background image
СЕТЕРАТУРА
27 февраля 2010 г.
37
One week
ПОНЕДЕЛЬНИК. ШТОПОР
Это был день, когда она купила
штопор.
Штопор был полуавтомат. Сна
чала вкручивался по часовой
стрелке, потом выкручивался
против часовой, вместе с пробкой.
Она не могла понять, что заставля
ет его вытаскивать пробку.
Подошл менеджер.
Как это происходит? спро
сила она.
Что именно?
Как он захватывает пробку?
Есть зажим.
Там был зажим, который фикси
ровался. Это было непонятно.
Вы вкручиваете и опускаете
зажим, объяснил менеджер.
Она кивнула.
Но лучше иметь под рукой
мужчину, чтобы он откупоривал
бутылки.
Он улыбнулся. Она нет. Ей не
понравилось выражение иметь
под рукой. Иметь под рукой
больше подходило к штопору.
Он не сломается? поинте
ресовалась она.
Нет. Он немецкий.
В супермаркете жарко. Покупа
тели одеты в зимнюю одежду с
меховыми воротниками, на кален
даре тоже зима, витрины украше
ны елочными гирляндами и искус
ственным снегом, но на самом деле
нет никакой зимы. Просто пас
мурно. Внутри душно. Снаружи
сыро.
В Африке наряжают пальму.
Штопор стыдно покупать поче
му то. Кассир посмотрела строго:
Вы пьте? послышалось
ей.
Что?
Ничего больше?
Нет.
Карточка есть?
Да.
Штопор так же стыдно покупать,
как вибратор. Кассир обязательно
поймт, что ты пьшь в одиноче
стве. Что ты занимаешься сексом
в одиночестве. Что ты пытаешься
верить в искусственный снег и в
фальшивый Новый год. Что ты на
ряжаешь пыльную пальму и опрыс
киваешь е хвойным освежителем
воздуха.
Штопор маленький. Хрупкая с
виду пружина должна тянуть тугую
пробку. Вс дело в крепком зажи
ме. Главное зажать и тянуть к
себе. Тогда ты точно не останешь
ся в одиночестве. А когда потянул,
главное не выпускать. Не заме
чать трещин или разломов у
всех так. Все живут в разломах,
все мирятся с трещинами, все тер
пят, потому что самые добрые от
ношения со временем становятся
фальшивкой.
Откупоривать пока нечего. Но
она представила, как это будет, и
поняла, что сможет.
ВТОРНИК. ТУФЛИ
Это был день, когда она купила
туфли.
Туфли зимой не ходовой то
вар. В некоторых магазинах оста
лись с лета. На них скидки.
У не тридцать девятый размер
ноги. В целом это стандартный раз
мер. В ней вс стандартно раз
меры, килограммы, черты, пред
почтения. Она вписывается в сте
реотипы, в рабочий ритм, в марш
руты транспорта, в режим дня, в
меню ближайшего к работе кафе, в
вечерние программы телепередач,
в радиоволны. Она не выпадает.
Она нормальна.
Туфли на шпильке. Таких она
никогда не носила: на работу в них
не побегаешь. Высокий и тонкий
каблук будет застревать в каждой
тротуарной трещине, а опаздывать
в компанию строго запрещено.
Компания китайская. Здесь, но ки
тайская. Занимается дизайном упа
ковки и наружной рекламой, но на
вахте такой огромный охранник,
которого могло себе позволить
только ведущее предприятие обо
ронного комплекса. И он не впуска
ет никого позже 8.00. Он вызывает
начальника отдела и представляет
ему опоздавших. Их штрафуют, а
при повторном опоздании уволь
няют. В мире очень много дизайне
ров, и работать в китайской компа
нии могут только самые пунктуаль
ные.
Туфли красного цвета. Они
безумно красивы, но на них нет
скидки. Она задумалась. Красивые
вещи нельзя унижать скидками.
Поэтому она их и купила.
СРЕДА. ПЛАТЬЕ
Это был день, когда она купила
платье.
В бутике платье назвали кок
тейльным. Оно было похоже на
тюльпан. Чуть ниже колен, прита
ленное, с открытыми плечами. На
верное, оно было похоже на бутон
красного тюльпана.
Продавец сказала, что это ми
лое платье подойдт для коктейль
ной вечеринки. Но раньше она пила
коктейли в брюках и свитере. Ради
кого было наряжаться? Ради быв
ших, которые хотели е видеть?
Ради следующих, которых не хоте
лось видеть самой? Просто ради
коктейлей?
Коктейли не могут быть женаты,
не могут нервно катать в руках
салфетки и рассказывать о болез
нях своих детей. Не могут интере
соваться размером твоей зарпла
ты. Не могут спрашивать, почему
ты теперь жившь за городом. Не
могут советовать купить машину.
Не могут ругать твоего начальни
ка, который лично им не сделал
ничего плохого. Не могут спраши
вать о других коктейлях и о том,
как они влияют на твою жизнь. Они
просто существуют для тебя. Три
минуты без вопросов для тебя. Три
минуты для тебя. И им вс равно,
как ты одета.
ЧЕТВЕРГ. БЕЛЬЕ
Это был день, когда она купила
бель.
Не красное. Не розовое. А чр
ное. Скромное, даже печальное,
чрное бель. Купила без пример
ки. У не же стандартные разме
ры.
Примерила только дома. Кожа
показалось бледной бледной, а
бель чрным чрным. Летом не
получилось загорать. Отпуска не
было. То есть он должен был быть,
но свалилось много срочных зака
зов, и его перенесли на сентябрь, а
в сентябре полил дождь.
Да и зачем нужен отпуск? Ехать
в Крым? Дышать пылью поездов и
толкаться локтями на пляже? Ле
теть в Египет? Потому что все так
делают? Потому что в отпуске мож
но завести роман? Но можно и без
отпуска.
Кожа бледная. Бель чрное.
Хорошо, что не загорала. Краси
вый контраст. Не той молодой и
дерзкой красотой, которую приво
зят с пляжей, а утомленной, блед
ной, усталой и безнаджной кра
сотой, которая тает с каждым дож
дливым днм.
ПЯТНИЦА. ЧАСЫ
Это был день, когда она купила
часы.
Без часов можно было обойтись.
Но ей показалось это символич
ным купить немного времени и
подружиться с ним ненадолго.
Ей всегда нравились часы. Она
любила зайти в магазин часов и
долго смотреть на стрелки. Если
не знаешь, который час на самом
деле, сложно определить, какие
часы идут правильно, а какие про
сто делаю вид, что идут.
Часы с большими циферблата
ми очень смешные. Сами не
поняли, как вошли в моду разво
дят стрелками и улыбаются. Неко
торые часы копируют известные
модели, но выглядят так смущн
но, будто и самим стыдно, что они
дешвые подделки.
Она всегда пользовалась часа
ми в мобильном телефоне, но те
перь выбрала изящные часы с тон
ким браслетом и прямоугольным
циферблатом.
Стрелки двигались быстро. Вре
мя торопилось.
СУББОТА. ВИНО
Это был день, когда она купила
вино.
Можно было купить дешвого
вс равно голова не болела бы, но
она выбрала самое дорогое фран
цузское красное сухое вино со
всеми знаками супер качества.
Вино покупать не стыдно, а даже
приятно. Все думают, что вино
для семейного ужина, девичника
или гостей. Тем более такое хо
рошее вино.
Продавец понимает, что эта бу
тылка, скорее всего, будет стоять
на столе между влюблнными, бу
дут гореть свечи, отражаясь в бо
калах, будут звучать красивые
фразы. Дорогое вино у всех вызы
вает хорошие ассоциации, каждый
вспоминает что то сво и может
посоветовать запросто: вот такое
я брал на день рождения, просто
замечательное, кисловатое, но
очень приятное.
Она раньше не пила такого вина.
ВОСКРЕСЕНЬЕ. СНОТВОРНОЕ
Это был день, когда она купила
снотворное.
Она обошла три аптеки и купила
три разных пузырька. Все аптеки в
воскресенье работали, ни одна
аптекарша не удивилась. Снотвор
ное привычное лекарство для
мегаполиса, которое спасает от
одинаковых будней, даря кратко
временную передышку забытья.
Вечером она надела новое бель,
платье и туфли. Застегнула на за
пястье часы.
Менеджер супермаркета не об
манул. Штопор работал очень про
сто. Вообще вс было так просто,
словно она проделывала это каж
дый вечер.
Вино оказалось очень аромат
ным. Она выпила полбокала и оста
новила часы. Плеснула ещ и вы
сыпала в вино жлтый порошок. Он
никак не хотел растворяться, и она
размешала жидкость штопором.
Она успела выпить вс до тех
пор, пока началась настоящая
зима. За окнами кружился снег,
она танцевала в красном платье с
бокалом коктейля в руке, а потом
вдруг остановилась и посмотрела
в глаза человеку, которого она
любит и который любит е.
Тони РОНБЕРГ
Крысолов
Лапы стучат о землю. Множество серых лап.
Над призрачной мостовой льтся шершавый
топот.
Слабые звуки флейты манят к себе ребят,
В сером сукне шинелей тонет озябший город.
Тихий мотив играет гаммельнский крысолов,
В бледном вечернем небе власть обретает
серость.
Даже поэты пишут рифмы вместо стихов
Слабые звуки флейты могут и это делать.
Кто ты такой? Ответь мне, фюрер безликих
масс,
Голос ушедшего века, вестник чужих
страданий.
Нежно бершь ты флейту, словно в последний
раз.
Мелко дрожит рука в такт твоему дыханью.
Снова встают стеною полчища серых тел,
Будто бы в наказанье ты их ведшь к причалу.
Гаммельнский крысолов, что ты сказать хотел?
И отчего с надрывом флейта твоя звучала?
Музыка междометий льтся над мостовой,
В слабых аккордах ветра зеркало холокоста.
Бритых людских затылков вижу безликий строй.
Но неужели правда, что позабыть так просто?..
Бенефис крысолова
Змей подколодной бежит, извивается трасса.
Оставив в чуланах обоймы несказанных слов,
С закатом уходят из дома поэты запаса.
Им нужно спешить, в мегаполис пришл
крысолов.
Измучанный ритмом эпохи, последний
из первых,
Рожднный за МКАДом, пропитанный
пылью дорог.
Чуть слышно ступает. А дальше включаются
нервы,
И жаждет цензуры скупой поэтический слог.
Он новый мессия, апостол крысиной натуры,
Отъявленный циник, весьма популярный поэт.
Эклектика крыс апогей современной
культуры,
И полчища серых талантов выходят на свет.
Неоновый спектр на широких проспектах
искрится,
Фуршет бесподобен. Приятен халявный абсент.
Так долго ждала крысолова ночная столица,
И вот он на сцене стоит, расчехлив инструмент.
Гаммельнские истории
Моря мне мало...
Моря мне мало морями не мерят
истерики.
Мерить истерики следует битыми
вазами,
Битыми сутками, взбитыми
сливками, сглазами
И по воде променадами
к дальнему берегу.
И мармеладом закусывать винные
ягоды,
Чтоб не пьянеть раньше времени,
чтоб не раскваситься,
Чтобы в платочек молчать,
положа руку на сердце,
Мерить истерики меткими
взглядами надо бы
Ассоциации в ряд. Мысли
строем. Стратегия
Ладога радуга патока
па па патетика!
Глушат поэтки коньяк за здоровье
поэтиков,
Топчутся в Стойле Пегаса
гнедые да пегие
Силы небесные! Горы Кавказские
рушатся,
Слушаться поздно родителей,
девочка взрослая
Мой променад увенчается
маленьким островом,
Необитаемым
и не по летнему
вьюжистым
Мой венценосный
Мой венценосный, я тебя не стою,
Я исчезаю, мой богообразный.
Ты наше расставание отпразднуй,
И разойдмся лучшими по разным
Углам? планетам? комнатам?
мирам
Такое вот решение простое,
А трудно принимать. Непостижимо
Крушение, падение с вершины
Что с нами было? что это?
скажи мне,
Будь добр ко мне, как я к тебе добра.
Пора, часы давно пробили полночь,
А хэппи энд ещ не обозначен
Несчастный Шарль сломал перо
и плачет
Виват король, но сказочник
виваче,
Сильнее и богаче королей!
Он бросит круг спасательный
на волны:
Пошлт кусочек сыра, дождь,
торнадо
И не оставит нас, и будет рядом.
Он знает, что нам в самом деле надо.
Мы тоже знаем
Только он умней.
Они уходят
Они уходят
всегда внезапно,
ни грани смысла
не разрушая.
Как будто навзничь,
как будто залпом
не провожайте...
не провожаем.
Всю боль вселенной
не нарыдаться
ни впрок, ни вволю.
Мир совершенен???
ей было сорок...
ей было двадцать.
Мы все под Богом.
Мы все мишени
Они уходят
беспрекословно,
врезаясь в память
ярчайшей вспышкой.
Как страшно падать
на месте ровном.
совсем девчонка
совсем мальчишка
Как страшно падать,
как страшно пада
рАя тся мысли,
жестоко жалят
Я перед вами.
Я в неоплатном.
не провожайте.
не провожаю
Вероника СЕНЬКИНА
Накрыла дорогу пожарищем серая масса.
Играет мелодия, значит, настала пора.
Шагают за звуками флейты поэты запаса,
Уходят в бессмертие вечные слуги пера.
Гаммельн 2009
Я видел, они уходили огромной серой толпой,
Единым безликим смерчем, по президентской
программе.
Мотив придорожной пыли клубился
над мостовой.
И каждый, по плану сверху, оставил свой город
Гаммельн.
Не всякий способен поверить в проект
по спасенью крыс
К дветыщиседому году, когда повзрослеют
наши.
Но бремя ушедших империй, как камень,
тянуло вниз,
И каждый, не зная брода, успел утонуть
на марше.
В финале бессмертных историй обычно скрыта
мораль,
И снова колонна к пропасти, плечом к плечу,
на рассвете.
А город, ослепнув от боли, в себе подавил
печаль.
И каждый молился, Господи, только не наши
дети!
Дэн ШОРИН
Ведущая рубрики
Нина РОТТА