background image
четверг
k
69, 24 июня 2010 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
C
M
Y
K
Столичная милиция собирается выступить с инициативой
возложения ответственности на администрацию школы за
совершение преступлений несовершеннолетними.
Такое
заявление сделал представитель ГУВД Сергей Ермолаев. По
его словам, есть школы, где дети просто так не могут
покинуть территорию во время занятий. Есть школы, где за
детьми нет контроля, они могут спокойно уходить, прогули
вать уроки и совершать правонарушения. По данным мили
ции, значительную часть правонарушений и преступлений
несовершеннолетние совершают с 8 до 12 часов, когда
должны находиться в образовательных учреждениях.
Думал розыгрыш, но вроде бы не 1 апреля. Позвонил
знакомым директорам. Пересказал новость. Каждый раз
лаконичная реакция бред. Если перефразировать изре
чение о строгости законов, то про эту милицейскую иници
ативу можно сказать так: бессмысленность закона искупа
ется его неисполнением. О бессмысленности и о неисполне
нии чуть позже. А пока несколько слов о сути этой инициа
тивы. Не так давно я написал буквально следующее: Наше
государство было, есть и остатся патерналистским госу
дарством, то есть оно (государство) для своих граждан папа
и мама в одном флаконе. Плодитесь и размножайтесь,
говорило оно людям, а мы позаботимся о вашем потом
стве. В советское время вся система дошкольного и школь
ного образования была заточена под этот тренд. Практичес
ки полностью ложилась на школу ответственность за мо
ральный облик, поведение, здоровье детей и т. д. и т. п.
Родители де факто от процесса воспитания устранялись
(выпил, закурил, попал в милицию виновата школа).
Их такое положение дел в целом устраивало, и больших
нареканий на учебные заведения не было.
Несмотря на все телодвижения за последние двадцать лет,
наше государство так и осталось патерналистским. Но школа
в силу, прежде всего, кадрового оскудения уже не в состоя
нии выполнять взятые ранее на себя родительские функции
воспитания. Родители же в силу инерционного мышления
продолжают настаивать школа должна, школа обязана.
Точно так же считает и милиция, которая вместо профилак
тики правонарушений предпочла найти крайнего. Школа все
гда была той безответной коровой, которую доили все, кому
не лень. Говоря полуканцелярским языком, на школу наве
шивали несвойственные ей функции и обязанности. Пока
школа корова была тучной, она худо бедно несвойственное
ей ярмо таскала. Сегодня корова отощала, но количество
доильщиков не уменьшилось. Авторы инициативы о наказа
нии администрации школы из числа этих доильщиков.
При этом важно отметить, что в схеме привычно отсут
ствует ответственность родителей. Но прежде небольшое
педагогическое отступление, связанное с аналитической и
статистической частью милицейского заявления. Даже из
тюрьмы сбегают. А школа и по форме, и по содержанию
пока ещ не тюрьма. Поэтому пропуски уроков, прогулы
такая же школьная данность, как подсказка или списыва
ние. Это раз. Любой педагог скажет, что ученик, сбежавший
из школы и совершивший тут же преступление, исключе
ние. Как правило, преступления совершают те, кто вообще
в школе не появился. Эти дети из так называемых семей
зоны риска. Они совершают преступления не только с 8
до 12, но и после полуночи. Это два.
Эти раз и два свидетельствуют о не меньшей, а то и
большей ответственности родителей за преступления своих
детей. Поэтому логично репрессивные методы распреде
лить между школой и родителями. Реально? Конечно, нет,
а, следовательно, бессмысленно. Бессмысленность всегда
соседствует с неисполнением. Хотя, если школу покрепче
подоить, то она исполнит и бессмысленность.
Кто следующий в очереди на доение школы?
Георгий ЯНС
ЗАМЕТКИ ОБЫВАТЕЛЯ
Как видим, цифры отличаются, но, видимо,
причина в том, что грамотность женского насе
ления была ниже, чем мужского. Поэтому и
общий процент ниже. Начальное образование
имели право получать все.
