background image
четверг
k
72, 1 июля 2010 г.
ПЫТЛИВЫЙ УМ
Человек всегда смотрел на небо с
грустью и завистью. С грустью ибо
не дал ему Бог крыльев для полта, а с
завистью потому, что Бог дал кры
лья птицам. И населял человек недо
ступное ему небо богами, которые, ра
зумеется, и должны были жить там,
куда живому человеку нет хода
Но человек никогда не принимал
слово невозможно на свой счт, ина
че и до сих пор жил бы в пещерах,
питался мелкой дичью и всякими сы
рыми корешками. Для человека невоз
можность осуществления какой то его
мечты словно красная тряпка для
быка! Пример хотите? Пожалуйста: Бог
поставил человека в неконкурентное
положение, не дав ему огромной силы
и острых зубов и когтей, способных
отпугнуть хищника и легко одолеть
добычу. Ну и ладно! Человек создал
И
вс же в наше время пытливые
умы продолжают изобретать.
Зачем? Давайте послушаем ветерана
космонавтики инженера
Алексея Фе
досова, заслуженного изобретателя
СССР, автора более сотни изобрете
ний.
Изобретательство производ
ственное хобби и, между прочим, по
сильно любому здравомыслящему
человеку. Ведь каждый из нас, начи
ная с детского возраста, всю свою
жизнь что нибудь изобретает, конст
руирует, строит или ломает, чтобы
узнать, как устроено, или что то
переделывает. И получает при этом
удовольствие! А в детском возрасте
ещ и хвастается, что изобрл А
потом наступает разочарование
оказывается, то, что изобрл, из
вестно от царя Гороха. Разочаро
вание быстро сменяется новой иде
ейЕсли идея одному не поддатся,
штурмуют е коллективно, и, нако
нец, одолевают. С решнной пробле
мой выходят на конкурс, занимают
призовые места, получают дипломы
и премии. Калининградка часто на
своих страницах публикует инфор
мацию о таких конкурсах, на которых
выявляются и проблемы, и пути их
решения, и авторы данных решений.
Но это начало изобретательского
пути, который связан не столько с
самим фактом изобретения, сколько
с доказательством этого факта, под
твержднного патентом на это изоб
ретение.
Человек, хотя бы однажды переси
ливший себя и написавший заявку на
изобретение, отображающую то, что
он сотворил своей головой,
не откажется от этого приятно
го и полезного занятия, если
конечный результат первой за
явки получение патента на
изобретение, поощрительного,
а потом и авторского вознаг
раждения. Что ни говорите
первое приятно, остальное полез
но. При этом материальное благопо
лучие изобретателя может быть су
щественно улучшено, если его изоб
ретение (и не одно) внедрено в про
изводство. Поэтому самое выгодное
изобретение это то, которое свя
зано с непосредственной производ
ственной деятельностью изобретате
ля. Здесь его внедрение практически
неизбежно.
Получить патент на изобретение в
теперешние времена стало гораздо
проще, так как Федеральный инсти
тут промышленной собственности
(ФИПС, ранее Всесоюзный науч
но исследовательский институт госу
Вс, что нас окружает, придумано изобретателями
26 июня в нашей стране отмечался День изобрета
теля и рационализатора. Отмечался это громко
сказано, такого уважения к этой дате, которое было
в бытность СССР, уже нет. Времена нынче другие, а
об изобретателях многие помнят лишь по фильму
режиссра Виктора Сергеева Гений (1991 г.), где
роль талантливого изобретателя оригинальных
технических штучек Сергея Ненашева сыграл Алек
сандр Абдулов. Время действия фильма пере
строечная сумятица, своему дару Ненашев не
нашл лучшего применения, как занятие мелким
мошенничеством.
дарственной патентной экспертизы
ВНИИГПЭ) стал теперь кровно заин
тересован в выдаче пантентов, по
скольку его благополучие во многом
стало зависеть от количества создан
ных и используемых в производстве
(внедрнных) изобретений. Эта заин
тересованность привела к либерали
зации законодательства об изобре
тениях.
Главное для создания изобретения
наличие проблемы, желательно
на работе и желательно техничес
кой или производственной. Человек,
который любит самостоятельно что
то делать, даже скворечники, всегда
найдт решение возникшей пробле
мы, как для самого скворечника, так
и при его изготовлении. А поскольку
в этом решении обязательно будут
отличия от известных аналогичных
решений и будет достигнуто улучше
ние каких то параметров, иногда
самых неожиданных (даже для скво
речника!), то этот человек обязатель
но получит удовлетворение от рабо
ты. Мол, вот вам, и мы не лыком
шиты! Если найденные или возник
шие проблемы как то связаны с про
изводственной деятельностью, то
изобретательский подход к работе
это хобби, которое доставляет удо
вольствие изобретателю и не очень
раздражает начальство, ведь это
на общее благо, тем более что решать
проблемы нужно вс равно. А далее
написание заявки на изобрете
ние
Самое напряжнное и поначалу не
привычное для изобретателя при на
писании заявки на изобретение
первый поиск подобных решений
(аналогов) и выбор среди них реше
ния, наиболее близкого к предпола
гаемому изобретению (выбор прото
типа), то есть того известного реше
ния, которое автор усовершенство
вал, не подозревая о его существова
нии. Если предыдущее и последую
щее изобретения автора родственны,
наступает первое облегчение, по
скольку для следующей заявки на
изобретение патентный поиск может
не потребоваться, так как он практи
чески был проведн при составлении
предыдущих заявок на изобретения
для подобных решений. При этом
полученный ранее патент даже мо
жет стать прототипом для следующе
го. В этом случае написание новой
заявки не требует много времени. Да
и пишется она по шаблонным прави
лам.
Изобретательство вообще это
естественный процесс выполнения
производственной задачи, совмещн
ный с творческим подходом, направ
ленным на продвижение техники впе
рд. А космонавтика это особая
отрасль, в которой прогресс, к счас
тью, не останавливался никогда, даже
в самые тяжлые периоды, когда от
дельные высшие гены считали это
направление совершенно бесполез
ным и убыточным.
При проектировании нового кос
мического корабля или усовершен
ствовании старого проблемы возни
кают всегда. Например, ограничены
габариты и масса, прекращн выпуск
устаревших компонентов и не нала
жен выпуск новых. При проектирова
нии кораблей, систем, приборов не
пременным условием использования
чего бы то ни было нового в космосе
является наджность. Ведь аппарату
ра должна продолжать выпол
нять свои задачи при любом от
казе и даже при нескольких,
если они не выполняют одну и
ту же задачу в резервирующих
приборах. Ситуация нестандар
тная: это не телевизор, который
в случае поломки может отре
монтировать соответствующий специ
алист или даже умелец сосед.
Большой опыт выполнения авто
матических стыковок кораблей с кос
мической станцией показал, что иног
да возникают непредсказуемые ситу
ации, когда автоматическая стыков
ка небезопасна как для корабля, так и
для станции, например, при неполад
ках в наземном комплексе управле
ния или в линиях связи, сбоях про
граммного обеспечения и т. д. Для
парирования таких ситуаций в конце
прошлого века было принято реше
ние о разработке телеоператорного
режима управления, то есть ручного
управления, который стал называть
ся сокращнно ТОРУ. Этот режим пре
дусматривает управление грузовым
кораблм вручную оператором (кос
монавтом), который располагается в
станции. Контроль сближения и сты
ковки осуществляется по монитору
(телевизору), расположенному перед
оператором. При этом действия кос
монавта, находящегося в нескольких
сотнях метров от надвигающегося
грузовика, напоминают ситуацию,
при которой водитель многотонного
грузовика находится в его кабине и
смотрит не в окно, а на экран. Только
вместо баранки у водителя
две ручки для управления вдоль
осей и вокруг осей корабля.
При проектировании ТОРУ возни
кало множество проблем: как шиф
ровать и передавать сигналы и ко
манды управления (а их более полу
сотни) с минимальным запаздывани
ем, как обеспечить расшифровку по
лученных на корабле сигналов и ко
манд, как построить систему управ
ления, обеспечивающую в условиях
значительного запаздывания и помех
наджное и устойчивое управление
сближением и стыковкой, как спро
ектировать аппаратуру, чтобы она не
только принимала информацию, но и
тут же передавала квитанции о ней
и исполнении задуманной операции.
Придумано, как провести проверку
(тестирование) летающей в космосе
аппаратуры, не выходя из дому, то
есть из ЦУПа, и при этом ничего в
космосе не испортить, случайно не
включить или не выключить. Приду
мано, как сначала проверить всю на
земную аппаратуру, размещнную по
всей стране и предназначенную для
проверки бортовой аппаратуры.
ТОРУ создавался впервые, при его
разработке, изготовлении и эксплуа
тации рождались и изобретения, зак
реплнные патентами. Да и сама сис
тема, и комплекс е аппаратуры также
являются изобретениями.
В конце прошлого столетия, когда
нынешние будущие изобретатели ещ
пешком под стол ходили, много вни
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ
Фанера над Парижем
себе оружие, и теперь уже хищникам
пришлось спасаться от него. Не была
дана человеку от рождения тплая ме
ховая шкура он воспользовался
шкурами животных. Чтобы стать пол
ностью независимым от погоды, чело
век научился пользоваться огнм
Перечислять примеры изобретатель
ности человека можно долго, но вот
небо ему не давалось до начала двад
цатого века
И наконец свершилось! Аль
берто Сантос Дюмон совершил первый
в Европе публичный полт на аэропла
не в Париже 23 октября 1906 года. Этот
самолт, получивший название Oiseau
de proie Хищная птица, появился
над Парижем первым, а за ним встали
на крыло братья Райт, Фордзон, Бле
рио, Уточкин целая плеяда небожи
телей взлетела над землй и открыла
небо для человечества, небо не как
местожительство богов, а как новую
среду обитания человека.
