background image
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
Война как кошмар вошла в наш дом, вспоминает
Зинаида Андреевна. Серпухов, где я жила с родителями,
оказался прифронтовым городом и постоянно подвергался
бомбжкам. Немцы с юга стремились прорваться к Москве.
Война перечеркнула е мечту о поступлении в медицинс
кий институт, а ведь она с отличием окончила медицинское
училище, получила специальность фельдшера и хотела стать
врачом.
В жизни Зинаиды началась новая полоса жизни. С нача
лом войны она направляется в военный госпиталь, который
размещался в одной из школ города. Здесь многому ей
пришлось научиться, своими глазами увидеть, что делает с
солдатами война.
Меня определили в хирургическое отделение, в кото
ром лечили и оперировали раненых. Мне повезло, ведь моим
наставником был опытный, талантливый московский хирург
Залога строгий, выдержанный руководитель и уникаль
ный врач. Его золотые руки спасли жизни тысячам солдат.
Они с моей помощью выздоравливали и уходили на фронт
громить врага, вспоминает Зинаида Андреевна.
ВЕТЕРАН
Помимо участия в операциях и выхаживании бойцов ей
приходилось ездить на лошадях за ранеными на железнодо
рожную станцию. Хорошо, что позже выделили машину для
их перевозки. Раненых было столько, что приходилось их
размещать в коридорах и даже на лестничных клетках. У
кого то оторвана рука, кто то без ноги, а то и без ног вообще.
Каких только не было калек. И в большинстве были моло
дые. Кого то после операции комиссовывали, а многих вновь
отправляли на фронт.
В стихотворении Михаила Матусовского есть такие стро
ки, написанные будто о нашей героине:
И люди, седые от мук и страданий,
Невидящих глаз не сомкнув до утра,
По детски тебя называли: сестра.
Да, я помогала тысячам раненых. Многие потом писали
мне с фронта письма, благодарили за лечение. Бывало, и в
любви объяснялись, ведь мне было тогда всего 20 лет,
говорит Зинаида Андреевна.
Голодные, холодные, неимоверно тяжлые военные годы,
но это была молодость
Когда закончилась война, Зинаиду направили на один из
оборонных заводов Подмосковья.
На заслуженный отдых Зинаида Андреевна ушла поздно,
е трудовой стаж 65 лет. Она награждена орденом Отече
ственной войны II степени и 11 медалями.
Николай ЧЕРНЫШВ
Е называли сестра
Е называли сестра
Жительница нашего города, ветеран войны Зинаида
Андреевна Ерофеева всю войну работала хирургичес
кой медсестрой и спасала жизни раненым солдатам.
Ей никогда не забыть трагическое для нашей страны
утро 22 июня 1941 года.
Лидия Николаевна
Сухова (в девичестве
Черепанова) роди
лась 25 марта 1927
года. Е отец, офицер
царской армии, после
Октябрьской револю
ции, как и многие дру
гие русские эмигран
ты, вместе с семьй
оказался в Харбине,
но затем вернулся на
родину. Позже он был
репрессирован, а его
близкие, пока он на
ходился в заключе
нии, преодолевали не
взгоды, как могли.
Мать Лидии Никола
евны, до того бывшая
заведующей ателье, после ареста мужа
смогла устроиться только преподава
телем на курсах кройки и шитья, где
получала очень скромное жалованье.
Впоследствии семья воссоединилась
отца реабилитировали. Через неко
торое время он получил квартиру в под
московной Мамонтовке, в деревянном
доме, и Черепановы долго жили там.
Осенью 1945 года Лидия поступила
в Московское высшее художественно
промышленное училище (бывшее Стро
гановское) и в 1953 году окончила его.
Дипломной работой нескольких вы
пускников, в число которых входила и
Сухова (тогда ещ Черепанова), была
мозаика на своде строящейся станции
Павелецкая кольцевая Московского
метрополитена. Руководил работами
выдающийся художник монументалист
Павел Корин. По результатам этого тру
да он пригласил нескольких молодых
специалистов, в том числе Черепанову,
в свою творческую группу. Перед ними
ставилась задача выполнить мозаики в
зале другой станции метро Комсо
мольской кольцевой. Здесь Лидия
Николаевна познакомилась со своим
будущим мужем Сергеем Суховым,
тоже художником монументалистом, и
с той поры почти все заказы они вы
полняли вместе. Добавим, что на Ком
сомольской кольцевой Лидия Сухо
ва принимала участие в работе над пан
но Александр Невский.
Завершением этого этапа в жизни
художницы стала третья станция мет
ро Кольцевой линии Киевская,
где ей доверили, предположительно
по рекомендации Корина, уже как сфор
мировавшемуся профессиональному
художнику само
стоятельно под
готовить эскизы
и выложить две
композиции из
смальты.
