background image
четверг
k
26, 11 марта 2010 г.
ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ
Я встаю на защиту учителя
Я встаю на защиту учителя
ДИСКУССИЯ
Слово о моей
Слово о моей
школе
Новый оригинальный способ доведения до массового сознания
собственного взгляда на определнные проблемы изобрл жур
налист Георгий Янс. Он заключается в том, что профессиональный
публицист предлагает свою статью как Заметки обывателя, что
по сути дела снимает с него ответственность за опубликованное:
ну написал и написал, какой спрос с обывателя, тем более что в
статье речь то идт просто об очередном телевизионном сериале,
мыльной опере, если конкретно о сериале Школа.
(Окончание. Начало на с.1)
Я со школой знакома натурально.
Заканчивала школу четыре раза. Сна
чала сама, затем с дочерью, сыном и
внуком. Плюс ещ два племянника.
А начну сво слово с утверждения,
что в школе абсолютно никого не инте
ресует судьба школьников ни в дан
ный момент, ни потом. Поэтому согла
шусь с выводом Георгия Янса, что люб
ви учительской авторам и героям филь
ма тоже не то что чуть чуть не хвата
ло, е просто не было вовсе. Нет, слово
абсолютно следует исключить. Как
во всяком правиле, так и в школе есть
исключения. Есть замечательные люди,
педагоги. Я их очень люблю, бесконеч
но благодарна им за моих детей и вну
ков. Но в большинстве
У меня, как у родительницы, отно
шения со школой не сложились. Вер
нее, сложились не так, как хотелось
бы. Не буду рассуждать о школьной
системе, просто приведу несколько
эпизодов из школьной жизни, пережи
той моими детьми и внуками, и мною
тоже. А уж вы делайте выводы.
К школе моя дочь Ира вытянулась
и похудела. Ручки тоненькие, пальчики
маленькие, слабенькие. Трудно дава
лось письмо. Как то она начинала но
вую тетрадь. Я села рядом с ней, гово
рю: Ирочка, не спеши, постарайся, каж
дую палочку, каждый крючочек стара
тельно выписывай. Целую страницу
Ира написала и ни одной помарочки не
сделала. Я смотрела на е худенькую
ручку, и мне было е так жалко А на
следующий день пришла Ира из школы,
показала мне эту тетрадь; губки дрожат,
вот вот готова заплакать; страница вся
с правого верхнего угла до левого ниж
него по диагонали перечркнута крас
ной линией, а в правом нижнем углу
стоит 1 и прописью (единица). Что
это? В чм дело? Как это понимать? Это
даже мне непонятно, а ребнку? За что?
Почему? Одни вопросы Я так хвалила
е работу, е старание И как же была
безжалостна эта учительница, как оби
дела она этого маленького человека.
Посмотрела я, посмотрела и пошла к
завучу. Завуч сказала, что ей тоже ниче
го не понятно, и оставила тетрадь у себя.
Ну и что? Оказывается, Клавдия Фдо
ровна вс перечеркнула потому, что это
писала не Ира, а е мама, и единицу,
значит, она поставила тоже маме
И этот стиль обучения (преподава
ния) совсем не редкость. Много лет спу
стя, уже Ирин сын Андрей стал прино
сить домой тетради без каких либо ис
правлений, замечаний, комментариев
просто перечркнутые. Я уже не любо
пытствовала, я уже тврдо знала, что
это позволяет себе сделать только че
ловек с дурным характером и таким же
дурным воспитанием, несдержанный
человек, нетерпеливый, злой человек, и
о чм с ним можно разговаривать?!
Однажды в первом классе забрала
после уроков Андрея, идм домой, а он
у меня спрашивает: Бабушка, что та
кое прибью к чрту? А где ты
такое слышал? Оказывается, ему это
сказала учительница
У сына в трх классах начальной
школы не было никаких проблем. У
сына была спокойная, добрая учитель
ница Ольга Прокофьевна. На мои
вопросы, что я должна делать дома с
Димой, она отвечала: Ничего. Я с ними
справляюсь сама. А уж дальше, когда
их отпустили в свободное плавание,
было много всего интересного и пе
чального.
Литература. Учитель о Диме: ваш
мальчик хорошо читает, замечательно
рассказывает, стиль изложения вели
колепный, грамотность врожднная
вс в превосходных степенях, но боль
ше тройки не поставлю. Почему? Не
брежно пишет. Через полгода учитель
хвастает: У меня успехи. Дима теперь
половину времени на уроке сидит ли
цом к доске, смотрит на меня. А я
думаю: бедный парень, полгода муш
тры! А у Розы Ивановны спрашиваю,
не обращала ли она внимание на то,
как Дима сидит и на чм он сидит.
Роза Ивановна удивилась вопросу, но
через неделю мне говорит: Вы знае
те, я об этом никогда не думала
А ведь у меня тоже есть сын А в
чм дело? В парту у Димы (и не только
у Димы), если сидеть прямо, ноги (ко
ленки) не умещались. Вот он и сидел
боком. А попробуйте посидеть ежед
невно 6 раз в день по 45 минут
А потом узнам страшные данные об
искривлнных позвоночниках у наших
детей и удивляемся.
