background image
C
M
Y
K
четверг
k
44, 22 апреля 2010 г.
Выпуск 67
РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ
Обустройство человеческого обще
ства на Земле с давних времн занима
ло мыслителей и фантастов. Вспом
ним хотя бы Атлантиду Платона, Ос
тров Утопия Томаса Мора, Город
Солнца Кампанеллы, Возвращение
со звзд Станислава Лема и Пол
день. ХХII век Стругацких. И все эти
авторы отмечали пороки общества,
мешавшие достижению гармонии.
Определим основные, на наш взгляд,
пороки, с которыми продолжает раз
виваться земная цивилизация. Это заг
рязнение окружающей среды промыш
ленным и бытовым мусором, всевоз
можными утечками вредных веществ;
пробки на дорогах (электромобили,
велосипеды проблемы не решат); боль
шие расстояния между жильм и рабо
той, магазинами, зонами отдыха и т.д.;
отторжение от природных массивов
земли для коммуникаций; огромные
мегаполисы душат сами себя автомо
бильными удавками. По данным ООН,
дорожные аварии являются во всм
мире второй причиной смерти среди
молодых людей в возрасте 5 29 лет
и третьей причиной смерти людей в
возрасте 30 44 лет. В ДТП ежегодно
погибает приблизительно 1,2 млн че
ловек, ещ 50 млн получают травмы
или становятся инвалидами. По про
гнозам ВОЗ, к 2030 году аварии станут
пятой по распространнности причи
ной смерти населения Земли. Разуме
ется, долго так продолжаться не мо
жет. Такой сценарий развития ведт в
непроходимый тупик и к гибели зем
ной цивилизации.
С этих позиций и рассмотрим воп
рос. Важную роль здесь играет гео
метрический подход. Все авторы
идей построения рациональных го
сударств и городов, начиная с Пла
тона, едины в одном: их конструкции
имеют в плане круглую форму. Мы
также возьмм сферическую форму
построения жилого пространства,
аналогичную проектам лунных или
марсианских баз.
Вместо того чтобы тратить огром
ные средства на освоение Луны, Марса
и других планет, лучше сначала пост
роить космические базы города на
Земле.
Инфраструктура лунной базы долж
на включать в себя следующие объек
ты
:
1) Жилой комплекс (ЖК), рассчитан
ный на 200 человек, располагается в
кратере диаметром около 400 м и глуби
ной до 40 м. Комплекс имеет несколько
ярусов по высоте. На каждом ярусе раз
мещаются различные по размерам и
назначению секции, которые включают
в себя жилые, больнично оздоровитель
ные, спортивные и развлекательные мо
дули 9x9 м, лаборатории, столовую, теп
лицы и оранжерею, птицезвероферму,
транспортные станции.
2) Стартово посадочный комплекс
(СПК) состоит из стартово посадочной
площадки, командно диспетчерского
пункта, ангаров для космических кораб
лей и техники обслуживания, спортив
но медицинского и пищевого модулей
и др.
3) Центр управления полтами (ЦУП)
включает в себя станции слежения за
параметрами орбит космических кораб
лей и поддержания связи, модули энер
го и жизнеобеспечения.
4) Промышленный комплекс (ПК)
состоит из цехов по изготовлению ме
таллоконструкций, ремонту и сборке
модулей и агрегатов космических ко
раблей, получению чистых металлов и
веществ, а также объектов обеспечения
производства и жизнедеятельности.
5) Энергетический комплекс (ЭК)
объединяет солнечные батареи на лун
ной поверхности и орбитальных систе
мах, преобразователи и накопители
энергии, ЛЭП и средства е распреде
ления.
6) Металлургическо химический
комплекс (МХК) составляет совокуп
ность заводов по выплавке металлов и
изготовлении металлопроката, получе
нию строительных материалов и кон
струкций, выделению кислорода, во
дорода, метана, гелия и других газов,
получению воды и других растворов.
7) Горнодобывающий комплекс
(ГДК) включает карьер (рудник) по до
быче полезных ископаемых, ангары для
ремонта техники, горно обогатитель
ные модули, склады готовой продук
ции и отвалы пустой породы.
8) Транспортный комплекс (ТК) со
стоит из подвесных канатных дорог,
монорельсовых линий и тоннелей.
9) Склады.
Если для безжизненной пустынной
поверхности Луны такой проект, в об
щем, приемлем, то для Земли он дол
жен быть существенно откорректиро
ван примерно следующим образом.
1) В городах не более 500 тысяч
жителей.
2) Полное отсутствие автомобиль
ного транспорта только пешеход
ные переходы, лифты, эскалаторы,
движущиеся тротуары, соединяющие
жилые помещения с местами работы,
отдыха и т. д. Длина этих переходов не
более 1 километра с возможностью
перемещения по ним инвалидов.
3) Жилой комплекс удалн от СПК,
ПК, ЭК, МХК, ГДК. Связь между этими
объектами только подземная.
4) ТК, состоящий только из тоннелей
типа метро, посадочных площадок для
вертолтов.
5) ЖК объединн с ЦУПом.
8) Добавлен животноводческий ком
плекс (ЖВК).
Открывая ХХХIV Академические Королвские
чтения, академик РАН Б.Е. Черток так сформу
лировал задачу космонавтики и чтений:
Сохранить нашу уникальную планету для
близких и далких потомков.
Простой расчт показывает, если
взять 2000 м
3
на человека, с учтом
строительных перегородок, то нам по
требуется объм, равный 10
9
м
3
или 1
км
3
. Такой городок мог бы разместить
ся в объме полого шара с размерами
Д
н
= 2 км, а Д
вн
= 1,8 км, с толщиной
стенки в 100 метров. Из расчта для
7 млрд жителей Земли потребуется
14 тысяч подобных земных баз, занима
ющих площадь примерно 440 000 км
2
.
Общая площадь земной поверхнос
ти составляет 510,2 млн км
2
, суша за
нимает 29,2%, на долю пустынь прихо
дится около 47 млн км
2
. Одной только
площади пустынь хватит, чтобы разме
стить достаточное количество баз для
700 млрд человек.
Остальная часть суши останется не
тронутой, и е биомасса будет разви
ваться естественным путм под при
смотром человека, как это делается в
современных заповедниках. Планета
Земля будет представлять собой огром
ный заповедник, сохраняемый таким
образом для многих поколений землян.
Что самое ценное на Земле? Не ле
витановские пейзажи, рериховские гор
ные массивы и водная стихия Айвазов
ского, а биосфера, вершиной которой
является по воле Божьей человек. Его
разума должно хватить на то, чтобы
понять: к природе, дарованной ему,
нельзя относиться наплевательски, гра
бить е в угоду сиюминутной наживе.
Ибо сказано: Не собирайте себе со
кровищ на земле, где моль и ржа ис
требляют и где воры подкапывают и
крадут, но собирайте себе сокровища
на небе Под сокровищами на небе
следует понимать, по Серафиму Са
ровскому, стяжание Благодати Свято
го Духа за праведные дела на Земле. За
сбережение планеты и человечества!
Сталь ДЕНИСОВ
Как сохранить планету
Как сохранить планету
Как сохранить планету
Утверждается, что вскоре после окон
чания Первой мировой войны в печать
стали просачиваться сообщения о появ
лении, в том числе и в Германии, прото
типа лазерного оружия. Но именно тог
да же А.Н. Толстой закончил книгу Ги
перболоид инженера Гарина. Прото
типом Гарина стал талантливый русский
инженер Аполлон Аркадьевич Цимлян
ский, сын мелкого чиновника придвор
ного ведомства, живший по соседству с
писателем в Царском Селе. Все оборон
ные работы, в том числе по созданию
боевых лазеров, были строжайше засек
речены, и фамилия Цимлянский, скорее
всего, была псевдонимом, призванным
наджно скрыть настоящее имя.
Цимлянский обладал незаурядным та
лантом конструктора и изобретателя, ин
тересовался буквально всем и, разуме
ется, вопросами космических полтов: он
разрабатывал ряд проектов, основанных
на идеях К.Э. Циолковского. Среди раз
работок имелся совершенно фантасти
ГИПОТЕЗА
ческий для того времени проект полта к
Луне. Предполагалось достичь спутника
Земли на ракете носителе и облететь Луну
на пилотируемом космическом корабле,
напоминавшем современные Шаттлы
или Бураны. Красная профессура, за
кончившая двухгодичные курсы, открыто
ненавидела изобретателя, своими трудами
перечркивавшего целые научные на
правления, придуманные этими профес
сорами, вышедшими из народа. Как толь
ко появилась возможность убрать его из
страны, Цимлянского немедленно реко
мендовали в длительную научную коман
дировку в Германию. Ехать предстояло в
лабораторию атомной физики, так как он
также очень интересовался и работами с
радиоактивными веществами.
Самый неподдельный интерес вызвала
в Германии разработанная Цимлянским
ракета носитель с жидкостным ракетным
двигателем (ЖРД). По данным некото
рых западных источников, Цимлянский
согласился с предложением немцев раз
делить его проект лунной экспедиции на
два. Первый предусматривал создание
баллистической ракеты, а второй реак
тивного истребителя перехватчика. Ма
териалы проекта ракетного корабля пере
дали в фирмы Мессершмитта и Хейнкеля.
Где то около 1934 года Москва стала
требовать возвращения Цимлянского на
родину, но Берлин на запросы не реагиро
вал. По одной из версий, в 1938 году уч
ный посетил советское посольство и на
следующий день скончался от пищевого
отравления.
Однако имя Цимлянского никогда и ниг
де не упоминалось! И вс же, несмотря на,
казалось бы, строжайшую секретность, у
меня появилась уверенность, что этот рус
ский инженер мне знаком. В Германии ра
боты по ракетно космической технике ве
лись в режиме особо высокой степени сек
ретности. Как правило, для соблюдения
секретности существовала практика созда
ния двойника главного генератора идей.
Таким двойником мог быть только Гер
ман Оберт. Уже в 1939 году его ракета А 3
весом 750 кг поднялась на высоту 13 км.
Следующей в этой серии стала А 4, знаме
нитая ФАУ 2, которыми немцы обстрели
вали Англию. Весьма вероятно, что дос
тичь таких высоких результатов позволи
Герман Оберт или Аполлон Цимлянский?
Герман Оберт или Аполлон Цимлянский?
Удивительная версия истории создания и развития современной ракетной
техники появилась в книге В.В. Веденеева Сто великих тайн Третьего Рейха.
Если Б.В. Раушенбах пионером ракетно космической науки и техники факти
чески признат Г. Оберта (в своей одноимнной книге), то в новой версии
таковым назван малоизвестный русский учный А.А. Цимлянский.
ло использование идей Цимлянского.
Впоследствии вывезенный американца
ми в США Вернер фон Браун прямо зая
вил, что его учителем был русский инже
нер Цимлянский, которому он благода
рен за полученные от него знания. Под
тверждает правоту моей версии и утверж
дение Б.В. Раушенбаха, что Вернер фон
Браун, который говорил: Мы были все
гда только жестянщиками, считал себя
учеником Г. Оберта, подчркивая в своих
работах, что основные принципы пост
роения и конструктивные особенности
ракет взяты им из его книг.
Евгений МАРЧЕНКО, ветеран
РКК Энергия им. С.П. Королва
Рис. автора