background image
четверг
k
55, 20 мая 2010 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 68
g o r o d n a u k i @ b k . r u
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
Город
Город
Город науки
науки
науки
Аксиоматически очевидно, что организация, раз
витие и поддержание стабильности космической
деятельности невозможны без подготовки и нали
чия кадровых резервов для наукомких и высоко
технологичных производств космической отрасли.
Никогда не будет лишним об этом вспомнить. Вот и
генеральный конструктор РКК Энергия им. С.П.
Королва В.А. Лопота в докладе Миссия поколений
ХХI века освоение Солнечной системы на ХХХIV
Королвских чтениях сказал: нужны новые идеи
и
творчески мыслящие молодые люди, которым
будет к чему приложить руки.
Какими хочется видеть упомянутых молодых
людей?
В идеале производству нужен грамотный и ини
циативный, трудолюбивый и исполнительный,
ответственный и психологически уравновешен
ный сотрудник, стремящийся и умеющий рабо
тать в креативной команде профессионалов еди
номышленников.
Моделью системы, ведущей к позитивному ре
шению кадровой проблемы, принято считать сле
дующую:
довузовское (школьное и внешкольное) кос
мическое просвещение и начальное образование,
профессиональная ориентация, подготовка и от
бор в вузы;
системное вузовское образование, прибли
женное к практической деятельности;
послевузовское сопровождение специалис
тов, научно исследовательская и инновационная
деятельность.
Первый этап этой триады носит, как это обо
значают в педагогике, пропедевтический харак
тер. Значимость его в том, что по нему удатся
предположить, какие люди могут прийти в вузы,
затем в науку и на производство.
В настоящее время проводится немало юниор
ских мероприятий соревновательного характера
(конкурсы, олимпиады) школьного, городского,
регионального и всероссийского масштабов, даже
международных, призванных выявлять, культи
вировать, развивать творческие и иные качества,
означенные выше.
FUTURE COGITO ДУМАЯ О БУДУЩЕМ
Каким образом ребнок или подросток попа
дт на такой форум?
Наш будущий автор приходит в школьное науч
ное общество, кружок, центр технического твор
чества, где учитель, руководитель предлагает тему,
пытается возбудить к ней интерес. Есть, разуме
ется, колледжи, гимназии с инженерным укло
ном, но начало везде аналогично.
Каковы мотивы школьника, участника этого
процесса?
Содержательный мотив: Я делаю новое, не
обычное, интересное, то есть поисковый аспект.
Мотив самоутверждения: Я сумел, я это сде
лал, я теперь больше знаю.
Социальный мотив: Сделал для школы, для
страны, для человечества.
Эти мотивы соединяются с желанием поуча
ствовать в финальном этапе, поехать в другой
город, тем более если это наукоград Королв
или Москва. Да и сопровождающие учителя,
руководители не прочь отвлечься на время от
школьных будней. И ещ один аспект амби
циозный: возможность выделиться своей рабо
той, получить диплом участника финала, лау
реата, призра, что создат, как считается, до
полнительные преимущества при поступлении
в вуз.
Задача педагогического работника удер
жать подростка в кружке после конкурса, заин
тересовать деятельностью исследовательского
или проектного типа, возможно, будущей про
фессией.
И здесь наступает момент истины, в котором
проявляется положительная и созидательная
роль мероприятий типа Созвездие, а имен
но: публичная презентация собственной рабо
ты; живое общение с профессионалами при
посещении предприятий и с членами жюри;
прослушивание докладов других участников с
возможностью задавать вопросы и обмени
ваться мнениями; наконец, собственный ус
пех, вс это пробуждает глубинный интерес
к такого рода занятиям, позволяет убедиться в
своих способностях и в соответствии с этим
планировать дальнейшее образование и карь
еру.
Есть ещ одна грань Олимпиады. На фоне со
кращения объма или исключения вовсе курса
астрономии из школьных программ появляется
возможность содействовать формированию у
школьников представлений о строении Вселен
ной и современных мировоззренческих концеп
циях, способности противостоять потоку квази
научных футурологических утверждений о
мрачных перспективах человечества (учитывая
всплеск эзотерики и оккультизма).
