background image
четверг
k
26, 11 марта 2010 г.
C
M
Y
K
115
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
В сознании современного человека
Домострой символ отсталости и
мракобесия. Но так ли это, можно по
нять, только ознакомившись с книгой.
Обратимся прежде всего к истории
е создания. Появилась она в 1560 году,
в эпоху Ивана Грозного трудами прото
попа Благовещенского собора Москов
ского Кремля Сильвестра, который был
родом из Новгорода. В 1549 году по
приглашению митрополита Макария он
переехал в Москву и принял сан в Бла
говещенском соборе. Сильвестр был
талантливым писателем и политичес
ким деятелем своего времени, имел
большое влияние на молодого царя,
чем вызвал сильное неудовольствие
московской элиты, и уже их трудами
Сильвестр был постепенно оттеснн, и
в 1560 году он удалился из Москвы в
Кирилло Белозерский монастырь под
именем Спиридон.
Деятельность Сильвестра была мно
гообразной. Так, он совместно со сво
им сыном Анфимом устроил в Москве
мастерские по изготовлению рукопис
ных книг, икон, серебряных изделий. С
его именем связывают организацию
росписи царских палат в Кремле. Но
самым большим его достижением, как
оказалось, стала книга Домострой.
Вообще говоря, это не первая книга
подобного содержания. К этому вре
мени в России уже существовал сбор
ник нравоучительных статей для до
машнего чтения Измарагд. (По гре
чески смарагд есть изумруд.) Во
многом он стал прообразом Домо
строя. Кроме того, первая его редак
ция существовала и в Новгороде. Но
лишь Домострою Сильвестра суж
дена была долгая жизнь.
Домострой по форме не отлича
ется от подобных книг, появившихся в
это время в других государствах. Ведь
во все времена каждый нормальный
взрослый человек озабочен судьбой
своих детей и готов поделиться своим
жизненным опытом, предостеречь дитя
от ошибок. Так, в средние века появи
лись книги наказы. Например, памят
ник средневековой культуры Востока
Кабуз намэ. Все они начинаются об
ращением к сыну или вообще к любому
молодому человеку с призывом вы
слушать его, а далее идут ответы на
вопрос: Что такое хорошо и что такое
плохо?
Домострой не исключение. Он
содержит 64 главы, первая и послед
няя являются обращениями к сыну
Анфиму, а последующие освещают от
дельные вопросы бытия. Первые 15
посвящены взаимоотношению челове
ка с Богом. Здесь говорится, когда хо
дить в храм, как там вести себя. Напри
мер, в церкви нельзя разговаривать,
облокачиваться на колонны, переми
наться с ноги на ногу; если приклады
ваешься к иконе, то не должен разжи
мать губ; если ешь просфору, то акку
ратно, не кроши, не чавкай. Дома мо
литься нужно утром и вечером, после
вечерней молитвы не есть, соблюдать
посты и так далее. Но при этом гово
рится, что для малых, немощных и ра
ботников могут быть исключения.
Далее идут главы, посвящнные дру
гим сторонам жизни. Вот, например,
нужно остерегаться излишеств в еде и
питье, так как это ведт к болезням,
хозяйство нужно вести по поговорке
по приходу и расход, своевременно
делать запасы. Есть указания как, что и
где хранить, всему должно быть сво
место и учт, для этого хозяин должен
вести хозяйственную книгу, нужно во
время платить налоги и т.д.
В средние века очень большое вни
мание уделялось воспитанию отроков.
Ответственность за это целиком ложи
лась на родителей. Они за детей отве
чали как перед Богом, так и перед людь
ми. Поэтому родители должны быть
примером для своих детей, нельзя го
ворить непристойностей, быть пьяни
цами. Матери должны научить дочерей
рукоделию, а отцы сыновей своему
мастерству. В семье все должны иметь
свои обязанности, бездельничать ни
кому не позволительно. Особое внима
ние обращалось на воспитание дево
чек, о них и заботились больше, с рож
дения готовили приданое. Как видим,
ни один из этих наказов не противоре
чит современной морали и этикету. В
чм же дело, откуда столько хулы на
эту книгу?
Если вернмся к тексту книги, то мы
увидим, что лейтмотивом проходит
мысль мы в ответе перед Богом за
вс, что мы делаем, а главный ответчик
государь, господарь, муж. Вообще,
слово оспода означает семья, отсю
да осподарь, господарь, государь. Трак
туется оно как начальник семьи, глав
ный ответчик перед Богом. Религиоз
ность книги, устанавливающей абсо
лютную власть царя в государстве, а
мужа в семье, вот основа неудо
вольствий атеистов, либералов, соци
алистов, феминисток и других.
Однако, вернувшись обратно к тек
сту, мы видим, что для главы государ
ства, для главы семьи установлена
очень высокая планка, которую пре
одолеть очень сложно, и не всегда муж
чины оказываются на высоте. Кому
много дано, с того и много спрашива
ется. Он должен быть руководителем
своего хозяйства, мужественным, но
не жестоким, много знающим и умею
щим, терпеливым, чтобы обучать при
необходимости всему своих домочад
цев.
Сегодня одна из популярнейших про
фессий менеджер, то есть управля
ющий. Они изучают психологию про
даж, управление сознанием, инфор
матику, основы финансового анализа,
маркетинг, брендинг и так далее, то
есть они учатся продавать готовую про
дукцию, а ведь е ещ нужно создать.
Вот этому учиться сегодня желающих
мало, а это означает, что создавать
продукт и управлять основой государ
ства, работать в реальном секторе эко
номики будет некому. Уже сегодня Пре
зидент сетует на слабость менеджмен
та, на слабость руководства. А ведь
ответ дан ещ в Домострое: чтобы
руководить, нужно знать объект руко
водства, а все перечисленные выше
знания должны быть дополнением к
основным.
Вообще, Домострой небольшая
книжечка, всего несколько страниц стан
дартной книги. И вс же она до сих пор
является предметом дискуссий, столь
велико оказалось е влияние на нашу
жизнь. Сегодня Домострой интере
сен нам тем, что он дат возможность
увидеть, сколь глубоки корни нашей
морали и этики. Эта книга, написанная
450 лет назад, показывала тот идеал, к
которому нужно стремиться. Тем са
мым она дат нам представление о тех
нестроениях и недостатках, которые
были в обществе тогда и, к сожалению,
сегодня. И ещ раз показывает, что клас
сика всегда современна.
Раиса СТЕПАНОВА
НЕОБЫЧНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Чему учит Домострой менеджеров?
Чему учит Домострой менеджеров?
В этом году исполняется 450 лет знаменитейшей книге, а именно Книге глаго
лемой Домострой. Полное е название Книга, именуемая Домострой, имею
щая в себе вещи полезны, поучения и наказания всякому христианину мужу и
жене, и чадам, и рабам, и рабыням. А чаще е называют просто Домострой.
На днях Королвский исторический
музей получил в дар крупную коллек
цию рисунков талантливого живопис
ца и графика, члена Болшевской труд
коммуны Василия Маслова.
До конца
2009 года никто и не подозре
вал о богатстве, хранящемся в
большой потртой папке в
доме дочери художника. До
сих пор единственной боль
шой коллекцией работ В.Н.
Маслова считалось собрание
Нижегородского государ
ственного художественного
музея. Оно действительно бо
гатое: 47 картин, написанных
маслом (преимущественно,
болшевских пейзажей), и 74
графических листа. Долгое
время и об этих работах мало
кому было известно, так как
после ареста и последующего
вслед за тем расстрела худож
ника его творения оказались
на десятилетия скрыты от глаз
зрителей в хранилище музея
Нижнего Новгорода.
Что же касается семейной
коллекции графики, то е об
ретение можно назвать насто
ящим чудом. Нельзя не уди
виться тому, что старая папка
вообще сохранилась: она пе
режила Великую Отечествен
ную войну в квартире, покину
той хозяевами, когда вс, что
могло гореть, сжигалось в го
родских буржуйках. Масло
вы, вернувшись в Болшево из эвакуа
ции, не нашли многих своих вещей,
книги были без обложек, но папка с
рисунками находилась на месте. От
крываясь лишь изредка, она переез
жала вместе со своими владельцами с
места на место: сначала покинула Бол
шево, затем какое то время прожива
ла в Химках, потом в Москве на
Плющихе и проспекте Мира... И оста
новилась на Лодочной улице, в тихом
уголке за шкафом.
Терпеливая старая потртая папка.
Она будто ждала, когда е наконец от
кроют снова, чтобы ещ раз просмот
реть клад, который она хранила,
просмотреть, но уже другими глазами.
