background image
четверг
k
64, 10 июня 2010 г.
118
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ
И что интересно, водораздел между
Яузой и Клязьмой сравнительно невы
сок: в среднем где то 20 30 метров.
Но его прорезают притоки этих рек,
снижая высоту максимального подъ
ма до 10 метров, а иногда и вовсе ниве
лируя его почти до нуля. И вот тут то,
путешествуя по картам, можно угля
деть места вероятных волоков. Иног
да это мог быть одиночный тракт, иног
да целый узел.
Вот, к примеру, только в черте горо
да Королва могло быть два волока.
Один из них хорошо изученный Бол
шевский волок. Его трасса, по мнению
известного краеведа Б.Я. Ежова, про
ходила от Яузы в районе селения Ка
ковка (пос. Торфопредприятие) на Ко
стино, затем к Болшеву на Клязьме.
(Существует и другой вариант с реч
ки Работни, притока Яузы, протекаю
щего ныне по территории Мытищин
ского вагонного завода, на Клязьму у
Болшевского Городища. Протяжн
ность 8 километров.
Р.П.). Ещ один
путь: с Работни по Дулву ручью на
Куракино Максимково в Клязьму.
Кроме того, по видимому, были и
другие волоки. В частности, Сукро
менский волок, по имени речки Сук
ромки, сливающейся с Яузой в районе
села Тайнинского. Оболдинский от
истоков Яузы в Лосином Острове неда
леко от села Оболдина к речке Воро
нок, сливающейся с Клязьмой у Щл
кова. А также от села Медведкова до
Пирогова через речку Чермянку и ру
чей Микулка. Протяжнность большин
ства трасс волоков обычно 1 2 кило
метра (около версты!), редко больше.
Волока
Волока Я
Яузского
узского М
Мы
ытища
тища
Если не прямые указания, то намки
на существовавший когда то волоко
вый путь могут быть скрыты и в ста
ринных названиях.
Село
Медведково. Медведка
это особый каток, вал для подкладки
под большие тяжести (и под суда, ко
нечно); а в некоторых говорах это
двухколсная телега для перевозки су
дов волоком!
Пирогово. Ну, казалось бы, зауряд
ное название, мол, пироги пекли Но
пироги пирогами, а была в старину так
называемая пироговая пошлина, что
взималась в пользу сборщиков пода
тей. Она состояла в приношении съест
ных припасов, хлебных продуктов или
денег взамен них. Отсюда и в имени
Пирогова слышится прямой намк на
таможенные функции селения на во
локе.
Да и название реки
Сукромки го
ворящее. Ведь слово кром (по древ
нейшему написанию кръм) в род
стве со словом кopм (кърм, кърма
пища), да и с кормой тыловой час
тью корабля лодки, где обыкновенно
помещался провиантский запас. А в
местах пересечения рек, на земле из
переплетения (волоковых) троп и до
рог создавался своего рода ткацкий
стан кросны, или кромы. И неда
ром некоторые историки по Сукромке
выделяют Сукроменский Стан, что близ
Переяславской (Радонежской) доро
ги
Так что тут то, уж точно, сам Бог
велел быть волоку!
Работня, это понятно, рабочая, тяг
ловая река. Поднимается она от Яузы
в Мытищах. А кому неизвестно, что
Мытищи от мыта, подорожной по
шлины, что брали за переволок.
Куракино, что на Дулвом ручье.
Корень названия Куракино кур, стро
пилина, которую изготовляли из коко
ры,
или корги.
Каковка Коковка (послок Торфо
предприятие, он же Центральный).
Здесь что? Опять таки из кокоры
нижней части ствола ели с большим
корнем, отходящим под прямым уг
лом, некогда вытсывали штевень
корабля, иначе коковку! Именно эти
коковки в северорусском судострое
нии придавали судам колоритные по
морские очертания.
Костино. В древних документах упо
минается Костина Гать, что на Яузс
ком Мытище. Но как то остались в
тени костки, без которых обходилось
редкое завещание московских князей,
кои этими костками оделяли своих
ближних. Так вот, костки это тоже
один из видов подорожной пошлины:
мыты состоят в следующих сбо
рах: с воза пошлины деньга, с чело
века косток деньга; если же поедет
только мимо, то знает свой мыт да
костки, а других пошлин нет
По
нятно. Ещ одна таможня.
Ну, а уж
Болшево это скорее
всего изначальное Волошево (от во
лочить)!
У истока Яузы стоит старинное
Обол
дино. Болда, болдовина это и боль
шой молот, кувалда, и, одновременно
лесная кривулина, толстое корне
вище (та же кокора).
И наконец, у самой Клязьмы
Щл
ково. Похоже на щлку проход, пе
репиливающий водораздел. А далеко
В этом году исполняется 550 лет, как в документах появилось наименование
ЯУЗСКОГО МЫТИЩА. Тогда в своей духовной грамоте, датированной июлем
1460 года, старец Симонова монастыря Андриан Ярлык начертал: ...дал есми
в монастырь... свои деревни в Московском Уезде на Яузском Мытище
.
