background image
C
M
Y
K
четверг
k
18, 18 февраля 2010 г.
114
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
Так оценил Н.И. Бухарин творчество
коммунара болшевца Василия Масло
ва после посещения его персональной
художественной выставки в клубе НКВД
в 1935 году. Картины мало кому изве
стного за пределами Болшевской труд
коммуны художника впервые были
выставлены на обозрение обществен
ности. За короткий отрезок времени, с
1935 по 1937 год, выставки Маслова
открывались одна за другой в клубах и
художественных салонах Москвы, в
городе Горьком (ныне Нижний Новго
род). И каждый раз дополнялись новы
ми работами, выполненными по зака
зам Всероссийского кооператива со
юза художников, Комитета выставки
Индустрия социализма на темы:
Жизнь, быт и соцстроительство Ура
ла, Горьковский автозавод, Сор
мовская судоверфь. Ни одна из этих
выставок не осталась незамеченной
профессионалами и критиками. Вос
торженные рецензии появляются в цен
тральных газетах и журналах, в зару
бежной печати: в Париже, Лондоне. В
них отмечалось, что в живописных по
лотнах Маслова поражает буйство кра
сок, эффект присутствия: солнеч
ный свет ослепляет, снег скрипит под
ногами, ощущается даже свежесть мо
розного воздуха. В графике ему вели
колепно удатся отобразить городскую
жизнь, особенно образы одиноких лю
дей в ночном городе. Замечательны
его графические портреты, в основном
родственников, друзей, коммунаров
болшевцев.
Мнение общественности было еди
нодушным: художник вступил в пору
творческого расцвета, его дарованию
ещ предстоит развиваться
Но как раз времени то для этого у
Маслова уже не оставалось. Июльской
Большой талант,
ночью 1937 года он был арестован в
своей квартире в доме 8 по улице
Коммунальной. Обвинн в контррево
люционной деятельности, 30 декабря
того же года осуждн Тройкой УНКВД
СССР по Московской области и 2 янва
ря 1938 года расстрелян на Бутовском
полигоне.
О Василии Николаевиче Маслове мы
уже не раз писали, и вс же повторюсь,
чтобы напомнить читателям его корот
кую биографию.
Он родился 28 февраля 1905 года в
Екатеринбургской губернии, был стар
шим из четверых детей. Юношей, пос
ле смерти матери, ушл из дома и бро
дяжничал, зарабатывая себе на жизнь
рисованием пейзажей и моментальных
портретов.
Учился в разных художественных
учебных заведениях, но недолго. В 1925
1926 годах на II курсе Высшей госу
дарственной художественной школы в
Баку, в 1926 1927 на II курсе
Горьковского (Нижегородского) худо
жественного техникума. В 1927 году
оказался в Москве. Нарком просвеще
ния А.В. Луначарский, возглавлявший
Комиссию помощи молодым дарова
ниям, помог устроиться Маслову в об
щежитие, а затем командировать на
рабфак искусств. Луначарский позна
комил Маслова с А.М. Горьким и с его
помощью Василий попал в Болшев
скую трудовую коммуну. По направле
нию коммуны в 1929 году художника
зачислили на рабфак Высшего худо
жественно технического института.
Проучившись там недолго, он вернул
ся в коммуну и продолжил сво обуче
ние в изостудии коммуны под руковод
ством художников профессионалов. К
этому времени относятся стенные рос
писи фабрики кухни, клуба, жилого
дома на улице Орджоникидзе, в кото
рых он участвовал со студийцами.
Маслов обладал редким художе
ственным даром, который призна
вали даже состоявшиеся профес
сионалы. Поэтому его не могли
удовлетворить программы и мето
ды обучения в художественных
учебных заведениях, куда он посту
пал. Сам он считал (по воспомина
ниям близких ему людей), что его
главным учителем была классичес
кая живопись. Часами он простаи
вал в Третьяковке у картин великих
предшественников, тщательно изучал
их творчество особенность сюжетов,
композиций, стиль, манеру письма, тех
нику. Пробовал себя в различных жан
рах и стилях. И к середине 1930 х годов,
к моменту открытия первой персональ
ной выставки, Василий Маслов уже во
многом был сложившимся художником.
В 1937 году Маслова не стало, о
судьбе его творений долго было ниче
го неизвестно.
Но художника не забыли. О нм как
о личности яркой и одарнной вспоми
нали коммунары, старожилы Костина.
Арсений Григорьевич Двейрин, худо
жественный руководитель трудкомму
ны, пианист и композитор рассказы
вал:
Мы, поэт и художник Владимир
Державин, Василий Маслов и я, дру
жили. Мы были ровесниками, во мно
гом наши интересы совпадали. Влади
мир и Василий выделялись своей об
разованностью, интеллектом, интелли
гентностью. Василий хорошо знал Есе
нина, любил читать вслух его стихи.
Часто по их просьбе я играл им своего
любимого Шопена, они были замеча
тельными слушателями. Я убеждн, что
картины Маслова не пропали. Ищите
их в Горьком ведь там проходила
последняя выставка художника, и е
закупил в полном объме Горьковский
художественный музей.
К этой теме мы не раз возвращались
с Арсением Григорьевичем в конце
80 х начале 90 х годов. И он не пере
ставал настойчиво повторять: Ищите в
Горьком. Мы искали. Обращались в
Горьковский музей, но нам отвечали,
что такой художник им неизвестен. Со
трудники музея знали, что в их запасни
ках находятся картины запрещнного
художника, и потому молчали.
