background image
четверг
k
38, 8 апреля 2010 г.
К 100 ЛЕТИЮ А.Т. ТВАРДОВСКОГО
К 65 ЛЕТИЮ
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Книга про бойца
Поэма Александра Твардовского Василий Тр
кин со страниц газет (она начала печататься в
газетном варианте в 1942 году) шагнула в ряд
бессмертных произведений русской литературы. И
как всякое великое произведение дат правдивую
картину эпохи, жизни народа.
В образе Василия Тркина поэт сумел выразить
самое главное в русском характере, выявить его
лучшие черты. Книга про бойца (другое назва
ние поэмы) это произведение без особого
сюжета, без начала, без конца, так как на
войне, когда в любую минуту можно погибнуть,
кто доскажет, кто дослышит угадать вперд
нельзя...
События поэмы происходят на фронте, а сюжет
е дат ответ на вопрос: как победить? Есть в
Василии Тркине и героизм, и человечность, и та
скрытая теплота патриотизма, которая была у
Льва Толстого при описании другой Отечествен
ной войны 1812 года. Эта параллель не случайна, ведь эпический герой Твардовского
русский солдат, наследник своих героических предков:
Открыла вечер заведующая королвским филиалом МОГНБ им. Н.К. Крупской
Лариса Колина. Она рассказала историю журнала Новый мир, начиная от его
первого редактора Анатолия Луначарского и до нынешнего Андрея Василевского.
Именно он продолжил беседу, делая акцент на сегодняшний Новый мир:
В последние 10 20 лет мы пережили революцию, поделился своими мыслями
Андрей Витальевич. Как хотите е датируйте, хоть с 1986 го по 1996 й, хоть с 1991 го
по 1999 й, но сегодня мы живм по другую сторону, в новой культурной реальности, в
которой литература занимает принципиально другое место, чем в 1920 е, 30 е, 50 е
80 е годы. Сегодня толстый литературный журнал это несколько тысяч (в случае
Нового мира 4 5 тыс.) экземпляров бумажного варианта номера и одновременно
электронная версия в Интернете. Причм аудитория электронной версии растт очень
быстро, но почти не пересекается с читателями бумажного издания.
Говоря об истории Нового мира, Андрей Василевский выделил несколько наибо
лее ярких периодов: шесть лет редакторства замечательного критика и литератур
ного организатора Вячеслава Полонского, пришедшего в журнал в 1926 году (по
мнению нынешнего главного редактора Нового мира, за это время Полонский
сумел из нового неизвестного издания сделать центральный литературный журнал);
конец 30 х годов и годы войны; невероятные 60 е, связанные с выдающейся фигурой
А.Т. Твардовского, и приход Залыгина в 1986 году, когда тиражи, прежде искусствен
но ограниченные, стали реальными.
Андрей Василевский отметил, что пик приходится на 1990 год, когда тираж составлял
2 млн 710 тыс. экземпляров и его не хватало:
Такие тиражи связаны с тем, что подобные журналы выполняли не свои функции,
пояснил Андрей Витальевич. Они выполняли, во первых, функцию книжных
издательств, публикуя произведения, которые должны были выходить отдельной
книгой. Во вторых, они играли роль средств массовой информации, размещая на своих
страницах сиюминутные статьи, свойственные газетам. В итоге некоторые произведе
ния читали неправильно, с уклоном на злободневность, и вся природа художественного
текста куда то девалась.
На вопрос о нынешней концепции Нового мира главный редактор ответил: Это журнал
современной прозы, поэзии и литературной критики с массой обзоров того, что происходит
сейчас в литературе и культуре. Я бы сказал, что мы достаточно широкий журнал, но без
крайностей, без радикальных экспериментов эстетических и политических.
На что писательница Светлана Кайдаш Лакшина (вдова писателя Владимира Лак
шина, являвшегося с 1962 года членом редколлегии Нового мира, а в 1967 1970 годах
заместителем главного редактора журнала) отметила: Александра Твардовского
заботило состояние народа и то, что делается в стране. Она зачитала отрывок из
Независимой газеты за 1995 год, в котором была публикация, посвящнная 70 летию
Нового мира. Тогда журнал так формулировал сво кредо: ...мы журнал либеральный.
Не в смысле аморфно безответственном, а в смысле последовательного отстаивания
либеральных ценностей незыблемости частной собственности, свободы предприни
мательства, невмешательства государства в частную жизнь.
В этом направлении журнал идт до сих пор, подытожила Светлана Николаевна.
Никакого гражданского интереса к тому, что делается в стране.
А Лариса Колина зачитала выдержку из статьи А.Т. Твардовского, написанной по
случаю 40 летнего юбилея Нового мира:
Мы приветствуем споры, дискуссии, как бы остры они ни были, принимаем самую
суровую и придирчивую в пределах литературных понятий критику. Мы считаем, что
это нормальная жизнь в литературе и сами не намерены уклоняться от постановки
острых вопросов и прямоты в своих суждениях и оценках.
