background image
вторник
k
60, 1 июня 2010 г.
ГОРОЖАНЕ
C
M
Y
K
31 мая службе по делам несовершеннолетних
исполнилось 75 лет. Накануне этой даты мы встре
тились с инспектором ОДН УВД г. Королва стар
шим лейтенантом милиции
Ольгой Вахромеши
ной, которая рассказала о специфике работы с
детьми и подростками в нашем городе.
В УВД я работаю почти четыре года. В нашей
семье сложилась небольшая династия милицио
неров. Мой дядя милиционер водитель, и так
как у нас с ним маленькая разница в возрасте,
между нами всегда было соревнование. Я воспи
тывалась у бабушки с дедушкой вместе с ним, и
мне всегда хотелось его обогнать в достижениях,
несмотря на то, что он мужчина. Это получилось.
Кроме того, мне хотелось работать с детьми. Я
получила педагогическое образование, но с педа
гогикой решила подождать и набраться опреде
лнного жизненного опыта. Хотелось пообщать
ся с разными людьми. Мне приходится встречать
ся и с теми, кто преступил закон, и с теми, кто
Показатели итогом работы не считаю
обижен ими. Но работа мне нравится. Находить
общий язык с детьми получается почти со
всеми, кроме тех случаев, когда до ребнка уже
нельзя достучаться.
Педагогическое образование помогло вам,
когда вы начали службу в ОДН?
В педагогическом вузе меня не учили рас
крывать преступления и составлять протоколы.
Нас просто учили преподавать определнный
предмет. Поэтому в начале службы без ошибок не
обходилось. Я смотрела, как работают коллеги.
Они мне помогали, например, мой бывший на
чальник, Елена Викторовна Архипова очень
мудрый и грамотный в работе человек. С ней
можно было обсудить то, что я не хотела в силу
каких то причин обсуждать с родственниками.
Кроме того, огромную поддержку мне и моим
коллегам оказывает начальник Костинского от
дела милиции А.И. Смирнов. Из тех сотрудников,
с которыми я начинала работать, в отделе никого
не осталось. Коллектив полностью поменялся.
Есть случаи из служебной практики, которые
вам особенно запомнились своей сложностью?
Все случаи сложные. Если бы они были
простыми, нашей службы могло не быть. На учт
в ОДН попадают не только дети преступники.
Бывает, что человек просто ошибся. Тем более
что 16 17 лет опасный, горячий возраст:
кровь кипит, гормоны играют, и подростки иногда
не осознают, что они делают. Начинаешь с ними
разговаривать и понимаешь: у них просто так
получилось.
Как и везде в милиции, начальство периодичес
ки требует определнных показателей. Но я не
считаю их итогом своей работы. Итог работы
это завершнный положительный результат, ко
торым можно гордиться. Например, я работала с
семьй, в которой мать несовершеннолетней де
вочки сильно пила. За помощью ко мне обратился
муж этой женщины. Мама девочки оказалась не
такой, какими обычно бывают сильно пьющие
люди. Она была хозяйственной, аккуратной, гото
вила и убиралась в квартире. Но если на не
накатывало пила долго, до невменяемого со
стояния. А поскольку эта женщина была почти
ровесницей моей мамы, я не знала, как ей объяс
нить, что пить плохо, тем более при маленьком
ребнке. Я подолгу беседовала с ней и здесь, и на
дому, подключала к работе участкового. В итоге
через год по моему настоянию эта женщина про
шла курс лечения в королвском наркодиспансе
ре. И вот уже больше года она не пьт. Был
похожий случай с другой женщиной, молодой. У
не было трудное детство она воспитывалась в
детском доме, а когда повзрослела, нашла для
себя удобный способ выхода из стрессовых
ситуаций стала пить, имея на руках двух мало
летних детей. Беседы на тему надо бросать пить
долго не давали никаких результатов, и в итоге
она тоже была направлена на лечение от алко
гольной зависимости. Насколько я знаю, пить она
бросила.
Какие проступки из тех, за которые подрос
тки попадают на учт, самые невинные?
