background image
C
M
Y
K
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
55, 20 мая 2010 г.
Выпуск 68
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ...
После первых же уроков я увидел,
что по уровню восприятия материала
мои ученики почти студенты, и пред
ложил им работать по вузовской сис
теме лекции и семинары: Согласны
быть студентами? Все были за.
Интерес к философии проявился у
ребят уже в первой четверти. На одном
из занятий я предложил написать ре
фераты на тему: К кому из античных
философов я бы пошл в ученики.
Сочинения были очень серьзными:
школьники студенты подробно описы
вали учения избранных ими авторов,
отмечали положения, с которыми не
согласны, и даже что то додумывали
за них. Неожиданно каждый четвртый
выбрал Диогена Синопского, основа
теля школы киников: ребят (и девчо
нок) привлекли его независимость, че
стность, бескомпромиссность и афо
ристичность высказываний. Не мень
ший интерес проявили юные гуманита
рии к философии средних веков и бо
лее поздних времн. Некоторые мои
студенты самостоятельно читали
книги о Фоме Аквинском, Спинозе,
Канте, Гегеле, Н.Ф. Фдорове, о косми
ческой философии К.Э. Циолковско
го
Что касается истории религии, ребя
та в общих чертах имели представле
ние о различных культах, однако мно
гое из моих лекций оказалось для них
совершенно новым и даже неожидан
ным. Например, удивление вызвал тот
факт, что христианство борется с суе
вериями, причм более активно и ре
зультативно, чем это делает наука.
Некоторых старшеклассников инте
ресовали различия между православи
ем и католичеством, и они были очень
удивлены, узнав, что Русская право
славная церковь никогда не устраива
ла крестовых походов и не имела инк
визиции. Спрашивали: За что же так
ненавидели Церковь представители
передовой русской интеллигенции в ХIХ
веке? Я отвечал, что эти люди были
увлечены трудами Вольтера и других
французских энциклопедистов, кото
рые клеймили Ватикан и инквизицию
за охоту на ведьм и еретиков, призывая
задавить гадину. Блестящая публи
цистика так действовала на прозапад
но ориентированные умы, что русские
люди переносили подвиги римских
пап на свою Церковь, не имевшую к
этому никакого отношения. В России
никогда не запрещалось ни учение Ко
перника, ни теория Дарвина. Особенно
неожиданным для ребят было узнать,
что христианство и коммунизм имеют
общие корни, и услышать приведн
ные мной слова Энгельса о том, что
Иисус Христос был первым коммуни
стом.
С риторикой дело обстояло слож
нее. Учебников не было, и я даже начал
было писать свой, но потом решил, что
здесь главное практика. Для начала
предложил молодым гуманитариям
выступить с устными рассказами о про
веднных каникулах. Условие: речь
должна быть простой, понятной, связ
ной, без как бы, ну, значит и это
самое. Потом я давал задание пере
сказать содержание одной из прочи
танных книг. Тогда книжный рынок ещ
не был замусорен, как сейчас. И класс
услышал пересказ таких вещей, как
Камо грядеши, Братья Карамазо
вы, Путешествие на Лапуту, Час
Быка и Алмазный мой венец... Та
кая начитанность явно результат
работы Анатолия Акимовича.
Разумеется, я продиктовал своим
риторам список слов, которые часто
произносятся с неправильным ударе
нием, и объяснил им, что речь совре
менных телеведущих не может служить
критерием правильного произношения.
Давал им задания написать короткий
рассказ, в котором все слова начина
лись бы на одну и ту же букву, и рас
сказ, составленный только из одно
сложных слов. Ученикам такие занятия
нравились они справедливо вос
принимали их как игры.
Были и другие обучающие игры
Буриме, Дискуссия, Пресс кон
ференция, Пародия на телерекламу,
Выборы, Суд над литературным ге
роем. Перед началом каждой игры я
проводил краткий инструктаж. С бури
ме вс ясно иные студенты после
нескольких уроков начинали сами пи
сать стихи. А что касается первой дис
куссии, к е проведению меня подтолк
нул, не ведая о том, Познер, который
вл тогда на телевидении программу
Мы. Это было накануне 50 летия
Победы. В ходе этой программы теле
журналисты из команды Познера про
вели опрос молоджи 16 18 лет на
улицах Москвы. Вопрос был один: Что
было бы в случае победы Германии?