Задачу сопряжения внепрограммного и вне
школьного начального профобразования и вос
питания с потребностями космической науки и
производства не только выполнить, но и предста
вить во всей е многогранности применительно к
нашему городу или другому наукограду очень
непросто.
Одна часть населения наукограда работает на
градообразующих предприятиях, другая в боль
шинстве на объектах городской инфраструктуры и
в сфере обслуживания в интересах жизнеобеспе
чения первой части и всего населения. Родители,
члены семьи молодых людей, их соседи, знакомые
и знакомые знакомых или кто то из их круга непре
менно трудятся на градообразующем предприя
тии. Поэтому дети в семьях слышат и знают о
внутренних проблемах предприятий, о материаль
ной и жилищной ситуации, о возможностях карь
ерного роста и т.п. Жизнь и мнение родителей,
окружения влияет на выбор внешкольных занятий,
выбор вуза, даже на выбор специальности с перс
пективой хотя бы первого места работы.
Кто и как должен и может побудить юношу или
девушку посвятить себя космонавтике, выбрать
предлагаемый жизненный путь, подчинить свой
образ жизни достижению успеха в техническом
творчестве? Это должно стать заботой не только
тех, кто обязан по должности создавать кадровые
резервы, но и тех взрослых дядей профессиона
лов, которые хотят получить достойных продол
жателей своего дела, чтобы передать бесценный
отечественный опыт в наджные руки.
Созвездие в наукограде
Алексей ВАЛЕЙКО, 11 й класс, ГОУ
СОШ 596, г. Москва
Работа посвящена вопросам проекти
рования частично многоразового меж
Межпланетный экспедиционный комплекс для полтов к Марсу
с использованием аэродинамического торможения у планет
Характерный жизненный эпизод. В городском
автобусе парнишка 13 14 лет, заметив на лац
кане значок, спросил, это ли символ Энергии.
Второй вопрос был о том, работаю ли в Энер
гии, после чего он произнс доверительно: Я
тоже хочу работать в Энергии и получил этот
значок в подарок.
Так вот, наших королвских докладчиков на
Созвездии члены жюри спрашивают о даль
нейших творческих и жизненных планах. Ребя
та уверенно говорят о желании получить аэро
космическое образование, называют вузы. Но
на вопрос о возможных местах работы отвеча
ют не знаю, там будет видно или молчат. А
ведь из психологии труда известно, что само
определение залог успеха в профессиональ
ной деятельности. В наукограде Королве пло
щадки для реализации такой деятельности всем
известны.
Перед кадровыми службами стоят задачи не
только привлечения, но и закрепления молодых
специалистов в отрасли, в городе. Здесь, кроме
бытовых проблем важную роль, играет позитив
ный настрой окружающих сотрудников и уровень
доверия к молодым. Судьбы старших братьев и
сестр на производстве также перед глазами
школьников.
Стремление молоджи в космическую отрасль
не может быть повально массовым, как бы это ни
было желательно для наукограда. Этого и не надо.
Но благодаря мероприятиям типа Созвездия в
космонавтику вольются увлечнные, убежднные,
преданные ей люди, а именно такие люди и дви
жут вперд и вверх науку и технику.
В нашем городе работали люди, которые по
святили свою жизнь космонавтике, их имена из
вестны миру и сохраняются в памяти: С.П. Коро
лв, В.П. Глушко, Ю.А. Мозжорин, В.Ф. Уткин,
А.М. Исаев, В.П. Мишин и другие. Стать участни
ком и продолжателем их дела получают возмож
ность те юные умы, которые начинают свой путь
в безграничном пространстве космонавтики как
олимпийцы Созвездия.
Олег ЦЫГАНКОВ,
доктор технических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник РКК Энергия
планетного экспедиционного комплекса
(МЭК) для полтов к Марсу с использо
ванием жидкостных ракетных двигате
лей и аэродинамического торможения у
планет. Рассмотрены условия эксплуа
тации на Марсе, предполагаемые райо
ны посадок первых экспедиций на пла
нету, выбрана траектория полта Земля
Марс Земля. Проведена оценка
массы межпланетного экспедиционного
комплекса и его облика. Показаны вари
анты и пути решения задачи, сформули
рованы выводы и рекомендации по даль
нейшим работам в этом направлении.
МЭК состоит из орбитальной части
межпланетного орбитального кораб
ля, взлтно посадочного комплекса
(ВПК), выполняющего доставку части
экипажа на поверхность Марса и об
ратно на околомарсианскую орбиту,
комплекса двигательных (разгонных)
блоков (РБ) и корабля доставки и воз
вращения экипажа.
На околоземную орбиту последова
тельно выводятся элементы МЭК в те
чение времени, которое будет зависеть
от используемой ракеты носителя и
темпа пусков. Сборка МЭК произво
дится сменными экипажами орбиталь
ной станции, например МКС, и будет
длиться от нескольких месяцев до года.
После проведения цикла предполт
ных испытаний на МЭК доставляется
экипаж экспедиции.
При подлте к Марсу МЭК с исполь
зованием аэродинамического устрой
ства (экрана, контейнера) выполняет
манвр аэрозахвата за одно или не
сколько погружений в атмосферу Мар
са и выходит на низкую околомарсиан
скую орбиту. После выхода МЭК на
орбиту часть экипажа переходит в ВПК,
который отделяется от МЭК и выпол
няет посадку на поверхность Марса в
заранее выбранном районе. Космонав
ты проводят исследования на поверх
ности Марса в течение 10 30 суток,
затем на взлтном модуле стартуют с
поверхности и возвращаются на МЭК.
Включаются двигатели РБ, находящи
еся в составе МЭК, и он переходит на
траекторию полта к Земле.
При подлте к Земле МЭК с исполь
зованием аэродинамического устрой
ства выполняет манвр аэрозахвата за
одно или несколько погружений в ат
мосферу Земли и выходит на низкую
околоземную орбиту, где выполняется
стыковка к орбитальной станции, пе
реход экипажа на специальный модуль
станции для карантина и подготовки к
посадке на Землю. МЭК дозаправляет
ся, проводится его ремонт, техничес
кое обслуживание и подготовка к сле
дующему полту. Корабль доставки и
возвращения экипажа в составе МЭК
необходим в качестве спасательной
шлюпки для парирования нештатных
ситуаций, связанных с невозможнос
тью выполнения МЭК аэрозахвата у
Земли и стыковки с орбитальной стан
цией.
Предложенный к разработке про
ект пилотируемой марсианской экс
педиции на основе использования
применяемых технологий позволит
сделать межпланетный комплекс эко
логически чистым и частично много
разовым.
Осенью 1997 года в Калининградке была напечатана моя статья о
результатах нескольких международных олимпиад школьников. По всем
основным дисциплинам физике, математике, информатике лидирова
ли школьники России. За ними следовали, почти наступая на пятки,
Япония, Китай и Иран. Англия и Штаты были где то позади. Но тогда прошло
ещ немного времени с начала либеральных реформ, и школьное образова
ние оставалось, по существу, советским. Так что ничего удивительного.
Но с той поры минуло 13 лет. Многие отечественные победители
отбыли на ПМЖ в США и Европу. Теперь лидируют юные корифеи из
других стран. Конечно, есть отдельные достижения и у наших ребят. В
2009 году российские школьники завоевали три золотые медали на
мировой физической олимпиаде в Мексике, пять золотых на матема
тической в Германии, одну золотую по биологии в Японии и золото
в Китае по астрономии. Это значит, что не вс ещ потеряно. Натиск
успешных менеджеров Минобрнауки встречает явное противодей
ствие со стороны энтузиастов профориентации и дополнительного обра
зования школьников.
Предлагаемый выпуск Города науки посвящн итогам прошедшей в
нашем городе Всероссийской олимпиады Созвездие 2010, в которой
участвовали представители 50 регионов страны. Открывает выпуск ста
тья председателя жюри конкурса по группе номинаций Космическая
деятельность человека профессора О.С. Цыганкова (на фото). В крат
ком изложении представлены работы нескольких юных авторов.
Николай ДОРОЖКИН
Юные умы российскому космосу
Фото Николая ДОРОЖКИНА