И закружились над Парижем, а по
том и над остальными городами мира
фанерно тряпочные самолтики с мо
торами, которые в настоящее время
используются разве что в детской иг
рушке скутере. Далеко ещ было
до перелтов через океаны: создате
ли Конкорда, Бурана, Шаттла
если уже и родились, то о своих буду
щих детищах ещ и не задумыва
лись Но двадцатый век, при всех
его прочих великих, а иногда и ужас
ных, проявлениях, вс таки войдт в
историю человечества как век, от
крывший дорогу в небо. Впереди бу
дут новые и новые шаги, но первый
шаг именно за этими фанерными
самолтиками!
Удивительные были времена начало двадцатого века!
Летали фанерные самолты и над
Россией Москва, Киев, Санкт Пе
тербург, Одесса Практически в каж
дом большом городе России люди ви
дели в небе это рукотворное чудо! И
так это россиян поразило, что многие
из них впервые за историю обратились
к небу не с молитвой, а в поисках при
менения своих сил и талантов. И имен
но из этих фанерных самолтов вырос
ли космические Востоки и Восхо
ды.
А российская поговорка, произ
носимая по случаю полного облома, в
свете всего вышеприведнного, звучит
очень забавно: Пролететь, как фане
ра над Парижем!. А может быть, в ней
скрывается наш природный оптимизм?
Ведь куда только эта самая фанера из
Парижа не долетела то!
Андрей КАРЛОВ
мания уделялось производству това
ров народного потребления и соци
альным проблемам. Наш коллектив
был подключн к разработке средств
автоматического измерения и форми
рования уникальной формы протеза
для конкретного пациента. Изготовить
протез, который обеспечивал бы ком
фортное в нм нахождение, представ
лялось несбыточным. Мы ранее ни
когда не занимались разработкой чего
нибудь для медицины и, тем более,
для конкретного человека. Поэтому
нам сначала казалось, что эта затея
очередная галочка для руководства.
Но уже первый подход к проблеме
показал, что есть предмет для раз
мышления. Новая задача (это в до
полнение к основной работе по кос
мической тематике, которая никогда
не была проторнной дорожкой и ни
разу не отодвигалась на второй план)
не могла не привести к новым идеям,
новым изобретениям. Жалко только,
что в связи с печальными событиями
начала девяностых годов это направ
ление из за образовавшегося прова
ла в финансировании для нас было
закрыто. Но, несмотря на сравнитель
но небольшой промежуток времени, в
течение которого мы занимались про
тезированием, нам удалось разрешить
ряд проблем и по ним получить автор
ские свидетельства и патенты на изоб
ретения. Свежий взгляд на новую раз
работку человека со стороны все
гда позволяет найти неожиданно хо
рошие решения. При этом надо иметь
в виду, что в новом деле мы были
настоящими дилетантами, но дилетан
тами, подкованными в общем виде.
И по сей день приходится решать
много проблем, связанных с перехо
дом на новую технику, новую элемен
тную базу. Наш маленький производ
ственный коллектив является частью
большого, в котором трудится много
изобретателей и рационализаторов. На
предприятии выросли шестнадцать
заслуженных изобретателей СССР и
Российской Федерации, два заслужен
ных рационализатора младшие
братья заслуженных изобретателей.
При этом не было бы всех этих заслу
женных, если бы большая часть ру
тинного труда (и не только) при кор
ректировке заявки на изобретение,
особенно при шлифовке формулы
изобретения, и сопровождении заяв
ки в ФИПС не была бы выполнена
труженицами патентного отдела.
Стоит вспомнить, что мозгами и тру
дами изобретателей, рационализато
ров и вообще людей неординар
ных, придумано вс: порох и бумага,
часы и горшки для цветов, промокаш
ки и памперсы, топор и ножницы, лод
ка и компас, расчска и гильотина,
самолт и парашют, вино и отрава,
колесо и ракета, радио и телевизор,
транзистор и микросхема Короче
вс!
Изобретать в удовольствие при вы
полнении производственных задач
лучшего сочетания полезного и при
ятного придумать невозможно. Но
можно изобретать и в мировом мас
штабе, например, гвозди, чего и всем
желаю (автор статьи имеет патенты на
конструкцию и способ изготовления
самозаклинивающихся гвоздей
Прим. ред.). Дерзайте!
Алексей ФЕДОСОВ,
сотрудник РКК Энергия
Изобретать в удовольствие при вы
полнении производственных за
дач лучшего сочетания полезно
го и приятного придумать невоз
можно.
Изобретательством можно заниматься в любом возрасте.
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА