>>, нач. 20 в. (главный дом, дом садовника, оранжерея, дом, в котором жил и работал В.И.Ленин); Дом, в котором в 1936-1954 гг. жил и работал писатель, театровед и священник С.Н. Дурылин; Дача, где в 1939 г. жила поэтесса М.И. Цветаева; Производственное помещение бывшей фабрики Ф. Рабенека, кон.19 в.; Здание церковно-приходской школы, 1862-1863 гг.
2. Город Королёв Московской области обладает большим информационным, культурно-воспитательным потенциалом, который представлен четырьмя муниципальными музеями, подведомственными Комитету по культуре Администрации городского округа Королёв Московской области: МБУК <<Королёвский исторический музей>>; МБУК <<Мемориальный Дом-музей С.Н.Дурылина>>; МБУК <<Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве>>, МБУК <<Историко-художественный музей>>.
В настоящее время, после проведенных в 2012 году ремонтно-реставрационных работ, МБУК <<Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве>> включен в туристские маршруты региональных, общероссийских, зарубежных туристских фирм, а также музей планирует принимать участие в ежегодных международных и региональных туристских выставках.
3. Основной объем библиотечно-информационных услуг населению города Королёва Московской области оказывают общедоступные библиотеки. В настоящее время сеть библиотек города Королёва Московской области состоит из МБУК <<Централизованная библиотечная система>>, которая включает в себя 16 библиотек, в т.ч. 3 детских, 1 юношеская.
4. Профессиональное искусство города Королёва Московской области представлено следующими учреждениями культуры:
- МБУК <<Королёвский духовой оркестр>>;
- МБУК <<Ансамбль народной музыки <<Сувенир>>;
- МБУК <<ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ>>.
Концертными организациями за период с 2010 по 2012 год было организовано более 340 мероприятий, которые посетили более 225 тыс. человек.
МБУК <<ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ>> является без преувеличения одним из самых посещаемых учреждений культуры нашего города. Репертуарная политика театра ориентирована главным образом на детей и юношество, но постепенно расширяется и обогащается спектаклями, предназначенными для публики старшего возраста. За последние три года (2010-2012 годы) проведено 389 спектаклей (обслужено более 118 тыс. зрителей). Число новых постановок (2010-2012 годы) составило 14 спектаклей.
Большой популярностью пользуются исторические реконструкции, подготавливаемые театром к различным знаменательным датам для общегородских праздников.
5. Повышение качества жизни населения самым непосредственным образом связано с повышением запросов на расширение культурного пространства и повышение качества досуга, что, в свою очередь, влечет и изменение взгляда на организацию культурно-досугового пространства и на учреждения культуры, которые формируют городское пространство и имидж территории.
Одними из наиболее востребованных со стороны населения и гибких к новым формам экономического развития являются городские парковые пространства, совмещающие в себе экологическую среду и рекреационную составляющую.
Парк культуры и отдыха является учреждением культуры, основная деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере культуры и досуга (из Приказа Минкультуры России от 25.05.2006 ? 229 <<Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества>>).
В результате за последние годы в Московской области сложились следующие формы организации парков:
- Парки, являющиеся культурно-досуговыми учреждениями, учет которых ведется в соответствии с требованиями федерального статистического наблюдения за деятельностью парков культуры и отдыха, а также их объединений.
- Рекреационные зоны, прилегающие к культурно-досуговым учреждениям и являющиеся структурными подразделениями этих учреждений.
- Зеленые рекреационные территории муниципальных образований, обслуживаемые муниципальными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, управляющими компаниями.
Общее количество парков различных организационно-правовых форм в городе Королёве Московской области в соответствии с Реестром парков Подмосковья составляет 3 единицы. К ним относятся:
oo Центральный городской парк им. М.И. Калинина;
oo Парк у ДиКЦ "Костино";
oo Парк у пруда.
6. На современном этапе развития мировой экономики туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают экономическую и социальную значимость туризма, которая отражается в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней и др.
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной и иной продукции, питания, сельского хозяйства, строительства и других отраслей, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития города.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются:
- содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
- определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
- формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
- создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на международном рынке;
- поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Город Королёв Московской области обладает большим туристским потенциалом.
Основываясь на приоритетах государственной политики, целью подпрограммы <<Развитие туризма>> является повышение конкурентоспособности туристского рынка города Королёва Московской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение данной цели будет обеспечиваться решением трех задач:
- Развитие рынка туристских услуг, развитие внутреннего и въездного туризма на территории города Королёва Московской области.
- Продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории города Королёва Московской области, на мировом и внутреннем туристских рынках.
- Развитие туристской инфраструктуры
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Московской области, муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
7. Город Королёв Московской области - одна из ведущих культурных площадок Московской области. Для выхода на новый уровень развития необходимо достижение новых горизонтов культуры, расширение условий доступа к услугам культуры еще большего количества людей и, в особенности, молодежи.
1.2. Основные проблемы в сфере культуры
1. Более 60% объектов культурного наследия не обеспечены утвержденными зонами охраны, что угрожает их сохранности в их исторической среде и традиционному восприятию.
Одной из важнейших задач муниципальной программы города Королёва Московской области <<Культура города Королёва>> (далее - Программы) является организация мероприятий, связанных с процессами управления и распоряжения объектами культурного наследия и территориями, на которых они расположены, находящимися в пользовании учреждений культуры, с целью повышения их инвестиционной привлекательности и эффективности использования.
Для выполнения этой задачи в Программу включены мероприятия, направленные на решение вопросов по оформлению охранных зон объектов культурного наследия, создание единой информационной системы, необходимой для управления указанными объектами культурного наследия. Основное внимание в Программе уделяется проведению комплексных ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия.
Однако для наиболее полной реализации имеющихся возможностей необходимо решить ряд существующих проблем в музейном деле, связанных со слабой материально-технической базой.
Популяризация объектов культурного наследия и музейных ценностей в настоящее время проводится муниципальными музеями через средства массовой информации.
2. Уровень и качество предоставляемых услуг в музеях города не всегда в полной мере соответствуют потребностям жителей в плане информационного обеспечения. Спрос на музейные услуги определяется рядом показателей, в числе которых информационная доступность, современность и техническая оснащенность музейных экспозиций, сменяемость выставок, наличие инфраструктуры для приема посетителей, наличие помещений и специального оборудования для организации как массовых, так и семейных мероприятий.
Увеличение спектра услуг, предоставляемых туристам, расширение перечня музеев для включения в туристско-экскурсионные маршруты невозможно без принятия комплексных мер, направленных на улучшение материально-технической базы, обновление экспозиций и обеспечение сохранности музейных предметов.
В муниципальных музеях фондовые помещения не соответствуют нормативным требованиям по сохранности предметов государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Поэтому актуальным становится приобретение специализированного фондового оборудования для фондохранилищ городских музеев, что в будущем снизит затраты на реставрацию предметов Музейного фонда.
В настоящее время многие уникальные музейные предметы и целые коллекции находятся в ветхом состоянии, имеются утраты. Обеспечение их сохранности может решить качественно и вовремя проведенная научная консервация и реставрация фондовых предметов, после которой предметы могут быть введены в культурный оборот. Консервационные работы требуются для большей части музейного фонда (более 70%), а неотложные меры по спасению от гибели уникальных музейных предметов требуются для 10% предметов основного фонда музеев. Такое состояние музейного фонда не позволяет музеям обновлять экспозиции. Необходимым условием для решения проблемы сохранения музейных коллекций является выделение денежных средств на проведение реставрационных работ предметов музейных фондов.
Современный посетитель требует новых экспозиционных решений с применением современного информационного и технологического оборудования (аудио-, видео-, мультимедиа), поэтому выделение средств на создание экспозиций является необходимым условием для сохранения привлекательности муниципальных музеев, особенно на фоне музеев Московской области и г. Москвы.
Недостаточное оснащение современным информационным и технологическим оборудованием (компьютеры, аудио-, видео-, мультимедиа оборудование) не позволяет в настоящее время внедрять современные информационные методы представления музейных предметов в виртуальном пространстве, обеспечивать предоставление электронных услуг в сети Интернет, развивать технологии безбумажного документооборота и пр.
3. В 2013 году наблюдается отрицательная динамика основных показателей библиотечно-информационного обслуживания населения города Королёва Московской области, в частности, по сравнению с 2012 годом, уменьшение числа пользователей на 0,5 %, числа посещений библиотек на 0,68 %, объемов книговыдачи на 1 % .
Отрицательная динамика основных показателей библиотечно-информационного обслуживания населения города Королёва Московской области свидетельствует о том, что уровень и качество предоставления библиотечных услуг не всегда в полной мере соответствуют потребностям жителей в информационном обеспечении.