В школу меня приглашали очень
часто, помимо того, что я каждую суб
боту ходила туда добровольно. Ходи
ла в школу как на виселицу мне там
многое что говорили. Для чего же меня
туда приглашали? Воспитывать
Моим временем школа распоряжалась
совершенно беспардонно. Я прихожу
домой на обеденный перерыв, дома
сидит Дима. Без родителей в школу
не приходи, сказано ему. Во пер
вых, почему учитель позволяет себе
так неуважительно относиться ко мне?
Я что, дома сижу и жду, когда кому то
вздумается меня в школу пригласить?
Во вторых, учитель специалист с
педагогическим образованием. Поче
му профессионал не справляется со
своими обязанностями?! И в третьих,
послушайте, по каким вопросам меня
приглашали в школу На уроке физ
культуры кто то у кого то стащил кеды.
Дима этого не делал, а в школу в мо
рабочее время выдернули меня. И вы
яснение обстоятельств, то есть раз
борку вели в мом присутствии. Пере
до мной даже не извинились, когда
выяснили, что Дима тут ни при чм.
Про школьную жизнь моих детей и
внуков я могу рассказать очень много.
Пусть меня простят и Лия Григо
рьевна Тамаровская, и Галина Аркадь
евна Неудачина, и Галина Васильевна
Луценко, и Наталья Александровна
Пачнова, и Александр Мартынович
Старостенко, и Раиса Вениаминовна, и
Раиса Филипповна, и Виктория Викто
ровна, и многие многие другие пре
красные, от Бога, учителя за мои рез
кие слова. К сожалению, таких учите
лей меньшинство.
Убеждена: любой учитель должен быть
профессионалом. Но гораздо больше
значит для меня, и прежде всего для
моих детей и внуков, чтобы учитель был
человеком хорошим. А могу ли я сказать,
что учительница английского языка че
ловек хороший, если она, дама с боль
шим стажем работы, уже в летах, только
услышав фамилию моего сына, сразу,
брызжа слюной, шипела: Гнать, гнать,
гнать! Не учить учить учить, а гнать
Я храню Димину двойку по тру
дам в 9 м классе. Она мне очень нра
вится. Это рыба, вырубленная зубилом
из металлического листа. Очень краси
вая, чешуя имитирована сверлением. В
общем, красавица рыба. Она у меня на
кухне на стене висит, как украшение. А
двойка за то, что сын вырубил рыбу
из листа металла, который учитель тру
да отложил для каких то своих целей.
И ещ несколько слов в защиту маль
чишек. В самом деле, кто составляет
большинство неуспевающих? Маль
чишки. Из кого состоит подавляющий
процент трудных? Из мальчишек. Кто
обычно на уроках выступает в роли
возмутителей спокойствия? Все те
же мальчишки. Очень часто ищут объя
снение всему этому в невозможном
характере мальчишек. Я думаю иначе.
Я думаю, что скорее вс дело в услови
ях, в которые поставлены мальчишки и
в школе, и в семье тоже. Основная
масса учителей женщины (89%),
часто уже немолодые... Вот это и есть
наставники наших мальчишек в школе.
Для краткости, не углубляясь и не рас
пространяясь, скажу, что считать
мальчишек пассивными, это не
правильно. Считать, что активность
мальчиков не туда направлена,
тоже неверно. Нужно признаться, что,
как правило, в школе не умеют найти
выход активности маленьких мужчин.
Абсолютно уверена в том, что надо не
ломать мужское в характере мальчи
шек, а его укреплять и на него опи
раться. И ещ: мальчишек надо лю
бить и жалеть. Есть такая мужская
профессия Родину защищать. И
делают это повзрослевшие мальчиш
ки. Как это ни пафосно, но это так.
Мы вверяем им вс наш покой,
наше счастье, Отчизну нашу ибо
свято верим, что во все времена от
любого врага, каким бы лютым он ни
был, они защитят нас и землю нашу.
К слову: мой сын, которому, несмот
ря на способности по многим предме
там, учителя выше тройки не ставили,
наутро после выпускного бала отпра
вился в МГУ, сдал экзамены и прошл
конкурс на самый сложный факультет
механико математический. Уже по
том Дима рассказал, что таких наха
лов, как он, в МГУ больше не было. Там
у всех балл аттестатов был пять, а у
Димы 3,76.
Наговорила я очень много. Но это
крик души.
Гневная реакция педагогического
коллектива МОУ СОШ 15 на статью
Г. Янса удивляет. Когда я читала этот
злой выпад, сразу всплыл образ учи
тельницы английского языка моего
сына ядовито шипит: гнать, гнать,
гнать. А куда гнать?