Спектр начальных учебных заведений был
широким. Дети нижних слов могли учиться в
земских или церковно приходских школах,
были частные школы и школы, образованные
общественными организациями, например,
Вольным экономическим обществом. Ещ Та
тищевым на Урале были созданы горно завод
ские школы, которые просуществовали почти
до революции. В 1860 году стали открываться
воскресные школы для взрослых. С 1902 года
в армии было введено всеобщее обучение гра
моте. В результате общество ежегодно получа
ло 200 тысяч человек, обучившихся на
службе. Высшие слои его начальную
грамоту постигали чаще всего дома с
родителями или с помощью гуверн
ров. Итак, начальное образование име
ли право получить все, но, тем не ме
нее, в стране был такой низкий процент
грамотных. В чм причина?
Для столь протяжнной страны, как
наша, школ было вс таки маловато.
Городское население в этом отношении имело
больше возможностей: и расстояния меньше,
и школ больше. Но и здесь грамотность не
была поголовной. Н.К. Крупская в своей статье
Пролетарские дети в 1912 году нарисовала
довольно страшную картину детства. Дети ра
бочих начинали помогать по дому с 4 5
летнего возраста. В 8 лет они уже несли весь
труд взрослых по дому. Особенно тяжело при
ходилось девочкам. В семьях ремесленников
и мальчики почти весь рабочий день (10 12
часов) работали на подсобных операциях. Та
ким образом, родители не могли обойтись без
детского труда. К тому же, как горожане, так
и крестьяне не видели необходимости полу
чения образования. Они понимали, что выр
ваться из своего круга невозможно, а если и
возможно, то затраты труда и денег должны
быть очень большими. Итак, малое количе
ство школ, ранняя трудовая деятельность де
тей, отсутствие мотивации и банальное неже
лание учиться вот основные причины низ
кой грамотности.
Советская власть поставила задачу: за де
сять лет ликвидировать неграмотность. Про
грамму по е ликвидации составила в основ
ном Н.К. Крупская. Будучи педагогом со ста
жем, хорошо знакомая с теорией и практикой
педагогики, Крупская подготовила столь эф
фективную программу, что она позволила ре
шить поставленную задачу. И то, что дом Ро
мановых не сумел сделать за 300 лет, советс
кая власть осуществила за десять. Это одно из
е достижений, которое не опровергают даже
самые рьяные недоброжелатели.
В начале ХХ века в педагогической среде
было множество теорий и споров вокруг них,
которые, к сожалению, не утихли до сих пор.
Особенно много споров было вокруг педоло
гии и свободного воспитания детей. Педология
основана на признании фаталистической обус
ловленности их судьбы биологическими и со
циальными факторами. Свободное воспита
ние основывалось на том, что ребнок пер
вообраз истины и красоты. Не нужно оказы
вать на него никакого влияния, он сам выберет
свой путь. Его сторонники полностью отрица
ли необходимость влияния на детей родителей
и школы. Были, конечно, сторонники и класси
ческой школы. И те, и другие, и третьи приво
дили примеры, подтверждающие их теории.
Но, как всегда, истина находится где то посре
дине, она равнодействующая всех сил. Как
раз это и понимала Крупская.
Было решено, что школа должна быть
всеобщей, единой, трудовой. Это означало,
что учиться должны все: никаких хочу не
хочу.
Советская власть решила, что школа дол
жна быть единой, то есть без сословных
привилегий, иметь единую программу и пре
емственность при переходе из начальной в
среднюю и высшую школу. Все программы
должны быть согласованы с практическими
задачами (максимум лабораторных, экскур
сий на производство и т. д.). При обучении
был использован весь накопленный педаго
гикой опыт. Например, был выдвинут лозунг:
Научился сам, научи другого. Конечно, это
не были Ланкастерские школы в чистом виде,
когда в одном зале собирали 600 1000
детей, которых обучал один учитель по мето
ду взаимного обучения. Ребнок, знавший 3
буквы, обучал не знающего ни одной буквы,
знавший 5 букв, учил знавшего 3 буквы и т. д.
