background image
C
M
Y
K
четверг
k
29, 18 марта 2010 г.
Выпуск 66
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Разработка сложных технических систем, та
ких, как Спейс Шаттл, Энергия и Энергия
Буран, базируется на национальных дости
жениях и ресурсах, отражая социальные и эконо
мические возможности страны. Действуют прин
ципы постоянного развития и преемственности
разработок новой техники. Только непрерывно
накапливая опыт и знания в конкретной области,
совершенствуя технологию, двигаясь шаг за ша
гом вперд, можно удержаться на рельсах про
гресса.
Достижения в области электроники, компьюте
ризации, конструкционных материалов, точной
механики, тенденция к росту грузопотока и рас
ширения программы в области исследования кос
моса делали и делают актуальной разработку но
вых концепций в создании средств выведения.
Как в США, так и в нашей стране сложились два
направления в развитии ракетно космической
техники:
баллистические средства одноразового при
менения, родоначальниками которых были военно
технические системы доставки боевых зарядов,
многоразовые транспортные системы само
лтного и крылатого типа, горизонтального или
вертикального взлта, с возвратом и горизонталь
ной посадкой составляющих частей системы.
Оба направления имеют, в нашем представле
нии, одинаковую силу.
Пока действуют законы земного тяготения и
источником энергии для движения будет сжигае
мое топливо, отлтные траектории или, по друго
му, полты на Луну, Марс и другие планеты будут
осуществляться с помощью одноразовых балли
стических транспортных систем, как энергетичес
ки более выигрышных. В этой области и направ
лении они будут существовать достаточно долго.
Под действием экономических законов осуще
ствление грузопотока в ближайший космос на
основе многоразовых систем станет основным.
Желание достичь того, чтобы можно было, вер
нув на Землю транспортный аппарат, затем под
готовить его за несколько часов к очередному
рейсу и снова отправить в полт, в разработчиках
погасить невозможно.
Создание в США Спейс Шат
тла отразило такое стремление.
Возобладало мнение о том, что
пришла пора создания системы,
способной возвращать не толь
ко космические аппараты или их
части, но и наиболее дорогие
агрегаты и часть оборудования
(таких, как маршевые двигатели, приборы систе
мы управления или других систем) для их повтор
ного применения.
С научной точки зрения, разработчики Спейс
Шаттла проделали целый ряд шагов по созда
нию многоразовых систем, предложив решения
проблем входа в атмосферу, включающих вопро
сы гиперзвуковой аэродинамики, устойчивости,
управления, а также теплозащиты многоразового
применения.
Расчтно теоретические и экспериментальные
исследования в направлении создания многора
зовых орбитальных кораблей и систем проводи
лись и в нашей стране.
Значительных успехов удалось добиться на
шим коллегам из авиационной промышленности.
На базе этих разработок был спроектирован ряд
небольших экспериментальных аппаратов серии
Бор. Они имели близкую к Шаттлу аэродина
мическую компоновку и успешно прошли лтные
испытания в натурных условиях, в том числе и в
космосе.
Не следует отрицать, что в век больших потоков
научно технической информации отсутствует вза
имное влияние исследований, ведущихся в раз
ных странах. Оно проявляется тем больше, чем
сопоставимее уровень развития в конкретной об
ласти науки и техники.
Разработка в США системы Спейс Шаттл
рассматривалась нашими экспертами в начале
70 х годов как попытка изменить в пользу их
стороны сложившийся между нашими странами
паритет в области стратегических интересов. Это
сыграло свою роль в принятии в 1976 году соот
ветствующего решения на государственном уров
не о форсированном создании аналогичной оте
чественной системы Энергия Буран.
Исходя из целевого использования и потенци
альных коммерческих соображений, масса выво
димого полезного груза этой системы, объм и
размеры грузового отсека были приняты равны
ми, соответствующими Спейс Шаттлу.
Проект отечественной многоразовой космичес
кой системы Энергия Буран разрабаты
вался на основе следующих принципов:
Универсальность
Система должна быть способна доставлять на
орбиту широкий спектр полезных грузов больших
масс и габаритов, включая орбитальный корабль
многоразового использования Буран. Это пре
допределяло грузоподъмность носителя и боко
вое расположение выводимых грузов. Учитыва
лось также требование максимальной преемствен
ности существующих стартовых комплексов и
технической позиции на космодроме Байконур.
Блочно модульный принцип построения
Он предполагал использование ограниченного
количества типов и унифицированных по конст
рукции и размерам применяемых двигателей и
ракетных блоков. Реализация этого принципа по
зволяла организовать разработку составных час
тей системы в разных специализированных кон
структорских бюро, наиболее рационально за
действовать производственную базу, уменьшить
расходы на экспериментальную наземную отра
ботку, создать на основе унифицированных мо
дулей средства выведения другой размерности
(последнее привело к рождению новой перспек
тивной ракеты носителя Зенит).