По данным опросов пользователей общедоступных библиотек города Королёва Московской области читательский спрос определяется, в первую очередь, такими факторами, как новые поступления в библиотеку и информационная доступность.
Проблема комплектования библиотечных фондов в городе Королёве Московской области стоит особенно остро. Международные стандарты ИФЛА/ЮНЕСКО и российские социальные нормативы в библиотечном деле для обеспечения качественного библиотечно-информационного обслуживания населения рекомендуют объем новых ежегодных поступлений в библиотечные фонды на уровне 250 экземпляров на 1000 жителей. В Московской области данная величина составляет 137 экз. на 1000 чел. В городе Королёве Московской области данная величина - 38 экз. на 1000 чел.
Слабое ежегодное обновление фондов приводит к ситуации, когда от 50 до 70% библиотечного фонда состоит из морально и физически устаревшей литературы, что не способствует полноценному удовлетворению образовательных и культурных запросов пользователей библиотек.
Низкое в материально-техническом отношении состояние более 80 % городских библиотек по помещениям, оборудованию, мебели, уровню информатизации библиотечно-информационных процессов не соответствует современным требованиям к публичным библиотекам как к информационно-библиотечным центрам.
Компьютерная техника со 100-процентным износом составляет 80% от всего компьютерного оборудования муниципальных библиотек города Королёва Московской области. И такими же морально и физически изношенными компьютерами оборудованы пользовательские места. В связи с устаревшей конфигурацией оборудования на нем невозможно использовать лицензионные программы. Потребность муниципальных библиотек только в лицензионных общесистемных программных продуктах составляет 15 единиц.
Отсутствует система электронного читательского билета, учета и выдачи книг.
Все это негативно сказывается на привлечении в библиотеки молодежи, особенно требовательной к современным услугам и сервисам.
2 муниципальные библиотеки требуют капитального ремонта, 9 муниципальных библиотек требуют косметического ремонта, 1 библиотека находится в аварийном состоянии.
Кроме того, здания и помещения библиотек недостаточно оснащены системами охраны и пожарной безопасности. Оборудование для обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий населения отсутствует практически во всех библиотеках. Все это не позволяет библиотекам выполнять их социальную функцию общедоступных центров культуры, информации, эстетического и нравственного развития жителей, воспитания детей и молодежи, что и подтверждается отрицательной динамикой таких показателей как количество зарегистрированных читателей и количество посещений муниципальных библиотек.
В рамках идеологии современного информационного общества библиотеки являются одним из ключевых звеньев в обеспечении реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям. В связи с этим роль библиотек, как информационных центров и центров культурной жизни становится все более актуальной.
Для города Королёва Московской области вопрос развития информационно-библиотечного обслуживания населения имеет важное значение, так как в городе очень высокая концентрация учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и организаций, наукоемких предприятий. Поэтому задачи по созданию современного, технологичного информационного пространства, формированию эффективной культурно-образовательной, просветительской среды развития жителей города Королёва Московской области, и в первую очередь детей и молодежи, стоят со всей очевидностью.
4. На сегодняшний день основной проблемой развития профессионального искусства на территории города Королёва Московской области можно назвать отсутствие нужного объема финансирования. Недостаток финансовых средств значительно влияет на построение системы мероприятий, направленных на выполнение намеченных задач развития и совершенствования зрелищных видов искусств в городе Королёве Московской области. Первоочередная задача заключается в сохранении и развитии лучших традиций городского театра. Его основа, прежде всего - это создание новых постановок, которые требуют как интеллектуальных, так и материально-технических ресурсов. Это работа квалифицированной режиссерско-постановочной группы, а также постройка декораций, пошив костюмов, закупка необходимого светового и звукового оборудования.
Расширение деятельности театра и выход его на российское и международное театральное пространство, кроме пополнения репертуара, предполагает гастрольную деятельность, участие коллектива в российских и международных фестивалях, что также тесно связано с наличием финансовых средств. Кроме того, отсутствие должной материально-технической базы, значительно затрудняет полноценную хозяйственно-экономическую деятельность театра.
5. Уровень фактической обеспеченности муниципальными парками культуры и отдыха города Королёва Московской области составляет 100 % (в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 ?1767-р).
