background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
41, 15 апреля 2010 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
C
M
Y
K
Согласно народному преданию, в
1606 году на берегу реки Вори появи
лись старец схиеромонах Варлаам и
две старицы Евдокия и Ульяна, принс
шие с собой спаснную от поляков ста
ринную икону Николая Чудотворца.
Варлаам поселился на кладбище, Ев
докия там, где впоследствии возникла
деревня Авдотьино, а Ульяна на горе,
которая до сих пор называется Ульяни
ной. Для спаснной иконы была пост
роена деревянная часовня, где стали
проходить богослужения. Из прихожан
Варлаам собрал небольшую братию, и
церковь превратилась в монастырь.
После смерти Варлаама церковь опу
стела, братия распалась. Среди оби
тавших вокруг не бродяг был один
человек по имени Берлюк он вл
жизнь таинственную, непонятную, го
ворили, что по ночам грабил прохо
жих. Как закончилась его жизнь
сведений нет, но имя его вошло в исто
рию и сохранилось в названии пусты
ни.
Неизвестно, что стало с Берлюков
ской пустынью после Указа царицы
Анны Иоанновны о е ликвидации. Бла
годаря вмешательству Московского
митрополита Платона (Левшина) нача
лось восстановление упраздннной
обители. Год за годом Берлюковская
пустынь оставалась небольшим, ничем
не выдающимся мужским монастырм
с количеством братии не более пятнад
цати человек.
С начала XIX века начинается период
расширения, переустройства и возве
личивания Берлюковской пустыни: она
получила широкую известность и сла
ву благодаря чудесным исцелениям
больных и страждущих от тяжлых не
дугов.
В 1895 году было начато, а в 1900
году закончено строительство большой
четырхъярусной колокольни на сред
ства московского купца Самойлова, по
проекту известного архитектора Камин
ского. Купол и крест колокольни и сей
час видны окрест на расстоянии более
десяти километров.
Монастырь просуществовал до Ок
тябрьской революции и был закрыт в
1920 году. В 1972 году на этом месте
открывается больница интернат для
больных туберкулзом и с психически
ми заболеваниями. Поэтому на некото
рых зданиях монастыря нет крестов
это территория больницы.
Сейчас в монастыре ведутся актив
ные восстановительные работы, про
ходят службы, воссоздаются интерье
ры зданий. Колокола пока висят на ули
це. Появились грядки с лекарственны
ми травами возвращается былая
слава монастырской аптеки.
История Берлюковской пустыни
История Берлюковской пустыни
В запущенном виде предста
ло передо мной имение Николь
ское Обольяново в селе Подъя
чево Дмитровского района. Гос
подский дом с фасада чем то
напоминает Смольный дворец.
Пару лет назад здесь снимали
фильм Штрафбат. Неподал
ку от дома фундамент графской
школы. Вообще, село оставляет
впечатление полной разрухи:
жилых домов почти не осталось,
по улицам бегают злые голод
ные собаки.
Усадьбу возвели в конце XVIII
века. С 1802 года и до середины
XIX века она принадлежала Обо
льяниновым, а до 1917 года
Олсуфьевым. Надо сказать, что
этот временной промежуток
самый значимый в истории
усадьбы и связан с именами Л.Н.
Толстого и Д.И. Менделеева, при
езжавших сюда погостить. Лев
Николаевич работал в усадьбе
над произведениями Смерть
Село Воздвиженское известно с XIV века. Оно связано исторически
и топографически с древним городом Радонежем и находилось на
Большой Переславской дороге (сейчас это старое Ярославское шоссе).
По преданию, в 1380 году на Воздвиженском холме по пути к преподоб
ному Сергию за благословением на Куликовскую битву отдыхал вели
кий князь Дмитрий Донской. В селе был построен царский путевой
дворец, каменный фундамент которого в начале XIX века был разобран
и использован при постройке каменной церкви. Здесь была последняя
остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в
Троице Сергиев монастырь. Из древних книг известно, что 10 летний
Иоанн (будущий Грозный) осенью 1540 года останавливался в Воздви
женском. Неоднократно отдыхал во дворце Борис Годунов, сопровож
даемый пышной свитой. В августе 1606 года ночевала в селе опальная
царица Марина Мнишек. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского
проследовало через Воздвиженское к Москве с чудотворной Казанс
кой иконой Божией Матери. По пути из Костромы в Москву в 1613 году
здесь останавливался новоизбранный царь Михаил Фдорович Рома
нов. В состав государева двора входила церковь Воздвижения Креста
Господня, имевшая два придела. Из предметов XVII века сохранилась
храмовая икона преподобного Алексия человека Божия, резные цар
ские врата и расписные жестяные брачные венцы, которые ныне
хранятся в музее Сергиева Посада.
События, произошедшие в Воздвиженском, легли в основу опе
ры М. Мусоргского Хованщина. 30 сентября 1682 года, в день
именин царевны Софьи, на сельской площади был зачитан смерт
ный приговор начальнику Стрелецкого приказа князю Ивану Андре
евичу Хованскому и его сыну Андрею.
В Ногинском районе Подмосковья, неподалку от Щлковско
го шоссе, на берегу реки Воря раскинулось село Авдотьино.