Наджность и живучесть
Был заложен принцип: один отказ в любой
системе программа пуска выполняется; при
втором отказе в той же системе должна обеспечи
ваться безопасность полта.
Это привело к многократному резерви
рованию практически всех систем и ис
пользованию гибких по управлению энер
гоустановок.
Приданные системе Энергия Бу
ран свойства обеспечивать спасение
орбитального корабля и безопасность
вдоль трассы полта были осуществле
ны впервые в мире.
По образному выражению автора одной из ста
тей в газете Правда, этот компьютерно техни
ческий разум создавали работники доброй ты
сячи институтов, заводов и КБ.
Они заложили новый виток в космонавтике, а
для не это всего лишь полустанок на пути во
Вселенную. Наш Буран по сути прообраз
будущих воздушно космических систем, более
рациональных, эффективных и экономичных.
Б.И. ГУБАНОВ
(Из четырхтомника Триумф и трагедия
Энергии, Размышления
главного конструктора, 1999 г.)
Сокращнный вариант статьи подготовлен
бывшим сотрудником РКК Энергия кандидатом
технических наук В.С. АНУФРИЕВЫМ
В послевоенное время А.Г. Пилютик
работал некоторое время в Ленинград
ском политехническом институте. В
1948 году он пришл в НИИ 88 (ныне
ЦНИИмаш), где трудился до 1970 года.
В 1957 году Анатолий Григорьевич был
назначен начальником только что орга
низованного отдела динамики, задача
ми которого были перспективные ис
следования по баллистике, автомати
ческому управлению движением ракет
и обеспечению их устойчивости. Поз
же подразделения отдела укрупнялись
и из них формировались научные на
правления института, что особо про
явилось в период руководства НИИ 88
Г.А. Тюлиным (впоследствии пер
вый заместитель министра общего ма
шиностроения СССР).
Этот период (1959 1961 годы)
был характерен превращением инсти
тута из научно прикладного, обслужи
вающего запросы конструкторских
организаций, в головной центр отрас
ли, разрабатывающий идеологию, про
гнозы и государственные планы разви
тия РКТ, совмещая это с прежними
научно прикладными функциями. Тог
да на базе отдела динамики был создан
комплекс баллистических ракет и ди
намики полта под задачи системных
исследований перспектив развития
ракетного вооружения. Начальником
комплекса был назначен А.Г. Пилютик.
В состав комплекса были включены,
наряду с отделом динамики, также сле
дующие отделы: систем управления;
баллистических ракет; стартовых сис
тем. В руководимом А.Г. Пилютиком
комплексе начались научные исследо
вания по разработке проблем РКТ, ко
торые по мере развития
космической
техники потребовали создания новых
отделов, отделений, научно техничес
ких центров.
Деятельность отдела динамики и это
го комплекса имела большое значение
для института и всей ракетно косми
ческой отрасли. Именно в отделе дина
мики впервые были созданы конструк
тивно подобные модели изделий РКТ,
обеспечивших огромную экономию вре
мени и материальных средств в процес
се испытаний. За этот научно техничес
кий прорыв сотрудники отдела Г.Н. Ми
кишев, В.Г. Степаненко, Н.Д. Пронин и
другие были удостоены Государствен
ной премии СССР. Здесь же разработа
ны первые в отрасли механические дем
пферы гасители колебаний жидкого
топлива, применение которых выле
чило многие ракеты с ЖРД.
С приходом в 1961 году на должность
директора НИИ 88 Ю.А. Мозжорина раз
витие всех направлений работы инсти
тута продолжилось. Особенно чтко это
видно на примере отдела и комплекса,
руководимых А.Г. Пилютиком, который
с 1963 года являлся одновременно за
местителем директора научным ру
ководителем по направлению. Замес
титель начальника отдела динамики М.А.
Казанский возглавил ВЦ НИИ 88 (пе
рейдя на эту работу вместе с сотрудни
ками отдела Ю.П. Усановым, В.Н. Ан
тонцевым, Г.И. Дриго, Ч.Е. Щукиной и
др.), развившийся до всемирно извест
ного ЦУПа Центра управления пол
тами; начальник сектора баллистики И.К.