Драки. Через них у подростков происходит
процесс социализации, они выясняют, кто силь
нее и влиятельнее. Иногда бывают такие случаи:
девочке хочется внимания, и она провоцирует
знакомых ребят на драку говорит одному, что
другой е обидел. И тот сразу бросается доказы
вать ей и всем окружающим, что он герой. Такие
драки иногда заканчиваются очень плачевно. Был
случай, когда подростки, не разобравшись в ситу
ации, пошли наказывать мальчика, который был
ни в чм не виноват. И драка закончилась тем, что
он попал в больницу на несколько месяцев. А
девочка, спровоцировавшая эти разборки, оказа
лось, просто пошутила. Е рыцари очутились
на скамье подсудимых, потому что на момент
драки они достигли возраста уголовной ответ
ственности.
Что вы пожелаете своим коллегам?
Тем, кто только начинает работать, терпе
ния, выносливости и спокойствия. А тем, кто уже
имеет опыт, только силы и семейного благопо
лучия, потому что когда в семье вс хорошо,
работается легче.
Елизавета ЗУБАКИНА
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Штрихи
к портрету
фотографа
КОЛЛЕГА
ПРОФЕССИЯ
На оперативном совещании в отделе по делам несовершеннолетних.
Ольга Вахромешина.
Меня обижать нельзя: я родился 1
июня в День защиты детей!, это
любимая присказка бессменного фото
кора Калининградки Валерия Тросько.
Он пришл в нашу газету более тридцати
лет назад и за эти годы облазил, навер
ное, все закоулки, проспекты, крыши,
подъезды города в поисках новых кад
ров. Он запросто может встать в четыре
утра и отправиться снимать, к примеру,
на берег Клязьмы, а потом взбодрить
ещ не проснувшуюся утреннюю редак
цию словами: Смотрите, вот как надо! У
меня тут три километра кадров. А в этих
трх километрах бессчтные вариа
ции призрачного тумана, одинокая тра
винка со всевозможных ракурсов и, ко
нечно, рассветное солнце.
Когда то Валерий Геннадьевич рас
сказывал мне, что его фотокарьера на
чалась в шестидесятые, со съмки рядо
вого пожара в нашем городе. Потому и
мой вопрос о первых кадрах.
Можно сказать так: началось вс с
того, что в городе открылся ДК им. Ле
нина (теперь ДиКЦ Костино) и народ
потянулся к культуре. Мне тогда лет
десять было. Сразу появилась масса
кружков, все занятия бесплатные.
Однажды мой друг Вовка Лаевский ска
зал: Валер, мне аппарат подарили
Смену. Пойдм фотографировать.
Как раз в это время произошл пожар.
Мы его поснимали, проявили плнку... А
после этого стали заниматься в фото
кружке, который организовал фотограф
Юрий Александрович Широков. Помню,
он набрал группу человек тридцать, а
фотографов в итоге получилось чело
века четыре всего лишь Забавно, но
ещ до фотографии родители застави
ли меня играть на скрипке. Целый год.
Меня преподаватель смычком бил по
рукам, я весь в синяках ходил, плакал. С
фотографией такого не было. Хотя дай
мне сейчас скрипку я тебе сыграю.
(Смется).
В фотокружке были какие то учеб
ные задания?
Специальных заданий не
было, мы снимали, разбирали
кадры Раньше нужно было и
оптику, и механику, и увеличите
ли затемнители закрепители
знать. Вс серьзно. Я до сих пор
свою домашнюю лабораторию не
сломал: руки не поднимаются
сколько она меня кормила! Юрий
Широков занимался с нами очень
серьзно, дотошно. К нему в кру
жок я пришл в 1965 м, а через
полтора года уже кино снимал.
Меня направили в пионерский
лагерь, чтобы сделать фильм.
Многие фотографы говорят:
если ты фотограф, то вряд ли
сможешь снимать кино Ты тоже
так думаешь?
Они правильно говорят. Не
смотря на то что композицион
ные законы действуют и в кине
матографе, и в фотографии, в них есть
важное отличие. В фотографии ты мыс
лишь единичным кадром. В кино этот
кадр одна из составляющих. Когда ты
снимаешь фотоаппаратом, ты сосредо
точен один план, другой. А кино тре
бует ещ и прохода, разноплановости.
Вот я пришл бы в комнату с видеокаме
рой: сначала снял бы общий план где
нахожусь, потом детали твои глаза,
часы Панорамирование это очень
сложно Фотография и кино это как
текст и фотография: когда я пришл в
прессу, меня заставили писать ещ тек
сты к своим фотографиям.