Знаменито оно некогда известными купцами и промышленни
ками и своим монастырм. Мы приезжаем сюда каждый год
полюбоваться не только красивыми местами, но и посмот
реть, как идут работы по возрождению Николаевской Берлю
ковской пустыни, ведь в советское время монастырь не имел
статуса архитектурного памятника и постепенно разрушался.
В 1689 году семнадцатилетний Птр предъявил свои права на
престол. Между юным царм и его сестрой правительницей Софьей
началась война. После неудачной попытки Софьи поднять восста
ние против Петра, она выехала в Троице Сергиеву лавру на перего
воры. Доехав до Воздвиженского, остановилась в путевом дворце
и просила Петра вернуться в Москву, имея тайное намерение убить
его. Но верные царю люди отправили Софью в Москву, в Новодеви
чий монастырь, где она была пострижена в монахини под именем
инокини Сусанны. Этот эпизод ярко описан в романе А.Н. Толстого
Птр Первый.
Воздвиженская церковь сооружена из кирпича в 1838 году. Она
причислена к выдающимся произведениям московского ампира.
Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключи
тельно редкую для своего времени композицию храма под зво
ном. Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя
столбами увенчан барабаном звонницей и со всех сторон обрабо
тан небольшими портиками греко дорического ордера. Для разме
щения придела церковь внутри имеет хоры с точной балюстрадой,
расположенные по периметру стен. Благодаря хорам интерьер цер
кви получил светский характер зала.
За последние десятилетия храм реконструирован и приведн в
порядок, выполнена резьба главного иконостаса, написаны иконы,
приобретена утварь, получены в дар колокола. Ежегодно 18 июля,
в день Обретения мощей преподобного Сергия, от церкви соверша
ется крестный ход в село Радонеж.
Место это обладает сильной аурой, здесь будет интересно и позна
вательно провести время и туристам, и паломникам, и историкам.
Ивана Ильича, Хозяин и ра
ботник, Хаджи Мурат. Здесь
же была написана большая часть
романа Воскресение.
То усадебное строение, что
предстат сегодня нашему взо
ру, это постройка начала XIX
века образец архитектуры
классицизма. Трудно поверить,
но дом деревянный, оштукату
ренный, на белокаменном цоко
ле, со стороны парадного двора
украшен портиком лоджией с
фронтоном. Кирпичные флиге
ли ещ более просты по своей
архитектуре, чем господский
дом, и объединены с ним крыты
ми галереями. По моим ощуще
ниям, здесь был зимний сад.
Южным фасадом дом выходит в
парк.
За домом в 1794 году была
построена в формах раннего
классицизма с элементами ба
рокко церковь Николая Чудо
творца. К двухсветному объму
По дороге в сторону Сергиева Посада раскинулось на небольшом холме село Воздвиженское. Привычный глазу
русский пейзаж: речушка, сосны на круче и скромная церковь. Но мало кто знает, что воздвиженская земля хранит
в себе многочисленные свидетельства о давно минувших днях и эпохальных событиях.
храма примыкают алтарь и тра
пезная с трхъярусной колоколь
ней, увенчанной шпилем. Дос
топримечательностью иконоста
са того времени была подписная
икона святого Иоанна Милости
вого и святой праведной Анны,
подаренная императрицей Ели
заветой Петровной. Икона сто
яла на почтном месте в мест
ном ряду, вторая от Царских врат.
После революции 1917 года храм
был разграблен, осквернн и за
крыт. Возвращн православной
церкви только в апреле 2000
года. Сейчас здесь проводятся
восстановительные работы.
Сохранился и пейзажный
парк, считающийся одним из
лучших образцов садово парко
вого искусства в Подмосковье, с
двумя прудами в разных уров
нях. Хочу заметить, что парк раз
бит на склоне самого большого
холма Московской области
высота его 293 метра.
Как и многие другие усадьбы,
имение Никольское Обольяново
много лет назад вышло из под
опеки государства. Руководство
Дмитровского района, не имея
возможности своими силами
восстановить памятник архитек
туры, отдало эту усадьбу прези
денту Калмыкии Кирсану Илюм
Если бы я жила в XVIII или XIX веке, то непременно в усадьбе. Я солидарна с Чеховым,
который говорил: Ужасно я люблю вс то, что в России называется имением. Это слово
ещ не потеряло своего поэтического оттенка. Поэтому так тянут меня места, где
раньше обустраивались дворянские гнзда, жаль, разорены они нынче, а многие просто
разрушены до основания.
Воздвиженское безмолвный свидетель
Воздвиженское безмолвный свидетель
жинову с условием реставрации.
Но за 15 лет Олсуфьевский дво
рец только ещ больше разру
шился никаких реставраци
онных работ здесь так и не про
водилось.
Добраться до усадьбы мож
но по Дмитровскому шоссе до
Яхромы, затем свернуть в сто
рону Рогачвского шоссе, да
лее смотреть указатель на
Подъячево. Своим ходом до
усадьбы и храма можно до
браться от станции Дмитров,
далее на автобусе 23 до села
Подъячево.
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
Гости Олсуфьевского дворца
Гости Олсуфьевского дворца