background image
суббота
k
30, 20 марта 2010 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
РЕПОРТАЖ ИЗ ЦПК ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА
(Продолжение. Начало на с. 1)
Люди Земли увидели на телеэкранах, как впервые человек вышел из корабля в
безвоздушное пространство. Алексей Леонов оттолкнулся от края шлюза и плавно
полетел, пока не остановило его натяжение фала специального кабеля, связы
вающего космонавта с кораблм. Дальше человек и корабль вместе двигались над
Землй. Когда космонавт вышел в пространство, Восход 2 проплывал над
Чрным морем. За двенадцать минут, пока Леонов находился в открытом космосе,
корабль прошл расстояние до Сахалина. У телезрителей замирали сердца, а как
сам космонавт? Вот что говорит Алексей Леонов: Вс таки у меня немного
подскочил пульс. Но, видимо, это было то волнение, которое бывает при необыч
ной работе и которого сам не замечаешь... А вообще, как я помню, был предельно
собран, хладнокровен и относительно спокоен.
В этом эксперименте много значила работа Павла Беляева. Во время уникаль
ного полта он управлял всей аппаратурой, связанной с выходом человека в
космос, наблюдал за состоянием Леонова, держал с ним связь и готов был в
любой момент прийти на помощь.
Были в этом полте и неожиданности. Вот что рассказывал потом Алексей
Архипович:
Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось
решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка.
Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент.
Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение
диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался
зазор по 20 мм с каждого плеча.
На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствую
щем высоте 60 км... В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось
немного по другому. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали
ни рбра жсткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится,
но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так
раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги из
сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла
критическая ситуация, а советоваться с Землй было некогда. Пока бы я им
доложил... пока бы они совещались... И кто бы взял на себя ответственность? И тут
я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27
атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня
не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот и вс... гибель. Я
прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом, и кипения быть не
должно. После того, как я перешл на второй режим, вс встало на свои места.
На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошл в шлюз
не ногами, а головой вперд. Взявшись за леера, я протиснул себя вперд. Потом
я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль вс
равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь,
занимала 30% объма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внут
ренний диаметр шлюза 1 метр, ширина скафандра в плечах 68 см). Вот здесь
была самая большая нагрузка
Полт Леонова и Беляева был особенным не только из за эксперимента с
выходом в открытый космос. Перед посадкой отказала автоматическая система
ориентации. Командир корабля Павел Беляев вручную сориентировал корабль и
включил тормозной двигатель. В результате Восход совершил посадку в нерас
чтном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называ
лось посадкой в запасном районе, который на самом деле являлся глухой
пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу
при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу
спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки
Восхода, чтобы расчистить площадку для приземления вертолта. Шесть или
даже девять часов мы Сергей Павлович, Келдыш и я сидели и ждали,
рассказывал потом Гай Северин. Вс было неясно. Честно говоря, считали, что
экипаж погиб. А когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы,
Сергей Павлович заплакал...
Алексей Леонов не просто космонавт. Он ещ и профессиональный худож
ник, живописец. Созданные им после экспедиции картины известны во всм мире.
Кисть его запечатлела на холстах невиданные образы и волшебные краски косми
ческих рассветов и закатов, давшие богатый материал для работы искусствоведов
и философов космистов.
Николай ДОРОЖКИН
НАШИ ПОБЕДЫ
Школа космонавтов:
взгляд изнутри
Школа космонавтов:
взгляд изнутри
В отделе военного комиссариата
Московской области по городам Ко
ролву и Юбилейному проводится
набор
граждан в Суворовские воен
ные училища, кадетские корпуса и
высшие военные учебные заведения
Министерства обороны Российской
Федерации, в военный институт фи
зической культуры (г. Санкт Петер
бург) на факультет высшего профес
сионального образования по специ
альности физическая культура и
спорт, а также приглашают девушек
дочерей военнослужащих, прохо
дящих и проходивших военную служ
бу по контракту в Вооружнных силах
Министерства обороны РФ, для по
ступления на обучение в пансион вос
питанниц Министерства обороны
(125284, г. Москва, ул. Поликарпова,
д. 21, тел/факс (495) 946 02 95).
По всем вопросам, связанным с по
дачей заявлений и оформлением до
кументов для поступления, обра
щаться в отдел военного комиссари
ата по адресу: г. Королв, ул. Болды
рева, д. 3а, каб. 34, с 9.00 до 17.00
часов ежедневно, кроме субботы и
воскресенья, телефон для справок
516 83 97. Также информацию мож
но получить на сайтах: www.vifk
spb.ru, www.pansion mil.ru, e mail:
info@pansion mil.ru.
В военные училища и институты
В последние годы в России значительно сни
зился интерес к космонавтике. Даже в нашем
космическом городе порой можно услышать
неподдельное удивление обывателей: Что,
разве сейчас кто то летает в космосе?
