background image
вторник
k
34, 30 марта 2010 г.
КОСМОНАВТИКА
В
ыпускник аэромеханического фа
культета МФТИ, Н.А. Анфимов с
1958 года работал в НИИ тепловых про
цессов, где сформировался как уч
ный и организатор научных исследова
ний. С 1974 года Николай Аполлонович
работает в ЦНИИмаше начальником
отделения, далее заместителем дирек
тора, первым заместителем директора
по научной работе и генеральным ди
ректором института. В настоящее вре
мя академик Н.А. Анфимов замес
титель генерального директора ЦНИИ
машиностроения по науке.
Н.А. Анфимов авторитетный уч
ный во многих областях науки и техни
ки: это аэрогазодинамика, теплообмен,
наземные испытания ракет и косми
ческих аппаратов, системное проекти
рование космических транспортных
систем, а также фундаментальные и
прикладные исследования по этим на
правлениям. Автор трх монографий и
свыше 180 научных работ, академик
Анфимов внс значительный вклад в
создание и отработку ракет и косми
ческих аппаратов например, в про
ведение теоретических и эксперимен
тальных исследований процессов и
механизмов уноса массы теплозащит
ных материалов и конструктивных эле
ментов летательных аппаратов при по
лте в атмосфере с большими скорос
тями с учтом воздействия различных
факторов. Большое значение имеют
разработанные Н.А. Анфимовым мето
Академик Н.А. Анфимов:
Это и есть российский путь
ды расчта, учитывающие многоком
понентную структуру газа, химическое
взаимодействие внешнего потока с
материалом тела, излучение горячего
газа и другие физико химические про
цессы, протекающие при полте тел в
атмосфере со скоростями до второй
космической.
Организация работ по исследованию
собственной внешней атмосферы ис
кусственных спутников Земли и меж
планетных станций, излучательных ха
рактеристик космических аппаратов
различного назначения, научное руко
водство этими работами осуществля
лись также Н.А. Анфимовым. При его
непосредственном участии созданы
уникальные стенды и установки, по
зволяющие воспроизводить близкие к
натурным условия обтекания и тепло
обмена.
Много времени и сил Н.А. Анфимов
отдал руководству теоретическими и
экспериментальными работами, кото
рые проводились в ряде НИИ и ОКБ,
где разрабатывались перспективные
многоразовые транспортные космичес
кие системы (МТКС) для эффективно
го и наджного выведения полезных
нагрузок на орбиту. Он же возглавлял с
российской стороны совместные ра
боты Российского и Европейского кос
мических агентств по научно техничес
кому сотрудничеству, представлял Рос
сию в программном комитете между
народных конференций по многоразо
вым аэрокосмическим системам и ги
перзвуковым технологиям.
В течение многих лет Н.А. Анфимов
возглавлял отраслевой координацион
ный совет ракетно космической про
мышленности по проведению теплова
куумных испытаний космических ап
паратов, а затем отраслевой координа
ционный совет по использованию и
развитию экспериментальной базы в
области аэрогазодинамики, теплооб
мена и теплозащиты, был председате
лем научно технического совета (НТС)
Росавиакосмоса по проблемам увели
чения сроков активного существова
ния космической техники и экспертно
го совета ВАК России по авиационной
и ракетно космической технике.
Сегодня Н.А. Анфимов член науч
ного совета при Совете Безопасности,
член президиума НТС Военно промыш
ленной комиссии при Правительстве
РФ, сопредседатель российско амери
канской совместной комиссии по неза
висимой оценке проблемных вопросов
безопасности и готовности к полтам
МКС, главный редактор журнала Кос
монавтика и ракетостроение по теме
ракетостроения и член редколлегии
журнала Известия Российской акаде
мии наук. Механика жидкости и газа.
* * *
В одном из интервью с Н.А. Анфимо
вым, когда речь зашла о прорыве, осу
ществлнном в области астрономии и
астрофизики благодаря космонавти
ке, в частности с помощью орбиталь
ных телескопов Хаббла и других, я спро
сил, можем ли мы догнать США. Нико
лай Аполлонович ответил: Зачем до
гонять Америку? У нас, русских людей,
Николай Аполлонович Анфимов заместитель генерального директора
Центрального НИИ машиностроения по науке, доктор технических наук, про
фессор, действительный член Российской академии наук, Международной
академии астронавтики и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циол
ковского, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Правительства
РФ и имени профессора Н.Е. Жуковского. Кавалер орденов Трудового Красного
Знамени, За заслуги перед Отечеством IV степени и ордена Почтного леги
она (Франция). Награждн медалью За выдающиеся заслуги (от НАСА) и
почтными знаками Циолковского и Королва (от Роскосмоса).
