background image
C
M
Y
K
вторник
k
86, 3 августа 2010 г.
120
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
9 мая 1945 года Германия подписала акт о
безоговорочной капитуляции.
9 августа 1945 года СССР, выполняя союзни
ческие обязательства, взятые на Крымской кон
ференции, начал военные действия против Япо
нии. Война с Японией закончилась 2 сентября
1945 года.
В ней участвовал наш земляк, начальник пла
ново производственного отдела завода 8
(в послевоенные годы НИИ 88) Александр Ва
сильевич Макаров. Всю войну, начиная с октября
1941 года, он прошл в должности замполита
заместителя командира подразделения по по
литчасти. Александр Васильевич оставил воспо
минания Незабываемые годы. Не так давно мне
передала их внучка Инна Макарова.
Как все фронтовики, пишет не о себе, больше о
тех, кто воевал рядом с ним, рассказывает о
боевых качествах и воинских заслугах товари
щей по оружию. Написанные живо, воспоминания
напоминают натурные съмки или художествен
ные зарисовки. Публикуем последнюю главу В
войне с Японией.
9 мая 1945 года мы вступили в Прагу. Утром
бригада переместилась в другой район на корот
кий отдых. Всем бойцам и офицерам было объяв
лено, что полевая почта временно не будет прини
мать письма на Родину. Затем на совещании на
чальник политотдела сообщил нам, политработ
никам, что наша бригада должна отбыть в Совет
ский Союз. Нас погрузили в железнодорожный
состав, и мы поехали через Польшу, как думали,
к себе на Родину, в Советский Союз. Пункт назна
чения никому из нас не был известен.
Мы проехали без остановок южнее Москвы,
затем пересекли Волгу, проехали Урал. В Сибири
наш эшелон неожиданно остановился в открытом
поле, около речки. Был объявлен санитарный день.
Искупались, выстирали и высушили на солнце
бель и двинулись дальше. Проехав Сибирь, озе
ро Байкал, город Читу, наш эшелон остановился
ночью на железнодорожном разъезде. Поступил
приказ разгружаться, света не зажигать. Выгру
жались в темноте. На следующий день прошли
дезкамеру, привели себя в порядок и в ночь своим
ходом двинулись в Монголию. Днм останови
лись в поле, рядом с городом Чойбалсан. В поле
вырос большой палаточный город. Днм и ночью
над ним постоянно дежурили наши самолты.
Через некоторое время наша бригада передвину
лась ближе к границе Монголии с Китаем и распо
ложилась в степи. Окопы и землянки замаскиро
вали зелным дрном.
На семинаре в политотделе армии нам предо
ставили сведения о противнике, об особенностях
театра военных действий (нет питьевой воды). По
полученным материалам я выступил с докладами
перед офицерским составом, парторгами и ком
соргами батальонов, агитаторами. В ночь на 9
августа после артиллерийской подготовки танко
вая армия, в которой я служил, двинулась в на
ступление. На вооружении она имела 1119 танков
и самоходных артиллерийских установок, 188 бро
немашин, 1150 орудий и миномтов, 43 реактив
ных установки. Личный состав составлял 50 ты
сяч человек. Перед армией была поставлена зада
ча: упредить японскую армию в занятии перева
лов через горный хребет Большой Хинган и не
позднее пятого дня операции овладеть рубежом
Лубей, Туцюань. В дальнейшем развивать наступ
ление на города Мукден и Чаньчунь. Наша меха
низированная танковая бригада быстро продви
галась по заданному направлению. Попытки япон
цев помешать нашему наступлению силами авиа
ции успеха не имели.
При движении по заданному маршруту броса
лась в глаза вековая отсталость этого района Ки
тая. Редкие небольшие деревни, окружнные гли
няной стеной. На стене кое где стоят китайцы, как
нам казалось, удивлнные и потряснные зрели
щем движения такой армады по бездорожью. На
конец, рельеф местности изменился, мы вступили
на знаменитый Большой Хинган. Все слезли с ма
шин, поднимались на хребет и спускались по од
ной тропе. Строители умельцы соорудили специ
альный подъмник два мощных танка при помо
щи стальных тросов поднимали машины на высоту
хребта и опускали с другой стороны. Вс это проде
лывалось быстро дорожили временем.
Дальнейший путь был не менее трудным. После
ливневых дождей равнинная местность была за
лита водой. Временами танки и автомашины плы
ли по воде, как корабли по морю. Мост через реку
у города Тунляо был сорван наводнением. На
берегу скопилось много машин. Мост восстано
вили сравнительно быстро.
Нашей бригаде было приказано выделить авиа
десант. Его составили офицеры и бойцы мото
стрелкового батальона и разведчики бригады в
количестве 200 человек. Командиром десанта
назначили майора В.Л. Копаева, способного, от
чаянно смелого командира, тяжело раненного в
ходе Корсунь Шевченковской операции и снова
вернувшегося в строй после госпиталя, не раз
отличавшегося в боях. Десант должен был выса
диться на территории противника в районе Порт
Артура недалеко от военно морской базы япон
ских вооружнных сил. Цель захват японского
аэродрома. Когда наши самолты с десантниками
приблизились к аэродрому, японские солдаты,
охранявшие его, открыли стрельбу. Истребители,
сопровождавшие десант, повели по противнику
сильный огонь, и в считанные минуты десантники
сумели высадиться. Решительными действиями
они подавили сопротивление японцев и полнос
тью овладели аэродромом. Это было 22 августа
1945 года.
Батальону, где командиром был майор Акопян,
а я его заместителем по политчасти, была постав
лена задача как можно быстрее достигнуть
города Мукдена. Из за разлива рек и затопленных
мостов на машинах проехать было невозможно, и
батальон шл с оружием и боеприпасами пешком
по разобранному железнодорожному полотну.
Бойцы очень уставали. Иногда навстречу попада
лись китайцы. Солдаты миномтчики как то ос
тановили группу китайцев, поздоровались с ними,
угостили табаком, отсыпали им табаку на дорогу
и договорились, чтобы те некоторое время помо
гли нести тяжлые части миномта. Те согласи
лись. Когда расставались, солдаты дали им ещ
табаку за работу, пожали им руки, похлопали по
спине. Китайцы ушли очень довольные.
К вечеру подошли к железнодорожной станции.
На путях стоял паровоз с вагонами. Выяснили, что
железнодорожная линия до Мукдена исправно
действует. Комбат и командиры рот решили погру
зиться в этот состав. Машинист паровоза япо
нец. К машинисту посадили офицера с солдатами.
Приняли меры на случай неожиданного нападения
и непредвиденной опасности, установив на паро
возе и в вагонах строгое наблюдение. Конечно, в
пути были вс время в напряжении.
В Мукден прибыли без происшествий. Мы вы
садились из поезда, соединились с нашими час
тями. Город был освобождн. Вслед за нами в
Мукден вошли части Китайской народно револю
ционной армии. Мы встречали их. Уставшие, в
изношенном обмундировании, плохо вооружн
ные, но с чувством высокого патриотического
долга, дисциплины и ответственности, уважения
к советским друзьям они улыбались нам.
Вскоре наша механизированная танковая бригада
отправилась на Родину, в Советский Союз. Полит
отдел отозвал меня в сво распоряжение и назначил
начальником дивизионной партийной школы.
Демобилизован из армии я был в августе 1946
года. Встретился с семй и снова начал трудиться
на прежней работе, в планово производственном
отделе.
Хотя война с фашистской Германией давно
кончилась, но годы Великой Отечественной вой
ны продолжают и сегодня волновать нашего бра
та фронтовика. Они заставляют вновь и вновь
переживать эти выдающиеся героические собы
тия в истории нашей Родины.
А.В. Макаров. 1989 год.
Замполит Макаров
От редакции. Александр Васильевич имел
звание майора, был награждн орденами Оте
чественной войны I и II степени, медалями, в
том числе и за войну с Японией.
Первый из них почему парень из
простой рязанской глубинки едет в
Москву, поступает в аэроклуб, для того
чтобы научиться летать, и действитель
но поступает и начинает летать! Второй
почему он едет не в Тулу или По
дольск, а попадает в Болшево? Третий
почему он выбрал Мытищинский
аэроклуб?
Почему судьба распорядилась имен
но так, как получилось! Ведь жизнь
складывается очень разнообразно,
могло и не получиться такого раскла
да.
В первую очередь я попытался уз
нать что либо о детстве и юношестве
Василия Уткина (так он был наречн с
детства). Написал в Рязань, в област
ную администрацию, письмо с
просьбой сообщить что либо о семье
Уткиных. Письмо написал, заранее
предполагая, что моя просьба будет
обречена на неудачу. Но случилось уди
вительное. Мне ответили, и даже завя
залась переписка. Первое, что я полу
чил из Министерства по делам терри
ториальных образований Рязанской
области, были копии ранее опублико
ванных материалов, в которых содер
жались сведения о семье Уткиных.
