Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность
государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Права и свободы
гражданина реализуются прежде всего на местном уровне, там где он
живёт, осуществляя трудовую и иную деятельность. В муниципальном
образовании
Королёв в первую очередь реализуются важнейшие социально-экономические
права и свободы граждан.
Органы местного самоуправления, используя полномочия, предоставленные
им законом РФ "О защите прав потребителей" обеспечивают оперативную
защиту интересов потребителей по месту жительства на основе
индивидуального подхода к каждому потребителю.
За 2013год от жителей города по нарушениям законодательства о защите
прав потребителей поступило 2196 обращений, в том числе письменных
заявлений 294
по услугам торговли и качеству товаров 811
по бытовым услугам 338
по услугам связи 62
по услугам жилищно-коммунального хозяйства 619
по строительным услугам 26
по услугам реализации туристского продукта 25
по финансовым услугам 93
по медицинским услугам 40
по образовательным услугам 2
по транспортным услугам 6
прочим видам услуг 174
Все обращения потребителей рассмотрены, даны соответствующие
юридические консультации, разъяснения, оказана помощь в составлении
претензий, исковых заявлений, в подготовке потребителей к гражданскому
судопроизводству, в подготовке возражений, ходатайств, судебных жалоб, в
урегулировании споров в досудебном порядке в соответствии с
законодательством о защите прав потребителей.
По обращениям потребителей специалистами отдела проведена работа,
позволившая в основном разрешить вопросы потребителей в досудебном
порядке. Многочисленные вопросы разрешены специалистами отдела при
разъяснении норм права конфликтующим сторонам, найдены оптимальные
варианты решения, приемлемые для двух сторон при рассмотрении
конкретных вопросов и без подготовки досудебных претензий.
По 294 письменным заявлениям специалистами отдела потребителям
составлены 199 письменных претензий, 55 исковых заявлений,
возражения и судебные жалобы к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, оказывающим платные услуги, а также даны разъяснения
для восстановления нарушенных прав потребителей.
Прочно вошло в практику досудебное решение вопросов потребителей.
98% от всех обращений граждан решено в досудебном порядке.
Потребителям возвращено 6 миллионов 632 тысячи рублей в досудебном
порядке за некачественные товары и услуги.
За счёт продавцов и изготовителей заменены и отремонтированы различные
товары промышленной группы- технически сложные (автотранспортные
средства, холодильники, телевизоры с цифровым блоком управления,
кондиционеры, стиральные и посудомоечные машины, компьютеры, мониторы
с цифровым блоком управления, цифровые фото и видеокамеры, ноутбуки,
сенсорные телефоны), а также, комплекты корпусной и мягкой мебели,
различные виды обуви, текстильные, трикотажные, швейные и меховые
товары, изделия из драгоценных металлов, изделия медицинского
назначения, мобильные телефоны, строительные материалы и изделия.
За счёт исполнителей услуг исправлены не качественные услуги бытового
подряда: по изготовлению металлических дверей, устранены недостатки
изготовления мягкой мебели, доставки сборки корпусной мебели, установки
кондиционеров, ремонтов квартир, недостатки изготовления и монтажа
оконных блоков, изготовления межкомнатных дверей, услуг химчистки, услуг
по ремонту и по пошиву одежды, по пошиву штор, недостатки изготовления и
ремонта ювелирных изделий, исправлены недостатки услуг по ремонтам
автомобилей, устранены последствия заправки автомобилей некачественным
топливом, дефекты установки металлических дверей, недостатки
изготовления надгробных памятников, строительства дачных домов.
Исправлены недостатки ортопедических и терапевтических стоматологических
услуг. За счёт операторов связи восстановлено предоставление услуг
телефонной и телематической связи, сделаны перерасчёты за периоды не
предоставления услуг.
Управляющими компаниями исправлены недостатки услуг в сфере
жилищно-коммунального хозяйства по техническому обслуживанию и
содержанию жилищного фонда и некачественные коммунальные услуги:
h
h?
h
h
hз
3ские ремонты мусоросборных камер. Произведены ремонты подъездов, работы
по замене лифтов, устранены стояковые засоры, проведены очистки
подвальных помещений с последующей дезинсекцией, работы по замене
верхних и нижних розливов отопления, произведены ремонты прикарнизных
частей кровель домов за счёт средств подрядчика управляющей компании.
