background image
C
M
Y
K
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
44, 22 апреля 2010 г.
Выпуск 67
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
Как мне представляется, остаточные
знания нужно проверять не на втором
третьем, а на последнем курсе, а то и
через три пять и более лет после окон
чания вуза. И каковыми должны быть
эти остаточные знания абстрактно
схоластическими (вроде такого:
Сколько квантовых состояний у водо
родоподобного иона с главным кван
товым числом п?) или обязаны слу
жить пониманию окружающего мира
(например, такой: Каков механизм хо
лодного свечения люминесцентных
ламп?)?
В Законе РФ Об образовании (ста
тья 7, п.1) говорится: В Российской
Федерации устанавливаются государ
ственные образовательные стандар
ты,.. определяющие в обязательном
порядке образовательный ми
нимум содержания основных
образовательных программ
Ответ на вопрос, каковы обяза
тельные стандарты в курсе об
щей физики технических вузов
и образовательный минимум,
находим на портале Минобрна
уки РФ, где представлен Госу
дарственный образовательный стан
дарт высшего профессионального об
разования.
Оказалось, что образовательным
стандартом по курсу общей физики
для технических вузов является про
грамма преподавания данного пред
мета, спущенная в эти вузы министер
ством. Но она столь же далека от зап
росов жизни, как и вопросы по выявле
нию остаточных знаний. В принципе,
иного нельзя было и ожидать. Состав
ляли программу физики, которые за
ботились о целостном изложении фи
зики как науки в возвышенном смысле
этого слова. Их, мягко выражаясь, не
заботили прикладные аспекты этих
знаний. Нужно ли в общем курсе физи
ки давать знания, которые будут вос
требованы жизнью, это, похоже,
слишком утилитарный вопрос.
В 2002 году комитет Госдумы РФ
провл парламентские слушания по
содержанию стандарта общего обра
зования. В рекомендациях, составлен
ных по результатам слушаний, есть
слова: Усилить деятельную направ
ленность общего образования, востре
бованность результатов образования в
жизни.
Они актуальны не только для
общеобразовательных учебных заве
дений, но и для вузов.
Размышляя над целями высшего
образования вообще и преподавания в
вузах общеобразовательных предме
тов, в частности физики, я пришл к
следующему выводу. Кроме двух дек
ларируемых целей, а именно фило
софской (формирование у студентов
современного естественнонаучного
мировоззрения) и практической (зало
жить основы усвоения профессиональ
ных знаний), есть ещ и третья цель,
прикладная дать знания о физиче
ских механизмах явлений окружающе
го мира, проявляющихся непосред
ственно или опосредованно в нашей
жизни. И при этом вуз должен гаранти
ровать усвоение некоторого минимума
знаний по физике, которые запраши
ваются жизнью и будут соответство
вать по минимуму эрудиции спе
циалиста с дипломом технического вуза
независимо от его успеваемости.
Как видно из результатов парламент
ских слушаний, не я автор изложенной
идеи. Однако редакции журналов Фи
зическое образование в вузах и Аль
ма Матер, куда я обратился со стать
й, где излагал свою позицию, присла
ли мне такие отказы: Статья вредная,
публиковать нельзя и В условиях,
правильных ответов дали 10 человек,
трое смогли одолеть по 7 и 8 вопросов.
Результат: 65 из 224 возможных (ме
нее 30%).
Выявились и неожиданные резуль
таты. Из 11 студентов бауманцев
только один указал, что причиной
подъма аэростата является сила
Архимеда, из 16 аспирантов второй
группы об этом знали всего лишь
двое. Во второй студенческой группе
и среди вчерашних школьников тако
вых не оказалось! Но зато знают Ар
химеда половина из первой аспиран
тской группы и химфака МГУ.
Практически для всех оказался не
подъмным вопрос,
что такое кило
ватт час. Только 9 человек один из
них вчерашний школьник! из 80
знают, что это такое. Большин
ство дало нелепые ответы: по
требляемая мощность в еди
ницу времени и кВт/ч.
На вопрос
Что является мель
чайшей частицей носителем
физико химических свойств ве
щества?