Ответы оказались на удивление одно
образными: Наступила бы хорошая
жизнь Россия стала бы цивилизо
ванной страной Мы пили бы хоро
шее пиво Но по лицам респонден
тов, не выражающим ничего, кроме
элементарных биологических рефлек
сов, было видно: телевизионщики хо
рошо знали, кого спрашивать. И я ре
шил провести аналогичный опрос в
классе.
Отвечать было предложено в пись
менном виде, без подписи, можно из
меннным почерком или печатными
буквами. Что же вышло? Все работы
были подписаны, да не просто, а де
монстративно отчтливо. Из 20 чело
век ответили все, независимо от до
статка или политических взглядов в
семье. Один ответ был не знаю. В 19
ответах категорическое неприятие
другого исхода войны. Вот некоторые
примеры: Нас бы просто не было...;
наш народ был бы уничтожен или
обращн в рабство...; вся Европа ра
ботала бы на благо фашистской Герма
нии...; согласно расовой теории сла
вяне подлежали частичному уничто
жению, а оставшиеся превращению
в людей третьего сорта... Отдельные
народы евреи, цыгане были бы
уничтожены полностью... Двое отме
тили лукавство познеровских журна
листов: в вопросе Германия не названа
фашистской значит, постановка во
проса некорректна. Более того, воп
рос такого рода со стороны журналис
та чистая провокация, ставка на не
здоровый ответ. Одна из работ пора
зила своей глубиной и серьзностью.
Шестнадцатилетний школьник написал:
Возобладай фашизм над миром и
мир обратился бы в антимир... Спасе
ние человека от фашизма спасение
от пошлости (по Гоголю пошлость есть
извращение нравственных принци
пов
)... Победа над фашизмом побе
да над дьяволом.
После этого эксперимента стало
ясно, что в классах народ серьзный, и
мы начали проводить дискуссии на
разные темы от школьной формы
(нужна она или нет) до войны в Чечне и
проблем освоения космоса.
В игре Пресс конференция один
ученик должен был выступать в роли
Президента России или какого либо
министра, популярного политика, а
класс представлял собой компанию
акул пера из самых разных газет
от официозных до крайне оппозицион
ных. Разумеется, для этого каждый
журналюга должен был ознакомить
ся с направлением и стилем представ
ляемого издания. Я присоединялся к
акулам и задавал вопросы как кор
респондент Калининградской прав
ды. Пресса так заводилась, что даже
игнорировала звонки на перемену.
Выборы мы проводили, когда
страна готовилась к настоящим выбо
рам Президента и Государственной
Думы. Мои гуманитарии преобража
лись в кандидатов и выступали с соот
ветствующими программами. С осо
бым удовольствием изображали Жи
риновского. Голосование было тайным.
Подсчитывала голоса специальная ко
миссия. Интересно, что результаты
школьных выборов в Думу практи
чески совпадали с итогами настоящих
выборов по городу. А на выборах Пре
зидента в 1996 году победу одержал,
естественно, Зюганов
Очень любили старшеклассники
суды над литературными героями. Со
стоялись процессы по делам об убий
ствах судили Онегина, Гамлета и
Ивана Северьяновича (Очарованный
странник Н.С. Лескова). Вердикт вы
носили присяжные заседатели. Иногда
возникали неожиданные повороты.
Когда вс шло к тому, чтобы оправдать
Онегина (дуэль в обычаях того вре
мени!), выступил судебно медицинс
кий эксперт. Оказывается, от бала до
поединка прошло мало времени, и Оне
гин вс ещ был в состоянии алкоголь
ного опьянения. А это отягчающее
обстоятельство! И Онегина чуть не
посадили
Тот же самый эксперт серьзно по
влиял на процесс по делу Гамлета. Он
спросил адвоката, на чм основано
обвинение Клавдия в убийстве короля.
Ответ: На показаниях тени отца Гам
лета! Но это галлюцинация. А глю
ки не могут служить доказательства
ми! И обвинительный вердикт
Но зато искренне раскаявшийся герой
Очарованного странника Иван Севе
рьянович был признан хотя и винов
ным, но заслуживающим снисхожде
ния.