А
средства массовой информа
ции в своих репортажах всем
прочим темам предпочитают расска
зы о нештатных ситуациях на борту
МКС или полтах космических турис
тов. И когда в начале марта в подмос
ковном Центре подготовки космонав
тов имени Ю.А. Гагарина провели День
прессы, было особенно приятно ви
деть многочисленных отечественных
и иностранных журналистов, прибыв
ших в ЦПК ради возможности ознако
миться с тренировочной базой Центра
и процессом подготовки космонавтов.
Экскурсия для представителей
масс медиа началась с посещения
гидролаборатории.
От первого взгляда на огромный
цилиндрический бассейн буквально
захватило дух. Впечатление усилило
то, что наблюдать за ходом трениро
вок можно было с трх смотровых
зон: сверху с застеклнного бал
кона, у бортов самого бассейна и на
нижнем уровне через иллюмина
торы в его стенках. В бассейне диа
метром 23 м, глубиной 12 м и объ
мом 5000 кубометров расположена
подвижная платформа, на которой
установлены модули российского
сегмента Международной косми
ческой станции в масштабе 1:1.
Внутренней аппаратуры в этих мо
дулях нет, но зато с внешней сторо
ны макеты полностью соответству
ют аналогичным частям МКС. Здесь
заранее отрабатываются все опера
ции, предстоящие космонавтам в от
крытом космосе. Поэтому подвод
ное строительство идт с опереже
нием орбитального, и уже сегодня к
макету функционально грузового
блока Заря пристыкован макет
малого исследовательского моду
ля МИМ 1. А между тем ориги
нальный модуль предположитель
но отправится к станции не раньше
мая этого года.
Работу космонавтов в гидросреде
журналистам продемонстрировали
испытатели ЦПК. Облачнные в тер
мокостюмы, они вошли в скафандры
Орлан ГМ, на ранце и брюках которых
закреплены специальные кармашки со
свинцовыми пластинами. Такое допол
нительное утяжеление необходимо для
придания нулевой плавучести и имита
ции под водой эффекта невесомости.
Вес каждого скафан
дра более 100 кг,
свинцовые грузы
прибавляют ещ по
рядка 80 кг, так что
передвигаться по
суше в таком снаря
жении фактически
невозможно. Вот по
чему испытателей
опускали в бассейн и
поднимали с помо
щью подъмных кра
нов, а под водой их к
месту работы букси
ровали аквалангисты.
Конечно, подго
товка к орбитально
му полту весьма
разноплановая и ра
ботами в гидролабо
ратории не ограни
чивается. Другим неотъемлемым эта
пом являются тренировки на центри
фуге для обучения космонавтов уп
равлению космическим кораблм в ус
ловиях больших перегрузок. Это уни
кальное инженерное сооружение, по
форме напоминающее 18 метровую
булаву, на конце которой закреплена
кабина. Центрифуга вращается в го
ризонтальной плоскости, и при этом
перегрузки достигают 4 6 единиц,
это соответствует тому, что испыты
вает экипаж при выведении и спуске
корабля с орбиты. Своими ощущения
ми от работы на центрифуге поделил
ся испытатель ЦПК:
Что я чувствую после испытаний?
он на мгновение задумался. Се
рьзную усталость, как после трхки
лометрового кросса. Но космонавтам
при возвращении с орбиты, конечно,
гораздо тяжелее: такие перегрузки они
испытывают после долгого пребыва
ния в условиях невесомости.
Последним пунктом программы ос
мотра тренажрной базы ЦПК стало
ознакомление представителей прессы
с макет тренажрами пилотируемых
кораблей Союз и российского сег
мента МКС. В это время здесь как раз
отрабатывали свои действия члены
дублирующего и основного экипажей
очередной длительной экспедиции на
МКС.
К слову, по итогам проведнных тре
нировок на прошедшей неделе космо
навты успешно сдали комплексный
экзамен специалистам ЦПК, РКК Энер
гия, Центра управления полтами и
др. А уже совсем скоро им предстоит
держать экзамен на легендарном
Гагаринском старте космодрома Бай
конур 2 апреля экипаж пилотируе
мого корабля Союз ТМА 18 отпра
вится на орбиту.
День прессы подошл к концу и как
признались сами журналисты: экскур
сия по Центру подготовки космонав
тов, общение с испытателями и други
ми сотрудниками ЦПК были для них
весьма интересны и полезны. Ведь
возможность своими глазами увидеть
тренировочный процесс лучше любо
го фильма или методического описа
ния дат представление о буднях кос
монавтов на земле и их опасной рабо
те в космосе. Не зря говорят: лучше
один раз увидеть, чем сто раз услы
шать.
Елена УТКИНА
Фото автора
Я тоже буду космонавтом!
Макет МКС
погружают в бассейн.
Первый
в открытом
космосе
Первый
в открытом
космосе
Алексей Архипович
Леонов дважды Ге
рой Советского Со
юза, лауреат Госу
дарственной премии
СССР, кавалер мно
жества отечествен
ных и иностранных
орденов, заслужен
ный мастер спорта
СССР, кандидат тех
нических наук, гене
рал майор авиации в
отставке, почтный
гражданин шести
российских и семи
зарубежных горо
дов. Его именем на
зван кратер на обрат
ной стороне Луны.