background image
суббота
k
39, 10 апреля 2010 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
ИЗ СПИСКА КОСМОНАВТОВ
Это случилось 5 апреля 1975 года.
К тому времени наш ЦУП уже был способен в
полном объме выполнять функции Центра уп
равления космическими полтами. В 1974 году он
обеспечил управление двумя беспилотными ко
раблями Союз, модернизированными для со
ветско американской программы ЭПАС экспе
риментального проекта Союз Аполлон.
Они проходили лтные испытания под названия
ми Космос 638 и Космос 672. А в декабре из
нашего ЦУПа управляли пилотируемым кораблм
Союз 16. Это была генеральная репетиция пред
стоящего международного полта. И подготовка
к нему шла полным ходом.
Но в те годы не принято было в угоду между
народным интересам сворачивать свои нацио
нальные планы. Так что на околоземной орбите
вскоре появилась очередная советская косми
ческая станция Салют 4. Е первыми ново
слами стали Алексей Губарев и Георгий Греч
ко. Около месяца длилась их экспедиция, после
чего они благополучно вернулись на Землю.
Потом настала очередь Василия Лазарева и
Олега Макарова.
Управление полтом станции Салют 4 ве
лось из ЦУПа под Евпаторией. Наш ЦУП был цели
ком ориентирован на ЭПАС, да и, пожалуй, ещ не
был готов к одновременной работе по двум таким
пилотируемым программам. Это уже потом, со
временем, он станет многообъектовым, способ
ным обеспечить наджное управление различны
ми космическими аппаратами как околозем
ными, так и межпланетными.
Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорь
евич Макаров уже летали вместе. В сентябре 1973
года они испытывали корабль Союз 12, дора
ботанный после гибели экипажа первого Салю
та из за разгерметизации спускаемого аппарата
на 140 километровой высоте. Наши Григорьеви
чи так их назвали тогда журналисты.
И вот 5 апреля 1975 года второй старт в космос
Лазарева и Макарова.
У космонавтов каждый полт оставляет в памя
ти неизгладимое впечатление. Но этот старт за
помнился им особо.
Мы тогда готовились к длительной работе на
станции Салют 4, рассказывал Олег Григо
рьевич. И все наши помыслы были об этой
работе. Именно там мы ожидали встретиться с
какими то непредвиденными трудностями. А по
лт на корабле до станции нас мало волновал, и
меньше всего волновал участок выведения на
орбиту.
Но этот участок, который в штатном полте
длится около девяти минут, потребовал тогда от
Лазарева и Макарова колоссального напряжения
всех сил.
Ракета уверенно набирала скорость. Полт
устойчивый, регулярно докладывал экипаж,
самочувствие хорошее. Вс шло своим привыч
ным чередом.
Неожиданность подстерегала их на 291 й се
кунде полта, когда закончила работу вторая сту
пень ракеты носителя и должны были включить
ся двигатели третьей ступени.
Впечатления об этой ситуации очень непри
ятные, вспоминал Макаров. Мигает свето
вое табло, воет сирена Но аварийная система
спасения сработала чтко. Только перегрузки были
очень большими, около 20 единиц. На какое то
мгновение потемнело в глазах, но сознания не
теряли. Может быть, поэтому посадка показалась
нам очень мягкой.
Когда они вышли из спускаемого аппарата, то
увидели, что родная Земля не очень то ласково
позаботилась об их встрече. Они приземлились в
горах Алтая на довольно крутой склон перед уще
льем. И только купол парашюта, который они
предусмотрительно договорились не отстрели
вать, зацепившись за дерево, удержал спускае
мый аппарат на этом склоне
По принятой тогда практике корабль получал
порядковый номер только после выведения на
орбиту, поэтому в официальных сообщениях
Прошли десятилетия с той поры. И
как то с течением времени стираются в
памяти те великие дела, творцами ко
торых были мы и наши современники.