Двейрин оказался прав. Возвраще
ние наследия Василия Маслова затяну
лось на годы. Теперь известно, что
живы 47 картин, написанных маслом
(преимущественно пейзажей, боль
шинство которых изображают окрест
ности Болшева), и 74 графических ли
ста в основном портреты. Погребн
ные в запасниках музея в течение не
скольких десятилетий, сильно постра
дали живописные работы, сейчас они
ждут своей реставрации.
В Нижегородском музее побывала
дочь Маслова Наталья Васильевна и
увидела картины своего отца. Замес
титель директора Королвского исто
рического музея по науке Марина Че
резова ведт переговоры о совмест
ном участии двух музеев Ниже
городского художественного и Коро
лвского исторического в конкурсе
Первая публикация, организованном
фондом В. Потанина совместно с изда
тельством Интеррос. Для участия Ко
ролвского исторического музея в этом
конкурсе Наталья Васильевна переда
ла в дар более 90 графических работ
отца они будут выставлены в музее.
Их можно будет не только увидеть, но,
возможно, и узнать изображнных на
портретах людей.
Сотрудники музея обращаются с
просьбой к жителям города посетить
выставку (она откроется в августе это
го года, об этом будет сообщено) и
постараться вспомнить, доводилось ли
им или их родителям, родственникам,
знакомым видеть настенные росписи в
коммунарском клубе, на фабрике кух
не, доме на улице Орджоникидзе, учеб
ном комбинате, одну из которых (уста
новлено, что она написана Василием
Масловым) мы представляем вашему
вниманию. Среди жителей города на
верняка есть люди, умеющие работать
в архивах. Они помогли бы уточнить
родословную Маслова. В ней имеются
пробелы.
Более подробные сведения
об архиве художника можно получить
у М.В. Черезовой, заместителя дирек
тора Королвского исторического му
зея, т. 516 60 66.
Раиса ПОЗАМАНТИР
настоящий самородок
женой и сыном отдыхал поэт Валерий
Брюсов. Здесь им написаны несколько
стихотворений. Отсюда он писал пись
ма Корнею Чуковскому (сохранилось
письмо от 12 августа 1915 года с по
меткой Бурково). Сюда приезжал
отдыхать художник В.П. Петров. Он
запечатлел красоту берегов реки Клязь
мы у деревни Бурково.
Летом 1921 года в деревне снимал
дачу известный советский математик,
основатель одного из разделов выс
шей математики Павел Урысон. Вот как
описывает это время его друг акаде
мик П.С. Александров.
В одно августовское утро Урысон
и я оба были на бурковской даче и от
правились купаться на Клязьму. Во вре
мя купанья Урысон рассказал мне о сво
м открытии нового раздела математи
ки. В результате мы тогда провели на
реке подряд несколько часов жаркого
солнечного дня. Я, таким образом, при
сутствовал при зарождении одной из
прекраснейших глав урысоновской тео
рии. В деревне была дача биолога про
фессора МГУ В.Е. Фомина. По времени
это совпадает с организацией в Буркове
Биологической станции МГУ, где сту
денты проходили практику.
В деревне родился (в 1938 году) и
жил Борис Хлоповский известный
гитарист, впоследствии преподаватель
училища им. Гнесиных,
солист гитарист оркест
ра народных инструмен
тов Всесоюзного радио
и Центрального телеви
дения и Москонцерта.
Деревня нисколько
не отставала от горо
да. Была в ней и сейчас
существует своя биб
лиотека. Кстати, исто
рия создания и суще
ствования этой биб
лиотеки это, как го
ворят, отдельная, дос
тойная изучения, исто
рия. Есть свой клуб,
который в 1960 е годы
славился закрытыми
просмотрами отече
ственных и зарубеж
ных фильмов. В те вре
мена некоторые зару
бежные и даже советские фильмы не
допускали к широкому прокату. Но
иногда их выпускали на экран где
либо на окраинах в удалнных от
Москвы заводских и сельских клу
бах. Неизвестно, каким путм слухи о
таких просмотрах достигали Москвы,
и люди ехали специально до станций
Болшево или Валентиновка, чтобы по
пасть на такой закрытый просмотр
американского или французского
фильма!
На Бурковском поле несколько раз
проводили соревнования авиамодели
стов, что собирало значительное коли
чество зрителей, приезжавших из Мос
квы и городов Подмосковья. Это напо
минало праздник, тем более что выби
рали для этой цели всегда хороший,
солнечный день!
Фрагмент настенной живописи. Автор В. Маслов.
Лето. Болшево.
Он вернулся в коммуну и продолжил
сво обучение в изостудии коммуны
под руководством художников про
фессионалов. К этому времени отно
сятся настенные росписи фабрики
кухни, клуба, жилого дома на улице
Орджоникидзе, в которых он участво
вал со студийцами.
В статье Левинский Коро
лв шагает по Королву
(Былое и думы от 21 янва
ря) допущена опечатка. От
крытие памятника С.П. Коро
лву состоялось 7 октября
1988 года, а не 7 ноября, как
было напечатано в статье.
Вспоминая
минувшие дни
20 февраля, в канун
Дня защитника Отече
ства, в выставочном зале
дома А.Н. Крафта состо
ится встреча с теми, кто
хранит память о годах Ве
ликой Отечественной
войны, кто помнит своих
родных и близких, отдав
ших жизнь за освобожде
ние нашего Отечества.
Начало в 15 часов. Теле
фон: 519 62 65
Вот что мне удалось узнать об этом
Буркове, кроме происхождения его
названия.
Если кто то из старожилов вспомнит
что либо интересное или найдт ста
рые фотографии и документы, касаю
щиеся деревни Бурково и е жителей,
пишите в газету.
Владимир МАЛЫХ
Коммунар Василий Маслов.