background image
C
M
Y
K
Апрель, 2010 г.
9
ЖСТКАЯ ТЕМА
Со многими неизвестными
да они принимали по 4 грамма геро
ина и остались совсем без наркоти
ка. Если ему не дать дозу, он может
умереть. Поэтому и придумали мето
дику поднаркозной детоксикации:
человека вводят под наркоз, интуби
руют, следят за всеми показателями.
Такой метод был придуман в Амери
ке.
Е.Д. Если такой тяжлый наркоман
попадает к вам в диспансер, какую
помощь вы оказываете?
В.А. При таком состоянии сразу
предлагаем госпитализацию. В дру
гой регион, ведь у нас своего ста
ционара нет. В результате такое ле
чение становится платным. Вооб
ще, каждого наркомана, независи
мо от того, какой наркотик он при
нимает и как долго, нужно лечить в
стационаре.
Е.Д. Отец Феликс, каково ваше мне
ние о деятельности неофициальных
ребцентров?
О.Ф. Традиционный наркодиспан
сер организация консервативная.
Есть в этом и плюс и минус. Ты зна
ешь, что, если обращаешься сюда,
тебя будет лечить профессиональ
ный врач. В ребцентрах, о которых
мы говорили раньше, такой гарантии
нет. Однако наркодиспансер сис
тема косная, она не способна быть
гибкой, менять свои решения.
Люди из ребцентров, которых я
знаю лично, очень похожи друг на
друга одной чертой самоуверен
ностью, причм внешней, показной.
Они не уверены в себе в силу
возраста и потому что
сами недавно
слезли с нар
котиков. Я
вижу, что у
них есть сво
бода, которой
нет у наркодис
пансера. Думаю,
если такие маль
чишки берут на
себя смелость
кого то врачевать,
то, значит, есть не
кая установка лю
дей, которые сто
ят за этим, кто
хочет расши
рить сво влияние. Ко мне приходи
ло немало ребят из ребцентров, ко
торые хотели сотрудничать. Но до
верия к ним у меня нет.
Е.Д. Посмотрим на ситуацию под
другим углом. Те, кто в прошлом упот
реблял наркотики, но смог вылечить
ся, теперь помогают выбраться из
проблемы другим. Разве это не бла
гое дело?
О.Ф. Этот вопрос меня мучает
Не могу отрицать, что болящим на
Последнее время в нашем городе громче обычного звучит тема так
называемой миграции наркоманов и открытия новых реабилитацион
ных центров, работающих самостоятельно без поддержки местного
наркодиспансера или других официальных структур. Эти центры не
клиники, где пациент получает медицинскую и психологическую по
мощь в борьбе с наркозависимостью. Стихийные ребцентры, как пра
вило, организуют те, кто сам прошл через наркотики. Они говорят:
Мы
были в этой проблеме. Мы видим в толпе того, кто принимает наркотики.
Подходим и предлагаем помощь.
шим помочь почти никто не может.
Мы здесь сидим и ждм, когда они
придут к нам за помощью. Но они не
идут. Иногда говорят, вот вы, право
славные, ничего не делаете: народ
вокруг гибнет, а вы в церкви моли
тесь. Но не всегда есть возможность
взять человека за руку и повести к
выздоровлению.
В.А. В том и проблема: больной
руку сам не протянет. Это симптом
непонимание собственной болез
ни и отсутствие активных действий.
О.Ф. Человек верующий скажет вам
так: мы имеем дело не просто с те
лом, но и с душой, духом. Очень важ
но, что будет после реабилитации с
этим человеком: будет ли он после
этого колоться или продавать нарко
тики. А ребцентры Знаете, запус
тить вирусы в систему это ошиб
ка.
Е.Д. Вы ходили когда нибудь на
службу в ребцентры, где лечат ве
рой?
О.Ф. Нет.
Е.Д. Почему? Хотя бы из интереса?
О.Ф.
А вы какую музыку любите?
Е.Д. Разную.
О.Ф.
А точнее? Я, к примеру, ДДТ. Я
могу прийти на концерт Баскова, могу
улыбаться, но постараюсь сбежать
оттуда как можно быстрее.
В.А. На самом деле эти ребята не
очень ждут нас на своих службах.
Они хотят привносить свои идеи в
школы, подчркивают проповедни
ческий характер.
О.Ф. В мом приходе есть люди,
которые пытаются бороться с нар
козависимостью. Чаще обращают
ся за помощью мамы, которые хо
тят помочь своим детям. Но та
ких прихожан единицы. Сами бо
лящие обращаются очень ред
ко. Задача церкви не в психо
терапии, это дополнительно.