Здесь, на водоразделе Яузы и Клязьмы, от западных окраин нынешних Мытищ
до Королва и Щлкова, некогда завязался оживлнный торговый узел на вели
ком пути из Руси в Булгары и Хвалисы (Хвалисское море древнерусское
название Каспийского моря). Он проходил из Киева до истоков Днепра, где
недалеко Москва река, по ней вниз до нашей Яузы, потом на Клязьму, Оку,
Волгу, Каспий. Тут же ушлые таможенники мытари шерстили проезжих, соби
рая подорожные и торговые пошлины.
А основой этого узла явилась древнейшая система волоков, где суда по сухопу
тью перетаскивались из Яузского бассейна в Клязьму.
ли это от шелга щегла в значе
нии мачты, шеста для флага, для
подъма значка; маяка? Похоже, и
здесь имеются какие то указания на
волок...
В заключение об именах наших глав
ных рек.
Вот
Яуза. Она от уза узла.
Или со юза, вязи, или связи од
ной местности с другой. Одним
словом, соединяющая река.
То же и
Клязьма. Клещить
это гнести, жать, сжимать, сдав
ливать; указание на соединяю
щую роль реки: клещьма, кле
щами соединяет. О том же и скл
зить
продвигаться по гладко
му пути волоком или трением
(склзма, скользя).
А теперь поговорим о волоках
как культурно исторических па
мятниках.
Понятно, что водно волоко
вые пути транспортные маги
страли древности не могли
существовать без специальной
разметки, дорожных знаков, обо
рудованных перевалочных пор
тов пристаней, таможенных тер
миналов, застав и проч. Этому
отвечали маячные сооружения
(сторожевые вышки, насыпные
курганы), плотины, тони затоны,
укреплнные крепости городи
ща.
Несомненно, существовала и
специальная служба: шкиперы
лоцманы, судовая инспекция,
береговая охрана, докеры воло
ковщики, которые жили в ближних с
лах и деревнях.
И вс это находилось под сенью выс
шей сакральной силы, выразителем
которой на Руси православной являлся
покровитель путешествующих по во
дам святитель Николай, Никола
угодник. Именно ему посвящались мар
кирующие нелгкий путь святилища,
монастыри, храмы и часовни
Немаловажно в нашем прочтении и
то, что церковь Благовещения Пре
святой Богородицы в селе Тайнин
ском возведена над древнейшим до
христианским святилищем. Что, ви
димо, не случайно. Это место, откуда
из Яузы поднимались по Сукромке
вверх на Чанку, исстари охранялось,
находилось под покровительством
высших сил Тут же, на Сукромке,
напротив Сгонников было село Ни
кольское Богоявленское с церковью
Святителя Николая.
Да и основание села Мытищи при
слиянии реки Работни с Яузой связа
но с тем, что сюда в XV веке из некоего
Заболотья перевезли деревянную цер
ковь
Николая Чудотворца. А ныне су
ществующий храм Владимирской ико
ны Божией Матери впервые упомянут
в документах 1713 года, когда в нм
был освящн придел
Святителя Нико
лая. Вот и в городе Королве, близ
впадения Дулва ручья в Клязьму, в
Максимкове обнаружено древнейшее
городище крепость, которой, мо
жет, не одна тысяча лет. Вот, значит,
когда уже изо всех сил охраняли воло
ковый путь! То же можно сказать и
про Болшево с его многочисленными
курганами.
Так что Яузское Мытище имеет весо
мые аргументы в пользу того, что здесь
некогда существовал целый узел вод
но волоковых путей. И это несомненно
должно послужить весомым основа
нием для придания этому месту стату
са культурно исторического, да и при
родного, памятника.
А тому есть прецеденты.
К примеру, жители московского
Митина (Мытина, как порой его вели
чают) взяли да и заповедали Сходнен
ский волок на Клязьму. Вдобавок и
ладью на катках поместили на свом
гербе (у Мытищ позаимствовали?)
А в Карелии по Осударевой доро
ге, там, где Птр I тащил волоком свои
суда с Белого моря на Балтику, уже
давно проложены популярные турис
тические маршруты, которые пользу
ются международной известностью.
Пора бы и нам подумать!..
* * *
Ну вот вроде и вс, о чем хотелось
поведать в канун 550 летия Яузского
Мытища. Конечно, можно поговорить
и о волоках Древней Руси вообще, о
средствах и способах судоходства
пращуров. Кстати, и о 300 летии Ло
синого Острова (первое письменное
упоминание в 1710 году), где рас
полагалась значительная часть тер
ритории Мытища. Но об этом в следу
ющий раз
И.Б. ПРОКУРОНОВ,
кандидат географических наук
География
Топонимика
Наследие
Фрагмент старинной иллюстрации схемы волока.
Подготовка судов к волоку.