background image
четверг
k
35, 1 апреля 2010 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
C
M
Y
K
Наше общество очень изменилось за после
дние годы, тем более десятилетия. Коснулись
ли подобные перемены детских садов? Или эти
уголки детства остались нетронутыми бурями
эпохи?
Нет, перемены и нас не оставили в стороне.
В 86 м году, когда я пришла сюда работать, наш
сад, как и все в городе, был ведомственным и
принадлежал КБ Химмаш. Предприятие полно
стью обеспечивало содержание наших детей,
тогда малыши получали даже второй завтрак.
И каждые три года в саду производился косме
тический ремонт. А это важно, ведь дети не
должны видеть облезлые стены. Необходимо
растить их в красоте!
Сейчас, как бы ни было трудно, мы стараемся
поддерживать достойное состояние интерьера.
Хотя в перестроечные годы все детские сады,
согласно указу Президента, стали муниципаль
ными, и это осложнило нашу жизнь. Правда, из
городского бюджета нам выделяются средства и
на ремонт, и на питание детей. Даже свежие фрук
ты малыши получают каждый день. Так что вла
сти поддерживают детские сады, как могут.
Но некоторые вещи оставались бы недоступными
для нас, если бы не помощь родителей.
Прекрасная детская площадка это их зас
луга?
И родителей тоже. И мы им очень благодар
ны. Ещ три года назад наша площадка была
почти пустой, не приспособленной для игр. Одни
развалившиеся песочницы Кому же, как не ма
мам и папам первыми пожалеть своих детей, если
у детского сада не хватает средств на обустрой
ство? У нас нет родителей, которые отказывались
бы хоть чем то помочь детскому саду. И ремонт
вместе делаем, и развивающие игры выбираем,
каких, кстати, не было у детей девяностых... Каж
дый взрослый понимает, как это важно для его
собственного ребнка. Но мы пытаемся заинтере
совывать в помощи детям и спонсоров. Как види
те, сердечные люди находятся.
С материальным положением понятно. А сами
сегодняшние дети отличаются от тех, что прихо
дили в сад двадцать лет назад?
Очень! Сейчас дети более информированы,
раскованы. Почти все проявляют лидерские каче
ства, что приводит к конфликтам. Воспитатели
стараются предотвращать их, беседуют с каждым
ребнком. И, что не менее важно, слушают его. К
сожалению, у сегодняшних родителей зачастую
не хватает времени просто выслушать сво чадо.
Раньше мамы были менее занятыми, а сегодня
каждый крутится, как белка в колесе.
Как это сказывается на развитии детей?
Сегодня стало больше ребят, нуждающихся
в коррекции речи. Они проводят много времени
ДО ШКОЛЫ
Детский сад
Детский сад
Детский сад
В газете Калининградская прав
да от 11 марта в статье Слово о
моей школе
поразил один эпизод о
том, как первокласснице за чистую и
аккуратную страницу учительница
поставила 1 (единицу).
Я часто вспоминаю и давно хотела
рассказать о моей первой учитель
нице Анфисе Александровне (мы
звали е Фисс Санна), старенькой,
полноватой, в больших очках с вы
пуклыми стклами.
В первом классе довелось мне
учиться мало с осени и всю зиму
одолевали простуды и инфекции.
Родилась я в семье учителей истори
ков, и тогда было решено заниматься
со мной дома. Отец и мать вечерами,
после работы, проверяли мои тетра
ди, давали задание на следующий
день, что то объясняли. Пришла вес
на, я выздоровела, надо было идти в
свой класс, чтобы оценили мои зна
ния, перевели во второй. И почти сра
зу же попала на контрольную по ариф
метике. Вс было мне незнакомо: ис
писанная сверху донизу мелом дос
ка, тишина в классе, все ученики утк
нулись в свои тетради, учительница
неподвижно сидит за столом, тоже
что то пишет.
Я растерялась не то что решать, понять
не могу ничего. Даже до сих пор ощущаю, как
горели тогда мои щки, глаза перебегали с
доски на пустую страницу тетради! И Фисс
Санна, опытная учительница, любящая мать и
бабушка, заметила страх и беспомощность
маленькой девочки. Она подошла, положила
руку на мою голову и сказала: Валя, у тебя,
наверное, голова болит, иди домой. А конт
рольную принесшь завтра. Я вышла из шко
лы и на пустой улице за 10 минут пути домой
решила в уме все примеры и задачи. Бабушка
засуетилась скорее накормить меня обедом,
но я сказала, что сначала напишу контрольную,
а то забуду решение. На следующий день я
получила по арифметике отл. (отлично). А
ведь другая учительница вполне могла поста
вить кол (тогда оч. плохо), даже по
злословить над моими родителями: Чему они
меня учили всю зиму?!