После этого изречения понимаешь, что лучше самого А.Т. Твардовского никто
не расскажет, каким был Новый мир 1960 х годов. По счастью, дочь писателя,
доктор исторических наук Валентина Твардовская
сообщила собравшейся на
вечере публике радостную весть: скоро отдельным изданием выйдут дневники
новомирского периода Александра Трифоновича. Помимо истории журнала в
дневниках представлено много другого: поэзия, любопытные портретные зари
совки соплеменников, пейзажные зарисовки В общем, к этой книге мало кто
останется равнодушным, если возьмт е в руки. А жителям нашего города это
издание будет интересно ещ тем, что в его именном указателе есть Сергей Павло
вич Королв. И те несколько строк, которые посвящены в дневнике А.Т. Твардов
ского Главному конструктору, очень много раскрывают в этом человеке. У Алек
сандра Трифоновича зафиксировано то, что дат новый штрих к его характеристи
ке. Это запись после выступления А.Т. Твардовского на XXII съезде КПСС. Он
говорил только о литературе, о том, что она должна быть правдивой, честной, что
писатели не должны ждать указаний партии, а сами смело вторгаться в жизнь, и
если заметили что то важное, самим об этом первыми говорить Так вот Сергей
Павлович Королв, как записывает А.Т. Твардовский в дневнике, подошл к нему
пожать руку, поблагодарить за речь и сказал: Мы вам мало хлопали, потому что
вас хорошо слушали
Однажды один корреспондент разговаривал с Александром Твардовским о
творчестве, о поэзии и в конце беседы сказал: Мы с вами о творчестве поговори
ли, а теперь давайте поговорим о журнале. И тогда Александр Трифонович
сказал, что журнал его творчество. Это ещ раз говорит о том, как он высоко
ценил свою редакторскую работу, какое значение ей придавал, сказала Лариса
Колина. А в подтверждение тому, что Новый мир был для А.Т. Твардовского
всем, его дочь Валентина Александровна рассказала, что им была задумана боль
шая прозаическая вещь автобиографический роман Пан Твардовский, но,
увы, нам достались лишь наброски в дневнике. Не было времени, чтобы сесть и
погрузиться в эту работу. Собственные произведения в новомирский период
отодвинуты на второй план. Так, когда Александр Трифонович начал писать
новый вариант поэмы Василий Тркин на том свете, ему принесли рукопись
Александра Солженицына под странным названием Щ 854. И он отложил все
свои дела и стал пробивать публикацию этой вещи, которая требовала огромной
организационной подготовки.
Не обошлось на встрече без вопросов к Валентине Твардовской о частной жизни е
отца, об отношениях в их семье.
Частной жизни у него и не было, вспоминает Валентина Александровна.
Даже дома главные разго
воры были о литературе.
Но он был замечательным
отцом. Мама, когда у не
спрашивали, какая у него
главная черта, говорила
доброта. Это удивитель
ное качество способ
ность сопереживать и дей
ственное желание помочь
человеку, не просто мо
рально его ободрить, а
что то сделать. Я пыта
лась в дневнике для себя
помечать, кому он помог.
Не авторам журнала или
сотрудникам (это само со
бой), а просто людям.
Сколько квартир он про
бил, когда был депута
том, скольким денег дал в
долг на эти квартиры (и
никогда не требовал воз
вращения). Вот, переби
рала письма недавно, сре
ди которых было письмо
сельского механика, рас
сказывающего, как ему
трудно добираться до со
седнего села на работу.
Заканчивалось оно фра
зой: пришлите деньги
на мотоцикл. И на пись
ме отмечено А.Т. Твар
довским: деньги посла
ны Очень много де
нежных писем прихо
дило, и я считаю их тоже
откликами на его по
эзию, потому что люди чувствуют, к кому можно обратиться, кто поможет, посочув
ствует. Я бы ещ отметила его черту чувство ответственности, которое мы с сестрой
явственно ощущали. Ответственен за вс: за семью, за детей, за литературу. И это вс
взаимосвязано. Если человек безответственен в семье, он и к журналу будет так
относиться. Это был человек высокой ответственности.
Владимир Лакшин говорил, что не нужно искать положительных героев, все
наши русские писатели являются таковыми: Пушкин, Достоевский, Толстой, Че
хов, Твардовский... продолжила тему Светлана Кайдаш Лакшина. Твардовско
го он очень любил и считал, что это самый лучший человек, которого он встретил в
своей жизни. А мне бы хотелось привести цитату из речи А.Н. Островского, произ
неснной на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве: Первая заслуга велико
го поэта в том, что через него умнеет вс, что может поумнеть... Вот от чего и великая
скорбь при их утрате. Образуется пустота, умственное сиротство: некем думать,
некем чувствовать. По моему, эти слова в высшей степени относятся к Александру
Твардовскому. Его редакция Нового мира выращивала армию людей, которые
могут поумнеть. Этот журнал был духовным центром страны. А сейчас, к сожале
нию, нет тех, кто об этом заботится. И мы до сих пор чувствуем сиротство от
потери прежнего Нового мира и ухода А.Т. Твардовского.
Светлана НОСЕНКОВА
От Василия Тркина до Нового мира
Тркин кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой героем.
На Карельском воевал
За рекой Сестрою.
21 июня исполнится 100 лет со дня рождения выдающего
ся отечественного поэта Александра Твардовского. Но уже
сейчас во многих литературных гостиных и библиотеках
проходят вечера, посвящнные создателю поэмы Васи
лий Тркин, получившей всенародную известность. Алек
сандр Трифонович внс огромный вклад в русскую литера
туру не только как писатель, но и как главный редактор
журнала Новый мир, которому он посвятил 16 лет своей
жизни (1950 1954 гг., 1958 1970 гг.). Поэтому немуд
рено, что сотрудники филиала Московской областной
государственной научной библиотеки им. Н.К. Крупской на
проспекте Королва объединили два события: грядущий
юбилей А.Т. Твардовского и прошедшее недавно 85 летие
со дня выхода первого номера Нового мира.
Валентина Александровна Твардовская.
Фото Светланы НОСЕНКОВОЙ
А.Т. Твардовский
в годы Великой
Отечественной войны.