background image
четверг
k
81, 22 июля 2010 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
C
M
Y
K
В
плоть до Великой Октябрьской
революции борьбу с огнм вели
сами жители. Они не были обучены
действиям при пожаре, никто не умел и
не знал, что надо сделать для укроще
ния огня. Поэтому многие строения по
существу сгорали дотла. Огонь залива
ли водой из вдер, деревянные строе
ния растаскивали топорами и ломали
баграми. Необходимость со
здания пожарной части была
очевидна. И уже в 1920 году
было заложено, а в 1925 м
построено нынешнее зда
ние ПЧ 20. Е опыт в той или
иной мере был использован
при организации всех пожар
ных частей города. Для кали
нинградских пожарных то
время было трудным. В горо
де насчитывалось несколько
сотен одноэтажных, преиму
щественно деревянных доми
ков, к которым тротуары и то
делали деревянными. Да и на
самом орудийном заводе 8,
сравнительно недавно вы
росшем из авторемонтных
мастерских, немало было деревянных
строений, которые часто горели.
Коллектив пожарной охраны завода
8 во главе с е первым начальником
вложил много сил, кипучей энергии и
организаторских способностей в это
дело. В одной из почтных грамот того
времени коллектив первой пожарной
части города награждался за развитие
пожарного дела с удивительной фор
мулировкой: За самоотверженный,
упорный труд, широкий и смелый по
чин, мощный организационный размах,
неусыпное рвение, блестящую плодо
творную деятельность.
Надо ли говорить, что коллектив
пожарной охраны завода 8 содержал
в образцовом состоянии свою молодую
пожарную часть! Свидетельством этого
является письмо от 2 мая 1925 года,
адресованное Председателю ВЦИКа
Михаилу Ивановичу Калинину:
Сегод
ня в день нашего праздника пятиле
тия пожарной команды и открытия но
вого депо мы, работники пожарной
команды, единогласно постановили:
назначить вас, Михаил Иванович, по
чтным кучером пожарной команды
Московского орудийного завода ва
шего имени.
Отметим, что орудийно
му заводу 8 имя М.И. Калинина было
присвоено в ноябре 1922 года.
Только в 1927 году на смену телеге с
кучером пришла первая пожарная ма
шина. По улице Коминтерна к заводу
промчался необычный автомобиль. На
сиденье рядом с шофром важно си
дел начальник пожарной команды, сза
ди блестели каски бойцов боевого рас
чта. Один из них бил в медный коло
кол. Это был первый автомобиль по
жарной части 20.
К 90 летию пожарной части 20
90 лет назад в нашем городе была создана
первая пожарная часть. Сегодня эта по
жарная часть, которая именуется ПЧ 20
специальное подразделение Федераль
ной противопожарной службы МЧС Рос
сии. А начиналось вс так
Вместе с заводом и городом
Крепла и набиралась сил пожарная
охрана города Калининграда. В 30 е
годы на вооружение калининградских
пожарных команд поступали новые
технические средства для борьбы с
огнм. Вместо конных обозов поступи
ли автонасосы, автоцистерны, создан
ные отечественными заводами. В ка
нун Великой Отечественной войны по
жарная охрана представляла собой
организованную силу и подчинялась
могучему ведомству НКВД.
В 1940 году на вооружение пожар
ных частей стали поступать первые
изолирующие противогазы, электри
ческие фонари с сухими батареями,
пожарные стволы с перекрывными
спрысками. В довоенное время боль
шое значение придавалось культуре
тушения пожаров использованию
как можно меньшего количества воды,
чтобы избежать порчи имущества. С
этой целью дежурные караулы выво
зили на пожары мешки с опилками,
брезенты, гидропульты вдра, исполь
зовали стволы с перекрывными спрыс
ками. Такое же пожарно техническое
вооружение поступило и в ПЧ 20.
Суровым испытанием для пожарных
ПЧ 20 стала Великая Отечественная
война. Первый налт на Москву был
совершн 21 июля 1941 года. Те вра
жеские самолты, которым удалось вс
же пройти через заслон наших истре
бителей, встретили мощный огонь зе
нитной артиллерии. Бомбардировщи
ки, уклоняясь от атак наших истребите
лей и зенитного огня, сбрасывали бом
бовый груз на подмосковные города, в
том числе и на Калининград. Пожар
ные, совместно с добровольными фор
мированиями из рабочих и служащих,
не раз ликвидировали последствия на
лтов воздушных фашистских пира
тов, сбрасывавших град зажигатель
ных бомб и фугасных снарядов на Ка
лининград и прилегающую территорию.
Морозным утром 30 декабря 1941
года в районе станции Лосиноостров
ская потряс грохот взрыва. Над путя
ми, забитыми эшелонами, поднялся ги
гантский столб дыма и пламени. Горе
ли и взрывались вагоны со снарядами
и минами. В зоне бушующего огня и
взрывов оказался санитарный состав.
Борьба с огнм проходила в исключи
тельно тяжлой обстановке. Не хвата
ло воды, замерзали гидранты. Сил было
явно недостаточно. На помощь прибы
ли бойцы и командиры пожарной час
ти города Калининграда, состоящие в
истребительном батальоне: И.А. Побе
гайло, Н.В. Кривохижин, И.П. Чибисов,
Г.И. Евдокимов, Ф.Е. Косенков, А.М.
Закерничный и другие. В результате
героических действий большая часть
эшелонов была спасена.
Когда Москва и область стали при
фронтовой территорией, сотрудники
ПЧ 20: Г.И. Евдокимов командир
взвода, Ф.Е. Косенков помощник
командира взвода, И.А. Побегайло, А.М.
Закерничный и многие другие добро
вольно вступили в истребительный
батальон, который действовал как вой
сковая бригада. По путвкам комсомо
ла прибыли женщины, чтобы заменить
ушедших на фронт бойцов, среди ко
торых были Г.И. Рудакова, А.Н. Гаври
лова (Быстрова) и другие. После войны
в часть прибыли фронтовики Д.Н. Шер
шеньков, Е.И. Нехорошев, И.Г. Черка
сов, И.И. Королв, И.И. Лыков, В.Т.
Инниллаур. Только тогда женщины
сменили профессию боевых пожарных
на профессию радиотелефонистов.
Среди них были: Галина Ивановна Ру
дакова, Анна Николаевна Быстрова,
Тамара Ивановна Кривохижа, Вера Ива
новна Закерничная.
История РКК Энергия, как ракет
ного завода, началась с создания в
1946 году Завода экспериментального
машиностроения на базе артиллерий
ского завода 8. Можно с уверенно
стью сказать, что и коллектив пожар
ной части 20 внс боль
шой вклад в дело освоения
космоса.
В 1971 году начинал свою
службу в должности началь
ника караула ПЧ 20 В.Т. Киш
курно, впоследствии став
ший начальником Главного
управления Государствен
ной противопожарной служ
бы. Немало сложных пожа
ров потушено под руковод
ством подполковника А.Г.
Петрова, начавшего службу
заместителем начальника
ПЧ 20 и работавшего в даль
нейшем начальником УПО в
Москве.
В 1964 году загорелось
чердачное помещение больницы по
улице Октябрьской. Несмотря на боль
шое пламя и дым, бойцы ПЧ 20 во
главе с А.Г. Петровым бро
сились в помещение, и по
жар в течение небольшого
времени был ликвидирован.
Только благодаря своевре
менному прибытию и само
отверженности действий
личного состава, были спа
сены жизни больным детям
и сотрудникам больницы.
Глубокой ночью 1971 года
в Калининграде одновремен
но в разных частях города от
поджога возникли многочисленные
пожары. В результате мастерского ру
ководства штаба пожаротушения и ко
мандиров частей и подразделений
А.Г. Петрова, Г.А. Чудакова, В.В. Расса
дина и многих других, пожары были
потушены не числом, а умением. На
пример, только из двух горящих домов
по улицам Октябрьской и Карла Марк
са были спасены 250 человек.