Новая власть реализовала эту идею, но по
новому. В деревнях и малых населнных пунк
тах, когда не хватало учителей для взрослых,
старшие дети обучали грамоте взрослых дядей
и ттей. Руководство понимало, что кадры ре
шают вс, и их готовило. Работа шла по всем
направлениям: расширялась сеть школ всех
уровней, был запрещн детский труд, нежела
ние взрослых работать или учиться пресека
лось. Агитационная работа велась в направле
нии безграмотным быть стыдно.
Говорят, что результат нововведений в об
разовании общество ощутит через 20 лет. Мы
знаем, какой рывок сделала страна в предво
енные годы, смогла выиграть войну и восста
новиться после разрухи. Детей учили и во вре
мя войны, даже в партизанских отрядах.
В настоящее время высшая школа бьт тре
вогу во все колокола: у абитуриентов низкий
уровень подготовки. Основная причина этого в
том, что ослаблена вся система образования,
начиная с дошкольного. Повсеместно умень
шилось количество детских садов, а в малых
населнных пунктах их вообще нет. Очереди в
оставшиеся детские сады огромны, что вызы
вает протесты родителей. В Иркутске, напри
мер, в марте 2010 года мамы устроили марш
детских колясок.
Недостаток детсадов привл к тому, что дети
приходят в школу с разным уровнем подготов
ки. Как следствие, выдвинута идея вариатив
ного образования, и в школах появились клас
сы коррекции. В школах растт нагрузка как на
учителей, так и на учащихся, потому что дирек
тор не имеет права открывать классы с количе
ством учеников меньше, чем 25 человек. В них
порой обучается до 40 ребят. Если добавить к
этому чехарду с учебниками и программами,
обязательную раннюю профориентацию, фи
нансовую нагрузку на родителей и возложение
обязанности по выколачиванию денег из них
на учителя, то климат в школе становится неус
тойчивым.
Как и во все времена, не все дети хотят
учиться, а ругают за это не их, а учителей не
могут заинтересовать ребят, имеют недоста
точную квалификацию. Отсюда поголовное
троечничество. Вообще, школа превратилась в
сплошную экспериментальную площадку. Ре
зультаты этого уже налицо, но сила инерции
велика.
Что в этой ситуации можно посоветовать
родителям? Во первых, перестать ругать учи
теля в присутствии детей, ведь он в любом
случае знает больше, чем ваше чадо. Он так
или иначе выполняет свои профессиональные
обязанности. Во вторых, следить за неукосни
тельным исполнением вашим ребнком пра
вил поведения в школе. И приучать его к тому,
что иногда человеку приходится делать и то,
что не очень хочется. Есть обязанности, их
нужно выполнять. В основной школе, то есть
до 9 го класса, ребнок должен научиться бы
стро понимать прочитанный текст и быстро
писать. Это достигается только тренировкой.
Нужно заставить детей читать. Книга никогда
не умрт, так как между ней и человеком нет
посредника. Информацию же из компьютера
можно получить только при наличии дополни
тельных устройств. В противном случае это
груда металла. А посему нужно помнить, что
он, компьютер, дополнительный инстру
мент и не очень наджный. Но это не исключает
компьютерную грамотность.
Раиса СТЕПАНОВА
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Для того чтобы учитель мог начать рабо
ту с ребнком, им необходим контакт: реб
нок не должен тревожиться при встрече с
детьми и педагогом, испытывать отрица
тельные эмоции к самому процессу обуче
ния.
