background image
Страницу подготовила
Светлана НОСЕНКОВА
суббота
k
33, 27 марта 2010 г.
Просьба не использовать страницу
в хозяйственных целях
В
Великий понедельник церковь вспоминает
ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасно
го, из зависти проданного братьями в Египет, а
также иссушение Господом покрытой богатой
листвой, но бесплодной смоковницы, служа
щей образом лицемерных книжников и фари
сеев, которые не принесли истинного покаяния,
веры, молитвы и добрых дел.
В
Великий вторник вспоминают притчу Христа
о десяти девах, о талантах и из продолжения
положенного в понедельник повествования о
втором пришествии Христовом. Этими воспоми
наниями святая церковь особенно призывает
верующих к духовному бодрствованию, к целе
сообразному употреблению дарованных нам спо
собностей и сил, особенно на дела милосердия.
Алла ХАЛИМОНОВА МЕЛЬНИК
Вербное
воскресение
Среди молитв
коленопреклоннных
Миг торжества.
Как зелено
от веток освящнных!
Душа жива.
Осанна!
с отроками воспеваем,
Любовь чиста,
Но каждый день
грехами распинаем
Его, Христа.
А как хотелось,
чтобы к вере, к свету
Пришл народ,
Чтоб он не ждал,
когда Господь к ответу
Всех призовт,
Не ждал времн
последних разрушенья.
Уж пробил час.
Во имя правды, нашего спасенья
Бог ищет нас.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Время, когда мы идм навстречу к Богу
После Вербного воскресенья 29 марта начинается Страстная седмица
последняя неделя перед Пасхой. В православной церкви это самая
важная неделя всего года, посвящнная последним дням земной жизни
Христа Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.
В первые три дня Страстной недели церковь подготавливает верующих
к сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя.
В
Великую среду вспоминается жена греш
ница, омывшая слезами и помазавшая драго
ценным миром ноги Спасителя, когда Он был на
вечери в Вифании в доме Симона прокажнно
го, и этим приготовившая Христа к погребению.
Здесь же Иуда решился предать Христа иудей
ским старейшинам за 30 сребреников (сумма,
достаточная по тогдашним ценам для приобре
тения небольшого участка земли даже в окрест
ностях Иерусалима).
В этот день на вечерней службе совершается
Таинство исповеди: все стараются исповедо
ваться.
В
четверг Страстной седмицы вспоминается
в богослужении важнейшее евангельское со
бытие: Тайная вечеря, на которой Господь ус
тановил новозаветное Таинство Святого Прича
щения (Евхаристии). В Великий четверг все пра
вославные причащаются Святых Христовых тайн.
И начинаются приготовления к Пасхе. На
вопрос о том, как правильно готовиться к Пас
хе, профессор Московской духовной акаде
мии, кандидат богословия, протодиакон Анд
рей Кураев отвечает: В одном стихотворении
Бориса Пастернака говорится: У людей пред
праздником уборка, в стороне от этой толчеи,
омываю миром из ведрка Стопы Пречистые
Твои.
Я думаю, что действительно вс таки в
стороне от толчеи лучше готовиться к празд
нику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить
стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чи
стый четверг не потому чистый, что в этот день
делают баню или промывают мебель от пыли,
а потому что люди приходят, исповедуются и
причащаются. Великая суббота это отнюдь
не просто время предпраздничной суеты, а
время сокровенного молчания о тайне Бога,
сошедшего в ад ради нас.
День
Великого пятка посвящн воспомина
нию осуждения на смерть, крестных страданий
и смерти Спасителя. В богослужении этого дня
церковь как бы становится к подножию Креста
Христова. На утрени Великого пятка (она слу
жится в четверг вечером) читаются 12 Еванге
лий Святых Страстей 12 отрывков Нового
Завета, в которых рассказывается о предатель
стве Иуды, суде над Христом и Его распятии.
Утром в
Великую пятницу служатся царские
часы. Литургии в этот день не бывает из
благоговения к Голгофской жертве, принесн
ной некогда в день Великого пятка Самим Сы
ном Божиим. Это день строгого поста (до выно
са плащаницы никто не вкушает пищи) и вели
кой скорби. В конце вечерни Великой пятницы
совершается обряд выноса плащаницы Христо
вой с изображением положения Его во гроб.
В
Великую субботу церковь вспоминает по
гребение Иисуса Христа, пребывание Его тела
во гробе, сошествие душою в ад для возвеще
ния там победы над смертью и избавления душ,
с верою ожидавших Его пришествия, и введе
ние благоразумного разбойника в рай.
По данным портала
Православие и мир
ЗАВТРА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Осанна в вышних!
Г
осподь Иисус Христос шл в Иерусалим
для того, чтобы исполнилось вс написан
ное о Нм пророками и чтобы испить чашу иску
пительных страданий, отдать душу Свою в из
бавление за многих и потом войти в славу Свою.