Затем после
довала работа
над росписями
одного из пави
льонов ВДНХ, где
в то время про
исходила гран
диозная реконст
рукция всего вы
ставочного ком
плекса. Но вс
это и мозаика
на Киевской,
и росписи на выс
тавке относилось
к периоду учениче
ства. Лидия Нико
лаевна Сухова счи
талась подмасте
рьем, и по этой
причине ни в жур
нальных публика
циях, ни в справоч
никах путеводите
лях, ни в солидных искусствоведчес
ких трудах е авторство не указыва
лось. Кроме того, в названных работах
она не могла проявить в полной мере
собственный стиль, который вырабо
тался несколько позднее в условиях
относительной независимости.
Опыт, который Сухова приобрела в
процессе работы с таким корифеем
искусства, как П.Д. Корин, не мог не
оказать положительного влияния на е
дальнейшую творческую судьбу. Уже
во второй половине 1950 х годов она
начала реализовывать свой немалый
творческий потенциал. Заказы не за
ставили себя ждать. В эти годы Л.Н.
Сухова разрабатывает эскизы мозаик
для 36 учреждений в различных горо
дах СССР: Евпатории (для военного са
натория), Можайске (для ДК Юбилей
Не бывает безымянных творений
вторник
k
86, 3 августа 2010 г.
120
В Королве есть несколько произведений искусства, выполненных в технике
мозаики. Два из них находятся в самом центре города. Одно на площади
перед Центральным дворцом культуры им. М.И.Калинина, другое в интерье
рах ЦДК. Созданные в 1960 е годы, эти мозаичные композиции относятся к
произведениям социалистического реализма (хотя, по мнению современных
специалистов, это понятие в большей степени идеологическое, нежели стиле
вое). Их сюжетная канва и эмоциональный настрой в целом характерны для
искусства тех лет. Но в то же время они несут в себе и отпечаток индивиду
альности автора замечательного художника монументалиста Л.Н. Суховой.
Самой Лидии Николаевны уже нет в живых, но некоторые сведения о е жизни
и творчестве мы смогли узнать у дочери Елены Сергеевны Суховой.
ный), Подольске, Чехове и других.
Практически все эти работы были реа
лизованы.
В Калининграде Московской облас
ти (с 1996 года городе Королве)
Лидия Николаевна работала в начале
1960 х годов. Заказ она получила в
Московском комбинате художествен
ных работ. Эскизы для сюжетов, кото
рые предполагалось воплотить в тех
нике мозаики на трибуне площади
перед Дворцом культуры и в самом
дворце, просматривал Сергей Пав
лович Королв. Композиции обоих пан
но сложные, они не рассчитаны на вос
приятие с первого взгляда. Особенно
это касается мозаики, обрамляющей
сцену Дворца культуры. Совмещение
разномасштабных фигур раскрывает
сюжет изображения постепенно, фраг
мент за фрагментом. Незаполненных
плоскостей в панно нет, но при этом не
создатся и ощущения тесноты. Моза
ика кажется лгкой, в ней, как принято
говорить в профессиональной среде,
есть воздух. Эту задачу автор зара
нее решила за счт вс того же сопос
тавления разных масштабных шкал и
специально подобранной цветовой гам
мы. Крупные фигуры людей служат
фоном для фигур, выполненных в бо
лее мелком масштабе. При этом и те и
другие производят впечатление впол
не самостоятельных элементов компо
зиции. Подобный прим характер
ная черта всего творчества Лидии Ни
колаевны Суховой.
Цветную смальту для композиций
привозили с юга СССР. Выкладывали
мозаику втром: сама автор, Сергей
Егорович Сухов и ещ один мастер
Василий Васильевич Пахомкин. Оба
панно неплохо сохранились, а одно из
них, то, что на площади, было отрес
таврировано несколько лет назад.
По словам Елены Сергеевны Сухо
вой, эскизы мозаик должны были ос
таться у заказчика. По всей вероят
ности, им было предприятие, руково
димое С.П. Королвым (РКК Энер
гия). Возможно, какие то наброски
хранились и у автора, но, к сожале
нию, в трудный период жизни Сухо
вых они были утрачены. Это произош
ло, когда закрылся Московский ком
бинат художественных работ. Для
того чтобы элементарно выжить, ху
дожники вынуждены были продать
все свои эскизы.
Тогда же Суховы занялись росписью
храмов. Иногда им приходилось уча
ствовать и в реставрационных работах.
Вдвом они выполнили росписи на сво
дах московской церкви Троицы Живо
начальной на Воробьвых горах, рас
писали свод и стены церкви Владимир
ской иконы Божией Матери в подмос
ковном Быкове. Кроме того, некото
рые работы по заказам священнослу
жителей, в частности реставрацию
икон, они делали на дому.
Лидия Николаевна Сухова умерла
19 мая 2001 года, муж пережил е на
шесть с половиной лет. Оба они похо
ронены на Листвянском кладбище в
Мамонтовке.
Сергей МЕРЖАНОВ
Мария МИРОНОВА
З.А. Ерофеева (крайняя справа) с коллегами по госпиталю. 1942 год.
Фрагмент мозаики в театральном зале ЦДК им. Калинина.
Панно на площади ЦДК им. Калинина.
Фрагмент мозаики в театральном
зале ЦДК им. Калинина.