Приходить в церковь за лечени
ем это как приходить в мага
зин за конфетой, когда снача
ла тебе нужно поесть
кашу. Конечно, многие
прихожане, столк
нувшиеся с про
блемами, рассчи
тывают на чудо:
сделайте так, что
бы мы стали здо
ровыми. Но я все
гда говорю: Я го
тов вам помогать,
но я не могу за вас
прожить жизнь. Я за
себя е живу В
клинике доктор, вка
лывая лекарство, ока
зывает помощь. Но это
не абсолютное спасе
ние. Привычка жить
праздно, зависимость от
наркотика вот что
самое тяжлое. Для ис
целения нужен подвиг.
От слова двигаться.
Все люди грешны, все
падают, это знает каж
дый христианин. Но важнее поднять
ся. Среди прихожан я вижу тех, кто
употребляет наркотики или алкоголь:
это видно по всему по взгляду, по
тому, как дрожат руки, как неуверен
но он стоит. Но приходит на службу
раз, другой и в нм появляется
какая то уверенность. Бог всегда по
сылает тепло, заботу и милосердие.
Просто нужно к нему повернуться. А
для этого нужно усилие.
Евгения ДУДНИКОВА
Сразу поясню, что такое мигра
ция наркоманов. Речь идт о том,
что те, кто серьзно решил завязать
с наркотиками и обратился в не
официальный ребцентр, переезжа
ют в другие города. Из Подмоско
вья в Красноярск, Тулу, Ка
лининград, на Дальний Восток,
и наоборот. Такое передви
жение, конечно, не радует ме
стных жителей. Но позволяет
порвать со старыми свя
зями тому, кто действи
тельно попал в беду.
Итак, возникает пер
вый вопрос: что за
организации приез
жают в наш город,
какой статус они
имеют и как рабо
тают?
Обратим внима
ние на такой факт:
многие ребцентры ле
чат не традиционными
медицинскими мето
дами, а с помощью ре
лигии. По воспомина
ниям тех, кто оказы
вался в таком центре,
происходило некое
чудо: Они молились за
меня, у меня не было
ломки. Я мог спать, со
всем не чувствовал
боли. Вопрос следую
щий: какую веру при
вносят в наш город при
езжие ребцентры?
Мне довелось пого
ворить с теми, кто про
шл через подобные
центры. Они рассказы
вали о жсткой дисцип
лине (никаких вредных
привычек), о молитвах
и вере в Бога. И дей
ствительно, им уда
лось избавиться от
наркозависимости,
хотя многие из них сиде
ли на игле не один год. Зна
чит, метод действует. Но раз так, по
чему нет официальной городской
поддержки подобных ребцентров,
сотрудничества с наркодиспансе
ром?
Ведь их общая задача спасти
как можно больше людей
За ответами отправляюсь на встре
чу с главным врачом королвского
наркодиспансера Виктором Арефье
вым и отцом Феликсом священ
ником храма святителя Владимира
митрополита Киевского и Галицкого.
Е.Д. Виктор Александрович, пер
вый вопрос к вам. Приходили в нар
кодиспансер представители неофи
циальных ребцентров?
В.А. Да, такие люди периодически
приходят. Но, как правило, о про
грамме лечения, которое они прово
дят, говорят мало, никаких письмен
ных вариантов методики не показы
вают. В целом эти организации дей
ствуют не подпольно, а стараются
вс же заявить о себе. Их статус офи
циален: это общественные организа
ции, даже если в них числятся всего
два человека. Мало того, по действу
ющему законодательству, реабили
тационные программы не требуют ли
цензирования, и это дат возмож
ность любому проводить любые про
граммы.
Е.Д. Какие реабилитационные цен
тры есть в нашем городе, сколько их?
В.А. Этот вопрос покрыт тайной.
Точно сказать могут только сотруд
ники правоохранительных органов.
Обычно центры вроде Исхода,
Ковчега или Преображения
России используют в сво
ей работе не только эле
менты трудовой, но и рели
гиозной, духовной реаби
литации. Чаще всего речь
идт о христианстве. К
примеру, вот что произош
ло в Раменском районе.
Мама одного больного
предоставила дом бра
зильскому реабилита
ционному центру.
Дом занимали рос
сийские пациенты.
И пошла масса жа
лоб в админист
рацию о том,
что какие то нар
команы неизвест
но чем занимаются.
Понятно, что усло
вия, в которых там
живут люди, далеки
от нормы Приез
жали проверки. Но
вопрос ещ не ре
шн. К нам анало
гичные ребцентры
приехали и тоже
сняли дома.
Е.Д. Давно при
ехали?