Поэтому в полную противоположность тому,
как держал Себя Господь прежде, Ему было
благоугодно этот Свой последний вход в Иеру
салим обставить особой торжественностью.
Когда Господь с учениками, окружнный мно
жеством народа, сопровождавшего Его от Ви
фании и встречавшегося по пути, приблизился
к горе Елеонской, Он послал двух учеников в
селение, находившееся перед ними, с поруче
нием привести ослицу и молодого осла. Гора
Елеонская, или Масличная, называлась так по
множеству росших на ней масличных деревьев
(елея маслина). Она находится к востоку от
Иерусалима и отделяется от него ручьм или
потоком Кедроном, который почти совершенно
Об этом великом событии (входе Господа в Иеруса
лим), которое служит преддверием страданий Хрис
товых, понеснных ради людей и ради нашего спасе
ния, рассказывают весьма обстоятельно все четыре
евангелиста.
высыхал летом. На западном склоне горы, обра
щнном к Иерусалиму, находился сад, называв
шийся Гефсиманией. На восточном же склоне
горы лежали два селения. С горы Елеонской
был прекрасный вид на все части Иерусалима.
Из Вифании в Иерусалим было два пути: один
огибал гору Елеонскую с юга, а другой шл
через самый верх горы: последний был короче,
но труднее и утомительнее. В Палестине было
мало коней, и они употреблялись почти исклю
чительно для войны. Для домашнего обихода и
путешествий употреблялись ослы, мулы и вер
блюды. Сесть на коня было тогда эмблемой
войны, сесть на мула или осла эмблемой
мира. В мирное время и цари, и вожди народные
ездили на этих животных.
Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в
Иерусалим на осле был символом мира. Заме
чательно, что хозяева осла и ослицы, по слову
Господа, сразу же отдали своих животных, ког
да апостолы сказали, для Кого они их берут.
ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ
Разумея величие этих минут, апостолы сами
стараются украсить это шествие торжественно
стью: они покрывают ослицу и молодого осла
своими одеждами, которые как бы должны были
заменить собой златотканые ткани, коими укра
шались царские кони. Ехал Господь, как ясно
видно из повествования святых Марка, Луки и
Иоанна, на ослнке, а ослица, по видимому,
шла рядом. Многие же постилали одежды свои
по дороге,
следуя примеру учеников, другие
же, не имея верхних одежд по бедности, реза
ли ветви с дерев и постилали по пути,
чтобы
сделать путь мягким и удобным для ослнка, и
таким образом послужить и воздать честь Сидя
щему на нм. Далее, совмещая повествования
всех евангелистов, можно представить себе сле
дующую картину: Когда Он приблизился к спу
ску с горы Елеонской
(Лук. 19:37), то есть
когда они приблизились к перевалу, откуда на
чинался спуск, и открылся дивный вид на Иеру
салим, вс множество учеников начало в радо
сти громогласно славить Бога за спасение мира,
уготованное во Христе, и в частности за все
чудеса какие видели они. К этому добавля
ет святой Иоанн: Множество народа, пришед
шего на праздник, услышав, что Иисус идт в
Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли
навстречу Ему
(Иоан. 12:12 13).
Так соединились два множества народа: одно
шло от Вифании со Христом, другое из Иеру
салима навстречу Ему. Вид Иерусалима, пред
ставшего с горы во всей своей красе, вызвал
восторг всей народной массы, который вылил
ся в радостных и громогласных криках: Осан
на! Благословен грядущий во имя Господне,
Царь Израилев!
Осанна в буквальном пере
воде с древнееврейского языка значит: спаси
же,
даруй спасение. Это восклицание употреб
лялось как выражение радости и благоговения
наподобие нынешнего: Да здравствует!.
Осанна в вышних!
пожелание, чтобы и на
небе было принесено в дар Царю Израилеву,
Сыну Давидову, тоже радостное восклицание.
Благословен грядущий во имя Господне
зна
чит: достоин благословения или прославления
Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями,
с Его властью, как приходят от земного царя
посланники и правители с полномочиями заме
нять его (срав. Иоан. 5:43). Евангелист Марк
присоединяет к этому ещ восклицание: Бла
гословенно грядущее царство во имя Господа,
отца нашего Давида.
Царство Давида должен был восстановить
Мессия, которого престол должен был пребы
вать вечно, и власть должна была распростра
ниться на все народы. В этих словах сыны Изра
илевы и прославляют Христа, грядущего вос
становить это царство Давидово. Святой Лука
передат ещ одно восклицание: Мир на небе
сах!,
в смысле: с небес снисходят все истинные
духовные блага и вечное спасение.
Из книги Четвероевангелие. Руководство к
изучению Священного Писания Нового Завета
архиепископа Аверкия (Таушева) Сиракузского
и Троицкого.
Подготовил
Василий ПОКРОВСКИЙ