Управляющими компаниями проведены работы по замене стояков холодного и
горячего водоснабжения, проведены ремонты прикарнизных частей кровли
домов, проведены прочистки канализационных лежаков, косметические
ремонты подъездов, проведены регулировки горячего водоснабжения,
перерасчёты за подачу горячей воды к водоразборным точкам квартир
температурой, ниже нормативной, восстановлены услуги по закрытию дверей
подъездов на домофонные ключи, проведены промывки радиаторов отопления,
перерасчёты за периоды отсутствия отопления, перерасчёты за недогрев
квартир.
Не все нарушенные права граждан -потребителей были восстановлены в
досудебном порядке.
При не решении вопросов в досудебном порядке, специалисты отдела
составляли потребителям исковые заявления в суд, оказывали
консультативную помощь в подготовке потребителей к гражданскому
судопроизводству, консультировали в процессе судопроизводства,
составляли возражения и судебные жалобы.
Специалистами отдела потребителям составлено 55 исковых заявлений в
суд, 6 судебных жалоб, 6 возражений на отзывы и судебные жалобы
ответчиков.
По рассмотренным искам потребителей, составленным в отделе, судами
вынесены определения о заключении мировых соглашений и судебные решения
в пользу потребителей о взыскании с ответчиков в счет:
материального ущерба - 1 миллион 510 тысяч 807 рублей,
в счёт морального вреда- 66 тысяч рублей,
в счёт неустойки- 273 тысячи 692 рубля,
судебные штрафы - 153 тысячи 335 рублей,
кроме того судами вынесены решения в пользу потребителей по иным не
имущественным спорам.
В диаграмме приведена тематика обращений потребителей в 2013 году:
В сравнении с 2012 годом количество жалоб потребителей на качество
товаров и услуг торговли и общественного питания уменьшилось на 1%.
В сравнении с 2012 годом количество жалоб на качество бытовых услуг
увеличилось 2%.
Количество жалоб потребителей на сферу услуг жилищно-коммунального
хозяйства в сравнении с 2012 годом увеличилось на 15 %. Увеличилось
количество коллективных обращений жителей многоквартирных домов:
инициативных групп, председателей советов домов.
В сравнении с 2012 годом на 50% увеличилось количество обращений
потребителей по финансовым услугам.
В сравнении с 2012 годом на 40% увеличилось количество жалоб на качество
туристских услуг.
Количество обращений потребителей по прочим видам платных услуг осталось
на уровне соответствующего периода прошлого года.
При выявлении по жалобам потребителей товаров, работ и услуг
ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья и имущества
потребителей отдел извещал об этом федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров
(работ, услуг).
Для принятия мер административного реагирования по нарушениям закона о
защите прав потребителей отдел защиты прав потребителей Администрации
взаимодействовал с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора,
Муниципальным Управлением МВД России "Королёвское", Управлением
Государственной Жилищной инспекции по Московской области.
Специалисты отдела информировали жителей города по законодательству о
защите прав потребителей через средства массовой информации: радио и
местную прессу.
26 апреля 2013 года на собрании ветеранов ОАО РКК "Энергия" и ЗАО ЗЭМ
РКК "Энергия" даны ответы на вопросы ветеранов и разъяснения применения
законодательства о защите прав потребителей.
Информация о работе отдела ежемесячно размещается на сайте Администрации
города в Интернете, периодически в газете "Калининградка".
Работа Администрации города по защите прав потребителей ведётся более
двадцати лет, востребована и признана жителями города. Все вопросы по
восстановлению нарушенных прав потребителей - жителей города Королёв
решались на уровне полномочий соответствующего отдела Администрации в
правовом поле.
Высокий уровень обращений граждан в отдел защиты прав потребителей
говорит о доверии населения соответствующему отделу Администрации горда,
о наличии тесной обратной связи с жителями города.
К уполномоченному по правам человека Московской области по городу
Королёв были единичные обращения по нарушению прав потребителей услуг в
сфере жилищно коммунального хозяйства, которые были рассмотрены
специалистами отдела и нарушенные права граждан потребителей
восстановлены.