В.А. Первые
ковчеговцы по
явились в Корол
ве лет десять на
зад, бывали наез
дами. Вторые
исходовцы
лет пять назад,
Преображение
России пару
лет. Несколько
наших больных
уезжали в Бра
зилию на реаби
литацию.
Е.Д. В Бразилию?
В.А.
Здесь такой принцип: чем даль
ше, тем лучше. Задача оборвать
старые контакты. В другом городе
или даже стране человек попадает
совершенно в иную реальность. Прав
да, не все с этим справляются. К
примеру, у нас один пациент сбежал
из Испании без документов, в трю
ме корабля приплыл в Санкт Петер
бург. Наш старинный пациент
Вообще, в основе действий этих
ребцентров хороший посыл: помочь
человеку. Мало того, у них в чм то
больше свободы, чем у наркодис
пансера, они могут то, против чего
мы идти не вправе. По нашему зако
нодательству, пациент должен не
только согласиться на лечение, но и
бумагу подписать добровольное
согласие на медицинское вмешатель
ство. Нас это по рукам и ногам связа
ло. Представьте, приводят больного
в помешательстве, а мы у него берм
согласие на госпитализацию Не
официальные ребцентры берут че
ловека, привозят к себе, оказывают
мощную психологическую помощь:
уговаривают, не дают убежать, пере
водят в другой регион, а то и вообще
за границу. Работают с пациентами
бывшие наркоманы, и это тоже игра
ет свою роль. Их методы духовное
воздействие и трудотерапия.
Е.Д. Из недавно прибывших в наш
город ребцентров к вам кто то при
ходил?
В.А. Нет, не приходили.
О.Ф. А вот недавно был парень, у
него ещ визитка директор како
го то центра. Двадцать лет, уже ди
ректор.
Е.Д. Зачем они приходят в офици
альный наркодиспансер?
В.А. Им нужна легализация дея
тельности. Они приходят с предло
жением о совместных реабилитаци
онных программах. Почти все они
бывшие наркоманы, находящиеся в
трезвости и старающиеся помочь
другим. Есть те, кто прямо говорит: я
готов организовать коммерческий
центр. Для них это прибыльное дело.
К примеру, в маленьком ребцентре в
Мытищах полтора года назад брали
120 тысяч рублей в месяц за лечение
одного пациента. Причм платить
нужно было вперд, подписывать
бумагу, что деньги обратно вы требо
вать не будете. Гарантий, что человек
вылечится, никто не давал. Да здесь
и невозможно ничего гарантировать.
Е.Д. Совместные программы с
представителями ребцентров вы про
думывали?
В.А. С Ковчегом мы сотруднича
ли около трх лет. Они приезжали и
устраивали публичные выступления,
акции городского масштаба. Вс это
проходило под эгидой отдела по мо
лоджной политике и администра
ции города.
Е.Д. Они выступали в школах?
В.А.
Максимум в одной двух. Отно
шение было таким: непонятно, что за
люди приезжают, тем более нарко
маны Хотя говорили ребята вс по
делу. Я их лично просил как можно
меньше рассуждать о Боге и
религии, ведь они протестан
ты, а в некоторых школах не
хотят видеть неправослав
ных. Ковчеговцы встреча
лись с молоджью в ДиКЦ Ко
стино и ЦДК имени Калинина.
Помимо этого, были предста
вители центров, которые пыта
лись ходить по школам, но опе
ка наркодиспансера им быстро на
доедала и они отпочковывались.
Вообще, ковчеговцы это вторая
волна ребцентров в нашем городе.
До этого в начале 90 х были католи
ки. А те, кто активно просился в шко
лы, преследовали несколько целей
и профилактику наркомании, и
формирование своей паствы.
О.Ф. Причм совершенно не в нашу
пользу.
Е.Д. Какую помощь, помимо психо
логической, оказывает королвский
наркодиспансер?
В.А. Диспансер оказывает только
амбулаторную помощь по основным
направлениям медикаментозное
лечение, психотерапевтическое, со
циальное воздействие и в какой то
мере духовное.
Е.Д. Недавно на совещании город
ской антинаркотической комиссии вы
сказали, что в ребцентрах, которые
существуют как бы сами по себе,
практикуют вывод из тяжлого со
стояния ломки с помощью неболь
ших доз наркотика.
В.А. Вероятно, это так и есть. Иначе
как? Либо загружать больного допу
стимыми медикаментами, либо нар
котиками. Ведь бывают опасные со
стояния у тяжлых наркоманов, ког
P.S.
На заседании городской антинаркоти
ческой комиссии в марте вопрос о неофициальных
ребцентрах прозвучал. Было решено наконец
разобраться, кто, кого и как лечит в таких цент
рах. Но информации о том, появилась ли ясность в
этом деле, пока нет.