background image
четверг
k
61, 3 июня 2010 г.
C
M
Y
K
49
Нам нравится идти по рекам, кото
рые когда то были судоходными. Пре
лесть таких водных походов в том, что
мы как бы повторяем путь наших пред
ков, много лет назад неспешно шед
ших здесь на вслах
В мае 2007 года
мы прошли по Клязьме от Ко
ролва до города Собинка Вла
димирской области (примерно
280 км). Через год перебрались
в Тверскую губернию и по реке
Мсте от Вышнего Волочка до
шли до села Любытино Новго
родской области (это ещ 270
км), где и оставили лодку на зи
мовку. Настал май 2009 года, и
мы погнали зайца (то есть лодку)
дальше по Мсте от Любытино до
озера Ильмень, затем вошли в
реку Волхов, миновали Великий
Новгород и закончили путь у го
рода Кириши Ленинградской об
ласти. Это плавание добавило в
пробег лодки ещ почти 400 км.
Об этих путешествиях Калинин
градка уже писала (см. КП от
2 июня 2007 года, от 28 мая 2008
года, от 4 и 11 июня 2009 года).
Наше судно мы привезли назад,
в Королв, и подновили к сезо
ну 2010: заделали швы и прокрасили.
В плавание по северным рекам эки
паж отправился в обычном составе:
Николай (капитан), Алексей (боцман),
Максим (видеооператор) и автор этих
строк в качестве летописца. Грести,
понятное дело, пришлось всем.
Как и в прошлом году, мы заручи
лись солидной поддержкой городско
го спорткомитета в виде мандата. В
сей бумаге наш вояж был назван
спортивно туристической краеведчес
кой экспедицией, здесь же указаны
благородные цели похода. В органи
зованном туризме подобную бумагу
обычно получает каждая тургруппа
перед выходом в многодневный по
ход. Нам же мандат нужен был исклю
чительно для встреч с представителя
ми Государственной инспекции по
маломерным судам (ГИМС), этого вод
ного аналога ГИБДД. Сегодня чуть ли
ни каждая лодка должна быть зареги
стрирована и иметь бортовой номер.
В противном случае встреча с водным
инспектором может привести к
Путевые заметки королвских туристов,
добровольно променявших солнечную Турцию
на северную российскую глубинку
Часть первая
Итак, снова май, тепло время с друзьями путешествовать по
великой России. И как обычно на собственно изготовленной
деревянной лодке. Водных гладей в стране немало, мы решили
направиться на европейский север в сторону Вологды, которую
нередко называют воротами русского Севера. И это справедливо.
Город расположен на водоразделе бассейна Волги с одной
стороны и системы северных рек и озр с другой. Мы наметили
по рекам Вологда, Сухона и Северная Двина пройти от областного
центра Вологодчины до города Котласа Архангельской области.
Длина пути около 650 километров. Много это или мало? Пред
ставьте себе, что между Москвой и Санкт Петербургом прорыли
канал, заполнили его водой и сказали добровольцам: Плывите!
Если лодка оборудована мотором, то это расстояние можно
преодолеть за сутки двое. А если идти без мотора, паруса и
толкающего буксира, только на мускульной силе гребцов? Мы
уложились в 13 дней плавания.
задержке судна и к краху затеи. Наша
лодка используется не чаще одного
раза в году, поэтому мы не стали обре
менять себя всякими регистрациями,
подумали, что бумага от спорткомите
та и взятая на всякий случай стопка
денежных знаков помогут удовлетво
рить любопытство контролирующих
водные артерии госорганов. Жизнь
подтвердила правильность принятого
нами решения.
Наше суднышко не надувная бай
дарка, его в рюкзаке не утащишь. При
шлось нанять спецтранспорт грузо
вик Газель Фермер. У него расши
ренная кабина (на пять пассажиров) и
кузов, в котором мы с помощью зара
нее изготовленного деревянного ло
жемента закрепили лодку. Туда же по
грузили свои вещи, удобно расселись в
кабине. Машина выехала на Ярославс
кое шоссе и взяла курс на север. Путе
шествие к Вологде началось!
Первая остановка в городе Пе
реславле Залесском. Сюда мы вез
ли маленький сюрприз. Дело в том,
что ровно год назад, когда мы плыли
по Мсте, нам сообщили важную но
вость: сотрудница одного из моих
приятелей по походу только что ро
дила богатыря весом 4200 граммов.
Мальчика назвали Николаем. Мы
посчитали это добрым знаком. Ведь
святой Николай Угодник, как извес
тно, является покровителем моря
ков и детей. На стихийно проведн
ном на воде собрании мы зачислили
юного Николку в почтные члены
нашего экипажа. И вот мы у него в
гостях, в Переславле Залесском. Ка
питан нашего корабля Николай в тор
жественной обстановке вручил сво
ему годовалому тзке свидетельство
о зачислении его в наш экипаж и
подарил малышу книжку Жюля Вер
на Дети капитана Гранта бест
селлер романтиков ХХ века, любимый
роман команды нашего судна. Маме
было предложено по мере взросления
сына читать ему эту книгу.
За городом мы сделали ещ одну
остановку, у поворота на деревню
Брынчаги, родину талантливого со
ветского конструктора танков Миха
ила Кошкина. Около шоссе, на высо
ком постаменте, стоит детище Миха
ила Ильича легендарный Т 34,
лучший танк Второй мировой войны.
Напомню, что в суровые предвоен
ные годы Кошкин и возглавляемое
им конструкторское бюро в Харько
ве создали танк с уникальными так
тико техническими характеристика
ми. В марте 1940 года два опытных
образца Т 34 во главе с Кошкиным
своим ходом, соблюдая секретность
(то есть по ночам и в обход крупных
населнных пунктов) дошли до Мос
квы, совершив таким образом необ
ходимый контрольно испытатель
ный пробег. На полигоне под столи
цей Т 34 продемонстрировали свою
высокую манвренную, огневую и
броневую мощь. Об этом героичес
ком походе режисср Владимир Се
м а к о в с о з д а л х у д о ж е с т в е н н ы й
фильм Главный конструктор (1980
год), где роль Кошкина сыграл Бо
рис Невзоров. Михаил Ильич про
жил недолгую жизнь. Он скончался
осенью 1940 года в возрасте 42 лет.
Уже посмертно к нему пришли его
главные награды: Сталинская пре
мия (1942) и звание Героя Социали
стического Труда (1990).
У постамента с танком Т 34 мы
скромно отметили и день рождения
нашего видеооператора Максима.
К 5 часам вечера добрались до Во
логды, разгрузились. Машина поеха
ла обратно в столицу, а мы совершили
пешую экскурсию вокруг местного
Кремля на большее времени не
было.
Вообще Вологда город древний.
Ещ в Повести о чудесах Герасима
Вологодского (ХVII век) говорится, что
здесь, у реки Вологды, в 1147 году был
основан Троицкий монастырь. В новго
родских письменных источниках Во
логда с 1264 года упоминается, как
окраинное владение Новгорода.
На берегу реки, которая разде
лила современный город на две
части, находится небольшой бе
локаменный кремль (ранее это
был Архиерейский двор), рядом
с ним величественный Софий
ский собор. Вологду не раз посе
щали русские цари. Иван Гроз
ный сделал е своей северной
резиденцией, а в честь частых
наездов сюда Петра Первого в
городе открыт его дом музей.
На берег реки выходит брус
чатая Кремлвская площадь, ко
торая заканчивается великолеп
ным памятником поэту Констан
тину Батюшкову работы скуль
птора Вячеслава Клыкова. Ба
тюшков родился и умер в Во
логде, он был дружен с такими
деятелями русской культуры как
Александр Пушкин, Василий
Жуковский, Птр Вяземский,
Николай Карамзин. Памятник необы
чен: поэт стоит со свитком рукописи в
руке, смотрит вдаль, а рядом мирно
пастся лошадь
В Вологде жил и умер замечатель
ный советский поэт Николай Рубцов,
но его памятник мы видели только из
далека. Город на много километров
вытянулся вдоль реки, и мы уже в су
мерках высадились на берег за окраи
ной Вологды. Первая ночвка, первый
костр, первый походный ужин. Вот
теперь мы почувствовали, что экспе
диция началась.
Река Вологда через пару десятков
километров впадает в Сухону, вытека
ющую из Кубенского озера.
Сухона
(ударение на первом слоге) круп
нейшая река Вологодчины (длиной по
чти 560 км). В е верховьях местность
Команда нашего судна вместе с почтным членом экипажа.
Вологодский кремль.
равнинная, вокруг много озр и болот,
и весной образуется огромная водная
гладь, когда берега уходят к горизонту.
Русло с трудом угадывается по торча
щим из воды деревьям и жикам ивня
ка. Здесь же в Сухону впадает река
Лежа. У Лежи и у Вологды иногда бы
вает настолько мощный весенний на
пор воды, что Сухона начинает течь
обратно в Кубенское озеро!
Плывм по разлившейся Сухоне.
Весной она судоходна, а к середине
лета мелеет, появляются многочислен
ные перекаты. Фарватер реки (для су
доходства) обозначен поплавками ба
кенов (справа по течению красные,
слева белые). На берегах е нахо
дятся навигационные судоходные зна
ки, а также километровые столбы (че
рез каждые пять километров). При впа
дении Вологды в Сухону стоит знак
491 столько осталось нам плыть
до устья реки.
На второй день путешествия мы
столкнулись с неожиданной пробле
мой: солнце уже садилось за гори
зонт, а пристать на ночвку некуда
кругом вода и болота! Как тут не
вспомнить каравеллы великого Ко
лумба, которые неделями шли по Ат
лантическому океану в Индию, а суша
так и не появлялась. Терпение моря
ков не безгранично, назревал бунт,
пока кто то вдруг не крикнул: Зем
ля! Вот и мы до рези в глазах всмат
ривались в заросли ивняка: а вдруг
там откроется береговая полоска? Но
вс было тщетно, Сухона противи
лась нашему желанию опереться о
твердь. Мы уже планировали размес
титься на ночь в лодке, как вдруг
слева по курсу показался островок.
Ура! Мы спасены! Остров был похож
на горб верблюда, голый, без дров,
пять на десять метров. Места для двух
палаток хватит, а нам больше и не
надо. Ужин готовили на газовой го
релке, предусмотрительно взятой в
поход нашим капитаном.
Вечером были слышны выстрелы
шла охота на уток, коих здесь великое
множество. Утром стрельба возобно
вилась по русской традиции охотни
ки лупили по бутылкам.
Валерий СОКОЛОВ
Фото участников похода
Продолжение следует
Во время разлива речные километровые столбы нередко оказываются в воде.
День первый.
Лодку на воду!
Подготовка
День второй. Земля!
За воротами русского Севера
За воротами русского Севера
Туманный закат на Сухоне.