Из-за недостаточного финансирования на протяжении длительного времени на сегодняшний день моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса парков составляет более 80%. Из 100% количества парков благоустройства требуют 100 % объектов. В особенности проблемную зону представляет отсутствие стационарной аттракционной техники. Электросети и освещение на территории парков (Парк у ДиКЦ <<Костино>>; Парк у пруда) находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Системы видеонаблюдения и безопасности имеют недостаточное покрытие территории парков. Дорожное покрытие требует проведения ремонта и расширения зон асфальтирования. На территориях парков отсутствуют благоустроенные стационарные туалеты, а у входа в парки на прилегающих территориях - парковки. Имеющиеся детские площадки нуждаются в реконструкции. На низком уровне находится экологическое состояние парков. Кроме того, в последнее десятилетие парки перестали быть многофункциональными. В них отсутствует инфраструктура для пожилых людей, молодежи, детей, а также для маломобильных групп населения. В парках отсутствуют всесезонные помещения для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Решение проблем в данной сфере предполагается через комплекс мероприятий Программы, направленных на благоустройство имеющихся парков.
6. К наиболее значимым проблемам туризма, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся:
- высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров и др.;
- дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
- недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны;
- неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания и т. д.).
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы <<Развитие туризма в городе Королёве Московской области>>, направленной на создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности. Сфера реализации подпрограммы <<Развитие туризма в городе Королёве Московской области>> охватывает следующие направления деятельности:
- развитие рынка туристских услуг на территории города Королёва Московской области и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма;
- продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории города Королёва Московской области, на мировом и внутреннем туристских рынках;
- развитие туристской инфраструктуры.
7. В настоящее время в ремонте нуждается 85% муниципальных культурно-досуговых учреждений (6 единиц из 7), 80 % библиотек (12 единиц из 16), две школы дополнительного образования детей в сфере культуры, муниципальный театр и помещение МБУК <<Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре>>.
Одной из основных проблем в сфере культуры является 80-процентный износ материально-технической базы. Износ звукового и светового оборудования составляет около 70%.
С целью формирования перечня мероприятий Программы собраны и проанализированы заявки муниципальных учреждений культуры города Королёва Московской области на проведение ремонта и технического переоснащения муниципальных учреждений культуры города Королёва Московской области.
По результатам анализа составлен перечень объектов ремонта, выстроенный по приоритетности финансирования с учетом совокупности следующих факторов: потребность муниципального образования в учреждениях культуры, наличие правоустанавливающей и проектно-сметной документации на проведение строительства или капитального ремонта объекта, степень готовности объекта, если строительство уже начато, уровень софинансирования объекта со стороны Московской области. Кроме того, учитывалась социальная значимость объекта и количество населения, планируемое к обслуживанию данным культурно-досуговым объектом.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы культуры
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерционного прогноза развития сферы культуры.
Инерционный прогноз осуществлен по указанным приоритетным направлениям. В качестве базовых параметров для формирования инерционного прогноза были использованы целевые показатели социально-экономического развития города Королёва Московской области, направленные на достижение целевых показателей, предусмотренных государственной программой Московской области <<Культура Подмосковья>> утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 ? 654/33.
Развитие сферы культуры по инерционному сценарию указывает на риск, что не будут достигнуты целевые значения показателей, определенных постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 ? 654/33, и не решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При отсутствии поддержки в сфере культуры продолжится тенденция снижения качества и количества оказываемых услуг, снизится уровень удовлетворенности населения услугами культуры. Продолжится ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры.
Увеличится риск утраты значительной доли объектов культурного наследия, нуждающихся в реставрации, оформлении зон охраны и утверждении границ территорий.
Снизится конкурентоспособность муниципального театра ввиду отсутствия обновления репертуара и отсутствия гастролей.
Снизится конкурентоспособность муниципальных музеев из-за отсутствия новых выставочных экспозиций; значительной останется доля музейных предметов, требующих реставрации.
Будет замедлено развитие культурно-познавательного туризма.
Темпы благоустройства парков не позволят обеспечить необходимый уровень качества жизни населения.
2. Прогноз развития сферы культуры города Королёва
с учетом реализации муниципальной программы, возможные
варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при выборе вариантов решения проблем
2.1. Прогноз развития сферы культуры с учетом реализации Программы
Концепция решения проблем в сфере культуры основывается на программно-целевом методе и состоит в реализации в период с 2014 по 2018 год муниципальной программы <<Культура города Королёва>>.