Имеет почтное
звание Заслуженный профессор МФТИ.
29 марта исполнилось 75 лет Николаю Анфимову.
Имя этого выдающегося учного хорошо известно
и в ракетно космической отрасли, и в самых широ
ких академических кругах.
всегда есть задумки, которые позволя
ют достигать нужных целей нетради
ционными путями. Обходить, обгонять,
но не догонять. Потому что если вс
время догонять, то никогда не догоним
ведь догоняемый тоже движется
вперд. Догнать через три года зна
чит достигнуть их уровня трхлетней
давности. А надо перегонять, не дого
няя. Это и есть российский путь.
Другое интервью, где Николай Апол
лонович рассказывал об итогах отрас
левой научно технической конферен
ции молодых учных и специалистов
Молоджь в ракетно космической
отрасли, было завершено его напут
ствием участникам форума: Молодые
специалисты! Не растрачивайте свою
жизнь по пустякам. Только вы можете
продолжить тот прорыв в космос, ко
торый был сделан в 50 60 х годах
прошлого столетия. В нашем институте
для этого имеются все возможности.
От вас зависит, по какому пути разви
тия пойдт Россия.
Николай ДОРОЖКИН
ВЕСТИ ИЗ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛТАМИ
Последняя прямая пересменка была полгода
назад. В то время станцией командовал россий
ский космонавт Геннадий Падалка, и он передавал
свои полномочия европейскому астронавту бель
гийцу Франку Де Винну. У причалов МКС стояли
три Союза, три наших корабля. А на борту стан
ции одновременно находились девять человек.
Можно, конечно, заметить, что во время прил
та шаттлов бывало и побольше. В прежние годы
по десять человек, а после увеличения числен
ности экипажа МКС и по двенадцать. Но шат
тловцы прибывали со своими средствами жизне
обеспечения, со своей конкретной программой:
пришли, что то там установили, подключили и
ушли. Ели и спали шаттловцы тоже только в свом
корабле. А тут все вместе, вс только за счт
станции. Подсчитали и пришли к выводу, что
гораздо выгоднее использовать другую схему
смены экипажей.
На станции теперь будут постоянно находиться
не более шести человек, т. е. два экипажа кораб
лей Союз. Кстати, наши Союзы с самого на
чала и до сих пор остаются единственным сред
ством, способным в любой день полта обеспе
чить возвращение космонавтов на Землю, если
возникнет такая необходимость. Непрямая пере
сменка заключается в том, что экипаж одного из
Союзов, заканчивая свою вахту на борту МКС,
передат дела экипажу другого Союза, а сам
возвращается на Землю. Через две три недели
прилетает следующий Союз, и прибывшие на
нм космонавты включаются в работу на станции.
Утром 17 марта, готовясь к возвращению, аме
риканский астронавт Джеффри Уилльямс офи
циально передал свои командирские полномочия
российскому космонавту Олегу Котову, о чм был
подписан официальный акт. Дежурная смена Цен
тра управления полтами поторопилась поздра
вить Олега с вступлением в новую должность. Но
космонавт объяснил, что, хотя акт и подписан,
фактически командиром МКС остатся Джеф
фри до тех пор, пока за ним не закроется люк
корабля. А это будет только на следующие сутки.
Как всегда перед спуском с орбиты накануне
проводится тщательная тренировка, на которой
Непрямая пересменка
Непрямая пересменка
разбираются штатные и нештатные ситуации на
всм участке полта от расстыковки до приземле
ния. Такая тренировка является обязательной
процедурой для всех космонавтов независимо от
их опыта, летали они раньше в космос или поле
тели первый раз. А для Максима Сураева это было
впервые. Джеффри Уилльямс три с половиной
года назад уже спускался на Союзе, но на рос
сийском корабле американскому астронавту от
водится роль бортинженера. А управлять кораб
лм должен российский космонавт.
Баллистики ЦУПа заблаговременно рассчиты
вают координаты точки посадки спускаемого аппа
рата и потом неоднократно уточняют е. После
днее уточнение делается с учтом реальной орби
ты корабля после его отхода от станции. И от этого
зависит оперативность работы поисково спаса
тельной службы, которая направляет свои сред
ства (самолты, вертолты, поисково эвакуаци
онные машины) в ожидаемый район приземле
ния спускаемого аппарата.
Традиционно на последнем витке полта ко
рабля на связь с экипажем выходит начальник
Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.
Гагарина. Назначенный в прошлом году на эту
должность космонавт Сергей Крикалв не на
рушает традицию. Он, как и его предшествен
ники, рассказывает экипажу о погоде, которая
ожидается в месте посадки. Сегодня там дав
ление 744 миллиметра ртутного столба, види
мость больше 10 километров, скорость ветра 6
8 метров в секунду. Мороз минус шесть
градусов.
Поисковики заметили спускаемый аппарат, ког
да он снижался на парашюте. Вскоре они устано
вили радиосвязь с экипажем и сообщили в ЦУП,
что по докладам космонавтов, настроение у них
отличное. Сообщения следуют одно за другим:
высота три тысячи метров, тысяча метров и, нако
нец, есть касание, двигатели мягкой посадки
сработали, объект на боку.
На боку это вполне штатное положение спус
каемого аппарата после приземления. Для эваку
ации экипажа оно даже удобнее того, когда аппа
рат стоит вертикально на днище.
Максим Сураев и Джеффри Уилльямс верну
лись на Землю после 169 суточного космическо
го полта. После столь длительного пребывания в
невесомости им снова приходилось привыкать к
миру тяжести. О своих первых впечатлениях Мак
сим сказал так:
Почему то здесь вс падает. Почему такие
тяжлые руки и ноги, почему щки обвисли? Зем
ля, как магнит, вс притягивает к себе.
Там, на орбите, ему приходилось обучаться к
передвижению в невесомости. А это, по его сло
вам, целый процесс.
Опыт приходит со временем, отмечает
космонавт. Он накапливается. И с каждым
днм ты делаешь это вс лучше и лучше.
По МКС Сураев пока не скучает. И вообще, как
откровенно он заявил на послеполтной пресс
конференции, ему сейчас больше всего хочется
расцеловать своих детей и жену. Вот по ним он
действительно соскучился. А впереди у него ещ
две недели реабилитации, во время которой раз
решаются лишь кроткие встречи с родными.
Джеффри Уилльямс перед полтом стал дедуш
кой. Так что вполне понятно его желание поскорее
увидеть своего внука, да и всю свою семью. Он
второй раз приземлялся на российском аппарате,
поэтому может сравнивать обе посадки.
Удар был примерно такой же силы, как и во
время моего первого приземления, говорит
американский астронавт. Оба раза мне было
отлично видно в иллюминатор, как недалеко са
дится вертолт и из него выпрыгивают члены
спасательной группы. Разница заключалась толь
ко в том, что в ходе прошлой посадки в иллюми
натор я видел просто грязь, а сейчас был снег. И
это затрудняло возможность поисково спасатель
ной группе приблизиться к нам.
Что же касается работы на МКС, Джеффри
отмечает:
Мы перешли от стадии наращивания стан
ции к е полному использованию.
К сожалению, это справедливо только для аме
риканского сегмента, а наш ещ в стадии строи
тельства, которое по нынешним планам может
быть завершено лет через пять.
С возвращением Максима Сураева и Джеффри
Уилльямса закончилась 22 я длительная экспе
диция на МКС. Сейчас на борту станции трудится
23 я экспедиция наш космонавт Олег Котов,
японец Соити Ногути и американец Тимоти Кри
мер. Пока они втром, но вскоре их станет шесте
ро. На 2 апреля намечен старт корабля Союз
ТМА 18, который доставит на станцию двух рос
сийских космонавтов Александра Скворцова и
Михаила Корниенко. Вместе с ними в полугодо
вую командировку на орбиту отправляется аме
риканка Трейси Колдвелл Дайсон.
Шаттлы в смене экипажей на МКС больше не
участвуют. И вообще их эпоха уже скоро уйдт в
историю. Последний полт американского кос
мического челнока планируется в сентябре этого
года.
Валерий ЛЫНДИН
С декабря прошлого года на Между
народной космической станции при
смене экипажей принята так называ
емая непрямая пересменка. Прямая
это когда на станцию прибывает но
вый экипаж, а старый, сдав ему вахту,
отправляется домой, на Землю. Так
продолжалось до той поры, пока по
стоянный состав экипажа МКС не пре
вышал трх человек. А когда он удво
ился, стало понятно, что старую схему
надо менять.
Ф
ото с сайта Роскосмоса