background image
Через обсуждение к пониманию
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
61, 3 июня 2010 г.
ВОСПИТАНИЕ
C
M
Y
K
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Понимание давалось порой с тру
дом, но собравшиеся не сдавались в
стремлении к нему. Буквально все вы
ступающие были атакованы подрост
ками из молоджной организации
Альянс морали. Молодые люди не
пропустили ни малейшей возможнос
ти возразить, предъявить свои контрар
гументы, наконец, просто заявить о
недопустимом. Их решимость внести
ясность практически во все из обсуж
даемых вопросов стала очевидной уже
в самом начале встречи, во время тео
ретического экскурса, проведнного
заместителем директора Учебно ме
тодического образовательного цент
ра (УМОЦ) Наталией Кабановой
. Как,
когда и почему возникают самые па
губные из патологических зависимос
тей человека, она объяснила, исполь
зуя концепцию швейцарского психо
лога К. Юнга о круге сезонности в раз
витии личности. Е суть состоит в том,
что если в определнном возрасте (се
зоне) потребности человека не удов
летворяются, то возникают проблемы,
а неумение их разрешить может приве
сти к формированию вполне конкрет
ных патологических зависимостей, и
случиться это может уже на первом
году жизни.
Так, осень по Юнгу, это период от
семи до шестнадцати лет, когда осо
бенно важно научиться продуктивной
самоорганизации, а результат нужда
ется в подкреплении конкретными до
стижениями. Причм для подростка это
далеко не пятрки, как ошибочно пони
мают родители. Это весомые спортив
ные успехи, победа на олимпиаде, в
шахматном турнире или же, при сме
щнной, неустойчивой системе ценно
стей, ситуации такого рода: меня за
метили, поставили на учт в милиции,
вызвали на комиссию по делам несо
вершеннолетних Отсутствие дости
жений зачастую ведт к патологичес
кой зависимости от кофеина, кокаина,
склонности к экстремальным видам
деятельности или спорта, причм как
за счт тренировок, так и за счт психо
тропных средств, которыми снимается
базовый страх отсутствия достиже
ний. Любопытно, что для этого сезо
на характерно формирование трудо
голизма, который тоже относится к не
патологическому, но вс же зависимо
му поведению.
Сво выступление Наталия Александ
ровна закончила словами Конфуция:
Будьте добрыми, если вы захотите,
будьте мудрыми, если вы сможете, но
здоровыми вы должны быть всегда.
Увы, как показали исследования, сре
ди двенадцати общечеловеческих цен
ностей, выделяемых в психологии, здо
ровье у подростков на последнем
месте. Это вредно для здоровья
фраза, для них мало значимая. Изве
стный пример о капле никотина и ло
шади информация, которая может
не иметь дальнейшего воздействия на
слушателя. Как показал педагогичес
кий опыт
заместителя директора
УМОЦ Ирины Семновой, куда более
действенно посещение своего рода
кунсткамеры родильного дома, где
можно увидеть врожднные патоло
гии детей курящих родителей. В каче
стве положительного опыта антинар
котической работы
начальник отдела
семьи, детства, социальных отноше
ний городской администрации Мари
на Захарова
привела инициативу сту
дентов юридического института, ко
торые взялись разъяснять своим свер
стникам, чем грозит причастность к
распространению наркомании с точки
зрения закона.
То, что поставить на учт в нарколо
гическом диспансере нельзя ни ано
нимно, ни принудительно, затрудняет
оценку реальной численности нарко
зависимых. По числу тех, кто зарегист
рировался добровольно, наш город на
третьем месте в области: это 950 чело
век, из них 150 женщин и трое несовер
шеннолетних, самому младшему из
которых 12 лет! В 2010 году на учт
уже поставлены 45 человек. Такие циф
ры озвучила
сотрудник городского нар
коконтроля Елена Соснина. Среди ме
роприятий по выявлению групп риска
она отметила проведнное в школах
города добровольное (с согласия ро
дителей) тестирование учащихся на
употребление наркотиков. Достаточно
дорогостоящее обследование выпол
нили на средства, выделенные горо
дом и Министерством образования. По
словам Елены Серафимовны, рамки
правовых аспектов во многом сдержи
вают эффективность антинаркотичес
кой работы, к заметной подвижке мо
жет привести введение закона о прину
дительном лечении от пагубной зави
симости, и специалисты надеются на
принятие его уже в ближайшее время.
Что же касается нашего города, то в
настоящее время рассматривается воз
можность создания Детской полицей
ской академии для усиления профи
лактики среди подростков.
В Королве достаточно часто прово
дятся психологические тесты по выяв
лению предрасположенности детей к
коварным зависимостям, а также тре
нинги, в которых ребнок, проигрывая
роль жертвы или человека, которого
склоняют попробовать наркотик, учит
ся, как себя вести. Старшеклассники
помогают младшим найти самые вы
разительные слова, порой и из моло
джного сленга, для уверенного отпо
ра социальному давлению со стороны
наркоторговцев.
В качестве одной из мер повышения
устойчивости подростков по отноше
нию к самым вредоносным привычкам
Ирина Семнова отметила введение в
учебно образовательных учреждениях
города нового предмета Основы
православной культуры. Она подчерк
нула, что обучение в государственных
муниципальных образовательных уч
реждениях носит светский характер и
курсы Духовное краеведение Подмос
ковья и Основы православной куль
туры относятся к типу историко куль
турологического образования. Речь
идт не о пропаганде религии, а об
изучении истории культуры народа,
который в большинстве свом состав
ляет население России.
Для преподавания новых дисциплин
создано мощное методическое объе
динение, руководит которым
Светлана
Колчина. Духовно нравственным вос
питанием, которое только начинает
вводиться в школах, в гимназии 18
она занимается уже 18 лет. С этой те
мой она победила в конкурсе Учитель
года, профессионально владеет пред
метом, написала программу его препо
давания. Проведнные открытые уро
ки и анонимное анкетирование под
тверждают работа с девятиклассни
ками в этом году удалась. И вс же
участниками круглого стола были вы
сказаны сомнения по поводу право
мочности преподавания только лишь
христианской православной культуры,
а также сетование на примеры прину
дительности в обучении. Ответ держа
ла Ирина Семнова. По е словам, ник
то из родителей не отказался от того,
чтобы их ребнок изучал новую дис
циплину. Сделать это можно и сейчас.
При возражении предмет автоматичес
ки будет переведн в факультативный,
поскольку никто не имеет права кого
либо заставлять, и об этом уже не раз
говорилось на родительских собрани
ях. Православие не единственное
духовное направление, которое вво
дится в школе. Новый учебный план
предусматривает пять вариантов обу
чения: основы православной культу
ры, основы иудаизма, основы мусуль
манства, основы буддизма и основы
светской этики. Выбрать можно лю
бое, и в школе постараются предоста
вить ребнку возможность для его изу
чения. Если же найти соответствую
щих педагогов не удастся, предлагает
ся изучение основ светской этики.
Завершая встречу, е ведущая,
сотрудница библиотеки филиала 11
ЦБС Любовь Полякова
привела выс
казывание одного из французских фи
лософов: Понять лучшее это уже
работать над его осуществлением
Был уже поздний вечер, но Настя, бу
дущий педагог дефектолог, задержа
лась, чтобы поговорить со Светланой
Колчиной. Похоже, лучшее было вос
принято, и новая работа, действитель
но, уже началась, ведь девятикласс
ница и опытный педагог договорились
встретиться
Наталия ПОДОЛЬСКАЯ
Фото автора
Через обсуждение к пониманию
Специалисты по работе с молоджью собрались в библиотеке филиале 11 ЦБС (в ЦДК им. М.И.
Калинина), чтобы за круглым столом поговорить на тему: Взрослым о детях. Вредные привычки.
Через два с половиной часа, утомлнные остротой полемики, проходившей под напором далеко не
лицеприятных высказываний из зала, они вс же единодушно отметили: Уже давно не приходилось
общаться с такой активной молоджной аудиторией. Беседа получилась интереснейшая
Выступление Н. Кабановой о
формировании патологических
привязанностей согласно концеп
ции К. Юнга вы можете послу
шать на нашем сайте
www.gazetakoroleva.ru.
О том, как борются с наркоти
ками и анаболиками, на с. 13.
Интервью с И. Семновой об
уже проделанной подготови
тельной работе по введению но
вых школьных предметов, про
блемах и перспективах е про
должения вы можете послушать
на сайте www.gazetakoroleva.ru.
По моему убеждению, слово мечта заключа
ет в себе только нечто светлое, положительное.
Никогда негодяй, книжный или реальный, не го
ворит, например: Я мечтаю отомстить, он гово
рит проще: Я отомщу. Подчеркну: в настоящей
ФАНТАЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
статье в слово мечта вкладывается исключи
тельно благой смысл.
Как часто могут услышать в свой адрес мечтате
ли: мол, нечего заниматься ковырянием в носу,
подсчитыванием ворон, мечтаниями о манне
небесной и т. д., и т. п. Защититься от
подобных нападок просто. Я обычно
отвечаю: А с какой, собственно го
воря, стати должна я отказываться от
мечты? В ней мир чист и красив. И
лучше я преобразую реальность, чем
брошу мечту. Поэтому, уважаемые
читатели и мечтатели, не обижай
тесь на тех, кто не понимает важности
возведения воздушных замков, с тем
чтобы потом они обрели сво матери
альное воплощение.
О мечте, о е столкновении с реаль
ностью и значении в жизни писали и
пели и пишут, и поют до сих пор.
Гимном мечте стало направление в
литературе, именуемое фэнтези.
Толкин, Нортон, Ле Гуин, Перумов,
Желязны... Сочетания строк купаются
в солнечных лучах и порою в крови,
герои говорят на певучих наречиях, в
которых не встретишь ругательств, и,
пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, в итоге
торжествуют добро и справедливость.
Кому то ближе японское творение анима
ция. Небезызвестная сага о Банни Цукино (она же
Сейлор Мун воин в матроске) знакома едва
ли не каждому недавнему ребнку. Помнится,
автор этих строк с нетерпением ждала очередной
серии как дара свыше. Воины, оберегающие кри
сталлы чистых людских сердец, сражающиеся за
светлые мечты, вызывали и вызывают гораздо
больше симпатии, чем многие окружающие люди.
Торжество мечты человек наблюдает, когда
приходит в театр: сопереживает придуманным
героям, забывая о том, что они придуманы, сле
дит за превратностями их судьбы и радуется или
огорчается в финале, благодаря режиссра за
ожившую сказку аплодисментами.
Другой пример триумфа мечты ролевые
игры. Можно по разному относиться к этому на
правлению в культуре (а это действительно куль
тура, не больше и не меньше), можно утверждать,
что ролевики просто беглецы, скрывающиеся в
мире мечты от неприглядной реальности. Но сами
они отвечают на такие обвинения очень красиво:
Мы не убегаем от жизни, мы дополняем е.
Кто то считает, что мечты нечто недостижи
мое. Но не странно ли обладать способностью
мечтать и в то же время быть лишнным возмож
ности достичь желаемого? По крайней мере, ни
кто не мешает попытаться, не правда ли? И потом,
если считать, что мечтание недостижимо, то
гда точно не добьшься того, что задумал ум и
нарисовало воображение.
Сколько времени живт человечество, столько
живы и его мечты. Не самим ли Создателем зало
жена в человеке эта способность: моделирование
А мне приснилось: миром правит мечта
Один знакомый психолог не так давно сказал мне: Полт во сне
обычно означает, что человек замечтался, потеряв тврдую по
чву под ногами, оторвался от реальности. Полт редко означает
что то положительное. Как странно слышать, что мечту харак
теризуют как нечто негативное, едва ли не вредное. Однако
давайте вдумаемся...
будущего? Первым мечтателем был Бог, ведь
прежде, чем создать мир, Он задумал его, а лишь
потом воплотил. И человек, как творение Бога,
думаю, не мог не унаследовать от Отца это жиз
ненно важное умение.
Мне вспоминается 75 летие со дня рождения
Олега Куваева. На встречу, проведнную в ЦДК им.
М.И. Калинина и посвящнную этому знаменатель
ному событию, пришл поэт, член Союза писате
лей России, член Союза журналистов, лауреат ли
тературной премии имени С.Н. Дурылина Вале
рий Кравец. Он сказал несколько слов о рассказе
Олега Куваева Тройной полярный сюжет. При
веду отрывок из его выступления: В заключение я
бы порекомендовал вам прочитать Тройной по
лярный сюжет, где описывается три временных
промежутка, когда три разных человека мечтали
увидеть розовую чайку. Есть такая птица на севере,
живущая в арктических льдах и никогда не летаю
щая на юг. Эта птица с белым оперением, а на шее
у не чрное ожерелье, что то вроде нити. Я сам,
к сожалению, е не видел, но читал, что оперение
е отливает розовым цветом, когда на не падают
солнечные лучи. И есть поверье: тот, кто увидел
розовую чайку, будет счастлив. Я бывал в тех мес
тах, но не видел е.
Но у меня осталась мечта, а
мечтать о чм то в том числе и о розовой чайке
не самое последнее дело.
Как известно, судьба каждого человека в его
собственных руках. И мечта один из инстру
ментов. Она не менее важна, чем руки и ноги, с
помощью которых человек строит жизнь. Мечты
это далеко не бессмысленное времяпрепро
вождение, это созидание и радость.
Ольга ГУДКОВА