Реализация Программы к 2018 году позволит оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, внедрить современные информационные и творческие технологии в сфере культуры, создать систему широкой информированности населения о культурной жизни города и установить устойчивую обратную связь.
Это приведет к созданию единого культурного и информационного пространства города; повышению многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры области; сохранению и популяризации культурно-исторического наследия; модернизации культурного обслуживания жителей при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры.
Программный сценарий развития сферы культуры отличается от инерционного сценария устойчивостью решений, принятых на пятилетний период, и обеспечением сбалансированности ресурсов из возможных источников финансирования на реализацию необходимых мероприятий.
В результате повысится доступность услуг в сфере культуры для всех категорий и групп населения, в том числе путем внедрения дистанционных услуг в сфере культуры; централизуются и структурируются бюджетные расходы.
Одним из важнейших результатов реализации Программы должно стать расширение списка оказываемых услуг и, как следствие, доведение размера средней заработной платы работников учреждений культуры города до уровня средней заработной платы в Московской области.
2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих
при выборе вариантов решения проблем
Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере культуры к 2018 году по двум сценариям - инерционному и программно-целевому - является основанием для выбора в качестве основного сценария для решения задач на перспективу до 2018 года программно-целевого сценария. Решение задач в сфере культуры города Королёва Московской области позволит достичь планируемые целевые значения показателей за счет комплексного подхода в их решении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходимых мероприятий по заданным параметрам целей и задач подпрограмм.
Вместе с тем использование программно-целевого сценария не гарантирует отсутствие определенных рисков в ходе реализации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы:
oo недостижение целевых значений показателей результативности муниципальной программы к 2018 году;
oo невыполнение мероприятий в установленные сроки по причине несогласованности действий заказчиков подпрограммы и исполнителей мероприятий подпрограммы;
oo снижение объемов финансирования мероприятий муниципальной программы вследствие изменения прогнозируемых объемов доходов городского бюджета или неполное предоставление средств из запланированных источников;
oo организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения программных задач.
В целях обеспечения управления рисками заказчик муниципальной программы организует мониторинг реализации подпрограмм и на основе его результатов вносит необходимые предложения координатору муниципальной программы для принятия соответствующих решений, в том числе по корректировке параметров муниципальной программы.
Минимизация риска несогласованности действий участников муниципальной программы осуществляется в рамках оперативного взаимодействия заказчика муниципальной программы, координатора муниципальной программы и исполнителей подпрограмм.
Минимизация рисков недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников осуществляется путем ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета города, учтенных при формировании финансовых параметров муниципальной программы, анализа и оценки результатов реализации мероприятий подпрограмм в ходе их исполнения. На минимизацию наступления финансового риска направлены также меры в составе подпрограмм, определяющие изменение значений целевых показателей в зависимости от реализации отдельных мероприятий при снижении/увеличении объемов финансирования в пределах 5% относительно общего объема запланированных в соответствующей подпрограмме финансовых средств на ее реализацию.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Достижение целевых значений показателей в рамках программно-целевого сценария осуществляется посредством реализации 6 подпрограмм.
3.1. Перечень подпрограмм
1. Сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа Королёв Московской области (Подпрограмма I).
2. Организация досуга, предоставление услуг в сфере культуры и доступа к музейным фондам (Подпрограмма II).
3. Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере культуры (Подпрограмма III).
4. <<Развитие парковых территорий, парков культуры и отдыха>> (Подпрограмма IV).
5. <<Развитие туризма>> (Подпрограмма V).
6. <<Обеспечивающая подпрограмма>> (Подпрограмма VI).
3.2. Краткое описание подпрограмм
Подпрограмма I направлена на решение задачи охраны объектов культурного наследия; использования объектов культурного наследия; сохранения объектов культурного наследия; популяризации объектов культурного наследия и музейных ценностей, путем создания условий для сохранения объектов историко-культурного наследия.
Подпрограмма II направлена на повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг населению в сфере культуры, организацию досуга населения и культурно-массовых мероприятий в городе Королёве Московской области.
Подпрограмма III обеспечивает сохранение и улучшение материально-технической базы учреждений культуры и школ дополнительного образования в сфере культуры города Королёва Московской области с помощью модернизации материально-технической базы объектов культуры путем организации проведения ремонтных работ, их технического переоснащения и выполнения мер, направленных на обеспечение безопасности муниципальных учреждений культуры и школ дополнительного образования в сфере культуры города Королёва Московской области.
