background image
Апрель, 2010 г.
8
ВОПРОС ПОКОЛЕНИЙ
СОРОКОВЫЕ РОКОВЫЕ
Да и правда, детская фантазия тво
рит чудеса: на выставке невозможно
найти пару одинаковых работ. Вид
но, что над каждой поделкой ребята
трудились от всей души. А это зна
чит, что Дом юных техников со своей
главной задачей справляется. Но что
бы сделать занятия более интерес
ными, во время открытия выставки
был проведн круглый стол. Препо
даватели, психолог, представители
администрации города решили отве
тить на вопрос: как воспитать талан
тливых ребят? Участники встречи
сошлись во мнении: главное для твор
ческого ребнка его окружение,
среда, в которой он растт. Именно
благодаря правильному детству
вырастают будущие художники, тех
ники и скульпторы. В пример приве
ли С.П. Королва, который пятилет
ним мальчиком впервые побывал на
запуске самолта, а в семнадцать лет
самолты стали его главным увлече
нием.
На выставке я познакомилась с три
надцатилетним Сергеем Лаврище
вым
, представившим свою радио
управляемую модель самолта ЛС 1.
Делал я этот самолт два дня, из
пенопласта, говорит Сергей.
Предназначена модель с управлени
ем без пульта для помещений. Само
лты мо увлечение, и у меня уже
есть чертежи новой модели само
лта амфибии, который смог бы по
гружаться под воду.
Особое внимание участников круг
лого стола привлекло именно техни
ческое творчество ребят. На выстав
ке было много моделей самолтов,
машин, кораблей и даже роботы. На
пример, двенадцатилетний Николай
и его папа Владимир Киреев пред
ставили свою модель для определе
ния расстояния до предмета.
Собрана она из деталей обычно
го конструктора, рассказывает Вла
димир Киреев, в то время как его сын
показывает зрителям свою машину в
действии. Так как сын учится в
шестом классе, сложной программы
для машины не напишешь. Сделали
такую. Но потом у меня появилась
идея поставить сюда видеокамеру, но
ДОРОГУ ТВОРЧЕСТВУ
Как вырастить талант?
Сегодня Лидия Ивановна рассказа
ла нам о том, каким ей запомнился
блокадный Ленинград.
Каждый ленинградец помнит
предвоенные годы, которые потом, в
блокадные дни, казались сказкой. Мы
жили вчетвером в одной комнате в ком
муналке в пятиэтажном доме на улице
Седова. Папа служил в военной охране,
мама не работала, воспитывая нас с
сестрнкой Ниной. Помню, как сейчас:
солнечный, светлый день, оборвавший
ся первыми звуками репродуктора на
столбе возле детской площадки. С ре
бятами со двора мы всегда играли в
войнушку, и когда услышали сообще
ние о нападении Германии на СССР,
сразу не осознали масштаб горя, обру
шившегося на наши семьи. А что с нас
взять? Дети, вс таки. В первую неде
лю выдали карточки на продукты, на
чался голод, стали эвакуировать де
тей. Наша семья осталась в городе:
никто не предполагал, что блокада про
длится так долго
Папа умер от голода, когда шл на
работу, примерно через два месяца
после начала блокады. Его похоронили
в братской могиле. Мама осталась с
двумя маленькими детьми (мне было
восемь лет, а сестрнке два годика) без
средств к существованию. С работы
отца принесли два килограмма конины
и крупу в качестве компенсации. Для
нас это было большим подар
ком, ведь мама, как неработа
ющая, карточку не получала.
После смерти отца она была
вынуждена пойти санитаркой
в госпиталь. К этому времени
в Ленинграде уже не было ни
отопления, ни света, ни водо
провода. Жили мы на крохот
ной кухне: там было тесно, но
хотя бы теплее, чем в других
комнатах. Нас с сестрнкой
мама клала спать на чуть тп
лую плиту, а сама ложилась
на пол. Помню, что одной из
главных проблем было отсут
ствие дров. Мамина сестра
помогала нам собирать доски
для топки плиты. Мы пилили
мебель: комод, стулья, столы
ничего не было жалко. Те
перь продержимся, гово
рила мама радостно. Но наша
ття Лена скоро умерла.
Мама работала сутками, а
мы сидели одни в квартире и
вс смотрели в окно: ждали
е. Поначалу, когда объявляли воздуш
ную тревогу, мы с сестрой бежали пря
таться в бомбоубежище, а потом при
выкли и перестали там прятаться.
Что помнится особенно отчтливо,
так это то, что вс время хотелось
есть. Мама иногда приносила с рабо
ты кусочек хлеба или жмых У нас
была овчарка по кличке Муха, она жила
во дворе в будке. Как жалобно она
смотрела на нас: тоже хотела есть. А
потом пропала. Скорее всего, е саму
съели. Люди начинали понемногу схо
дить с ума, пытаясь любым способом
хоть на короткое время утолить голод.
В опасности были в основном старики
и дети, поэтому мама очень боялась,
оставляя нас одних. Ничего съестного
практически у нас не было, и мы с
сестрнкой понимали, что те крохи,
которые мама приносила домой, нуж
но беречь. Помню, как она однажды
куда то уехала на весь день и наказала
нам не есть кусочек хлеба, спрятан
ный в кастрюльку, до е возвращения.
Тогда она сильно задержалась, верну
лась только к ночи: Вы, наверное,
съели тот хлеб, что я оставила ут
ром? спросила она. А потом уви
Мне далеко за девятнадцать, говорит, кокетливо улыба
ясь, Лидия Ивановна Полякова. Несмотря на то что детство е
прошло в блокадном Ленинграде, она не перестала радо
ваться жизни. Сейчас ей около восьмидесяти. Она любит
заглянуть в Интернет, вкусно готовит и балует внуков.
