background image
вторник
k
77, 13 июля 2010 г.
КИНОФЕСТИВАЛЬ
При всм необъятном горизонте,
который открывает 32 й Московский
международный кинофестиваль, меня
прежде всего интересовал основной
конкурс. Именно он задат главную
ноту, поднимает или опускает планку,
благодаря ему в Москву приглашаются
мировые знаменитости, от него исхо
дит политический резонанс, эхо миро
вых событий, преобразованное в кино
мир.
И прежде всего на фестивале про
звучала французская нота явствен
но и откровенно, ведь 2010 год год
Франции в России и России во Фран
ции! Поэтому так по русски радушно
было проведено открытие фестиваля в
кинотеатре Пушкинский француз
ским фильмом
Женщина и мужчины
Клода Лелуша, настоящей мировой
премьерой, которая задала тон всему
кинооркестру, яркий, летний, ост
рый, сопряжнный с французской лг
костью и непосредственностью в изоб
ражении чувств.
Все мы помним прекрасный фильм
о любви, снятый этим режиссром,
Мужчина и женщина, который до
сих пор звучит как музыка. Тот фильм
был о любви, которая не исчезает. В
новом фильме Клод Лелуш раскрепо
щает и сво воображение и эмансипи
рует женскую судьбу новая францу
женка вспоминает свои увлечения, ко
торые наполнили е жизнь и обогатили
новыми чувствами.
Героиня фильма основного конкурса
Это начинается с конца, роль которой
исполнила Эммануэль Беар, признан
ная самой красивой актрисой Франции,
тоже нест в своей душе груз воспоми
наний о прошлых возлюбленных, когда
встречает неожиданно в жаркий день на
бульваре в Париже человека, который
врывается в е уютный мир и пытается
перевести на свой лад часы е жизни.
Взрывы чувств, ссоры и примирения,
искреннее горе и жаркое прикоснове
ние счастья вс испытывают герои
фильма, и им веришь, недаром реше
нием жюри Эммануэль Беар присуждн
приз К.С. Станиславского Верю!. Ве
ришь и Михаэлю Коэну, исполнителю
главной роли, и режиссру фильма
это его дебют в кино.
Может быть, в фильме не хватает
целомудрия, полта, той музыки, кото
рая звучала в старом фильме о любви?
А может, эта музыка улетучилась, вы
дохлась, испарилась, как запах старых
французских духов из дорогого фла
кона? Можно сказать, что мы постаре
ли душой, отяжелели лицом, у нас об
резаны крылья?! Но ведь они были,
были, и ретроспектива французских
фильмов подтверждает это.
Французские картины открывали и
закрывали фестиваль.
Необычайные
приключения Адель Люка Бессона
фильм закрытие, в котором история
фэнтези, случившаяся по воле автора
с отчаянной экстравагантной женщи
ной журналисткой в начале прошлого
века, решается в стиле авангарда, сме
шанного с буффонадой: мумии, птеро
дактили, терроризирующие город, по
рождают парадоксальный мир, кото
рый покоряет хрупкая прелестная
француженка Адель.
В программе Гала премьеры рус
ские герои также не обойдены внимани
ем французского кино, но судьба их в
основном печальна. Бывшая звезда
Большого театра Андрей Филиппов (ак
тр Алексей Гуськов, фильм
Концерт),
к пятидесяти годам ставший уборщи
ком, в сво время изгнанный с работы
из за принципиальной позиции, отка
завшись уволить из музыкального ан
самбля талантливых артистов евре
ев. Андрей Филиппов в фильме спив
шийся, опустившийся субъект, которо
му не дат окончательно погибнуть хруп
кая надежда на возвращение ансамбля.
И только случайность выброшенный
факс с предложением гастролей для
русского оркестра в Париже стано
вится его последним шансом вернуться
к жизни: нужно только найти оркест
рантов. Но ушло время, изменились
друзья, многие поменяли профессию
музыканта на нечто совсем другое
Режисср Раду Михайляну с помо
щью прославленных французских и рус
ских актров показывает, как действи
тельность топит и губит таланты и как
даже слабая надежда возрождает чело
века, тонущего в тине обстоятельств.
Евразиец фильм режиссра
Шарунаса Бартаса (производство Фран
ция, Литва, Россия) тоже с русским
героем. Зовут его Гена, и он живт без
иллюзий, так как жизнь коротка, и вс
лучшее в ней уже случилось. Сирота,
воспитанный с детства криминалом,
торговец наркотиками, кочующий из
Литвы через Польшу во Францию и
обратно, Гена не имеет никаких привя
занностей, он перекати поле и даже
врагам не интересен. Выбить старый
долг из московского криминального
авторитета единственная надежда
для него покончить с блужданием меж
ду Востоком и Западом.
Как забытая мелодия воспринима
ется фильм французского режиссра
Патрика Казаля
Ураган Калатозов о
судьбе знаменитого русского киноре
жиссра Михаила Калатозова, получив
шего в 1958 году Золотую пальмовую
ветвь в Каннах за картину Летят жу
равли. Герои этого фильма чисты ду
шевно, романтичны, полны светлых
чувств. Изобразительное решение
фильма, сдержанность и глубина эмо
ций, красота женщины при всей суро
вости военных дней были настоящим
откровением для многих режиссров
Запада.