Все пилотируемые Востоки, Восхо
ды, Союзы, грузовые Прогрессы
были изготовлены на ЗЭМе РКК Энер
гия и вышли из стен его главного
сборочного цеха 444, в котором мне
довелось работать мастером ОТК прак
тически со дня его основания.
Работали много. Двенадцатичасовой
режим был обычным явлением, ред
кие выходные воспринимались как
праздник, а порой не выходили из цеха
сутками. И красный уголок был пере
оборудован под комнату отдыха, где
установили кровати. В то время в ос
новном все были молоды. Энергии хва
тало на вс. И главное, у каждого было
необычайно высокое чувство ответ
ственности за порученное дело и само
отверженность в работе.
Безусловно, всем событиям того вре
мени по освоению космоса мы в первую
очередь обязаны Сергею Павловичу Ко
ролву. Несмотря на свою колоссальную
занятость, он по нескольку раз в неделю
посещал главную сборку, внимательно
следил за тем, как воплощались в реалии
конструкторские решения, много бесе
довал с мастерами, рабочими, техноло
гами. На всю жизнь запомнились его
слова: Сделаешь хорошо, но опозда
ешь поругают и забудут. Сделаешь
быстро, но плохо будут помнить всю
ВСПОМНИМ ПОИМННО
Творцы гагаринского полта
Творцы гагаринского полта
Чьи руки делали легендарный Восток
жизнь. Вопросам качества и наджнос
ти Сергей Павлович придавал первосте
пенное значение. И несмотря на свою
строгость и принципиальность, всегда и
на всех уровнях подчркивал, что если
человек и совершил какую либо ошиб
ку, сам честно и своевременно о ней
доложил, то его ни в коей мере нельзя
наказывать. Его уважали, любили работ
ники цеха и несколько... побаивались за
его строгость. А слесарь сборщик В.И.
Морозов, закрывавший 11 апреля 1961
года на старте крышку посадочного люка
Востока с Ю.А. Гагариным на борту,
впоследствии Герой Социалистического
Труда, называл С.П. Королва Хозяи
ном с большой буквы.
Как то заглядывая внутрь находя
щегося на сборке спускаемого аппара
та Востока, на котором впервые дол
жен был лететь человек, С.П. Королв
как бы для себя, но вслух произнс: А
американцы очень спешат, хотят опе
редить нас с запуском человека в кос
мос, нам очень надо постараться, что
бы успеть раньше их. Это было в кон
це 1960 го начале 1961 года.
И мы успели. С.П. Королв приводит
в цех первых будущих космонавтов,
среди которых были Ю.А. Гагарин и
Г.С. Титов. Молодые ребята в лтной
форме с погонами старших лейтенан
тов впервые увидели настоящий Вос
ток, прошли примерку в скафандрах,
потрогали руками технику, на которой
должны были полететь. Обыкновенные,
скромные молодые парни. Очень при
ятно с ними было пообщаться, в том
числе и подпольно, в курилке.
Через нашу Калининградку хоте
лось бы поздравить всех королвцев с
Днм космонавтики, пожелать всего
самого доброго. И чтобы дети и внуки,
товарищи по работе, в том числе и
бывшие, взглянув на эту фотографию,
вспомнили о тех славных людях, де
лавших историю. Ведь большей части
из них среди нас уже нет.
И от имени ветеранов РКК Энер
гия, непосредственных участников
подготовки к полту гагаринского Во
стока, обращаюсь к администрации
наукограда Королва, ко всем руково
дителям промышленных предприятий
города и общественных организаций,
провести 2010 год под девизом подго
товки к празднованию 50 летнего юби
лея первого полта человека в косми
ческое пространство.
Александр ШМАКОВ,
заместитель начальника Управления
технического контроля ЗАО ЗЭМ РКК
Энергия, начальник ОТК цеха 444
12 апреля исполняется 49 лет со дня полта в кос
мос Юрия Алексеевича Гагарина, открывшего эру
освоения землянами космического пространства.