Ольга Рощупкина и педагогический
коллектив, а чего вы сердитесь, госпо
да хорошие? Почему статья унижаю
щая, почему безнравственная, почему
нет предела возмущению? Вс слова
А знают ли эти учителя, что в школу
охотно идут только первоклассники? А
если знают, то почему?
Совсем недавно гостем телепереда
чи 100 вопросов взрослому был ки
норежисср Владимир Меньшов. Он
ушл совершенно обескураженным,
совсем в подавленном настроении,
потому что на его вопрос кто хочет
покинуть Родину? две трети ребят
подняли руки. Каково? А что, школа
здесь ни при чм?!
Энгелина ЧИСТОВА
Единица маме
Больше тройки
не поставлю
В школу ходила
как на виселицу
В защиту мальчишек
Гнать, гнать, гнать!
Школа здесь ни при чм?
Я пять лет как пишу о том, что среднестатистический учитель существо
само по себе более
чем посредственное. И здесь со всей категоричностью могу
заявить: в советской школе такого педагогического убожества не было. Когда
мой коллега прочл эту фразу, он с грустной улыбкой сказал: За это время он
мог бы из шестиклассника вырастить выпускника. Мог бы, но какого? Чело
века, который потом, не задумываясь о том, как слово наше отзовтся, писал
бы нечто подобное напечатанному: в учительской профессии всегда присут
ствовал флр таинственности. Этот самый флр каким то невообразимым
образом демонстрировал лучшие человеческие, учительские качества и остав
лял в тени низменное и гадкое. Да! А господину Янсу не приходит в голову, что
таким людям везде достаточно неуютно, в школе же вообще не место. Да и не
спрячешь такого! Нигде. Но в логике ему не откажешь. Оказывается, современ
ный учитель даже не пытается скрыть сво низменное и гадкое, поскольку
он превратился в обслугу со всеми, присущими этой социальной группе,
качествами (грубость, хамство, унижение слабого, угодливость перед силь
ным). Лично я в последнее время даже обслугу (слово то какое!) такую не
встречаю. Получается, что современные российские учителя вообще до
исторического материализма родились. Слуги неандертальцев!
Умница автор, вовремя делает оговорку, мол, под словом учителя он
подразумевает женщин. Ведь от мужчин учителей за подобные умозаключе
ния можно и А с женщинами можно вс, тем более что в школе правят бал
этакие учительские амазонки, озабоченные проблемами собственного вы
живания. Много ли вы знаете учителей, счастливых в семейной жизни Разве
может несчастный человек научить других счастью? Лично я знаю много
учителей и журналистов, дворников и продавцов, героев и преступников,
счастливых или не совсем в семейной жизни, но в принципе стараюсь не путать
свою шерсть с государственной, что с успехом делают и большинство моих
коллег учителей не зависимо от пола.
Кстати, к вопросу о школьных полах, но не о тех, которые во многих школах
требуют ремонта, а о тех, представителей которых в школе много или мало. О
женщинах и о мужчинах учителях. Я мужчина. Работаю в школе. Нас немного
по городу. Кто лучше может погасить конфликты в школе, мужчина или
женщина? Вопрос спорный, нет у нас у мужчин особого, отличного от женско
го, умения управлять детьми, просто природой в детях заложен больший
инстинктивный элемент уважения к мужчине. Это часто и спасает. А потом
современные дети почему то лояльнее к учителям мужчинам. Беспокоит про
блема феминизации молодых людей: дома мама, в школе классная мама.
А где папы? Где господин Янс, который по его словам отдал школе без
кавычек не самые худшие 22 года жизни? Сбежал господин Янс в пресс
секретари. И когда теперь рассказывает людям о принципах учительской
преемственности, приводит аналогию с вымиранием рода, утверждая, что
школа, в силу прежде всего кадрового оскудения,
уже не в состоянии выпол
нять взятые ранее на себя родительские функции воспитания. А школа
никогда и не брала на себя родительские функции, для этого и существуют
родители.
Мы разные. Повсюду. В любой сфере человеческой деятельности. И если бы
автор написал об учителях Ивановой, Петровой, Сидорове, да ещ и назвал
школы, где работают именно существа низшего порядка, честь ему и хвала
за это! Но у нас уже стало тенденцией: проходить информационной кампанией
по армии, милиции, врачам, учителям с целью унизить человеческое и профес
сиональное достоинство всех, относящихся к той или иной профессиональной
категории.
Я встаю на защиту учителя. Я люблю женщин, которые работают в нашей
школе, потому что знаю, что их труд это труд титанический, требующий
всего тебя без остатка. Пусть эти слова кому то покажутся высокопарными, но
я их оставляю в тексте, потому что их труд это бессонные ночи, это реальные
Сержи и Тани с их проблемами, это двадцать пять человек на твом уроке,
которые тебе верят, это судьбы людей, которые приводят в первый класс своих
единственных и самых любимых детей.
Я встаю на защиту учителя, потому что сам учитель, и горжусь этим!
Евгений КУЗЬМЕНКО,
преподаватель русского языка и литературы школы 15