Начало восьмидесятых годов потре
бовало от сотрудников ПЧ 20 макси
мальной отдачи, так как в это время
было начато строительство 2 й очере
ди корпуса 6 и поликлиники МСЧ 170.
В профилактическую работу включил
ся весь состав ПЧ 20: А.П. Кузьмин,
А.Н. Галкин, А.А. Паршиков, Ю.Г. Албы
чев, В.С. Миляев, М.С. Павликов, А.М.
Цепелин, В.Б. Цыганов, Н.И. Мусары
гин, Ю.В. Васильев, Н.В. Тычкин, Ю.Ю.
Блохин, М.А. Буркалов, В.Н. Воронин,
Т.Т. Данилова, Н.В. Киреева, А.И. Ма
лыхин, Н.И. Саутова, Г.В. Хаустова, И.П.
Швец, И.В. Исаичкин, О.Б. Микерова
всего 22 человека.
Усилиями сотрудников пожарной
охраны удалось не допустить возго
раний на охраняемом объекте с 1976
года по 18 апреля 1986 года. Тогда, в
ночь на 15 апреля 1986 года, в КИС
416 произошл памятный пожар в
междуэтажном переходе с участка
АФУ в технический этаж на отметку
3,6 метра. Пожар был своевременно
обнаружен младшим инспектором и
успешно ликвидирован личным соста
вом ПЧ 20. Сложность пожара заклю
чалась в том, что в помещении техни
ческого этажа хранились оснастка,
деревянные щиты, настил пола, крас
ки, оборудование и огромное количе
ство неиспользуемых кабелей и элек
тропроводов. Едкий дым затруднял
дыхание, работать приходилось в про
тивогазах. Особую опасность пред
ставляли кабельные линии, находив
шиеся под высоким напряжением.
Причиной пожара явилось короткое
замыкание.
Конец 80 х годов начало 90 х
стали для пожарных ПЧ 20 настоя
щим экзаменом на выживание. Ветра
перестройки коснулись своим леде
нящим крылом финансовых возмож
ностей охраняемого объекта и, как
результат, к 1993 году штаты пожар
ной части были урезаны с 22 человек
профилактической группы до 6.
Младшие инспектора, инструкторы,
сектора объекта ушли в историю. След
ствием этого случилась трагедия 24
июля 1992 года. В тот день завод со
дрогнулся от взрыва 5000 й подзем
ной мкости с мазутом, унсшим жиз
ни двух газоэлектросварщиков. При
чина трагедии заключалась в совпа
дении двух нарушений: техники безо
пасности и Правил пожарной безо
пасности. В тот роковой день в под
земной мкости оказался залитый ма
зут, способный выделять взрывопо
жароопасные пары при более низкой
температуре окружающей среды. А
двое погибших внесли иной источник
огня курение. Результат оказался
ужасным. Прибывшим на пожар кара
улам предстало следующее зрелище
в земле зияла огромная, как от
авиационной бомбы, воронка, чрный
дым, казалось, превратил солнечный
день в ночь, мазут горел огромными
языками пламени. Была реальная уг
роза взрыва остальных мкостей с
мазутом.
Следующий, 1993 год, остался в па
мяти ещ одним пожаром, произошед
шим 20 февраля около 3 часов ночи в
доме 7 по улице Ленина. Пожар начал
ся в подвальном помещении коммер
ческой структуры от сильного взрыва,
Летом 1972 года стояла небывалая, невероятная жара.
Температурный столбик перекрыл все рекорды столетия.
Трава, земля, кустарники, строения высохли и стали как
порох. В лесопарковой зоне города и послке Торфопред
приятие начались массовые пожары. Огонь со скоростью
ветра шл валом на послок, захватывая гектар за гекта
ром, уничтожая и превращая в пепел вс на свом пути. В это
время пожарные ПЧ 20, рабочие предприятий, население
противопоставили разбушевавшейся стихии вс: технику,
человеческое мужество, профессиональное мастерство.