Подпрограмма IV направлена на создание комфортных условий для отдыха населения путем развития парковых территорий, парков культуры и отдыха города Королёва Московской области.
Подпрограмма V нацелена на Повышение конкурентоспособности туристского рынка города Королёва Московской области, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Подпрограмма VI направлена на решение задачи организации осуществления функций и полномочий Комитета по культуре Администрации городского округа Королёв Московской области.
4. Цели и задачи муниципальной программы
Цель Программы - повышение качества жизни населения города Королёва Московской области путем развития услуг в сфере культуры и туризма.
Задачи Программы:
1. Повышение качества услуг в сфере культуры и туризма в городе Королёве Московской области.
2. Сохранение, использование, популяризация культурно-исторического наследия города Королёва Московской области.
3. Поддержка и развитие творческой деятельности на территории города Королёва Московской области.
4. Развитие культурного пространства города Королёва Московской области и сохранение традиций отечественной культуры.
5. Модернизация инфраструктуры сферы культуры города Королёва Московской области.
6. Поддержка кадрового потенциала сферы культуры.
7. Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Королёве Московской области.
Решение задач Программы обеспечивается посредством реализации комплекса мер и мероприятий, входящих в состав подпрограмм.
5. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Система показателей эффективности реализации Программы приведена в Приложении ? 1 к Программе.
Состав показателей эффективности реализации Программы связан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2018 года.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации Программы приведена в Приложении ? 2 к Программе.
6. Финансирование муниципальной программы
Финансирование реализации Программы осуществляется из федерального бюджета, бюджета Московской области, бюджета города Королёва Московской области и внебюджетных источников.
Обоснование объемов финансирования Программы приведено в Приложении ? 3 к Программе.
Объемы финансирования Программы из бюджета города Королёва Московской области уточняются в соответствии с решением Совета депутатов города Королёва Московской области о бюджете города Королёва Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы финансирования Программы из бюджета Московской области уточняются в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы финансирования Программы из федерального бюджета уточняются в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
7. Порядок взаимодействия ответственных за выполнение мероприятий подпрограмм с муниципальным заказчиком муниципальной программы
Комитет по культуре Администрации городского округа Королёв Московской области является муниципальным заказчиком муниципальной программы, организует управление реализацией муниципальной программы и осуществляет взаимодействие с муниципальными заказчиками подпрограмм в составе муниципальной программы, а также с ответственными за выполнение мероприятий подпрограмм, обеспечивая:
oo планирование реализации муниципальной программы в рамках поставленных задач и целевых ориентиров муниципальной программы на соответствующий финансовый год;
oo формирование прогноза объемов средств, необходимых на реализацию мероприятий муниципальной программы, в том числе на централизованную закупку компьютеров, оргтехники, программного обеспечения, включая комплектующие и расходные материалы на их эксплуатацию;
oo мониторинг целевых значений показателей муниципальной программы и показателей мероприятий муниципальной программы;
oo осуществление анализа и оценки фактически достигаемых значений показателей муниципальной программы в ходе ее реализации и по итогам отчетного периода;
oo осуществление ежегодной оценки результативности и эффективности мероприятий муниципальной программы и подпрограмм в ее составе, формирование аналитических справок и итоговых докладов о ходе реализации муниципальной программы в соответствии с Порядком;
oo контроль реализации мероприятий муниципальной программы в ходе ее реализации и подпрограмм в ее составе;
oo внесение в установленном Порядке предложений о корректировке параметров муниципальной программы;
oo информационное сопровождение реализации муниципальной программы.
Получателями средств городского бюджета являются исполнители мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм в составе муниципальной программы, которые обеспечивают их целевое использование.
Исполнители мероприятий муниципальной программы и мероприятий подпрограмм готовят и представляют соответственно муниципальному заказчику муниципальной программы и муниципальным заказчикам подпрограмм отчеты о ходе реализации мероприятий и о результатах реализованных мероприятий.
8. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий муниципальной программы
С целью контроля реализации муниципальной программы муниципальный заказчик представляет в Управление экономики, инвестиций и инноваций Администрации городского округа Королёв Московской области оперативные и итоговые отчеты о реализации подпрограмм и мероприятий по формам, определенным Порядком:
оперативный отчет ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодный отчет - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;
итоговый отчет - до 1 июня года, следующего за последним отчетным годом реализации подпрограмм.
Отчёты формируются по форме в соответствии с Порядком.