дали правильный от
вет только 5 из 12 студентов хим
фака МГУ. На этом же уровне оказа
лись вчерашние школьники 4 из 10
ответили правильно: молекула. А 7 хи
миков из 12 убеждены, что это атом
или электрон. Бауманцы дали 10 пра
вильных ответов из 11, вторая студен
ческая группа 7 из 22. Половина
первой группы аспирантов дала пра
вильный ответ, вторая группа на 3 из
16, т.е. в два раза хуже, чем вчерашние
школьники.
Вопрос про кипятильник для всех,
кроме бауманцев (6 правильных отве
тов из 11) оказался непосильным. Вот
ответы специалистов с незаконченным
и полным высшим техническим (уни
верситетским!) образованием: не бу
дет работать, так как он на 220 В,
будет перегрузка сети, так как он на
220 В, мощность будет равна 2 кВт,
остальные 0,5 кВт и даже мощ
ность не изменится.
О том, что существуют природные
тепловые машины, осведомлены 15
человек из 80. Из них 11 с полным, 3 с
незаконченным высшим образовани
ем и один вчерашний школьник! Боль
шинство отмолчалось. Но были и такие
ответы: паровоз, холоднокровные жи
вотные, водопад, вулкан, фотосинтез,
солнечные элементы. Студенты бау
манцы и остальные 65 человек не дали
себе труда задуматься над тем, откуда
бертся невероятная энергия смерчей
(торнадо тайфунов ураганов), которые
завязывают в узел стальные фермы
высоковольтных ЛЭП и выносят на сушу
морские суда, откуда кинетическая
энергия ветра. А гейзер это же при
родная тепловая циклическая машина!
Впрочем, не удивительно, что природ
ные тепловые машины оказались тай
ной для подавляющего числа дипло
мированных инженеров и старшекурс
ников. Это секрет и для многих опыт
ных преподавателей физики.
Размышляя над результатами свое
го исследования, периодически воз
вращаюсь к мысли: может быть, и в
самом деле, когда власти страны ста
вят задачи коренного обновления на
учного потенциала и прорыва в облас
ти современных технологий, моя пози
ция мелка, непатриотична и справед
ливо не вызывает сочувствия и под
держки маститых профессоров?
Однако, с другой стороны, не удобнее
ли и привычнее для многих не замечать,
в каком платье щеголяет король?
Виктор МАРЧЕНКО,
кандидат физико математических
наук, доцент кафедры физики
когда в нашей стране ставят задачи
коренного обновления научного потен
циала и прорыва в области современ
ных технологий, такая позиция не вы
зывает сочувствия и поддержки.
Чтобы вс таки выяснить, каковы же
реальные остаточные знания по физи
ке, я разработал опросный лист, вклю
чающий вопросы по механике, элект
ричеству, оптике, квантовой механике
и термодинамике. Все вопросы были
на уровне программы средней школы
или чуть выше. В опросных листах была
возможность дать ответ либо сделать
отметку в графе затрудняюсь отве
тить. Листы заполнялись в присут
ствии опрашивающего, опрашиваемые
отбирались случайным образом с их
согласия, гарантировалась аноним
ность. Исследования проводились сре
ди студентов 4 5 го курсов на хим
факе МГУ им. Ломоносова, МГТУ им.
Баумана, МАДИ (ТУ), МГСУ, аспиран
тов МГУ Леса, РКК Энергия, ЦНИИ
маша, МГСУ, а также среди вчерашних
школьников студентов первого кур
са МГСУ. Всего было опрошено 80 че
ловек 10 бывших школьников, 43
студента 4 5 го курсов и 27 аспиран
тов. Выборка не является представи
тельной и не претендует на высокую
точность. Однако полученные резуль
таты дают достаточно пищи для углуб
лнных размышлений.
Опросный лист включал следующие
вопросы.
1 4. Что является физической при
чиной подъма над землй: аэростата,
ракеты, самолта, зенитного снаряда. 5.
Кипятильник мощностью 1 кВт и напря
жением 220 В включили в сеть 110 В. На
какую мощность можно рассчитывать?
6 7. Что такое кВт ч? Как правильно:
кВт/ч или кВтч? 8 9. Что определяет
цвет, а что интенсивность монохрома
тического света? 10. Что является мель
чайшей частицей носителем физи
ко химических свойств вещества? 11
13. Назовите три механизма потери теп
ла нагретым телом. 14. Дайте пример
преобразования тепловой энергии в
механическую в природе.