дела, что мы к нему так и не притрону
лись. И она заплакала.
Выжить было непросто: умерли ещ
две мамины сестры, а через несколько
месяцев у меня началась цинга, десны
очень болели. До сих пор не понимаю,
как маме удалось выжить самой и со
хранить нас с Ниной.
Я часто вспоминаю нашу довоенную
жизнь: поездки в Горьковскую область к
бабушке, катание на лошадях Помню,
как однажды мама и тти уговаривали
меня выпить какао с печеньем и хоть что
то ещ поесть, а я не хотела. Это было как
сказка из далкого прошлого
Когда заработали школы, мне было
уже десять лет. А война продолжалась:
мы всем классом ходили рыть окопы.
Нам, подросткам, хотелось помочь
Красной Армии. Я бы, кажется, смогла
ночью в темноте пойти одна в лес к
партизанам и выполнить любое их за
дание, чтобы поскорее избавится от
проклятых фашистов.
Хоть продолжались бомбжки, ру
шились соседние дома, жизнь посте
пенно налаживалась. В школе нас на
чали кормить обедами, наконец Нина
пошла в детский сад, и маме стало
легче. Она приносила конфеты поду
шечки и просила меня продавать их
поштучно и покупать хлеб. Люди радо
вались добрым переменам: первому
трамваю, со звонками идущему по Ле
нинграду, увеличению хлебных норм
(до 400 граммов).
Шумел 1945 й. Однажды наш учи
тель Харитон Иванович вбежал в класс:
Слушайте радио! Все прислушались.
Заветный голос Левитана оповестил
об окончании войны. Мы тогда с мамой
обнимались и плакали. 9 мая по набе
режной Невы проходили войска Ле
нинградского фронта. Я успела нарвать
цветов и подошла к Володарскому мо
сту встречать военных. Протянула бу
кетик усатому всаднику, а он нагнулся,
приподнял, поцеловал меня, взял цве
ты и заплакал.
А вот ещ одно воспоминание: после
окончания войны мы с подружкой по
шли в кино на фильм Поединок, по
сле сеанса купили мороженое, а потом
обнаружили, что денег на обратную
дорогу у нас не осталось, а ехать дале
ко. Тогда я подошла к какому то прохо
жему: Дяденька, дайте, пожалуйста,
тридцать копеек на дорогу, попро
сила я, и мужчина, улыбнувшись, про
тянул мне целый рубль. Как же мы
тогда были счастливы!
Когда я благополучно вернулась до
мой, мама с Ниночкой ждали меня:
сварили компот из сухофруктов, и мы
пили его, заедая белым хлебом. И все
вспоминали о папе и наших родных
Мы выжили, а значит, победили.
Елена ИСАЕВА
Теперь продержимся...
Теперь продержимся...
Теперь продержимся...
Проходила она в Центре развития творчества де
тей и юношества и была посвящена 65 летию Побе
ды. На встрече представляли свои работы учащиеся
десяти школ. Так как тема Великой Отечественной
войны очень обширна, то и область научной деятель
ности учеников широка. Ребята изучали различные
этапы Великой Отечественной войны, военные опе
рации и отдельные сражения. Невозможно было не
заметить и ещ одно интересное исследовательское
направление проектов школьников отношение к
войне в современном мире. Ученики гимназии 9
посвятили свои работы проблеме споров между Рос
сией и некоторыми европейскими странами об исхо
де Второй мировой войны.
Жюри, в со
став которого
вошли лучшие
педагоги коро
лвских школ и
ветераны Великой Отечествен
ной войны, оценило все работы
и выбрало пять призров и од
ного победителя. Один из вете
ранов, приглашнных в жюри,
после презентации работ ска
зал:
В глазах ребят я вижу неподдельный интерес к рассказам о
событиях Великой Отечественной войны. Удивительно приятно
видеть такую реакцию молодого поколения. После рассказов вете
ранов ребята всегда задают вопросы, и это неравнодушное отноше
ние к тому, чем живм мы, ветераны, вселяет в нас надежду на
светлый ум современной молоджи.
Мы уже привыкли слышать от
старшего поколения: Эх, мо
лоджь! Другие у вас интересы.
Вот когда я был молодым
Далее следуют рассказы о мо
рально нравственных ценнос
тях, которыми обладал каждый
молодой человек или девушка
в счастливое советское время.
Но так ли плохо наше поколение?
За ответом отправимся на кон
ференцию школьников Покло
нимся великим тем годам.
Лучшие из лучших:
Победитель: Леонид Уша
ков (школа 12), призры:
Елена Ганжур (гимназия 9),
Ирина Логинова (гимназия
19), Сергей Орлов (школа
5), Фдор Бражалович (гим
назия 18), Василиса Они
щенко (гимназия 9).
Ох уж эта молоджь!
Ох уж эта молоджь!Ох уж эта молоджь!Ох уж эта молоджь!Ох уж эта молоджь!
для этого очень важны аккумулято
ры, поэтому пока обходимся без не.
А так, машина умеет объезжать пре
пятствия.
Участники круглого стола пришли к
выводу: городу нужны такие семей
ные выставки, где могли бы пред
ставляться работы сразу нескольких
членов семьи, разных поколений. И
начинать развивать талант нужно со
школы: больше подобных конкурсов
и презентаций должны проводить
именно школы, ведь юных мастеров
своего дела воспитывают не только
родители, но и педагоги.
София СТРИНКЕВИЧ
C. 7
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА