background image
четверг
k
61, 3 июня 2010 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
И
рина Евгеньевна человек ак
тивной жизненной позиции. В
пионерах я побывать успела, вела бур
ную общественную деятельность, а вот
в комсомоле уже нет, к сожалению,
к началу 90 х самая популярная и мно
гочисленная в советские годы моло
джная организация распалась,
вспоминает она. Считает, что сегод
няшнее е участие в работе королвс
кого отделения партии Единая Рос
сия возможность реализации ми
ровоззренческого принципа: человек в
этой жизни должен быть активным.
По окончании школы Ирина посту
пила в педагогический колледж (спе
циальность Начальные классы и рус
ский язык), а затем, уже работая в
школе, закончила Московский госу
дарственный областной университет,
факультет истории, политологии и
права.
Педагогическую деятельность нача
ла в своей родной школе в Домодедове
учителем русского языка и литера
туры. А в 2002 году Ирина Евгеньевна с
мужем и маленьким сыном переехали
в Королв. Нам очень понравился этот
город: чистый, красивый, уютный,
вспоминает Ирина. Когда она пришла
устраивать в королвскую школу 1
сына первоклассника, директор Елена
Евгеньевна Окорокова, узнав, что мама
будущего ученика педагог, предложи
ла ей работу в школе. Так я начала
работать здесь, говорит Гайдукова.
Сначала учителем истории, затем
заместителем директора по учебной
части. А последние четыре года ди
ректором.
Ирина Евгеньевна, сложно было
перестроиться с педагогической рабо
ты на административную?
Сложно. До сих пор перестраива
юсь. Это другая сфера деятельности.
Руководитель учебного заведения, по
мимо решения серьзных педагогичес
В
иктор Константинович принимал
в хореографическую студию всех
ребят, всех, кто любил и хотел научить
ся танцевать. Нужно было только чув
ствовать ритм, отсутствие хореографи
ческих данных значения не имело. Сту
дия превратилась в настоящую семью
для своих воспитанников. Как это уда
валось педагогу, не знаю, ведь на заня
тиях он был строг и требователен, но
ребята мчались в студию галопом. За
нятия, репетиции и концерты проходи
ли на ура. Он рисовал для ребят стенга
зету, писал поздравительные стихи к
дням рождения. Кроил и помогал шить
сценические костюмы, фотографиро
вал и устраивал фотовыставки для ре
бят. Летом студия в полном составе
выезжала в лагерь. Проблем с время
препровождением не было, скучать
было некогда. Днм репетиции, а вече
ром концерты в соседних лагерях или
ЛИЧНОСТЬ
...У не не было проблемы с выбором профес
сии. Ещ в школе на вопрос кем быть? у меня
был однозначный ответ педагогом. Кроме
педагогики, я ничего другого себе не представ
ляла, говорит Ирина Гайдукова, директор
королвской общеобразовательной школы 1.
Люди это по настоящему интересно
ких задач, должен заниматься множе
ством финансовых, хозяйственных дел.
Огромное количество бумаг, счетов
во вс нужно вникать, разбираться.
Четыре года назад было очень трудно,
но коллеги меня поддержали. У нас
замечательный коллектив в нм нет
случайных людей. Педагоги школы
действительно работают по призванию,
все болеют за общее дело, за каждого
ученика.
Вы строгий директор по отноше
нию к ученикам?
Не знаю, наверное, нет. Со стар
шими я предпочитаю разговаривать,
сотрудничать; малышам, возможно,
кажусь строгой
Дети могут обратиться к вам с
каким то личным вопросом?
И дети, и родители с любым,
даже самым незначительным вопро
сом, двери моего кабинета всегда от
крыты.
В такой большой школе, как ваша,
наверняка не обходится без конфлик
тов по типу ученик ученик, ученик
учитель, учитель родители? Всегда
ли удатся решать их в конструктив
ном русле?
Школа это живой организм.
Безусловно, как и в любом коллективе,
конфликты случаются. Поскольку наша
школа общеобразовательная, мас
совая, в ней учатся самые разные дети.
По национальности, социальному ста
тусу, группе здоровьяУ нас, напри
мер, обучаются дети 27 (!) националь
ностей. Есть дети и из неблагополуч
ных семей, социальные сироты. Есть
ребята, у которых серьзные пробле
мы со здоровьем. Всего в школе более
1000 учеников естественно, проблем
возникает множество. Но могу утверж
дать, что все проблемы и конфликты
решаются именно в конструктивном
русле.
Как вам это удатся?
Рецепт прост: нужно любить де
тей. Любить людей. Взрослые люди
это те же дети, только очень уставшие
и замотанные.
В школе, которой вы руководите,
учится и ваш сын. К детям педагогов
обычно предвзятое отношение. Ему и
вам это не мешает?
Нет, абсолютно. Саша очень са
мостоятельный человек, и, несмотря
на юный возраст (16 лет), какой то
очень мудрый. Однажды, ещ учась в
младших классах, он спросил меня:
Мама, а для тебя что важнее чтобы
я получил знания или хорошие оцен
ки? Мы договорились, что знания важ
нее. У меня удивительный ребнок. С
раннего детства мы с ним общаемся на
равных. Мы дружим, понимаем друг
друга. В этом плане мне очень повезло.
Вернмся к делам учебным: из
вестно, что первая школа несколько
ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ
воинских частях. После занятий он го
нял с мальчишками в футбол, они смот
рели на него преданными глазами, и
обычной проблемы с нехваткой маль
чиков для танцев не было. Я не знаю,
стал ли кто нибудь из ребят професси
ональным танцором, но девять лет ув
лечнной, интересной и насыщенной
жизни своим воспитанникам Виктор
Константинович подарил, и за это ему
огромное спасибо.
Ещ одно воспоминание. По семей
ным обстоятельствам внучке пришлось
поменять школу. Согласитесь, процесс
для ребнка непростой. Очень много
зависит от учителя. Она попала в класс
к Светлане Анатольевне, и процесс
адаптации прошл превосходно. Ребя
та обожали свою учительницу, матери
ал на уроках подавался таким образом,
что никто не мог расслабиться, поте
рять внимание, всем хотелось что то
Не смейте забывать учителей
рассказать, ответить. Лес рук тянулся
навстречу преподавателю (мне один
раз довелось присутствовать на уро
ке). Она как то умудрялась, не повы
шая голоса, управлять вниманием ре
бят. После уроков никто не торопился
домой. Все, кто хотел, могли остаться
в классе и ещ час полтора пообщать
ся с учительницей. Попросить что то
объяснить, просто вместе попить чай
ку. Она создавала для ребят очень
тплую, неформальную обстановку
взаимного доверия и дружелюбия. Ча
стые поездки на экскурсии, выставки,
в музеи и театры ещ больше сплачи
вали ребят. Причм после каждой по
ездки обязательно следовало сочине
ние о своих впечатлениях, так что зе
вать не приходилось. Отмечались все
дни рождения ребят, для каждого на
ходила учительница нестандартные
поздравления, и все были счастливы.
Прошли годы, подросли дети, а свою
Светлану Анатольевну до сих пор вспо
минают с блаженными улыбками на
лицах. Уверена, что этот счастливый
период их жизни навсегда сохранится
в памяти.
Несколько слов хочется сказать ещ
об одном педагоге. Он тренирует ребят
в детской спортивной секции, учит иг
рать в настольный теннис. Молчун по
характеру, в жизни не очень то про
бивной, но в дело сво влюблн. Рабо
тает с ребятами, не получая за свой
труд ни гроша, а ведь приезжает из
Москвы после работы, дорога неблиз
кая и недешвая, возит ребят на сорев
нования в другие города в свои выход
ные дни за счт своего отдыха, и ребята
платят ему преданностью и уважени
ем. Ждут его прихода, следя за прибы
вающими из Москвы электричками,
бегут встречать и через всю улицу кри
чат: Здравствуйте, Борис Александ
рович! Он и ребят заразил своей увле
чнностью, и теперь это сплочнный
коллектив единомышленников. Этим
ребятам крупно повезло, они нашли
своего наставника, учителя и взросло
го друга.
А теперь представьте большую
комнату с круглым столом посреди
не. Вдоль стен великое множество
книг в шкафах и на полках. Стол уют
но освещн лампой под абажуром и
накрыт для чаепития, вс очень
скромно и просто. За столом несколь
ко ребят младшего школьного возра
ста и хозяйка этой комнаты, старая
учительница местной школы, после
дняя обитательница некогда большо
го учительского дома из подмосков
ного Черкизова. Она из бывших реп
рессированных, говорит на трх язы
ках. Сво образование, да и воспита
ние, полученное за границей, она
щедро передат своим маленьким
гостям. Атмосфера за столом домаш
няя, непринужднная, все веселятся,
ведь одновременно с чаепитием ра
зыгрываются сценки из сказок, идт
игра в лото. Как ребята умудряются
запоминать слова и целые фразы на
трх языках, не понимаю. Мы, взрос
лые, стараемся не мешать ребятам,
конечно, не успеваем вс усвоить, но
как то постепенно втягиваемся в игру,
пытаемся подсказать, правда, в ос
новном неудачно. Атмосфера празд
ника затягивает, не оставляя никого
равнодушным.
Потом все добросовестно моем по
суду, наводим порядок и покидаем этот
дом с желанием поскорее вернуться
вновь. Это не стандартные уроки ино
странного языка, учительница не берт
деньги. Она просто не может жить без
своей профессии и без ребят, она уже
давно на пенсии, но вс новые и новые
поколения учеников приходят в е дом
и остаются там надолго.
И наконец, последний эпизод из мо
его далкого военного детства. Мы си
дим за партами и с нетерпением ждм,
когда в класс принесут поднос с тонки
ми кусочками чрного хлеба, на каж
дом из которых лежит конфета поду
шечка. Это наш школьный завтрак, мы
все голодные, в животе урчит, поэтому
ждм его с нетерпением. Учительнице
тоже полагается порция, которая все
гда остатся на подносе и достатся
кому нибудь из нас, самому голодно
му на сегодня. И мы тврдо знаем, что
учительница никогда не ошибтся, она
отдаст этот свой кусок хлеба самому
нуждающемуся в нм среди нас.
Вот таким получился у меня образ
Учителя, и если встретился или встре
тится на жизненном пути такой чело
век это большая удача для ребнка.
Впрочем, портрет Учителя у каждого
свой. Нарисуйте его силой воображе
ния или достаньте из глубин памяти и
поместите в центр квадрата, как на кар
тине Казимира Малевича, и пусть это
будет ваша и только ваша территория
любви.
Елена РОДНИКОВА
В нынешнее неспокойное время как за соло
минку хватаешься за любой островок стабиль
ности и наджности. Пока таким островком
остатся школа. И когда ребята в школе, мы,
взрослые, спокойны за них, знаем, что там они
вс таки защищены. А если повезт и ребнок
найдт себе занятие по душе в какой нибудь
студии или кружке и после школы, тогда можно
быть спокойным за его детство. Я с огромным
уважением отношусь к подвижническому учи
тельскому труду, считаю, что встреча с талант
ливым педагогом счастье для ребнка, такая
встреча может определить всю его дальней
шую судьбу. Человеческая память хранит са
мые яркие эпизоды, связанные с людьми,
объединнными одним призванием, педагог.
Вот некоторые из них...
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Ирина Гайдукова и Герой России космонавт
Олег Кононенко на вручении аттестатов
выпускникам школы 1.
лет при вашем активном участии зани
мается поисковой работой. Расскажи
те, как вс начиналось?
Когда я только начала работать
учителем истории в этой школе, мы с
коллегой Т.М. Серединой решили при
вести в порядок школьный музей: об
новить экспозицию, пополнить его но
выми экспонатами. Нам хотелось, что
бы это стало интересно и детям. Так
родилась идея поехать в поход по мес
там бов Великой Отечественной вой
ны. Определились с районом похода
(между Курском и Орлом, где шли оже
сточнные бои). Прикоснувшись к ис
тории напрямую, увлеклись, решили
создать поисковый отряд, заниматься
поиском, установлением имн солдат
и офицеров, погибших в годы войны.
Зарегистрировались, получили доку
менты Ребят настолько это увлекло,
что они сами стали проситься в лес
(так мы между собой называем наши
поездки), привлекать новых участни
ков из числа друзей, знакомых. У них
появилось интересное, по настояще
му живое дело. Они понимают, что ник
то, кроме них, это не сделает.
Поисковая работа дело не толь
ко благородное, но и достаточно за
тратное: проезд к месту, проживание,
питание и другие расходы
Раньше поездки финансирова
лись Комитетом по делам молоджи
Московской области. В прошлом году
нам помогло Королвское отделение
партии Единая Россия (Валерий Шу
тов, Виктор Павлов). Ректор КИУЭС
Татьяна Старцева помогла решить про
блему с транспортом, выделив автобус
для поездки. Если не удатся найти
финансирование едем за свой счт.
Обычно это 3 5 тысяч из семейного
бюджета каждого участника.
Ирина Евгеньевна, находите ли вы
в вашем плотном рабочем и жизнен
ном графике место для каких то увле
чений, хобби?
В свободное от работы время не
могу сидеть дома просто не умею.
Можно сказать, что мо хобби это
поездки, новые встречи. Общение с
людьми. По большому счту, люди
это то, что мне в жизни по настоящему
интересно.
Елена ФИЛИППОВА