Когда ты снимаешь своего героя, у
тебя складывается какое то впечатле
ние, образ. К примеру, тебе он видится
задумчивым и грустным. А потом узна
шь, что он неисправимый весель
чак Бывало ли, что ты ошибался?
Я по натуре репортр: тут думать
нечего нужна быстрота реакций. Нео
жиданные композиционные варианты
вот что я ищу. Если работа в студии
есть возможность выстроить кадр.
(В этот момент Валерий Геннадьевич
достат фотоаппарат пара секунд
начинает меня фотографировать, при
этом говорит: Вот ты сейчас смотришь
на меня, как сова из дупла. Я, понятное
дело, удивляюсь такому повороту собы
тий, а он делает кадр и продолжает раз
говор.)
При такой съмке можно немного ре
жиссировать, провоцировать героя
слово ему сказать, подмигнуть Если
просто достал фотоаппарат, все сразу
встали по стойке смирно.
Ты человек газетный, и уже не
первое десятилетие. Приходится рабо
тать на событиях, которые из года в год
повторяются. Рутина не заела?
События повторяются, да Про
сто с годами учишься отбирать кадры:
смотришь это я уже видел, так сни
мал. Бывает, нажимаешь на кнопку на
всякий случай, пригодится. Дело в том,
что репортаж объединяет все жанры фо
тографии и портрет, и натюрморт
Так что рутины я не чувствую. Всегда
можно искать новое тональное реше
ние, перспективу, можно делать на чм
то акцент. Это вс основы композиции,
азы изобразительного искусства. Если
ими владеешь кадры будут.
Азы ты освоил в кружке Широкова?
Вообще, вс мо творчество про
шло под счастливой звездой. Пришл в
фотокружок дали фотоаппарат, плн
ку, только развивайся. Потом на базе
ВГИКа были устроены курсы, и Юрий
Александрович взял меня, шпингалета,
с собой на эти занятия. Я с уроков убе
гал, чтобы туда попасть. Приходили ма
стера из ТАСС, АПН... Второй год
кинематография. Потом был лекторий
от Союза журналистов по фоторе
портажу. Занимался я у Лидии Павлов
ны Дыко. Затем закончил институт мас
терства Тарасевича
В каком году ты пришл в Калинин
градскую правду?
15 октября 1979 года. Закончил
трхлетнюю отработку после института,
уволился оттуда и пришл в газету. Моя
специализация фотожурналистика.
В этом деле нельзя просто взять фото
аппарат. В снимке обязательно должно
быть что то интересное. Если ты по
смотрел на кадр и задумался то, что
надо Вот был такой случай на заняти
ях у Дыко. Она проводила семинары с
нами и разбирала массу фотографий.
Нас было человек триста, каждый при
носил кадр, который считал лучшим, и
отдавал ей. Что правильно, удачно, не
удачно она объясняла. Однажды было
задание на ракурсы. Я принс свои фо
тографии одну себе оставил, другие
раздал ребятам: мне же интересно, что
про мои работы Лидия Павловна ска
жет. Вот она взяла мою работу фото
графия саксофониста. Разобрала и по
ставила трояк. А я так мучил музыкан
та, с разных ракурсов За другой кадр
ещ трояк. А потом другой фото
граф сдал мой кадр с танкистом и за
него получил отлично. Я снял широ
коугольником танкист выглядывает,
танк весь в грязи, огромные гусеницы
Такая мощь в кадре... Тот фотограф ко
мне подходит в полном недоумении и
сут мне деньги. Я ответил: Я тебе про
сто дал кадр, будь здоров. На следую
щий день приезжаю и он дат мне упа
ковку широкой плнки. Вот это я взял.
Недавно Валерий Тросько пред
ставил в редакции Калининградки
свою новую, четвртую, фотовыставку
к 65 летию Победы. Теперь в его
планах ни много ни мало возрожде
ние фотодвижения нашего города. Мо
жет, звучит высокопарно, говорит он,
но я очень не люблю нетворческих
людей, которые занимаются творчес
кой работой. А с теми, кто увлекается,
хочет чего то добиться, вот с ними
мне интересно. Готов им помочь.
Евгения ДУДНИКОВА
Фото Валерия ТРОСЬКО