Практика показывает, что нежелание
учиться бывает в трх случаях:
во первых, когда ребнок в дошколь
ном детстве не приучен ограничивать свои
желания, преодолевать трудности, и у него
сформировалась своеобразная установка
на отказ от усилия. Поскольку школа тре
бует от ребнка постоянных усилий для пре
одоления трудностей, то у него возникает
активное противодействие учению;
во вторых, у тех детей, у которых
дома заранее сформировали страх перед
школой (Вот пойдшь в школу, там тебе
покажут!);
в третьих, у тех детей, которым, на
против, рисовали школьную жизнь (и буду
щие успехи ребнка) в радужных тонах. Стол
кновение с реальностью в этих случаях мо
жет вызвать настолько сильное разочаро
ситуации. Дети, избалованные родитель
ской лаской, болезненно реагируют на за
мечания учителей, отказываются идти в
школу и т. д. Во всех подобных случаях
ребнок должен уметь сдерживать себя, уп
равлять своим поведением. Необходима
внешняя и внутренняя регуляция поведе
ния. Это, конечно, приходит с возрастом, по
мере накопления жизненного опыта.
Однако немалую роль в данном случае
играет семейное воспитание. Учите детей
подавлять агрессивные вспышки, импуль
сивные реакции. Зная особенности своего
ребнка, вы сможете скорее найти подход к
нему и помочь учителю выбрать наиболее
эффективные методы воздействия на ре
бнка в каждом конкретном случае. В ваших
силах предупреждать нежелательные про
явления характера ребнка, совместно вы
рабатывать оптимальный стиль его поведе
ния во многих прогнозируемых ситуациях,
учить отличать главное от второстепенного,
злой умысел от безобидной шутки и т. д.
Чрезвычайно важна в школе и способ
ность детей к волевым усилиям. Переход от
занятий с игрушками к заменяющим их сим
волам, необходимость выполнять порой
нежелательную работу требуют от детей
волевого напряжения. Ребнок вместо хочу
это должен заставить себя делать то, что
надо, причм в течение установленного
учителем времени.
Елена БОРЗОВА
вание, что у ребнка возникает резко отри
цательное отношение к школе.
И здесь именно вы, родители, можете
помочь своему ребнку и школе. Создавай
те условия для обучения, не стесняйтесь
недостатков своих детей, рассказывайте о
школе вс, не забывая вселять в ребнка
чувство уверенности: У тебя обязательно
получится! Да и мы рядом, поможем.
Необходимо учить его считаться с жела
ниями окружающих, вежливому поведению
со старшими. Воспитание адекватного, пра
вильного поведения, культуры общения дос
тигается, прежде всего, личным примером.
Не только не избегайте, но и создавайте
для ребнка ситуации, в которых ему при
дтся самостоятельно принимать решение,
определять стиль поведения и т. п.
Очень важно, чтобы к началу школьного
обучения у него была достаточно зрелой
эмоционально волевая сфера. Школьная
жизнь требует от детей эмоциональной ус
тойчивости. Между учащимися нередко воз
никают ссоры, обиды и иные конфликтные
Первый раз в первый класс
Первый раз в первый класс
Лето время отдыха и наслаждения. А вот для потенциальных первокла
шек и их родителей время во многих отношениях и радостное, и
тревожное: собрать портфель, купить форму, настроить ребнка на новый
режим дня, подготовить к встрече с учителем.
Кто следующий
Кто следующий
в очереди?
в очереди?
Школа: позавчера,
вчера, сегодня
Перед Первой мировой войной был
проведн анализ состояния грамот
ности населения. Было установле
но, что грамотных в России 21,1%.
Наивысший процент был в Петер
бургской губернии (62%), во всех
остальных ниже, самый низкий
в Тамбовской. Генерал А.И. Деникин
в своих работах по истории русской
смуты говорит, что призывы в ар
мию давали 40% неграмотных.
Говорят, что результат
нововведений
в образовании общество
ощутит через 20 лет.
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА