Много лет для нас, королёвцев, была привычной схема муниципального
управления, при которой власть в городе была сосредоточена в одних руках
- мэра. Мэр мэру - рознь, но в нашем случае многолетнее нахождение у
власти одного человека привело к своеобразному параличу исполнительной
власти в городе. Она оказалась в тупике.
Ситуация в Королёве с отстраненным мэром, фактически не исполнявшим свои
обязанности на протяжении более двух лет, стала подтверждением того
отнюдь не положительного факта, что самовластие и бесконтрольность
многих руководителей местных администраций являются главными причинами
экономического и социального упадка на соответствующих территориях.
Сегодня уже можно говорить о том, что действовавший ранее порядок, при
котором глава города сам себе ставил задачи, сам их выполнял так, как
считал нужным, а если появлялось желание, то и отчитывался о своей
работе, остался в прошлом.
Практически с самого начала работы обновленного Совета депутатов осенью
2010 года большинство его членов выступали с инициативой по
реформированию системы организации власти в городе: остро назрела
необходимость более четкого разделения ветвей власти и контроля общества
над исполнительной властью. Несмотря на появление в обиходе иностранного
термина "сити-менеджер", новую схему разделения ветвей власти и наличие
двух руководителей - главы города и руководителя администрации -
считать слепым копированием зарубежного опыта нельзя. И на территории
Российской Федерации, и в Московской области подобных прецедентов уже
предостаточно.
- Возможность разделения
ветвей власти на законодательную и исполнительную заложена в российском
законодательстве, а именно в Федеральном законе "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", -
поясняет Лариса Толкачёва, председатель комитета Московской областной
Думы по законности, вопросам государственной власти и общественных
связей, заслуженный юрист РФ, а также член отборочной комиссии конкурса
на должность руководителя администрации города Королёва. - Согласно
этому закону существует два варианта избрания главы города: прямым
голосованием на муниципальных выборах и выборами из числа депутатов
городского Совета. Во втором случае мэр одновременно осуществляет
полномочия председателя Совета депутатов, а для руководства городским
хозяйством на конкурсной основе нанимается муниципальный служащий.
Именно этой возможностью, этой схемой воспользовались депутаты города
Королёва, внеся в начале 2011 года изменения в Устав, представив его
проект для обсуждения общественности и утверждая его новую редакцию в
Министерстве юстиции. Этот многомесячный процесс завершился назначением
главы города, которым стал Валерий Минаков. Ему не единожды пришлось
пройти горнило жесткого отбора - первый раз на депутатских выборах. В
своем округе он известен большинству жителей не понаслышке. Далее -
голосование в Совете, когда кандидату на пост руководителя Совета, а
позже и главы города, нужно было найти общий язык с фракциями и
депутатскими группами самой разной направленности, представляющими
интересы всех слоев жителей города.
Процедура выборов из числа кандидатов на пост руководителя администрации
города - тоже не формальность, даже если принять во внимание тот факт,
что основные претенденты на эту должность - люди, не пришедшие со
стороны, а работающие в городе Королёве и уже хорошо известные его
жителям. Им предстояло доказать своими образованием, квалификацией,
опытом и реальными достижениями на прежней работе, что каждый из них
достоин возглавлять городское хозяйство и, более того, - способен
нести за него персональную ответственность. Кроме того, в процессе
отбора кандидатур каждый претендент должен был представить четкое
видение путей развития города и решения основных проблем. Не в общем и
целом, а именно так, как их представляется возможным решить именно в
реалиях Королёва. В соответствии с федеральным законом состав отборочной
комиссии был сформирован следующим образом: шесть ее членов являются
представителями города, а трое делегированы в нее по рекомендации
губернатора и по решению областной Думы. Учитывая ответственность
момента и положение города Королёва, областное руководство сделало выбор
в пользу персон самого высокого уровня. Наряду с Л. И. Толкачёвой ими
были Д. О. Лисовский, первый заместитель министра по делам
территориальных образований Московской области правительства МО и О. В.
Соловьёва, заместитель министра того же министерства.
- Создание такой комиссии, согласно действующему законодательству,
является обязательным, если речь идет о таком большом городском округе,
как Королёв, - поясняет Лариса Ивановна. - Помимо закона,
регламентирующего и предписывающего проведение подобных процедур,
разработана нормативная база из множества документов вплоть до шаблона
текста контракта, который заключается с руководителем администрации.
Срок контракта устанавливается Советом депутатов. Здесь, в Королёве,
самой комиссией была продумана до мелочей и утверждена сложная система
отбора. И порядок собеседования, и вопросы, которые должны задаваться, и
шкала оценок каждому кандидату за каждый вопрос и в целом. Такая
проработка была необходима, в числе прочего, и по той причине, что
представители министерства, которые вошли в состав конкурсной комиссии,
видели конкурсантов впервые. В целом работа была проведена очень
большая, скрупулезная.
Наконец она завершилась. 28 сентября на заседании конкурсной комиссии,
которая приняла решение рекомендовать Совету депутатов две кандидатуры,
набравшие больше шести баллов по десятибалльной системе, были озвучены
имена претендентов на должность руководителя администрации.
- Всего, вы помните, к участию в конкурсе были допущены одиннадцать
кандидатов. На втором этапе, к моменту собеседования, их осталось девять
- двое сняли свои кандидатуры по собственному желанию. Десять баллов
набрала Елена Логвиненко, заместитель главы администрации города
Королёва по финансовой и экономической политике, и 6,52 - нынешний
исполняющий обязанности руководителя администрации Алексей Канаев, -
комментирует Лариса Толкачёва. - Теперь окончательное решение - за
Советом депутатов, потому что именно Совет назначает на эту должность
одного из двух выбранных по конкурсу претендентов. Напомню, что все
конкурсные процедуры были открытыми, никаких кулуарных решений не
принималось, на каждом заседании конкурсной комиссии присутствовали
представители средств массовой информации, которые затем эти мероприятия
освещали. А вот финальное голосование на Совете депутатов - тайное.
Однако всё тайное всегда становится явным. На Совете депутатов города
Королёва 5 октября был сделан окончательный выбор.
Из 21 присутствующих на заседании депутатов "за" кандидатуру Елены
Логвиненко проголосовали 19 человек, 2 депутата отдали свои голоса
Алексею Канаеву. Таким образом, администрацию города Королёва возглавит
Е. Логвинен-ко, а главным критерием ее работы станет выходящее из
кризиса и успешно развивающееся городское хозяйство. От этого же будет
зависеть, как долго новый руководитель администрации будет исполнять
свои полномочия.