И это случилось. 92 рисунка, выпол
ненных карандашом, пастелью, аква
релью и тушью, теперь найдут своего
зрителя. Среди них есть пробы цвета,
наброски и ученические натурные шту
дии, но часть графических работ явля
ется, безусловно, зрелыми оконченны
ми произведениями. По словам дочери
Падение Сихотэ Алиньского желез
ного метеоритного дождя было круп
нейшим в мире за последние 250 лет.
Та дождинка, что будет выставлена в
Королвском историческом музее, яв
ляется целым индивидуальным экзем
пляром с корой плавления. И тот, кто е
увидит, пусть при взгляде на не вспом
нит, что метеориты самое древнее
вещество Солнечной системы. Они по
явились ещ в допланетный период и в
В КОРОЛВСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
В старой папке
В старой папке
забытых шедевров
течение всего срока своего существо
вания почти не изменялись. И срок этот
четыре с половиной миллиарда лет.
Надо сказать, что незадолго до по
явления в Королвском историческом
музее настоящего космичес
кого тела один из жителей го
рода принс сюда камень
предположительно метео
рит. Марина Черезова, заме
ститель директора музея, ста
ла искать специалиста, кото
рый мог бы либо подтвердить,
либо опровергнуть космичес
кое происхождение находки.
Тут и выяснилось, что далеко
ездить не нужно по счас
тью, в Королве живт науч
ный сотрудник лаборатории
метеоритики ГЕОХИ РАН, уч
ный секретарь Комитета по ме
теоритам РАН Анна Скрипник.
Увы, оказалось, что принесн
ный камень хоть и напоминает
метеорит, таковым вс же не
является. Но тот, кто его на
шл, мыслил в правильном на
правлении, признала Анна
Скрипник. Вообще, по е сло
вам, из 150 принеснных на
экспертизу образцов только
один оказывается метеоритом.
И это настоящее везение в особен
ности для учных. Ведь целенаправ
ленно собрать исследуемый материал
невозможно; находка этого космичес
кого тела, за очень редким исключе
нием, случайность.
Не каждый камень метеорит.
А этот да!
Королвский исторический музей скоро сможет показать сво
им посетителям настоящий метеорит. Экспонат был доставлен
из Музея внеземного вещества Института геохимии и аналити
ческой химии (ГЕОХИ) РАН. Он весит 11,8 кг, относится к классу
железных метеоритов и является одной дождинкой большо
го метеоритного дождя, прошедшего в западных отрогах Сихо
тэ Алиня 12 февраля 1947 года в 10 час. 38 мин. по местному
времени. В целом выпавшая масса сейчас оценивается учными
в 100 тонн. Примерно 35 тонн было найдено это и осколки,
и индивидуальные экземпляры.
Падение Сихотэ Алинского метеорита.
Худ. П.И.Медведев. г. Иман, 12 февраля 1947 г.
художника Натальи Масловой, она ни
сколько не жалеет, что рассталась с
коллекцией. Я счастлива, что работы
отца обретут вторую жизнь, сказа
ла она, когда все формальности по
передаче рисунков в музей были
соблюдены.
Талант Василия Маслова при
знавали такие всемирно извест
ные мастера, как Игорь Грабарь и
Птр Кончаловский. В живописи
творческий почерк Маслова дей
ствительно близок к манере по
зднего русского импрессиониз
ма, яркими представителями ко
торого являлись эти знаменитые
художники. Что касается графи
ческих листов, то пластика худо
жественного образа позволяет
рассматривать рисунки Маслова
в контексте развития московской
школы графики 1930 х годов.
Есть также основания считать,
что художником были воспри
няты некоторые черты экспрес
сионизма в особенности не
мецкого. Именно графику Мас
лова (и, возможно, несколько
этюдов, выполненных акваре
лью) со временем смогут уви
деть посетители Королвского
исторического музея, впервые
получившего в свой фонд столь
крупное собрание художествен
ных работ. Символично, что кол
лекция поступила в музей нака
нуне юбилейной даты 28 фев
раля Василию Маслову испол
нилось бы 105 лет со дня рождения.
... А большую потртую папку не
выбросили, хоть для хранения рисун
ков и купили другую, современную. Она
переехала на новое и, скорее всего,
последнее место жительства вс в
тот же Королвский исторический му
зей. Что ж, она вполне заслужила такой
почтный отдых.
Мария МИРОНОВА
В.Н. Маслов. Портрет мальчика, 1930 е гг.
Бумага, смешанная техника.