background image
C
M
Y
K
четверг
k
66, 17 июня 2010 г.
Выпуск 69
Около полутора часов сверхлгкий,
но крупногабаритный самолт кружил
над военным аэродромом в местечке
Дюбендорф. Пилот сначала поднялся
в воздух, а через 20 минут полта вык
лючил все моторы, чтобы проверить
самолт в режиме планирования. Че
рез 5 минут он включил их снова и был
в воздухе ещ полтора часа, после чего
совершил посадку. В ходе этого полта
проверялось соответствие поведения
самолта в воздухе расчтным данным,
полученным при математическом мо
делировании. Ведь такой большой и в
то же время лгкий самолт прежде
нигде и никогда не летал.
Идея проекта принадлежит швейцар
скому любителю экстремальных путе
шествий Бертрану Пикару (Bertrand
Piccard), который уже в 1999 году при
влк к себе внимание беспосадочным
полтом вокруг Земли на воздушном
шаре. Очень интересна родословная
этого увлечнного изобрета
теля. Из поколения в поколе
ние передавалась в этой се
мье книга Жюля Верна Двад
цать тысяч лье под водой.
Бертран Пикар говорит, что
капитан Немо всегда присут
ствовал в его доме, и он счита
ет его своим духовным отцом.
Это несмотря на то, что и отец
его Жак (Jacques) Пикар, и дед
Огюст (Auguste) Пикар тоже
были бесстрашными искате
лями приключений. Так, Огюст
Пикар сумел в 1932 году под
няться на воздушном шаре на
высоту 16 940 м и достичь стра
тосферы. Он же погружался
на батискафе в глубины океа
на. Жак Пикар усовершенствовал ба
тискаф отца и установил на нм в 1960
году мировой рекорд глубоководного
погружения в Марианской впадине Ти
хого океана. С тех пор ни один обитае
мый подводный аппарат не достигал
глубины 10 916 м.
А Бертран уже в 16 лет увлкся пол
тами на ультралгких самолтах. Его
жизненный девиз: Кто хочет чего то
достичь, нужно очень этого хотеть, нуж
ны продуманная идея и одержимый
работой коллектив. Он первым про
ИННОВАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
Предупреждать стихийные явления и техноген
ные катастрофы на основе мониторинга их пред
вестников и первичных признаков, ослаблять раз
рушительные последствия и быть к ним готовыми
экономически более выгодно, чем реагировать
на последствия. По данным международных орга
низаций за более чем тридцатилетний период
сумма ущерба, в который человечеству обошлись
природные и техногенные бедствия, составила
около полутора триллиона долларов США, что
примерно на два порядка превышает затраты на
создание Международной аэрокосмической сис
темы глобального мониторинга (МАКСМ), обсуж
дению концепции которой был посвящн Первый
международный специализированный симпози
ум Космос и глобальная безопасность человече
ства, с успехом прошедший в городе Лимассол
(Республика Кипр) в 2009 году. Ведущие специа
листы в области космонавтики и аэрокосмичес
ких технологий из 33 стран мира, в том числе
Беларуси, Германии, Индии, Италии, Казахстана,
Кении, Китая, Нигерии, России, США, Туниса, Ук
раины, Франции, поддержали работу по созда
нию МАКСМ.
ФОРУМЫ
Космос и глобальная
Космос и глобальная
безопасность Человечества
Целью этой международной системы является
эффективное развитие и совместное использо
вание аэрокосмического потенциала стран мира,
передовых технологий мониторинга и методов
обработки для обеспечения глобального опера
тивного и краткосрочного прогноза стихийных
бедствий и техногенных катастроф в интересах
снижения опасности и негативных последствий
для населения и экономического потенциала ми
рового сообщества.
В феврале 2010 года с докладом по проекту
МАКСМ на 47 й сессии Научно технического
подкомитета ООН по использованию космиче
ского пространства в мирных целях выступил
Валерий Александрович Меньшиков, действи
тельный член Российской академии космонав
тики и Международной академии астронавти
ки, директор НИИ КС имени А.А. Максимова
филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. По резуль
татам доклада был заключн и подписан мемо
рандум О взаимопонимании между руковод
ством Проекта МАКСМ и группой компаний
КАНЕУС, чем подписавшиеся стороны подтвер
дили готовность осуществления тесного и вза
имовыгодного сотрудничества, поиска новых
идей и технических решений в области прогно
зирования чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.