Бажинов и его сотрудники Т.Д. Агеева,
Г.Р. Успенский и др. составили основу
ИМЕНА
баллистической службы ВЦ НИИ 88, а
Г.Р. Успенский позже возглавил отде
ление в Центре системного проектиро
вания ЦНИИмаша; А.Т. Горяченков в
дальнейшем руководил отделением си
стем управления и длительное время
работал заместителем директора инсти
тута, возглавляя одновременно научно
технический центр.
Из этого же гнезда вышли со вре
менем отделения и центры по таким
направлениям: исследования проблем
освоения космоса (Л.Г. Головин), тех
нико экономический анализ РКТ (О.А.
Яранцев), впоследствии самостоя
тельная организация Агат, и иссле
дования наджности РКТ (В.Р. Серов).
Все, кто работал с А.Г. Пилютиком,
хорошо помнят этого человека та
лантливого учного и руководителя,
интересного собеседника, его яркую,
неординарную личность. Уроженец
Краснодарского края, он пронс юж
ный темперамент и тврдый характер
кубанского казака через всю свою
жизнь учеником в станичной школе,
помощником машиниста паровоза, сту
дентом мехмата МГУ и на всех последу
ющих этапах нелгкого жизненного
пути, отмеченного орденами Ленина,
Красной Звезды, другими орденами и
медалями. Конечно, звздным перио
дом его деятельности было время ра
боты в ЦНИИмаше. Эту деятельность
он успешно совмещал с преподавани
ем в Московском лесотехническом ин
ституте (МЛТИ, ныне МГУ леса), где с
1972 года работал заведующим кафед
рой.
В работе Анатолий Григорьевич был
одновременно жстким и демократич
ным. Без его участия не проходило ни
одно комсомольское собрание, ни один
вечер отдыха или пикник (то, что сей
час называется неблагозвучным запад
ным термином корпоратив), где он
был всегда заводилой. А.Г. Пилютик
активно сотрудничал с редколлегией
стенной газеты, писал остроумные са
тирические заметки и терпеливо сно
сил выпады оппонентов в виде шар
жей (не всегда дружеских). Он был в
курсе всех литературных новостей и
горячо отстаивал свою позицию в бур
Он был яркой,
Он был яркой,
неординарной
неординарной
личностью
личностью
10 марта исполнилось 95 лет со дня рожде
ния Анатолия Григорьевича Пилютика (1915
1989) доктора технических наук, про
фессора, специалиста в области устойчиво
сти движения, динамики и управления пол
том космических аппаратов.
ных дискуссиях. Когда отдел выезжал
в совхоз на уборку картошки, началь
ник был в первых рядах, а в перерывах,
когда усталые труженики собирались у
костров и доставали свои запасы, он
как будто не слышал бульканья про
зрачного горючего в кружках и гран
ных стаканах
Вспоминает кадровый работник
ЦНИИмаша Борис Павлович Кислый:
Имя А.Г. Пилютика должно быть впи
сано золотыми буквами в историю ин
ститута. Это был строгий, требователь
ный руководитель Он доверял под
чиннным самостоятельно решать и
представлять во внешних организаци
ях свои направления деятельности, но
строго спрашивал за допускаемые про
счты и неточности. Много внимания
Анатолий Григорьевич уделял научно
му росту сотрудников. Под его руко
водством подготовлены и защищены
ряд кандидатских и несколько доктор
ских диссертаций. Он был активным
помощником парткома института, ини
циатором и организатором очень мно
гих гремящих в институте и городе дел.
Возглавляемый им коллектив первым
в институте был удостоен звания Кол
лектив коммунистического труда
Человек незаурядной эрудиции,
Анатолий Григорьевич хорошо знал
поэзию М. Лермонтова, А. Блока, С.
Есенина, К. Симонова. Однажды мы
проводили семьями отпуск на озере
Язно. Добираться туда нам пришлось
на машинах. Я с женой ехал на Вол
ге, за рулм которой сидел Анатолий
Григорьевич. Меня поразило, что в
течение всего пути он читал наизусть
стихи Есенина и Блока. Рассказыва
ют, что, возглавляя кафедру в Лесо
техническом институте, в одну из юби
лейных дат Советской Армии профес
сор Пилютик собрал студентов млад
ших курсов и вместо традиционного
доклада о роли Красной Армии в раз
громе фашистской Германии прочи
тал студентам наизусть поэму А. Твар
довского Василий Тркин, чем при
вл в восторг студентов и преподава
телей кафедры.
Борис БЛОХИН,
Николай ДОРОЖКИН
Борис Иванович Губанов (14.03.1930 19.03.1999) первый
заместитель генерального конструктора и гендиректора НПО
Энергия, главный конструктор ракетно космической систе
мы Энергия Буран, доктор технических наук, профессор,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
Полустанок на пути во Вселенную
Борис Иванович Губанов.