Для разнообразия я проводил вик
торины как по своим предметам, так
и тематические Пушкин, Булга
ков, Русская и мировая фантасти
ка, 300 лет российского флота,
Открытия и изобретения. Позже они
стали общешкольными и проходили в
актовом зале, с участием групп под
держки и учителей. И здесь я тоже
убедился, что старшеклассники девя
ностых годов люди в массе своей
любознательные и нормально мысля
щие. Похоже, телезомбирование дей
ствует не на всех
Встречая иногда своих бывших уче
ников, я вижу, что многие из них
интересные люди, по прежнему твор
ческие личности. Слава Богу, когда они
были школьниками, ещ не было ми
нистра образования и науки Фурсенко,
который призвал работников средней
и высшей школы отказаться от совет
ского наследия и впредь воспитывать
не творцов, а грамотных потребите
лей продукта, созданного другими.
Надеюсь, что педагогическое сообще
ство не восприняло этот призыв как
директиву
Николай ДОРОЖКИН
Работа в жюри олимпиады Созвездие и подготовка к печати материалов Созвездия 2010
напомнили мне о собственном опыте общения с юными гражданами наукограда Королва. Так
получилось, что с сентября 1992 года и по июнь 2000 года я по совместительству с основной
работой побывал школьным учителем. Тогда в школе 5 были организованы гуманитарные
классы 10 Б и 11 Б. Я был занят две пары (4 академических часа) в неделю: вл Основы
истории философии и религии и Риторику, для чего пришлось подготовить свои авторские
программы. Освоиться с новой профессией мне помогали учитель словесности, заслуженный
учитель России Анатолий Акимович Коняев, историк Ольга Борисовна Федоренкова, завуч Вален
тина Григорьевна Петрова, преподаватель физики Наталья Алексеевна Гуськова.
Технарь в гуманитариях
Технарь в гуманитариях
Технарь в гуманитариях
ВЕСТИ ИЗ СЕТИ
Аргументы корифея просты и доступны. По
мнению Хокинга, разница в технологическом уров
не чревата пагубными последствиями при столк
новении двух цивилизаций, причм из земного
опыта однозначно следует то, что плохо прихо
дится менее развитой стороне. Если учесть, что
разница в возрасте культуры землян и гипотети
ческого инопланетного разума может составлять
и миллиард лет, разрыв окажется куда более
существенным, чем в случае с приходом европей
цев в Америку.
Инопланетным существам на Земле может по
надобиться вода чрезвычайно редкое веще
ство во Вселенной или любые полезные иско
паемые. В этом случае жизнь на Земле не будет
представлять ценности для захватчиков и может
быть легко уничтожена точно так же, как племена
Северной Америки были уничтожены предками
нынешних американцев. Оружие, которым распо
лагают земляне, будет несравнимо с возможнос
тями тех цивилизаций, чей прогресс позволил бы
достичь Земли.
В передаче встречается не только описание
угрожающих Земле космических кочевников,
разграбляющих ресурсы чужих звздных систем.
Большая часть программы описывает вполне
мирных существ, которые могут обитать даже в
пределах Солнечной системы, например подо
Встреча с инопланетянами нежелательна
Встреча с инопланетянами нежелательна
Встреча с инопланетянами нежелательна
льдами Европы спутника Юпитера. И это дале
ко не так фантастично, как может показаться:
собранные астрономами данные действительно
указывают на наличие внутри ряда спутников Юпи
тера и Сатурна жидкой воды.
При этом в истории о пришельцах, которые уже
сейчас прилетают на Землю, астрофизик не ве
рит. Он признат потенциальную опасность кон
такта и предостерегает землян от излишней ини
циативности, но считает откровенно неправдопо
добными свидетельства очевидцев. Хокинг ста
вит вопрос таким образом: неужели ради несколь
ких скрытых миссий и похищений нескольких
жителей планеты стоило преодолевать расстоя
ние как минимум в несколько световых лет?
В работе Искривления пространства време
ни, которую Хокинг написал ещ в 1999 году,
учный указывает на то, что для создания меж
звздных порталов нужно нечто с отрицательной
массой и создающее антигравитацию, причм
этого нечто потребуется очень много, так что
рассчитывать на прыжки к звздам пока не стоит.
Не надо искать контактов с гипотетическими бра
тьями по разуму, тем более что и население
Земли пока ещ не представляет собой единую
цивилизацию, да и в любой стране не все гражда
не братья по разуму.
Наум РАЙКИН
Такое заявление сделано в цикле передач Вселенная Стивена Хокинга на
канале Discovery Channel. Британский астрофизик Стивен Хокинг (кстати, ино
странный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского),
получивший всемирную известность благодаря своим исследованиям в облас
ти теории гравитации, пришл к выводу, что любая встреча с представителями
инопланетных цивилизаций не принест землянам ничего хорошего.