Герой Советского Союза В.С. Уткин
родился 1 января 1922 года в селе Ал
шино Сасовского района Рязанской об
ласти. Это очень древнее село, располо
женное на берегу речушки Алшин, впа
дающей в Цну. Ещ в 2004 году был жив
его родной дядя Иван Иванович Уткин.
Человек довольно интересный тем, что
был первым председателем одного из
местных колхозов.
К большому сожалению, письмен
ных воспоминаний о детстве и юноше
стве Василия (Валерия) Уткина нет, как
нет и его фотографий в этом возрасте.
В 1937 году он окончил семь классов
местной школы. Некоторое время про
работал в колхозе. А потом решает осу
ществить свою мечту стать лтчи
ком!
Почему поступает в Мытищинский
аэроклуб? Почему он оказался в по
слке Валентиновка? Думаю, что это
случилось потому, что в это время здесь
было три аэродрома: Мытищинский
аэродром с аэроклубом, Монинский
аэродром (военный) и аэродром у нас
в Подлипках. Мне кажется, он предпо
лагал, что если его не примут в лтчи
ки, то вс равно он найдт работу, хотя
бы на одном из этих аэродромов!
А поступить в аэроклуб было очень
сложно. Я сам, став в 1949 году студен
том Московского авиационного инсти
тута, тут же поступил в аэроклуб. Но, к
сожалению, меня значительно раньше
сняли с полтов вестибулярный ап
парат подвл! Но и в мо время попасть
в аэроклуб было сложно. Случайно мне
попала в руки книжка Николая Ивано
вича Штангея Я дрался на Ил 2. Так
вот как он описывает свою учбу в
аэроклубе:
Шл 1940 год, я учился в послед
нем классе школы в городе Кременное
Ворошиловградской области, когда к
нам приехал офицер и стал отбирать
ребят учиться на лтчиков. Из школы у
нас записалось 17 человек. После ме
дицинской и мандатной комиссий из
этой группы остался один я. Десятый
класс я окончил и поступил в аэроклуб.
Занятия в аэроклубе проходили в горо
де Лисичанске, каждый день по 6 8
часов. Сначала теоретический курс, а
через полтора месяца я первый раз
поднялся в воздух. Инструктор со мной
сделал восемь вылетов: взлт круг
над аэродромом посадка. Потом
меня спрашивает: А ты не вршь?
Может, ты раньше на чм нибудь ле
тал? Он переговорил с командиром
2010 Й ГОД 65 ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ
отряда, и меня выпустили самостоя
тельно.
Семья Уткиных была большая
мать Александра Тимофеевна, четве
ро сыновей: первенец Семн появил
ся на свет в 1913 году, Александр в
1914 м, Николай в 1916 м и Василий
(Валерий) в 1922 м. Вскоре после
рождения четвртого сына умер отец.
Как выживала семья в тяжлые годы
раскулачивания и коллективизации,
мы не знаем. Но денег было, видимо,
негусто, так как пришлось продать
половину дома и переехать в другое
село, Власово. Семн, старший сын,
был за отца. Он успевал и зарабаты
вать деньги для семьи, и учиться.
Василий рос крепким и способным
пареньком, кумиром его был отваж
ный Валерий Чкалов. Он так и гово
рил: Хочу быть Валерием Чкало
вым! И он стал Валерием и стал
Героем Советского Союза.
В ходе подготовки к 65 летию Побе
ды в Великой Отечественной войне на
площади Победы в Рязани была от
крыта центральная скульптурная ком
позиция, посвящнная Великой Отече
ственной войне, куда занесены имена
рязанцев Героев Советского Союза
(387 имен) и полных кавалеров ордена
Славы (67 имен). Был зажжн Вечный
огонь от факела, доставленного из
Москвы, который привезла рязанская
делегация, побывавшая на Могиле Не
известного Солдата.
Владимир МАЛЫХ
Ещ в процессе подготовки очерка о Вале
рии Уткине (Калининградская правда от
15 апреля) у меня возникло несколько во
просов, которыми я заинтересовался, да и
сейчас продолжаю интересоваться.
Александр Васильевич Макаров.
В глазах его небо голубое
В глазах его небо голубое
В глазах его небо голубое
В глазах его небо голубое
Фото из семейного альбома
Рязань. Так открывали монумент с именами героев.