2010 год год преддверия перед пятидесятилети
ем со дня запуска на околоземную орбиту первого
человека. С уверенностью можно сказать: 12 апре
ля 2011 года вс цивилизованное человечество
будет широко отмечать эту выдающуюся дату.
Слева направо: 1 й ряд: М.К. Шубин слесарь сборщик, А.В. Шмаков мастер ОТК, Ю.Д. Силаев испытатель, В.И. Морозов
слесарь сборщик, Г.Л. Долотова технолог, К.Г. Горбатенко зам. нач. цеха, Н.Д. Шумилин слесарь сборщик, Н.В. Селезнв
слесарь сборщик, В.И. Сухов слесарь сборщик;
2 й ряд: Н.М. Осатюк эл. монтажник, В.В. Селезнв слесарь сборщик,
А.В. Сазонов эл. монтажник, Н.Н. Головешкин мастер ОТК, А.В. Курбатов эл. монтажник, Е.С. Фдоров технолог, В.Н. Самсонов
технолог, В.Я. Скопцов слесарь сборщик, Н.И. Хохлов мастер ОТК;
3 й ряд: Е.А. Булин эл. монтажник, М.Ф. Козлов слесарь
сборщик, А.Т. Корнеев технолог, В.И. Вахнин технолог, А.С. Суетин испытатель, В.А. Фролов испытатель, И.А. Кротов
слесарь сборщик, В.И. Кротов слесарь сборщик, И.Э. Цыган испытатель.
И снова в космос после аварии
И снова в космос после аварии
(например, в сообщениях ТАСС) их Союз ос
тался просто Союзом. Хотя потом некоторые
авторы решили упорядочить это дело, вот и
появились названия типа: Союз 18/1, Союз
18а Но, на мой взгляд, истина вс таки до
роже.
Пережив вс это, наверное, трудно было ре
шиться на новый шаг в космос. Но работа есть
работа, а от неудач никто не застрахован. Лаза
рев и Макаров снова приступили к трениров
кам, снова встали в строй действующих космо
навтов. Олег Григорьевич ещ дважды слетал в
космос. Он был в экипаже первой экспедиции
посещения на станцию Салют 6 и, три года
спустя, был главным ремонтником, когда по
требовалось восстановить работоспособность
системы терморегулирования на этой станции.
А Василий Григорьевич тогда возглавлял дуб
лирующий экипаж. Но в космосе ему побывать
больше так и не довелось.
Помню, как то в евпаторийском ЦУПе органи
зовали мы рабочую встречу прессы с двумя кос
монавтами. Один из них, обладатель хорошо
поставленного баритона, сразу же взял инициа
тиву на себя. Другой (это был Олег Макаров)
сидел молча и только когда коллегу стало зано
сить, покачав головой, начал говорить своим
обычным негромким голосом. Он не употреблял
общих фраз, а говорил конкретно, по существу
вопросов, которые интересовали присутствую
щих. И чувствовалось, что перед нами не только
опытный космонавт, но и грамотный инженер,
глубоко знающий технику, в создании которой
он участвовал.
Кстати, Олег Григорьевич считал себя в первую
очередь инженером. Был такой случай. Зашл
разговор о том, что в отличие от лтчика космо
навт не всегда может непосредственно управлять
своим кораблм, и тогда его жизнь всецело зави
сит от работы автоматики. Спросили Макарова,
что он испытывает в такие моменты, не возникает
ли у него желания держать управление вс таки в
своих руках? На это Олег Григорьевич ответил: Я
инженер. А инженер обязан доверять технике,
которую он разрабатывает.
Валерий ЛЫНДИН
Дважды Герой Советского Со
юза Олег Григорьевич Макаров
был, пожалуй, одним из самых
скромных наших космонавтов.
Он не старался привлечь к себе
внимание, но тем не менее для
журналистов всегда был желан
ным собеседником, потому что
мог просто и доходчиво расска
зать и об устройстве космичес
кого корабля, и об особеннос
тях жизни на орбите.