Работали дни и ночи, порой без сна и отдыха в условиях
дымной мглы. Усилиями пожарных, рабочих и населения
огненная стихия была укрощена, а жилой послок Торфо
предприятие и леса защищены от бессмысленного уничто
жения. Медалью За отвагу на пожаре была награждена
большая группа участников ликвидации стихийного бед
ствия.
П.М. Чибисов руководил пожарной частью с 1935 го по
1951 год, его дело продолжил В.М. Гончаров (1951 1956),
его сменил И.П. Фомин (1956 1961), следующие 6 лет ПЧ
20 руководил В.А. Шведов, в 1967 году на должность засту
пил А.А. Столбовский, но через год в 1968 году его
сменил В.В. Рассадин, который руководил частью по 1977
год. На смену В.В. Рассадину в 1977 году на должность
начальника пожарной части 20 был назначен В.Т. Фирсов,
который оставался руководителем до 1981 года. Дольше
всех руководил пожарной частью 20 А.П. Кузьмин с
1981 го по 1999 год.
лестничные клетки и марши мгновен
но заполнились чрным дымом, обе
зумевшие от ужаса люди готовы были
прыгать в окна со всех этажей. Пожар
ные снимали их и с окон, и с балконов,
отдавали маски собственных проти
вогазов. Первыми на пожар прибыли
пожарные караула ВПЧ 20: В.Б. Цыга
нов, А.В. Рожков, А.М. Белоног, А.В.
Соловьв. Спаснные жильцы обни
мали капитана В.Б. Цыганова, как род
ного. Благодарностям не было кон
ца
Там, где в 80 х годах трудились 22
человека, в 1995 году остались лишь
трое: начальник А.П. Кузьмин, замес
титель В.С. Миляев, старший инженер
В.С. Ложкин. Тем не менее в 1999 году
была проведена успешная ликвида
ция технологической аварии с возго
ранием магниевых отходов на терри
тории предприятия.
В июне 2004 года в качестве техни
ческого переоснащения в пожарную
часть была приобретена автоцистерна
АЦ 40 3,2. Несмотря на важность и
своевременность данного события,
перед руководством части встали но
вые задачи. Так, часть здания 1920
года постройки не могла вместить
новый автомобиль. В связи с этим
было принято решение о реконструк
ции въездных ворот. Очень не хоте
лось отказываться от исторического
вида части. К тому же она занесена в
реестр зданий со старой архитектурой
города Королва. И вот, чтобы не ме
нять полукруглые арки въездных во
рот на урбанистические прямоуголь
ные, было принято решение
на реконструкцию только
первых и четвртых ворот.
Таким образом, фасад по
жарной части принял совре
менный вид и одновремен
но сохранил историческую
приемлемость и собствен
ную уникальность.
На сегодняшний день спе
циальная пожарная часть
20 защищает от пожаров
ряд крупных предприятий
Королва и Мытищ ОАО РКК Энер
гия им. С.П. Королва, ОАО Корпо
рация Тактическое ракетное воору
жение, ФГУП Конструкторское бюро
автотранспортного оборудования.
Есть в ПЧ 20 и своя реликвия
старинный насос, который в умелых
руках способен выдать 12 вдер (120
литров) в минуту и может поднять
струю воды до 30 метров по вертика
ли! Да да, вот такой вот ветеран, гово
рят, что в двадцатых годах прошлого
века иногда его ставили на тачанки и
расстреливали огонь водой, объез
жая его по периметру. И этот насос до
сих пор действующий! Так что всякий,
интересующийся историей пожарной
охраны, имеет возможность собствен
норучно попробовать дать воду из
этого насоса. Для этого достаточно
прийти
18 августа к 12.00 на праздно
вание 90 летия ПЧ 20 по адресу: г. Ко
ролв, проезд Дзержинского, дом 4а.
Вячеслав КУЗНЕЦОВ,
начальник специальной пожарной
части 20
Пожарные расчты 20 х годов.
Фасад пожарной части принял
современный вид и одновре
менно сохранил историческую
приемлемость и собственную
уникальность.