Для меня удивительно то, что в го
довщину нашей Победы в Великой Оте
чественной войне во время прохожде
ния в Москве 32 го Московского меж
дународного кинофестиваля, пришед
шегося как раз на июнь, в основном
конкурсе не участвовал фильм о пер
вых днях войны
Брестская крепость.
Режисср фильма Александр Котт вме
сте со съмочной группой прибыл в
Москву, в кинотеатр Октябрь, где
шли просмотры основного конкурса,
прямо из Белоруссии. Фильм был по
казан ночью 22 июня во внеконкурсной
программе Гала премьеры. Поддер
жать режиссра пришли многие знако
вые фигуры нашего кино и просто лю
бимые артисты: Владимир Хотиненко,
чьим учеником является Александр
Котт, президент ММКФ Никита Михал
ков, его дочь Надежда, сыгравшая глав
ную женскую роль в последнем филь
ме своего отца Утомлнные солнцем
2. Предстояние, тоже посвящнном
теме Великой Отечественной войны.
Из 962 защитников Брестской крепо
сти, принявшей на себя первый удар
немецких бомб, большинство неиз
вестные солдаты 32 национальностей
Советского Союза. В частности, в пер
вые часы бов здесь погиб брат Эдуарда
Шеварднадзе Акакий. Героизм, с ко
торым сражались защитники цитадели,
сделал е военной святыней. Люди были
едины в порыве защитить свою Родину,
прорвать немецкое окружение.
Актру Андрею Мерзликину удалось
создать убедительный образ началь
ника погранзаставы, возглавившего
один из центров сопротивления врагу.
По мнению зрителей и критиков, кад
ры, снятые оператором Владимиром
Башта под руководством режиссра,
лучшее из всего, что сняли о войне
на отечественных студиях за после
днее десятилетие. Воздушная бомбар
дировка Бреста смотрится очень реа
листично, а ведь она создана компью
терной графикой. Люди, застигнутые
войной, умирали, но не сдавались,
их имена и подвиг навеки останутся в
нашей памяти.
Александр Котт сказал в свом вы
ступлении: Спасибо всем тем, кто уго
ворил меня не бросать этот фильм.
Меня терзали сомнения, потому что я
понял: этот фильм нужно сделать либо
очень хорошо, либо вообще не делать.
Взяться за фильм об одной из самых
жутких страниц истории Великой Оте
чественной это же очень страшно.
Здесь права на ошибку быть не может.
Все те 72 дня, что мы снимали Бре
стскую крепость, мы были в Бресте,
посреди руин. После съмок я почув
ствовал полное психологическое опус
тошение. В прокат фильм Брестская
крепость выйдет в ноябре этого года.
В программе фестиваля Война был
показан фильм 1966 года
Горит ли
Париж? французского режиссра Рене
Клемана. В августе 1944 года, когда
Париж был оккупирован нацистами,
уже шли слухи о грядущем крахе Гит
лера и приближении к столице Фран
ции войск союзников. Приказ об унич
тожении города получен, бомбы уже
закладывались для взрыва Это на
поминание звучит многозначительно
не только для французов.
В той же программе зрители увиде
ли ретроспективу фильмов Юрия Озе
рова по сценариям Юрия Бондарева
Освобождение: Битва за Берлин и
Освобождение: Последний штурм;
фильмы
До последней капли крови
польского режиссра Ежи Гоффмана
по сценарию Сафьяна Збигнева о ге
ройски сражавшихся на стороне СССР
поляках Первой дивизии имени Кос
тюшко;
Битва на Неретве югослав
ского режиссра Велько Булайича о
движении партизан Югославии в янва
ре 1943 года против немецко фашист
ских захватчиков и решительном сра
26 июня в Москве завершился 32 й Московский международный кинофести
валь. Результаты конкурса:
Главный приз ММКФ Золотой Георгий фильм Брат (режисср Марсель
Раскин, Венесуэла).
Специальный приз жюри Серебряный Георгий фильм Албанец (режис
ср Йоханнес Набер, Германия Албания).
Приз Серебряный Георгий за лучшую режиссрскую работу присуждн по
ляку Яну Кидава Блоньскому (фильм Розочка).
Приз Серебряный Георгий за лучшее исполнение женской роли Вильма
Цибулькова (фильм Как рай земной, Чехия).
Приз Серебряный Георгий за лучшее исполнение мужской роли Ник Хели
лай (фильм Албанец).
Приз Международной Федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) фильм Как рай
земной (режисср Ирена Павлазкова, Чехия).
Приз за вклад в мировой кинематограф вручн Клоду Лелушу (Франция).
Год Франции
в России
Война на экране
Это начинается с конца.
Женщина и мужчины.
Воробей.
Брат.
Албанец.
Брестская крепость.
И вновь на полотне черты француженки
И вновь на полотне черты француженки