background image
четверг
k
81, 22 июля 2010 г.
Выпуск 70
К 90 ЛЕТИЮ Ю.А. МОЗЖОРИНА
Первый в мире пилотируемый само
лт Antares DLR H2, двигательная ус
тановка которого работает на топливных
элементах, недавно успешно завершил в
Гамбурге первый официальный полт,
чем была доказана практическая воз
можность использования этой новейшей
технологии в авиационной технике. По
лт продолжался всего 6 минут, но стал
чрезвычайно важным шагом для даль
нейшего развития этой инновации.
В топливных элементах химическая
энергия водорода непосредственно
превращается в электрический ток,
который приводит в действие электро
двигатель. Энергетическая эффектив
ность такого самолта, по данным DRL,
значительно выше (кпд = 44%), чем у
самолтов с реактивными двигателя
ми (кпд = 25%).
С 2009 года работы СКБ КККМТ, имею
щего статус Королвского отделения ОДОО
Малая академия наук Интеллект буду
щего, ведутся как по тематике научно
образовательных проектов (освоение
Луны, Марса, Венеры), так и по тематике
инновационных проектов (Малая и не
традиционная энергетика, научный руко
водитель В.С. Дубинин, МАИ; Стереови
зуализация трхмерных объектов, науч
ный руководитель В.П. Богомолов, ЦНИИ
маш; Инструмент для космонавтов, на
учный руководитель О.С. Цыганков, РКК
Энергия). Большое внимание в СКБ уде
ляется внедрению учебно образователь
ных инновационных технологий в систему
образования колледжа и освоению его сту
дентами будущими специалистами пред
приятий ракетно космической отрасли
современных технологий, внедрением ко
торых на предприятия отрасли занимается
ЦНИИмаш.
Результаты основных работ, проводимых
СКБ в 2009 2010 учебном году, представ
лены колледжем на Международной выс
тавке ЭКСПО НАУКА 2010 (ВВЦ, НТТМ
2010). По итогам выставки проект СКБ
КККМТ Космическое хозяйство Земли и
тенденции его развития (авторы С.А. Чиха
рев, А.С. Щебликов, С.В. Лунин, научный
руководитель В.И. Флоров, ЦНИИмаш) удо
стоен золотой медали ВВЦ За заслуги в
научно техническом творчестве.
Золотыми медалями Федерации космо
навтики РФ За заслуги перед отечествен
ной космонавтикой удостоены проекты
СКБ КККМТ:
Применение стереолитографии для
быстрого прототипирования космических
объектов, деталей и элементов космичес
кой техники, авторы С.А. Усманов, Я.В.
Лысова, научный руководитель В.П. Бого
молов, ЦНИИмаш, технический руководи
тель В.В. Смирнов, ММКЦ (медаль им. ака
демика С.П. Королва);
Инструмент для космонавтов, авторы
И.В. Афанасьев, А.В. Шаханов, научный
руководитель О.С.Цыганков, РКК Энер
гия, технический руководитель В.А. Но
вицкий, КККМТ (медаль им. академика
М.Ф. Решетнва);
Стереовидовая демонстрация и анализ
космических конверсионных тем, авторы
Д.И. Загудаев, Д.В. Васильев, научный
руководитель В.П.Богомолов, ЦНИИмаш
(медаль им. академика В.П. Глушко).
Дипломом ВВЦ отмечен проект Транс
портная система для хозяйственного ос
воения Луны (авторы А.В. Зайцев, С.С.
Чернявский, Э.С. Ткачв, научный руково
дитель В.И. Флоров, ЦНИИмаш).
Большой интерес у посетителей и участ
ников ЭКСПО НАУКА 2010 вызвали сле
дующие проекты СКБ: Сравнительный
анализ технических характеристик и эксп
луатационных особенностей космических
кораблей Шаттл США Буран Рос
Интересный случай произошл при
освещении полта нашей первой
станции Луноход. Комиссия ре
жимного отдела НПО им. А.С. Лавоч
кина не дала согласия на рассек
речивание аппарата, так что никаких
фотографий для передачи в печать
от них не было. Когда я поставил в
известность об этом Юрия Алек
сандровича, тот схватился за
голову: оставались считанные
минуты, поскольку Д.Ф. Усти
нов и Л.В. Смирнов уже закан
чивали знакомство с материа
лами сообщения, и сейчас они
потребуют иллюстративный ма
териал, чтобы дать окончатель
ное добро на публикацию. Так
и произошло. На вопрос: Где фото
графии? Мозжорин скромно от
ветил: Дмитрий Фдорович, ещ не
успели подвезти, но я предлагаю сле
дующее. И с этими словами он
схватил со стены картину Лунохо
да, проходящего над трещиной, и
предложил поместить в печати такой
рисунок. У Юрия Александровича, ко
нечно, долго выпытывали, почему он
своевременно не получил необходи
мые фотографии, но его находчи
вость спасла ситуацию и некоторых
руководителей НПО им. С.А. Лавоч
кина. И если сейчас поднять газеты
тех лет, то в них рядом с сообщением
ТАСС о полте Лунохода 1 можно
обнаружить как раз ту картинку, ко
торую так неожиданно находчиво
раздобыл Мозжорин.
А вот зарисовка уже из другой об
ласти, где разносторонние знания
Юрия Александровича также спасли
нас в трудной ситуации. Дело проис
ходило в середине 80 х, когда Рей
ган объявил о Стратегической обо
ронной инициативе (СОИ), системе
ПРО космического базирования, том
самом зонтике, который защитит
Америку от баллистических ракет и
боеголовок. Было очевидно, что по
добная система, которая создатся
для обороны, точно так же может
решать и активные задачи, нанося из
космоса удары как по наземным, так
и космическим целям противника,
выводя из строя его системы наблю
дения, разведки, связи и другие, а
также наземные стратегические
объекты (гидроплотины, атомные
электростанции и т.п.).
Противником, естественно, был
Советский Союз, который всегда сто
ял за недопущение вывода в космос
ударных и ядерных космических ап
паратов, но за эксплуатацию инфор
Первый полт на топливных элементах
Cамолт строился на базе моторного
планра типа Antares 20E. Привод на
ТЭ разрабатывали специалисты немец
кого Центра космических и воздушных
полтов (DRL), а также фирм Lange
Aviation, BASF Fuel Cells и Serenergy.
Энергоустановка на ТЭ и бак для водо
рода размещены в двух обтекаемых гон
долах длиной почти три метра под уси
ленными крыльями. Вырабатываемой
мощности достаточно, чтобы стартовать
с аэродрома, совершать горизонталь
ные полты и посадки.
Длина корпуса экспериментального
самолта 7,4 м, размах крыльев около
20 м. На одной заправке водородом
дальность полта составляет 750 км.
Максимально возможная высота пол
та более 4000 м. Номинальная мощ
ность энергетической установки на ТЭ
составляет 5 кВт, а в режиме макси
мальной нагрузки может достигать
25 кВт. Используя эту мощность, само
лт может разгоняться до скорости
170 км/ч, при которой возникает доста
точная для взлта подъмная сила.
Мощность привода можно увеличить
за счт дополнительных баков с водо
родом или за счт дальнейшего усо
вершенствования ТЭ. В настоящее вре
мя планируется создание модифика
ции самолта, имеющего дальность
более 2000 км. Цель этих научно ис
следовательских работ сделать ком
мерчески рентабельным использова
ние энергетических установок на ТЭ
для долговременного энергоснабжения
рейсовых пассажирских самолтов.
Понятно, что тяжлые пассажирские
самолты никогда не будут использо
вать топливные элементы для привода
двигателей, однако их можно приме
нять в качестве источника бортового
энергоснабжения.
Константин КОПТЕЛОВ,
кандидат технических наук
сия с применением системы стереовизу
ализации трхмерных объектов (авторы
М.С. Жаворонков, С.А. Кубец); Обзор но
вых материалов космических кораблей с
применением системы стереовизуализа
ции наномерных объектов (авторы Н.А.
Грачв, М.И. Волков); Стереовизуализа
ция обоснования использования ядерной
энергетической установки в пилотируемом
космическом корабле (авторы А.Б. Авде
ев, Б.Р. Муминов), осуществляемые под
научным руководством В.П. Богомолова
(ЦНИИмаш) и техническим руководством
ветеранов космической отрасли, заслужен
ных изобретателей РКК Энергия Н.И. Чи
кирва и С.В. Денисова.
В целом же деятельность СКБ колледжа
отмечена дипломом ВВЦ За содействие
развитию творческих возможностей талан
тливой молоджи и создание условий для
их реализации.
В 2010 2011 учебном году колледж
планирует привлечь к совместной команд
ной работе в СКБ школьников города, сту
дентов Королвского института управле
ния, экономики и социологии, молодых
специалистов предприятий города.
Совместно с руководством РКК Энер
гия обсуждается программа создания сте
реокурса Базовые технологии производ
ства ракетно космической техники для
учреждений СПО и ВПО с широким привле
чением ветеранов отрасли по разрабаты
ваемой совместной программе Преем
ственность поколений. Предстоит боль
шая работа по созданию силами студентов
СКБ Виртуального музея космонавтики.
Работа поручена колледжу решением Пра
вительства РФ от 17 марта 2010 года в
рамках Плана основных мероприятий по
празднованию 50 летия полта в космос
Ю.А. Гагарина и вынесена на рассмотрение
Конгресса соотечественников (Берлин, 20
23 мая 2010 года). Проект получил ста
тус международного.
В рамках НОЦ Космическое материало
ведение и технологии (ФГОУ СПО КККМТ
ФГУП Физико химический институт им.
Л.Я. Карпова) в 2010 2011 годах СКБ
колледжа планирует начать, с широким при
влечением студентов, разработку и мелко
серийное производство медико биологи
ческого диагностического и дефектоскопи
ческого лазерного оборудования.
Мы надеемся, что деятельность СКБ по
зволит колледжу подготовить для нужд
предприятий космической отрасли высо
коквалифицированных специалистов сред
него звена, владеющих современными тех
нологиями производства космической тех
ники, внедрение которых на предприятия
отрасли позволит повысить значимость
российской космонавтики на международ
ном уровне.
Владимир СМИРНОВ,
руководитель СКБ КККМТ
vvsm7@yandex.ru
Кузница кадров
Кузница кадров
космической отрасли
Студенческое конструкторское бюро ФГОУ СПО Королвский кол
ледж космического машиностроения и технологии (СКБ КККМТ)
официально создано в ноябре 2009 года, хотя работы в данной
области ведутся с 2000 года. Так, за учебно образовательные проек
ты, связанные с освоением Луны (научный руководитель В.И. Фло
ров, ЦНИИмаш), в 2006 году группа студентов колледжа была удос
тоена премии Президента РФ в поддержку талантливой молоджи.
мационных космических аппаратов,
большинство которых были двойно
го применения, ибо они функ
ционировали в интересах отраслей
народного хозяйства и Минобороны.
В новой ситуации обострилась зада
ча принятия адекватных мер, пред
ложения по разработке которых го
товил и наш институт совместно с
головными организациями Минобо
роны.
Выпускался хорошо оформлен
ный, со многими цветными иллюст
рациями документ, предназначенный
для Устинова, Афанасьева и других
руководителей. 9 мая 1985 года в
день 40 летия Победы он должен
был ранним утром, до 9 часов, ле
жать на столе у Дмитрия Фдорови
ча. Документ обязан был обрести яс
ность, простоту и красивое оформ
ление. В этот день в 5 утра в фото
лаборатории института озабоченно
следили за работами Сергей Дмит
риевич Гришин, мой начальник отде
ления, и я, не уходившие с предыду
щего вечера.
А ситуация накалялась. Казалось
бы, вс хорошо: снимки и картинки
художники раскрасили, но после об
резки документа рамки на каждой
странице оказались скошенными в
одну сторону. Скос, примерно чуть
больше сантиметра, явно бросался в
глаза, и как выйти из положения, мы
не
представляли. Может быть, обре
зать листы, будет не по стандарту
и некрасиво, так как обложки уже
сделаны заранее. В шесть утра, нико
го не предупредив, подъехал Юрий
Александрович, в светлой парадной
генеральской форме со звездой Ге
роя, небритый (видимо, собирался
привести себя в порядок уже в свом
кабинете). Он быстро оценил крити
ческую ситуацию и через пару минут
деловито спросил, ...есть ли у нас
йод? Его, конечно, не оказалось. Мы
тут же отправились в медпункт, бла
го, он расположен совсем рядом.
Захватили пару флаконов, вату и ста
ли ждать, что будет дальше. Нам была
не понятна вся эта затея. А Юрий
Александрович, вооружившись там
поном с йодом, стал аккуратно во
дить им по краям листа, снимая изоб
ражение рамки. Он был отличным
фотографом, и, видимо, эта техно
логия была ему прекрасно знакома.
Очень скоро процесс был благопо
лучно завершн, страницы смотре
лись неплохо и без рамок, и иллюст
ративные материалы были доставле
ны по назначению, правда, не до, а
после парада. Мы с благодарностью
и восхищением смотрели на нашего
директора умницу и умельца.
Юрий Александрович отец чет
верых детей (трх дочерей и сына),
глава большого семейства, был неза
менимым человеком и дома. Его мно
гочисленная семья проживала летом
на даче в Валентиновке, а зимой Моз
жорин жил в обычном доме на про
спекте Вернадского, в сдвоенной
квартире (две двухкомнатные). Как
то мне пришлось по службе приехать
к нему в Валентиновку, и первое, что
меня поразило, это огромное коли
чество детей, бросившихся к деду, и
пожилых людей, которые выгляды
вали из каждой комнаты, окошка и
двери. Он был заботливейшим отцом
и дедом, умелым воспитателем и ру
ководителем. Всегда вс успевал,
многое делал сам. Когда был помо
ложе, часто отказывался от служеб
ной машины и с дачи приезжал на
работу на велосипеде. Вс это штри
хи к портрету скромного, порядочно
го, интеллигентного и умного чело
века, каким был в жизни Юрий Алек
сандрович.
Владимир СЕНКЕВИЧ
(из книги Листочки памяти,
Королв, 2003)
Находчивость
Находчивость
и профессионализм
Владимир Петрович Сенкевич (1933 2005) учный в
области системных исследований и планирования работ по
ракетно космической технике, начальник комплекса научных
отделений Центра системного проектирования ЦНИИмаша.
Доктор технических наук, профессор, лауреат Государствен
ной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ. Один из
основателей и с 2001 года президент Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского.
В институте и организациях отрасли всегда возникали большие трудности с подготов
кой иллюстративных материалов. То, что ещ накануне полта имело гриф секретности
(а это касалось, в частности, конструкций пилотируемых кораблей, автоматических
аппаратов, лунных станций и прочего), после полта срочно нуждалось в рассекречива
нии и оперативной передаче в средства информации.
ИННОВАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
ЗНАЙ НАШИХ!