И на протяжении многих лет в школе, музы
кальной школе, университете, аспирантуре,
даже на курсах повышения квалификации в
зрелые годы никогда не теряла уверенности
на контрольных, экзаменах, выступлениях,
докладах и пр. Считаю, что тот мимолтный
поступок прекрасного
Учителя в чм то опре
делил всю мою жизнь, и хотелось, чтобы та
кие
Учителя непременно были у каждого ре
бнка в нашем городе. И везде
Валентина ЛЕБЕДЕВА
ДИСКУССИЯ
Моя первая учительница
Моя
первая
учительница
ЮБИЛЕЙ
Учитель!
Учитель!
И этим вс сказано
Не может быть эффективного образования
без хорошего учителя.
Эту фразу мы слышим каждый раз, когда
разговор заходит о школе.
Учитель в самом ярком понимании этого
слова. Наставник, вдохновитель, уважающий
и поддерживающий ученика в образователь
ном процессе. Эти слова в полной мере отно
сятся к
Валентине Ивановне Захаровой, учите
лю истории и обществознания школы 20.
Блестяще образованная, глубоко владеющая
историческими знаниями, неравнодушная ко
всему, что происходит, понимающая особен
ности развития школьников.
Она
Учитель. Учитель высшей квалифика
ции, почтный работник общего образования
Российской Федерации. Учитель, который хочет
работать и развиваться, узнавать и учиться, хотя
сама так много уже знает и умеет. На каждом
уроке Валентина Ивановна делает историю близ
кой ученику, доносит до ребят е сокровенный
смысл и убеждает их в том, что история всегда
живое явление. Е творческий поиск захватыва
ет ребят. Она нест любовь... Любовь к жизни,
любовь к людям, любовь к знаниям. Спокойная,
доброжелательная, с доброй улыбкой и тплым
взглядом, она входит в класс и все замирают
в ожидании интересного и увлекательного.
С юбилеем вас, дорогая Валентина Иванов
на! Низкий поклон вам за высокое служение,
за преданность своему призванию. Пусть не
иссякает ваш педагогический талант, а только
укрепляется и совершенствуется!
Мы вас любим и желаем долгих, добрых лет
жизни.
С уважением и любовью,
учителя школы 20
слушая чужую речь, чаще всего звучащую с эк
рана телевизора, а сами говорят мало. И потому
дети хорошо развиты интеллектуально, их кру
гозор достаточно широк, но бывает, что дома им
не с кем поговорить вслух. Они не тренируют
произношение звуков, а это неизбежно сказыва
ется на речевом развитии ребнка. Именно ком
плексная коррекционно воспитательная работа
с детьми, имеющими нарушения речи, является
приоритетным направлением нашего дошколь
ного образовательного учреждения. Создана
логопедическая группа, где с детьми работает
грамотный специалист.
А воспитатели? Соответствуют ли они, как
специалисты, требованиям сегодняшнего дня?
Ведь многие из них работают уже много лет
Да, у нас восемь педагогов имеют педагоги
ческий стаж более двадцати лет. Но приходят и
молодые, коллектив постоянно обновляется. Од
нако и опытные воспитатели не уступают в стрем
лении к профессиональному росту. Семеро из
наших воспитателей имеют высшее образование.
Десять человек со средним специальным образо
ванием. Неспециалистов сегодня в садах нет. Без
работица привела к тому, что желающих работать
в детских учреждениях стало больше, мы имеем
возможность выбирать лучших. Но и они каждые
пять лет проходят курсы повышения квалифика
ции. А главное, что каждый воспитатель занима
ется самообразованием. Без этого работать в саду
просто невозможно! Ведь у нас используются
инновационные технологии, новые методы.
Школьные педагоги используют определн
ные учебные программы. А для детских садов
подобные существуют?
А как же! Они были и раньше, но сейчас
очень много интересных программ: мы работаем
по разработкам М.А. Васильевой, Т.Н. Дороно
вой, Е.В. Колесниковой, используем программу
Юный эколог С. Николаевой, потому что счита
ем это очень важным направлением. Учим детей
правилам безопасности жизни по программе, раз
работанной авторами Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князе
вой, Р.Б. Спиркиной. Раньше не приходилось так
тщательно акцентировать внимание ребнка на
том, что нельзя разговаривать с незнакомыми
Однажды каждый человек приобщает
ся к существованию среди людей. Как
это происходит впервые? Почти для
всех детей адаптация к социальной
жизни происходит в детском саду.
Такой желанный всеми родителями,
часто недоступный, а порой и пугаю
щий детский сад, каков он сегодня?
Мы заглянули в ближайший, что на
улице Гагарина. Детский сад 25
не элитный, обычный муниципаль
ный Но территория садика выгля
дит уютной и обжитой: несколько цвет
ных беседок, веслые горки, качели,
песочницы Может, не так уж трудно
живтся дошкольным детским учреж
дениям? Или вс же непросто создать
для ребятишек подобный райский
уголок? Об этом мы побеседовали с
заведующей детским садом 25
Ириной МИЛУШКИНОЙ.
людьми, садиться в чужую машину, соглашаться
пойти в гости без родителей. Сейчас мы сотрудни
чаем и с милицией, и с подразделениями МЧС,
представители которых рассказывают нашим де
тям о важных правилах безопасности.
Неизменным и в прошлые десятилетия, и се
годня является то, что мы стараемся создать для
детей максимально комфортную обстановку, и
душевную в том числе.
Кстати, по поводу духовного развития ребн
ка. Сейчас во многих школах вводится изучение
основ православия. Как вы к этому относитесь?
Мы работаем в названном направлении уже
пятый год. Но эти занятия не учат детей церков
ным обрядам, вс внимание уделяется нравствен
ному воспитанию. С детьми говорят о том, как
важно уважать родителей и друг друга, что нельзя
брать чужого, обижать людей и издеваться над
животными. Разве это плохо? Эти занятия у нас
проходят на добровольной основе. Поначалу не
которые родители отнеслись к работе кружка
Основы православной культуры с насторожен
ностью
Опасались, что это секта?
Были и такие разговоры. Мы предлагали:
приходите на занятия, послушайте. Открытость
наш главный принцип. И в этом тоже отличие
сегодняшнего дня, сказавшееся на результате:
если в прошлом году занятия по основам право
славия посещали двадцать детей, то в этом уже
тридцать пять. Их ведт педагог с благословения
отца Виктора священнослужителя церкви Кось
мы и Дамиана. И некоторые родители признают
ся, что дети знают уже больше них и охотно
делятся знаниями.
Подобных занятий в годы перестройки, а тем
более раньше, конечно, не было. Детский сад стал
другим. А что то несбывшееся осталось? Или в
свом саду вы реализовали все мечты?
Вс реализовать невозможно. Не хватает
групп, имеющих специализацию, ведь сегодня
много ребят, не имеющих первую группу здоро
вья. Кроме логопеда нам необходим и дефекто
лог. Мы очень серьзно занимаемся здоровьем
наших воспитанников: в течение всего дня с деть
ми проводятся физкультурные занятия, на про
гулке воспитатели организуют подвижные игры.
Работают кружки ритмики и Обучение элемен
там баскетбола. Радует, что родители поддер
живают спортивное направление нашей работы и
вместе с детьми охотно принимают участие в
соревнованиях, таких, как Малая лыжня, Спар
такиада дошкольников, Веслые старты... Вот
весной ждм очередных побед!
Какая, оказывается, насыщенная жизнь в
обычном детском саду.
Так ведь ребнка нужно развивать всесто
ронне. Кроме названных, у нас действуют кружки
Оригами, В гостях у сказки. Но вс же есть и
неосуществившиеся планы. Мечтаем, чтобы уже
с трх лет дети начинали осваивать иностранные
языки, хотя бы английский. Было бы замечатель
но, если б у нас был штатный преподаватель ИЗО,
потому что очень много одарнных ребят, кото
рые любят рисовать. Мы готовы работать твор
чески, искать новые формы. К сожалению, часто
наши планы не подкреплены материальной ба
зой. Но кризис идт на спад. И мы надеемся, что
новое десятилетие откроет для детских садов но
вые перспективы.
Ирина ТЕПЛОВА
Фото Артура ЛАВРЯШИНА
нового тысячелетия
В детском саду весело.
Играем с воспитателем.