background image
C
M
Y
K
Главный герой книги Андрей Николаевич
Туполев, гений отечественной авиации, трижды
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинс
кой и Государственной премий, генерал полков
ник инженер, государственный и общественный
деятель. Он создал первый в мире цельнометал
лический бомбардировщик. В середине 1930 х
годов ни одна другая страна не имела самолта,
который мог бы сравниться с его воз
душными линкорами ТБ 3, а гигантский
АНТ 20 Максим Горький вызвал шок
даже у фантастов того времени.
Книга Неизвестный Туполев интерес
на ещ и тем, что в ней рассказано, и
довольно подробно, о работе Туполева и его кол
лег авиаконструкторов в бытность политзак
лючнными. Из арестованных специалистов уже
в 1937 году была создана сеть закрытых конст
рукторских бюро. В Москве они были объединены
в Особое техническое бюро при Народном комис
сариате внутренних дел, которым в то время руко
водил Берия. Вот как вспоминает об этом один из
заключнных специалистов, совсем молодой тог
да инженер Сергей Егер:
Была создана и авиационная группа, сформи
рованная на базе завода 156 из конструкторс
кого бюро А.Н. Туполева Специальный техни
ческий отдел (СТО). Руководить им должен был
Туполев, конечно на положении заключнного.
Группа была создана в Бутырской тюрьме, а затем
перевезена в небольшой лагерь под Москвой,
недалеко от станции Болшево Северной ж.д. В
лагере было три барака: спальный, рабочий (кон
структорское бюро) и столовая, примыкавшая к
огражднной зоне снаружи, общая площадь лаге
ря около 1 гектара.
Туполев должен был прибыть последним, но в
это время начался новый процесс его допросов с
целью подтверждения старых показаний от нояб
ря декабря 1937 года (в действительности
Туполев отказался от своих показаний, получен
ных у него принудительно).
В связи с этой задержкой группу возглавил
ближайший помощник и друг Туполева Владимир
Михайлович Петляков.
Был разработан авиапроект высотного истре
бителя с герметичной кабиной. Проект был утвер
ждн и ему дан шифр 100 (шифр произошл от
обозначения СТО при ОТБ НКВД). В начале 1939
года группу перевели на завод 156. В болшев
ском лагере освободилось место, и так как второй
этап допросов А.Н. Туполева кончился, а в группе
Петлякова нашлись люди (не сам Петляков), рез
ко высказывавшиеся против того, чтобы ими ру
ководил Андрей Николаевич, то ОТБ решило гото
вить для него новую группу, хотя знаменитые
конструктора уже были исчерпаны.
А вот события марта 1939 года, когда специа
листов перевозят из Бутырской тюрьмы в бол
шевский лагерь НКВД. Об этом памятном собы
тии Сергей Михайлович Егер вспоминает так:
Загремел засов двери камеры, вошл офицер
и, зачитав список заключнных, приказал собрать
ся с вещами (у меня был небольшой мешочек,
сделанный из рукава нижней рубахи, для пайки
хлеба). Произошло это 23 марта 1939 года, ровно
через год после ареста. Нас вывели, объявили,
что мы переводимся в спецтюрьму НКВД, и поса
дили в ворон (тюремная машина с отдельными
боксами). Я знал Москву и по поворотам опреде
лил, что мы выехали на Садовое кольцо, спусти
лись к Самотчной площади, поднялись к Суха
ревке, но вместо поворота направо на Сретенку, к
площади Дзержинского, повернули налево. Еха
ли очень долго.
Я задремал и проснулся от шума электрички.
Шофр нашей машины спрашивал у кого то, как
проехать в Болшево. Неужели в Болшевскую
трудкоммуну, к уголовникам? (
С 1 января 1939
года БТК официально уже не существовала.
С. Егер этого не мог знать.
Р.П.)
Вскоре машина остановилась, загремели зам
ки дверей. Мы вышли. Кругом сосновый лес,
красота необыкновенная. Забор, из за которого
видны крыши двух бараков, просматриваются
четыре вышки с часовыми. Нас пересчитали и
пропустили в ворота. Охрана осталась за ворота
ми. Странно. Мы уже привыкли к тому, что ни
шагу без сопровождающего.
Навстречу шл рыжеватый человек в потрпан
ной военно морской форме. Представился: Орас
староста. Вот спальный барак. Занимайте кой
ки свободных много, устраивайтесь. Скоро
обед.
Вскоре нас повели обедать. Это произвело на
нас наибольшее впечатление. Мы сели за нор
мальный стол с тарелками, вилками и ножами,
которых мы не видели больше года. И нас накор
мили не баландой и кашей, а нормальным до
машним обедом без ограничения хлеба и сахара к
чаю. Мало кто из нас спал хорошо в эту ночь
перемена режима как то ещ более обострила
тоску по дому.
15 апреля 1939 года после изнури
тельных допросов на Лубянке в бол
шевский лагерь привозят корифеев са
молтостроения: главного конструкто
ра
Андрея Николаевича Туполева, ака
демика
Александра Ивановича Некра
сова и бывшего заместителя Туполева
по вооружению самолтов
Александ
ра Васильевича Надашкевича. До при
езда Туполева в болшевском лагере
уже работала группа из 9 человек, в
не входили:
Роберт Людвигович Бар
тини итальянец, главный конструк
тор НИИ ГВФ, создатель самолта
Сталь 7 с радиатором для охлажде
ния жидкости в двигателе;
Георгий Се
мнович Френкель военный инже
нер 2 го ранга, старший военпред и
инженер ВВС на заводе Авиаприбор;
Арон Юльевич Рогов военный ин
женер 1 го ранга, старший военпред и
районный инженер ВВС Рыбинского
моторного завода;
Карл Сцилард
венгр, математик, брат знаменитого со
здателя атомной бомбы, политэмиг
рант из Венгрии;
Василий Степанович
Войтов руководящий работник ГВФ;
Николай Константинович Платов инженер, до
ареста работал в гидроканале ЦАГИ;
Борис Влади
мирович Радуленский (Радуленц) инженер по
оборудованию, политэмигрант из Румынии;
Алек
сандр Петрович Алимов бортмеханик из цент
рального спортивного клуба ОСО Авиахима в Ту
шине и
Сергей Михайлович Егер инженер
конструктор по самолтостроению, наполовину
русский, наполовину немец.
По инициативе Бартини они стали проектиро
вать двухдвигательный, двухфюзеляжный истре
битель с высокой энерговооружнностью для
обеспечения манвренных характеристик. По ут
верждению С.М. Егера, значительно позже по
явились фото и чертежи двухфюзеляжного само
лта истребителя фирмы Локхид (США) Р 38
Лайтнинг. Данные этого самолта были значи
тельно хуже того, который в этот момент разраба
тывался в стенах болшевской спецтюрьмы.
Когда Андрею Туполеву предложили рабо
тать в условиях закрытого лагеря, он заявил о
создании деревянной модели ТУ 2 в натуральную
величину. Речь идт о пикирующем бомбарди
ровщике ПБ.
Началась работа над проектом ПБ, вспо
минает С.М. Егер. Уже в первые недели были
получены интересные материалы. Мы тогда рабо
тали с группой военных моряков и судостроите
лей, которые заинтересовались нашей работой и
дали ряд очень ценных исходных данных.
Неизвестные страницы истории
Болшевская спецтюрьма, 1939 1940 годы
Знакомство с книгой Неизвестный Туполев: Проекты, о которых знали немногие (М.: Яуза. ЭКСМО, 2008)
стало для меня настоящим откровением. Автор книги Владимир Сергеевич Егер, сын Сергея Михайло
вича Егера, с 1938 года ближайшего соратника Туполева, прошедшего с главным конструктором через
тюремное заключение и бериевскую шарашку, а затем много лет работавшего его замом по проекти
рованию самолтов. Воспоминания Сергея Егера имеют большую историческую ценность, так как в них
живая история создания отечественного самолтостроения, как отрасли, ещ в довоенное время.
Действительно, в конце 1930 начале 1940 х
годов в Болшеве работала не только группа авиа
конструкторов, но и другие группы: моряков по
проектированию подводной лодки (руководите
ли
Кассациер и Дмитриевский); моряков по
проектированию торпедного катера (руководи
тель
Бжезинский); артиллеристов по проекти
рованию 100 мм или 120 мм гаубицы; артилле
ристов по разработке боеприпасов под руковод
ством профессора, генерала
Евгения Александ
ровича Беркалова крупнейшего русского и
советского теоретика в артиллерийских науках.
Из воспоминаний Сергея Егера о работе в
болшевской спецтюрьме мы узнам ещ
очень много интересного. Например, в
начале лета 1939 года к ним в лагерь в
помощь Туполеву поступил
Владимир
Антонович Чижевский, известный авиа
конструктор, выходец из дворянской
семьи, после революции перешедший
на сторону Советской власти. Арестован
он был на свом последнем месте рабо
ты на Смоленском авиационном за
воде. Его имя неоднократно встречается в книгах
и публикациях наших королвских историков.
Владимир Антонович Чижевский возглавлял КБ
29 в Подлипках в 1937 и 1938 годах, с 1939 по
1941 год находился в заключении, а после осво
бождения до конца жизни трудился в ОКБ А.Н.
Туполева.
Тогда в Болшеве общими усилиями создали в
чертежах, а затем смастерили в натуральную ве
личину деревянную модель ТУ 2, и в этот момент
произошл неприятный инцидент. Начальник ша
рашки потребовал срочно макет разобрать. Ос
тряки утверждали, что на этом макете зэки могут
улететь из зоны. Туполев разбирать макет отка
зался. Потом выяснилось, что военные лтчики с
Монинского аэродрома увидели сверху лежащий
в лесу самолт и решили, что он сел на вынужден
ную посадку и товарищей надо выручать.
23 февраля 1940 года туполевскую группу пе
реводят обратно в Москву в ЦКБ 29. В результате
титанического труда группы Туполева поздней
осенью 1940 года самолт с шифром 103 был
готов, его перевезли на аэродром НИИ ВВС под
Щлково, в Чкаловскую, состыковали, и в ясный
зимний день начала 1941 года он взлетел. Почти
каждый полт приносил радость, пишет Сергей
Михайлович Егер, скорости снимались вс боль
ше и больше: 600 км/час, расчтная, 615, 625,
640... Истребители Яковлева и Микояна имели
меньшую скорость. На аэродроме техники про
звали самолт щукой. Он действительно был
похож на щуку.
К декабрю 1941 года после бессонных ночей
работы над чертежами, переделки уже собранных
самолтов на эвакуированных из Москвы заводах
самолт 103 В (воздушного охлаждения) был
готов. Его называли фронтовым бомбардиров
щиком Туполева и дали шифр ТУ 2.
Екатерина ЧУРИКОВА,
главный библиограф Централизованной
библиотечной системы г. Королва
четверг
k
78, 15 июля 2010 г.
119
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
Тогда в Болшеве общими усилиями создали в
чертежах, а затем смастерили в натуральную
величину деревянную модель ТУ 2, и в этот
момент произошл неприятный инцидент. На
чальник шарашки потребовал срочно макет
разобрать. Остряки утверждали, что на этом
макете зэки могут улететь из зоны.
После изнурительных допросов на Лубянке в
болшевский лагерь привозят корифеев само
лтостроения.