На Втором международном симпозиуме плани
руется обсудить организационные и технические
аспекты осуществления проекта МАКСМ, прове
сти заседание Общественного комитета по реали
зации проекта и другие мероприятия. Целью сим
позиума является привлечение учных и профес
сионалов к обсуждению актуальных вопросов
освоения космоса и использования космических
технологий в интересах обеспечения глобальной
безопасности, политических, правовых, органи
зационных и технических аспектов реализации
проекта МАКСМ, перспектив расширения круга
его государств участников.
На симпозиуме будут рассмотрены назначе
ние, основные задачи, решаемые с помощью
МАКСМ, а также структура создаваемой системы.
Большое внимание уделяется обоснованию пост
роения орбитальной группировки. В тематиках
секционных заседаний нашли сво отражение
новые технические решения, которые могут быть
использованы при создании космических аппа
ратов, бортовой специальной аппаратуры и обес
печивающих систем.
Мы надеемся, что наш симпозиум, привлекая
к себе внимание представителей ведущих науч
ных и промышленных организаций и предприя
тий, представителей мировой общественности,
будет способствовать развитию международных
интеграционных процессов в области науки и куль
туры, в создании единого пространства научных и
образовательных систем, рассуждает
В.А. Меньшиков.
Таким образом, предложенная российскими
учными и поддержанная их зарубежными колле
гами концепция создания Международной аэро
космической системы глобального мониторинга,
на которую предлагается возложить комплексное
решение широчайшего спектра прогнозных, те
лекоммуникационных и природоохранных задач,
может стать той ключевой идеей, которая в слу
чае е практической реализации способна обо
значить начало новой, единой стратегии освое
ния космоса направленной на обеспечение
экологически безопасного и социально устойчи
вого развития всего мирового сообщества с опо
рой на общие, непреходящие ценности сохране
ния жизни на планете.
Участники симпозиума и журналисты, аккре
дитованные Оргкомитетом симпозиума, смогут
также принять участие в семинаре на тему: По
тенциал микро и нанотехнологий в совместных
международных проектах, который состоится на
круизном лайнере Таллинк Фестиваль во время
двухдневного круиза Рига Стокгольм Рига с
7 по 8 июля 2010 года.
Екатерина МЕДЫНЦЕВА
С 5 по 9 июля 2010 года в Риге
состоится Второй специализиро
ванный международный симпози
ум Космос и глобальная безо
пасность человечества, органи
зуемый Международной академи
ей астронавтики, Российской ака
демией космонавтики имени
К.Э. Циолковского и Институтом
транспорта и связи Латвии.
летел над Альпами на ультралгком
самолте, а 10 лет назад с третьей по
пытки вместе с британским воздухо
плавателем Б. Джонсом совершил бес
посадочный облт Земли на воздуш
ном шаре. В последний миг приземле
ния шара в египетской пустыне, как
рассказывает Бертран, ему пришла в
голову идея облта Земли на самолте
с приводом от солнечных батарей. Дело
в том, что воздушный шар хоть и со
вершил кругосветный полт, однако
приземлился в пустыне вынужденно
не там, где хотелось путешествен
никам, поскольку закончился газ, ко
торый они периодически добавляли в
оболочку шара.
Тогда я заметил, насколько мы за
висим в полте от топлива, и дал клятву
себе, что следующий кругосветный
полт будет без топлива на борту. А
если удастся в воздухе вырабатывать и
сохранять солнечную энергию, это уда
стся и в повседневной жизни, сфор
мулировал Бертран Пикар свою идею в
одном интервью. Он является после
довательным и ярким приверженцем
защиты окружающей среды и, глав
ное, всегда бертся любой проект под
нять на новую высоту, своим приме
ром заставляя индустриальное обще
ство, привыкшее, как он считает, без
ответственно относиться к ресурсам
нашей планеты, по иному взглянуть на
эту проблему. Своим самолтом Б. Пи
кар показывает обществу, что даже в
авиации можно ис
пользовать возоб
новляемые источни
ки энергии, считая,
что уже сегодня
можно практически
вдвое снизить по
требление невозоб
новляемых топливных ресурсов.
После завершения начального этапа
организационных трудностей, связан
ных в том числе с привлечением спон
соров (весь проект оценивается в 70
млн евро), был сделан рабочий проект
в техническом университете Лозанны.
Для его реализации было изобретено и
разработано много инновационных ре
шений. К работе была привлечена по
стоянная команда из 70 технических
специалистов и медицинская группа из
50 человек. Кроме того, в ряде работ
участвовали сторонние специалисты.
Работы по проекту начались в 2003
году. Потребова
лось большое чис
ло исследований
по подбору мате
риалов и техноло
гий, поскольку
привычные реше
ния не годились по
весовым характе
ристикам.
Так, вместо при
вычного алюми
ния для корпусных
деталей был ис
пользован искус
ственный матери
ал, усиленный уг
лепластиком, что
позволило сде
лать максимально лгким силовой кар
кас самолта. Для изготовления 12 000
солнечных элементов, размещнных на
несущих поверхностях самолта, ис
пользовался новейший материал
высокоэффективный монокристалли
ческий кремний толщиной 0,18 мм. При
суммарной поверхности солнечных
элементов около 200 кв. м они облада
ли КПД около 22%. Это вдвое выше,
чем обычные солнечные элементы, ус
танавливаемые на крышах жилых до
мов. Применяемые материалы долж
ны быть не только ультралгкими, но и
абсолютно устойчивыми к излучению
Солнца и высоким температурам, по
скольку днм самолт должен лететь
на высоте 8500 9000 м, что гаранти
рует оптимальную аэродинамику и от
сутствие облаков. С заходом Солнца
самолт должен снижаться до высоты
около 1500 м, так как выше в это время
плотность атмосферы недостаточна
для полта. Ночью двигатели самолта
питаются от аккумуляторных батарей.
После восхода Солнца самолт снова
должен набирать высоту для зарядки
аккумуляторов.
Самыми трудными инженерными
задачами были конструкция и компо
новка аккумуляторных батарей, обес
печивающие наилучший показатель
отношения веса батареи к е электри
ческой мкости. Литиево полимерные
аккумуляторы в традиционном испол
нении весили около 400 кг. Для его
снижения были разработаны новые
материалы и технические решения,
позволившие получить удельный ко
эффициент электрической мкости
аккумулятора около 200 Втч/кг. Для
сравнения: стандартный автомобиль
ный аккумулятор имеет коэффициент
40 Втч/кг.
В результате получился самолт, по
размаху крыльев и длине почти как
аэробус А 340, но весом всего 1600 кг.
Столько же весит легковой автомо
биль среднего класса. На крыльях раз
махом 63,4 м размещено 12 000 сол
нечных элементов, снабжающих элек
троэнергией четыре электромотора
номинальной мощностью по 10 кВт,
которые обеспечивают самолту сред
нюю скорость 70 км/ч. Для заплани
рованного на 2012 год полта вокруг
Земли этот самолт должен подни
маться на максимальную высоту 8500
м и работать при температурах возду
ха от +80 до 45 С.
Важнейшим приоритетом проекта
разработчики называют безопасность
полта. Поскольку при 4 5 суточном
полте пилот находится в маленькой
кабине, возможно наступление пере
утомления или даже неконтролируе
мого засыпания, что может иметь тра
гические последствия. Поэтому буду
щие пилоты проходят специальные тре
нировки по сну и снятию усталости.
После успешного прохождения 25 ча
сового теста в имитаторе кабины само
лта оба пилота признались, что ника
ких проблем за это время не возникло.
Для повышения безопасности полта
пилоты будут одеты в высокотехноло
гичные куртки, не только защищаю
щие их от холода, но и связанные с
навигационной системой самолта.
Если на борту возникает неисправность,
например, крыло отклонилось от за
данного положения на 5, в куртке воз
никает вибрация, которая в случае за
сыпания пилота будит его.
Кроме того, пилоты в процессе под
готовки к длительному полту сами
готовят организмы нетрадиционными
способами. Так, сам Бертран Пикар
сразу после полта на воздушном шаре
начал заниматься самогипнозом. С по
мощью профессиональных экспертов
из команды подготовки полта, вклю
чая индийского йога, он освоил техни
ку кратковременного периодического
засыпания и пробуждения. Второй пи
лот Андре Боршберг делает упор на
йогу и медитацию. Он заявил коррес
пондентам, что каждый час во время
полта будет медитировать, чтобы ком
пенсировать дефицит сна.
За разработку самолта оба конст
руктора Бертран Пикар (51 год) и
Андре Боршберг (57 лет) были отмече
ны в Швейцарии специальной денеж
ной премией в 30 000 евро.
Константин КОПТЕЛОВ,
кандидат технических наук
26 июня 2009 года в Швейцарии, вблизи Цюриха, успеш
но совершил первый пилотируемый полт необычный ле
тательный аппарат с приводом от электродвигателей и
солнечных батарей.
Бертран Пикар.
Вокруг Земли на светолте
Вокруг Земли на светолте
Вокруг Земли на светолте
Вокруг Земли на светолте