Из 10 бывших школьников ни на
один вопрос из 14 не ответили пра
вильно четверо, один правильный
ответ дали 3 человека, на 2 вопроса
3 человека. То есть, из 140 возможных
правильных ответов дано всего 9.
Студенческий контингент пришлось
разбить на 2 группы: (ХФ МГУ, МГТУ) и
(МАДИ, МГСУ), 22 и 23 человека соот
ветственно. В первой группе от 1 до 6
правильных ответов дали 16 студен
тов, от 7 до 10 7 студентов. Интег
рально, из возможных 322 правильных
ответов дано 124 (меньше 40%). Во
второй группе не смогли ответить ни на
один вопрос 2 человека, на 1 вопрос
10, на 2 вопроса 7, на 4 и 5 вопросов
3 человека. Из 308 возможных пра
вильных ответов дано 32 (10%).
Аспирантов также пришлось разбить
на 2 группы: РКК Энергия, ЦНИИмаш
11 человек, МГУ Леса, МГСУ 16. В
первой группе правильно ответили на 3
и 4 вопроса 2 человека, на 7 13
вопросов 9. То есть 92 из 154 воз
можных (60%). Во второй группе один
аспирант не ответил правильно ни на
один из 14 школьных вопросов, на один
вопрос ответили 2 человека. От 2 до 6
Недоучки
Недоучки с дипломами
с дипломами
ВЕЧНО ЖИВЫЕ ИМЕНА
Одни говорят о значении идей и
дел великого человека для мировой
и отечественной истории, другие
поносят его с привычными гримаса
ми и интонациями. А мне вспомина
ются лекции и публикации 1970
1980 годов, в которых приводились
неизвестные ранее сведения об этни
ческих корнях великого интернацио
налиста. Как известно, сам Владимир
Ильич называл себя великороссом,
но азиатская внешность и некоторые
другие признаки говорили о присут
ствии среди его предков представи
телей разных народов.
Владимир Ильич Ульянов родился
в Симбирске, в семье инспектора на
родных училищ Ильи Николаевича
Ульянова (1831 1886), имевшего
личное (ненаследственное) дворян
ство. Семья будущего виднейшего
революционера в большинстве сво
м состояла из разночинцев. В роду
Ленина выделяют представителей
нескольких национальностей рус
ских, калмыков, чувашей, евреев,
немцев и шведов.
Дед Ленина по отцу, Николай Ва
сильевич Ульянов, чуваш, был кре
постным крестьянином Нижегород
ской губернии. Переселившись в Ас
трахань, работал портным. Будучи
уже немолодым, он женился на Анне
Алексеевне Смирновой, отец кото
рой был калмыком, а мать русской.
Когда Н.В. Ульянову было 60 лет,
родился Илья Ульянов. После смерти
отца Илью опекал старший брат Ва
силий Ульянов, который помог ему
получить достаточное образование,
чтобы поступить на физико математи
ческий факультет Казанского универ
ситета. После окончания университета
в 1854 году Илья Николаевич работал
учителем математики и физики в гим
назиях, институтах и училищах Пензы
и Нижнего Новгорода, а с 1869 года
был инспектором и директором народ
ных училищ Симбирской губернии.
После награждения в 1882 году орде
ном Святого Владимира III степени Илья
Николаевич Ульянов получил право на
потомственное дворянство.
Дед Ленина по матери Александр
Дмитриевич Бланк (до крещения в пра
вославие Израиль Мойшевич) был хи
рургом, служил военным врачом, а да
лее медицинским инспектором госпи
талей Государственного оружейного
завода в Златоусте. Выйдя в отставку в
чине статского советника (соответству
ющего генеральскому), доктор Бланк
приписался к казанскому дворянству
(чин давал ему достоинство личного
дворянина) и приобрл в Казанской
губернии имение Кокушкино. Женой
его стала Анна Ивановна Гросшопф,
чьими родителями были Иван Фдоро
вич (Юган Готлиб) Гросшопф и Анна
Карловна (Анна Беата) Эстедт, обру
севшие потомки немецко шведских
родов ремесленников и чиновников.
Ниже приводится родословное дре
во В.И. Ленина.
Артм ПЕТРОВ
Этнические корни
великого интернационалиста
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Книга об этом замечательном уч
ном и человеке была упомянута в
интервью генерального директора
ОАО Композит А.Г. Береснева
(см. с.7). Георгий Георгиевич Конра
ди доктор технических наук, про
фессор, лауреат Государственной
премии СССР, кавалер ордена Лени
на и двух орденов Трудового Красно
го Знамени, почтный гражданин на
шего города, прожил большую твор
ческую жизнь. Начав трудиться в
Георгий Георгиевич Конради
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения В.И. Ленина великого
революционера, мыслителя, политика, журналиста, основателя коммуни
стической партии и Советского государства. Обычно в этот день имя
Ленина неоднократно упоминается в печати, на радио и телевидении.
Калининграде в 1945 году на заводе 88,
а затем в НИИ 88, он с 1960 года возгла
вил материаловедческий комплекс,
одновременно являясь заместителем
директора ЦНИИ машиностроения.
Георгий Георгиевич Конради принял
непосредственное участие в создании
головного отраслевого материаловед
ческого института Центрального
научно исследовательского института
материаловедения ЦНИИМВ (ныне ОАО
Композит), в котором долгое время
работал научным руководителем. Ныне
ОАО Композит входит в число градо
образующих предприятий наукограда
Королва.
Содержание книги не ограничено
описанием научной деятельности круп
нейшего материаловеда ракетно кос
мической отрасли. Родственники рас
сказывают о родословной семьи Кон
ради, где в числе предков наряду с
немцами фигурируют французы и ита
льянцы. Хорошо знавшие Георгия Ге
оргиевича коллеги пишут о его обще
ственной работе и увлечениях, о бли
жайших сотрудниках и друзьях, среди
которых были А.А. Северов, З.Е. Гердт,
Б.Ш. Окуджава, В.С. Берковский.
Авторы книги отмечают, что в части
материалов использованы публикации
в Калининградской правде.
Сейчас проводится аттестация вузов на соответствие уровню предъявляе
мых к ним требований. Качество образования оценивается по результатам
проверки у студентов остаточных знаний по различным дисциплинам.
В технических вузах, в том числе ставших недавно техническими универси
тетами (ТУ), тестированием проверяется закрепление знаний по физике у
студентов 2 го и 3 го курсов. Более тридцати вопросов (они соответствуют
программе, и на каждый предлагается 3 4 ответа), примеры вывешены в
Интернете, случайным образом отбираются студенты. Стопроцентная чис
тота эксперимента не гарантирована и зависит от многих обстоятельств.
Практически для всех оказался неподъ
мным вопрос о том, что такое киловатт
час. Только 9 человек один из них
вчерашний школьник! из 80 знают, что
это такое. Большинство дало нелепые
ответы: потребляемая мощность в еди
ницу времени и кВт/ч.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
1870 1924
Илья Николаевич
Ульянов
1831 1886
Мария
Александровна Бланк
1835 1916
Александр Дмитриевич
(Абель) Бланк
1799 1870
Анна Ивановна
Гросшопф
ум. в 1838 г.
Николай Васильевич
Ульянов (Ульянин)
1768 1836
Анна Алексеевна
Смирнова
1788 1871
Мариам
Бланк
Мошка
Ицкович
Бланк
Юган Готлиб
(Иван Федорович)
Гросшопф
1766 1820 е годы
Анна Беатта
(Анна Карловна)
Эстедт
1733 1847
Анна Симеоновна
Ульянина
Василий
Никитович
Ульянин
1733 1770
Алексей
Лукьянович
Смирнов
Лукьян
Смирнов
Никита
Григорьевич
Ульянин
1711 1779
Анна Кристина
Борг
1745 1799
Карл Фредерик
Эстедт
1741 1826
Карл Рейнгальд
Эстедт
Беата Элеонора
Ниман
Карл Борг
умер в 1750
Анна Бригитта
Новелиа
1713 1764
Григорий
Ульянин
Симон
Новелиус
ум. в 1733 г.
Екатерина
Аренберг